СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская основная общеобразовательная школа»












Рассмотрено:

на заседании педагогического

педсовета МКОУ «Вишневская ООШ»

Протокол № ___ от

«____»__________ 20_ г.

Утверждаю:

Директор МКОУ «Вишневская ООШ»

______________ / ___________/

подпись Ф.И.О.

Приказ от «_» _________20___г

№____




Рабочая программа

по предмету «биология»

на 2020/2021 учебный год











Класс: 6

Учитель:

Мрыхина Юлия Сергеевна

учитель химии и биологии













Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, на основе авторской программы «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2011 г. При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Курс направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение а ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли растений, грибов, бактерий; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

  •   создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и  систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического  образования через систему  уроков;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения  работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать      их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать      наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

  • Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоцитологии, микробиологии, растениеводства. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к  надорганизменному – биогеоцинотическому и  способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.



Основное содержание линии программы

Учебное содержание курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» в базовой части учебного плана рассчитано на изучение предмета 1 час в неделю . Но согласно учебному плану МКОУ «Вишневская ООШ» на 2020-2021 учебный год, за счет часов компонента образовательного учреждения добавлено 0,5 часа – для развития творческих умений, экологической культуры, привития самостоятельности и заботливого отношения учащихся к природе. Данный курс будет рассмотрен за 51 час (1,5 часа в неделю). Материал, предназначенный для изучения 1 час в неделю, в содержании курса дан основным шрифтом, а дополняющий его материал для изучения 0,5 часа в неделю выделен светлым курсивом.



Общая характеристика учебного предмета.

При изучении биологии в 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, некоторых методах изучения природы, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Курс направлен на формирование у учащихся представлений об особенностях строения и жизнедеятельности растительной клетки, растительного организма, особенностях бактерий и грибов. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение а ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.







Место учебного предмета «Биологии» в учебном плане.

Учебный план школы предусматривает изучение предмета « Биология» на этапе основного общего образования в объёме 68 часов.

Рабочая программа предусматривает обучение биология объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.

Запланировано 9 лабораторных работ, 4 контрольно - обобщающих урока, 1 урок итогового контроля знаний по курсу биологии 5 класса, 1 урок – экскурсия «Многообразие живого мира» и «Обсуждение заданий на лето».

Рабочая программа является составной частью программы образовательного учреждения.



Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные - формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.







Содержание учебного предмета.

  1. Введение. Общее знакомство с растениями (3 ч.)


Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.

Экскурсии. Мир растений вокруг нас. Осенние явления в жизни растений.


  1. Клеточное строение растений (4 ч.)


Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения.

Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Лабораторная работа. Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. Приготовление микропрепарата. Изучение клеток кожицы лука. Знакомство с клетками растений.

  1. Органы цветковых растений (16 ч.)


Семя (3 ч).

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Глубина заделки семян. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Лабораторные работы. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Разнообразие семян овощных культур.


Корень (3 ч.)

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Рост корня. Ветвление корней.

Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.

Лабораторные работы. Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса). Зона роста у корня.


Побег (6 ч.).

Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег. Узлы и

междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для

растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена.

Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину.

Рост камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Лабораторные работы. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и

внутреннее строение листа. Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение.

Строение корневища, клубня и луковицы.

Экскурсии. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

Цветок и плод (4 ч.).

Цветок его значение и строение. Околоцветник мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к

опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений.

Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Распространение плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система - биосистема.

Лабораторные работы. Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и

ветроопыляемых. Типы соцветий (3-5 разных).

Экскурсии. Мир растений на подоконнике: «путешествие с домашними растениями»


  1. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 ч.)


Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Удобрения органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способа размножения. Споры и семена как орган размножения и расселения растений. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Лабораторные работы. Черенкование комнатных растений.


  1. Основные отделы царства растений (7 ч.).


Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Многообразие пресноводных и морских водорослей.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений.

Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые) (изучаются по выбору учителя 1-2 семейства).

Лабораторные работы: Определение одноклеточных водорослей. Изучение внешнего строения моховидных растений. Изучение внешнего строения папоротниковидных растений. Строение шишек и семян хвойных растений. Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.

Экскурсии. Весеннее пробуждение представителей царства растений.


  1. Историческое развитие растительного мира (3 ч.).


Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции Усложнение строения растений.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).



