Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская основная общеобразовательная школа»
| Рассмотрено: на заседании педагогического педсовета МКОУ «Вишневская ООШ» Протокол № ___ от «____»__________ 20_ г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Вишневская ООШ» ______________ / ___________/ подпись Ф.И.О. Приказ от «_» _________20___г №____ |
Рабочая программа
по предмету «биология»
на 2020/2021 учебный год
Класс: 6
Учитель:
Мрыхина Юлия Сергеевна
учитель химии и биологии
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, на основе авторской программы «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2011 г. При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Курс направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение а ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели и задачи:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков;
способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоцитологии, микробиологии, растениеводства. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоцинотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Основное содержание линии программы
Учебное содержание курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в базовой части учебного плана рассчитано на изучение предмета 1 час в неделю . Но согласно учебному плану МКОУ «Вишневская ООШ» на 2020-2021 учебный год, за счет часов компонента образовательного учреждения добавлено 0,5 часа – для развития творческих умений, экологической культуры, привития самостоятельности и заботливого отношения учащихся к природе. Данный курс будет рассмотрен за 51 час (1,5 часа в неделю). Материал, предназначенный для изучения 1 час в неделю, в содержании курса дан основным шрифтом, а дополняющий его материал для изучения 0,5 часа в неделю выделен светлым курсивом.
Общая характеристика учебного предмета.
При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Курс направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение а ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Место учебного предмета «Биологии» в учебном плане.
Учебный план школы предусматривает изучение предмета « Биология» на этапе основного общего образования в объёме 68 часов.
Рабочая программа предусматривает обучение биология объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.
Запланировано 9 лабораторных работ, 4 контрольно - обобщающих урока, 1 урок итогового контроля знаний по курсу биологии 5 класса, 1 урок – экскурсия «Многообразие живого мира» и «Обсуждение заданий на лето».
Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Содержание учебного предмета.
Введение. Общее знакомство с растениями (3 ч.)
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.
Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.
Клеточное строение растений (4 ч.)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Лабораторная работа. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Изучение клеток кожицы лука. Знакомство с клетками растений.
Органы цветковых растений (16 ч.)
Семя (3 ч).
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Лабораторные работы. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Разнообразие семян овощных культур.
Корень (3 ч.)
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.
Лабораторные работы. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса). Зона роста у корня.
Побег (6 ч.).
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег. Узлы и
междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.
Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для
растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена.
Видоизменения листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину.
Рост камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.
Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и
внутреннее строение листа. Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.
Строение корневища, клубня и луковицы.
Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
Цветок и плод (4 ч.).
Цветок его значение и строение. Околоцветник мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к
опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Распространение плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система - биосистема.
Лабораторные работы. Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и
ветроопыляемых. Типы соцветий (3-5 разных).
Экскурсии. Мир растений на подоконнике: «путешествие с домашними растениями»
Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 ч.)
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Удобрения органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как орган размножения и расселения растений. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений.
Основные отделы царства растений (7 ч.).
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (изучаются по выбору учителя 1-2 семейства).
Лабораторные работы: Определение одноклеточных водорослей. Изучение внешнего строения моховидных растений. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений. Строение шишек и семян хвойных растений. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.
Экскурсии. Весеннее пробуждение представителей царства растений.
Историческое развитие растительного мира (3 ч.).
Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции Усложнение строения растений.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
Царство Бактерий (2 ч.)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
Царство Грибы. Лишайники (3 ч.)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Приложение1
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и темы | Часы учебног. времени | Сроки проведения |
по плану | фактич |
| Введение. Общее знакомство с растениями. | 3 | | |
1 | Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Экскурсия. | 1 | | |
2 | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Л р «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.» | 1 | | |
3 | Условия жизни растений. | 1 | | |
| Клеточное строение растений. | 4 | | |
4 | Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений. | 1 | | |
5 | Особенности растительной клетки. Лр «Знакомство с клетками растений.» | 1 | | |
6 | Жизнедеятельность клетки. | 1 | | |
7 | Ткани растений и их виды. | 1 | | |
| Органы цветковых растений. | 16 | | |
8 | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лр «Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)» | 1 | | |
9 | Условия прорастания семян. | 1 | | |
10 | Значение семян. | 1 | | |
11 | Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Лр «Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса)» | 1 | | |
12 | Рост корня. | 1 | | |
13 | Значение корней и их разнообразие. | 1 | | |
14 | Побег. Строение и значение побега. Лр «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | | |
15 | Развитие побегов из почек растения. | 1 | | |
16 | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. | 1 | | |
17 | Значение листа в жизни растения. | | | |
18 | Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Лр «Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение» | 1 | | |
19 | Видоизменения побегов. Лр «Строение корневища, клубня и луковицы». | 1 | | |
20 | Цветок – генеративный орган, его строение и значение.Лр «Строение цветка. Типы соцветий (3-5 разных). | 1 | | |
21 | Цветение и опыление растений. | 1 | | |
22 | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | | |
23 | Растительный организм как живая система. | 1 | | |
| Основные процессы жизнедеятельности растений. | 7 | | |
24 | Минеральное (почвенное) питание растений. | 1 | | |
25 | Воздушное питание растений – фотосинтез. | 1 | | |
26 | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 | | |
27 | Значение воды в жизнедеятельности растений. | 1 | | |
28 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | | |
29 | Использование вегетативного размножения человеком. Лр «Черенкование комнатных растений. | 1 | | |
30 | Рост и развитие растительного организма. | 1 | | |
| Основные отделы царства растений. | 7 | | |
31 | Понятие о систематике растений. | 1 | | |
32 | Водоросли и их значение. | 1 | | |
33 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лр «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 | | |
34 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Лр «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений» | 1 | | |
35 | Отдел Голосеменные. Лр «Строение шишек и семян хвойных растений» | 1 | | |
36 | Отдел Покрытосеменные. Лр «Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений». | 1 | | |
37 | . Семейства класса Двудольные (1-2 по выбору). Семейства класса Однодольные (1-2 по выбору). | 1 | | |
| Историческое развитие растительного мира на земле. | 3 | | |
38 | Понятие об эволюции растительного мира на Земле. | 1 | | |
39 | Эволюция высших растений. | 1 | | |
40 | Многообразие и происхождение культурных растений. | 1 | | |
| Царство бактерий. | 2 | | |
41 | Бактерии. Общая характеристика, строение. | 1 | | |
42 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 | | |
| Царство Грибы. Лишайники. | 3 | | |
43 | Царство Грибы. Общая характеристика. Лр «Изучение строения плесневых грибов». | 1 | | |
44 | Многообразие и значение грибов. | 1 | | |
45 | Лишайники. Общая характеристика и значение. | 1 | | |
| Природные сообщества. | 5 | | |
46 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | 1 | | |
47 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 1 | | |
48 | Многообразие природных сообществ. | 1 | | |
49 | Жизнь организмов в природе. | 1 | | |
50 | Жизнь растений весной. Экскурсия | 1 | | |
| Заключение по курсу биологии. | 1 | | |
51 | Обобщение и повторение, задание на лето. | 1 | | |
Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.
Природные сообщества (5 ч.)
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.
Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Экскурсии: Жизнь растений в весенний период года. Лес как природное сообщество.
Весна в жизни природного сообщества.
11. Заключение. (1 час)
Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями. | 3 |
2 | Клеточное строение растений. | 4 |
3 | Органы цветковых растений. | 16 |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений. | 7 |
5 | Основные отделы царства растений. | 7 |
6 | Историческое развитие растительного мира на Земле. | 3 |
7 | Царство Бактерий. | 2 |
8 | Царство Грибы. Лишайники. | 3 |
9 | Природные сообщества. | 5 |
10 | Заключение по курсу биологии | 1 |
| Итого | 51 |