СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс 2020-2021

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс 2020-2021»

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология»

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения биологии


Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения биологии в 7 классе являются следующие:

Личностные результаты обучения

—воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;

—знание и применение учащимися правил поведения в природе;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—признание учащимися права каждого на собственное мнение;

—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение: отстаивать свою точку зрения, реализовывать теоретические познания на практике, слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

—формирование эмоционально положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

—абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;

—анализировать, обобщать, высказывать суждения по усвоенному материалу;

—выявлять: признаки сходства и отличия: в строении, образе жизни и поведении животных, территорий различной степени охраны, причинно‑следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге, черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;

—давать характеристику методов изучения биологических объектов;

—использовать знания по зоологии в повседневной жизни;

—классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

—конкретизировать примерами доказательства эволюции, понятия: «продуценты», «консументы», «редуценты», рассматриваемые биологические явления;

—корректно отстаивать свою точку зрения;

—наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

—находить: в словарях и справочниках значения терминов, в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений;

—осуществлять наблюдения и делать выводы;

—поддерживать дискуссию;

—получать биологическую информацию: о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного организма из различных источников, об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;

—презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ;

—применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

—работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

—самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы;

—систематизировать биологические объекты разных биоценозов;

—составлять тезисы и конспект текста, обобщать, делать выводы из прочитанного;

—сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы;

—толерантно относиться к иному мнению;

—устанавливать причинно‑следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития, при объяснении устойчивости биоценозов, лежащих в основе регуляции деятельности организма;

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—закономерности развития с превращением и развития без превращения;

—законы охраны природы;

—историю изучения животных;

—исчезающие, редкие и охраняемые виды животных;

—методы селекции и разведения домашних животных;

—основные системы органов животных и органы, их образующие;

—основные способы размножения животных и их разновидности;

—особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

—особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

—отличие полового размножения животных от бесполого;

—признаки: биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов, естественного и искусственного биоценоза, охраняемых территорий, признаки экологических групп животных;

—причинно‑следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;

—причины эволюции по Дарвину;

—пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики).

—результаты эволюции;

—систематику животного мира;

—сравнительно‑анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

—структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

—условия одомашнивания животных;

—эволюционный путь развития животного мира;

—эволюцию систем органов животных;

Учащиеся должны уметь:

—анализировать доказательства эволюции, анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.

—выявлять: влияние окружающей среды на биоценоз, выявлять приспособления организмов к среде обитания, выявлять сходства и различия в строении тела животных;

—доказать: преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме, доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

—наблюдать за поведением животных в природе;

—находить отличия простейших от многоклеточных животных;

—объяснять: взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных, объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных, значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза, объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных, значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;

—оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

—описывать строение покровов тела и систем органов животных;

—определять: направление потока энергии в биоценозе, принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам, приспособленность организмов биоценоза друг к другу, систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе, сходства и различия между растительным и животным организмом;

—отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

—показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

—пользоваться Красной книгой;

—понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

—правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия, индивидуального развития животных соответствующие понятия, развития животного мира на Земле биологические понятия, строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

—правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

—прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

—работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

—различать: на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах — органы и системы органов животных, на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;

—раскрывать значение животных в природе и жизни человека и применять полученные знания в практической жизни;

—распознавать: взаимосвязи организмов со средой обитания, изученных животных, переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими, стадии развития животных;

—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;

—совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

—сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

—устанавливать причинно‑следственные связи многообразия животных;

—характеризовать: возрастные периоды онтогенеза, гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета в 7 классе являются следующие:

Ученик научится:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных как пред­ставителей самостоятельного царства живой природы;

- выделять прогрессивные черты в строении органов и систем органов животных разных си­стематических групп;

- приводить доказательства эволюции и общности происхождения живых организмов;

- различать по внешнему виду и описанию организмы различных систематических групп царства Животные и выделять их отличительные признаки; осуществлять классификацию животных;

- характеризовать приспособления животных разных систематических групп к условиям различных сред обитания, приводить примеры таких приспособлений;

- описывать и использовать приемы по уходу за домашними животными;

- применять методы биологической науки для изучения животных - проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов - приводить доказательства.

- классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о животных, получаемую из разных источников, практическую значимость животных в природе и в жизни человека, последствия деятельности человека в природе;

Ученик получит возможность научиться:

    • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

    • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; выращивания и размножения домашних животных;

    • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

    • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

    • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

    • находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

    • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.




  1. Содержание учебного предмета «Биология»


7 класс


Введение (2 ч)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 1. Простейшие (2 ч)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Раздел 2. Многоклеточные животные (38 ч)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные работы: Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные работы: Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные работы: Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные работы: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные работы: Изучение внешнего строения птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч)

Покровы тела. Опорно‑двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода.