  1. Царство Бактерий (2 ч.)


Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

  1. Царство Грибы. Лишайники (3 ч.)


Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы - Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Приложение1

Календарно-тематическое планирование




Наименование раздела и темы

Часы

учебног.

времени

Сроки проведения

по плану


фактич


Введение. Общее знакомство с растениями.


3



1

Наука о растениях – ботаника. Мир растений. Экскурсия.


1



2

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Л р «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.»


1



3

Условия жизни растений.


1




Клеточное строение растений.


4



4

Микроскоп и лупа – приборы для изучения строения растений.


1



5

Особенности растительной клетки. Лр «Знакомство с клетками растений.»


1



6

Жизнедеятельность клетки.


1



7

Ткани растений и их виды.


1




Органы цветковых растений.


16



8

Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лр

«Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)»


1



9

Условия прорастания семян.


1



10

Значение семян.


1



11

Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. Лр

«Строение корня у проростка (гороха, тыквы, редиса)»


1



12

Рост корня.


1



13

Значение корней и их разнообразие.


1



14

Побег. Строение и значение побега. Лр «Строение вегетативных и генеративных почек»


1



15

Развитие побегов из почек растения.


1



16

Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.


1



17

Значение листа в жизни растения.





18

Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Лр «Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение»


1



19

Видоизменения побегов. Лр «Строение корневища, клубня и луковицы».


1



20

Цветок – генеративный орган, его строение и значение.Лр «Строение цветка. Типы соцветий (3-5 разных).


1



21

Цветение и опыление растений.


1



22

Плод. Разнообразие и значение плодов.


1



23

Растительный организм как живая система.


1




Основные процессы жизнедеятельности

растений.


7



24

Минеральное (почвенное) питание растений.


1



25

Воздушное питание растений – фотосинтез.


1



26

Дыхание и обмен веществ у растений.


1



27

Значение воды в жизнедеятельности растений.


1



28

Размножение и оплодотворение у растений.


1



29

Использование вегетативного размножения человеком. Лр «Черенкование комнатных растений.


1



30

Рост и развитие растительного организма.


1




Основные отделы царства растений.


7



31

Понятие о систематике растений.


1



32

Водоросли и их значение.


1



33

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лр «Изучение внешнего строения моховидных растений»


1



34

Плауны. Хвощи. Папоротники. Лр «Изучение внешнего строения папоротниковидных растений»


1



35

Отдел Голосеменные. Лр «Строение шишек и семян хвойных растений»


1



36

Отдел Покрытосеменные. Лр «Знакомство с многообразием покрытосеменных на примере комнатных растений».

1



37

. Семейства класса Двудольные (1-2 по выбору).

Семейства класса Однодольные (1-2 по выбору).


1




Историческое развитие растительного мира на земле.


3



38

Понятие об эволюции растительного мира на Земле.


1



39

Эволюция высших растений.


1



40

Многообразие и происхождение культурных растений.


1




Царство бактерий.


2



41

Бактерии. Общая характеристика, строение.


1



42

Значение бактерий в природе и жизни человека.


1




Царство Грибы. Лишайники.


3



43

Царство Грибы. Общая характеристика. Лр «Изучение строения плесневых грибов».


1



44

Многообразие и значение грибов.


1



45

Лишайники. Общая характеристика и значение.


1




Природные сообщества.


5



46

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.


1



47

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.


1



48

Многообразие природных сообществ.


1



49

Жизнь организмов в природе.


1



50

Жизнь растений весной. Экскурсия


1




Заключение по курсу биологии.


1



51

Обобщение и повторение, задание на лето.


1



Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.


  1. Природные сообщества (5 ч.)


Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк – смешанный лес – ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Экскурсии: Жизнь растений в весенний период года. Лес как природное сообщество.

Весна в жизни природного сообщества.


11. Заключение. (1 час)

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.





Учебно-тематический план



Тема

Кол-во

часов

1

Введение. Общее знакомство с растениями.


3

2

Клеточное строение растений.


4

3

Органы цветковых растений.


16

4

Основные процессы жизнедеятельности растений.


7

5

Основные отделы царства растений.


7

6

Историческое развитие растительного мира на Земле.


3

7

Царство Бактерий.


2

8

Царство Грибы. Лишайники.


3

9

Природные сообщества.


5

10

Заключение по курсу биологии


1


Итого

51