Лабораторные работы: Изучение особенностей различных покровов тела.

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные работы: Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно‑анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Раздел 6. Биоценозы (3 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 ч)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.



  1. Тематическое планирование учебного предмета «Биология»


7 класс

урока

Тема урока

Введение (2 ч)

Вводный инструктаж по ТБ. История развития зоологии.

Современная зоология.

Раздел 1 Простейшие (2 ч)

Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории.

Раздел 2. Многоклеточные животные (38 ч)

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы.

Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные.

Тип Круглые черви.

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты.

Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №1 Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски.

Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №2 Многообразие ракообразных

  1. ,

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №3 Многообразие насекомых

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

Контрольная работа №1 «Многоклеточные животные. Беспозвоночные»

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные.

Надкласс рыбы

Классы рыб: Хрящевые, Костные. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №4 Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Класс земноводные, или Амфибии

Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Отряды пресмыкающихся: Чешуйчатые

Отряды пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы

Класс Птицы

Отряды птиц: Пингвины. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №5 Изучение внешнего строения птиц

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные

Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенасты

Класс Млекопитающие, или Звери.

Отряды млекопитающих: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Отряд млекопитающие: Приматы

Контрольная работа №2 «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные»

Раздел 3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 ч)

Покровы тела. Текущий инструктаж по ТБ. Л.р. №6 Изучение особенностей различных покровов тела

Опорно-двигательная система животных

Способы передвижения и полости тела животных

Органы дыхания и газообмен

Органы пищеварения

Обмен веществ и превращение энергии

Кровеносная система. Кровь

Органы выделения

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Продление рода. Органы размножения, продления рода

Контрольная работа №3 «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Развитие животных с превращением и без превращения

Периодизация и продолжительность жизни животных Текущий инструктаж по ТБ. Л.р №7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста

Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 ч)

Доказательства эволюции животных

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Раздел 6. Биоценозы (3 ч)

Естественные и искусственные биоценозы

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Цепи питания. Поток энергии

Раздел 7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животный мир.

Одомашнивание животных

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Охрана и рациональное использование животного мира

Контрольная работа №4 по темам: Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Итоговая работа за курс 7 класса в рамках промежуточной аттестации

Анализ итоговой работы за курс 7 класса


Приложение 1


Темы проектов по предмету «Биология» 7 класс


  1. Биоценозы Антарктиды.

  2. Болгария – страна белых лебедей.

  3. Влияние абиотических факторов среды на амфибионтов.

  4. Влияние витаминов на организм собаки.

  5. Динамика численности и биомассы дождевого червя (Limbricus terrestris) в естественных и антропогенных экосистемах.

  6. Древние пресмыкающиеся.

  7. Живой свет.

  8. Живые землеройные снаряды.

  9. Живые радары.

  10. Живые синоптики.

  11. Зачем животным нужен хвост.

  12. Защитные приспособления рыб.

  13. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

  14. Игуаны. Растительноядные ящерицы

  15. Изучение вредоносности лугового мотылька для посевов подсолнечника.

  16. Индикация антропогенного загрязнения реки с помощью макрофитов.

  17. Интересные факты о насекомых.

  18. Искусные навигаторы.

  19. Как птицы заботятся о своем потомстве.

  20. Крылатые эхолокаторы

  21. Любимая богом птица - деревенская ласточка.

  22. Мастера камуфляжа.

  23. Мягкие лапки, а в лапках царапки.

  24. Наблюдение за домашней кошкой.

  25. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

  26. Насекомые - санитары садов и огородов.

  27. Насекомые рекордсмены.

  28. Настолько ли просты простейшие?

  29. Общественные насекомые. Пчёлы и муравьи.

  30. Одомашненные насекомые.

  31. Осторожно – клещи!

  32. Почему земноводных называют амфибиями?

  33. Приматы – братья наши меньшие

  34. Природные термолокаторы.

  35. Простейшие или Вторжение в тайны невидимок.

  36. Птицы - рекордсмены.

  37. Развитие животных с превращением и без превращения.

  38. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания.

  39. Рекордсмены летуны.

  40. Рыбы и удивительная забота о потомстве.

  41. Суточная активность обитателей аквариума.

  42. Такая разная забота о потомстве у птиц

  43. Удивительные и загадочные Головоногие моллюски.

  44. Хищные птицы: дневные и ночные хищники.

  45. Электричество в живых организмах.





Приложение 2

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по предмету «Биология»


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).



Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

  2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

  3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

  2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

  3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.


Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

  2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

  2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет не менее половины работы.

  2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.

  2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.


Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.


Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений, теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;

  • неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

  • неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

  • неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

  • нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.


К негрубым относятся ошибки:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-3 из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

  • ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.


Недочётам и являются:

  • нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;

  • арифметические ошибки в вычислениях;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

  • орфографические и пунктационные ошибки.