СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 ФЗ от 29.12.2012 г.)

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 г.

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 25 декабря 2013 года)

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2017-2018 учебный год.

  5. Примерной программы по биологии для основной школы

  6. Авторской программы «Линия жизни» В.В.Пасечника

  7. Учебного плана МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области на 2018-2019 учебный год.

Данная рабочая программа реализуется на основе УМК «Линия жизни» под редакцией В.В.Пасечника. Учебник этой линии выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Основными целями и задачами биологического образования в 7 классе являются:

  • формирование современной естественнонаучной картины мира средствами предмета биологии;

  • формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов, процессов их жизнедеятельности, для наблюдения за ними и их описание, проведение несложных биологических экспериментов с использованием биологических приборов и инструментов;

  • приобретение основ экологической грамотности – способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме;

  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.


Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

В курсе биологии 7 класса учащиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Уроки по модулю «Экология животных» включены в учебную программу предмета «Биология. 7 класс» в раздел «Экосистемы». Также в учебную программу включены темы модуля предметной линии учебно-методического комплекса системы «Агробизнес-образование».

Место курса биологии в базисном учебном плане

(7 класс)

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов -52 (1,5 ч в неделю) в 7 классе.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических за­кономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Та­ким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.





Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 7 классе являются следующие умения:

  1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  3. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  4. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  5. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  6. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  7. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.




Ведущие методы и формы обучения, используемые технологии:

  • Словесно-наглядный (лекция, рассказ, диалог, эвристическая беседа, устный опрос с демонстрацией презентации, объяснение процесса или комментирование содержания видеофильма или анимации во время их показа, и др.)

  • Практический (проведение практических и лабораторных работ по биологии, проведение опытов при разработке проекта, подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов, составление и решение задач различного типа и др.

  • Проблемный (проблемное изложение новой темы, эвристическая беседа и постановка проблемной ситуации в ходе урока, демонстрация видеосюжета или иллюстрации, отражающих какую-либо проблему, решение биологических задач проблемного характера, нахождение путей решения проблемы при разработке исследовательского проекта и др.)

Формы обучения:

  • Коллективная (объяснение новой темы, беседа, демонстрация наглядности идр.)

  • Групповая (уроки повторения и обобщения)

  • Работу в парах (лабораторные работы)

Формы контроля знаний

  1. Текущий (устная или тестовая фронтальная проверка знаний по пройденным урокам).

  2. Тематический (тематическая контрольная работа по наиболее объемным темам)

  3. Промежуточный (полугодовая контрольная работа).

  4. Итоговый (годовая контрольная работа)


Контроль достижений обучающихся осуществляется по-разному: защита проектов; тестовый контроль; различные виды заданий индивидуальных и групповых (в устной и письменной форме); лабораторные и практические работы.














Тематическое планирование



Тема раздела

Количество часов

по программе

В. В. Пасечника

по рабочей программе

Многообразие организмов, их классификация

1

1

Бактерии, грибы, лишайники

4

4

Многообразие растительного мира

18

18

Многообразие животного мира

25

25

Эволюция растений и животных, их охрана

2

2

Экосистемы

2

2

Итого

52

52












Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся, успешно освоившие рабочую программу должны :

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов животных; популяций; экосистем и агросистем; биосферы; животных своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, транспорт веществ, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной общность происхождения и эволюцию животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животных;

  • выявлять изменчивость животных, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных ( в том числе с использованием информационных технологий);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Содержание учебного курса биологии в 7 классе


Введение. Многообразие организмов, их классификация (1 ч)

      Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
       Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (4 ч)

      Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
      Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
       Практическая работа: • Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (18 ч)

      Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
      Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
      Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
      Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
      Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
      Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.
      Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
      Лабораторные работы:   • Строение хвои и шишек хвойных.
    • Строение семян двудольных и однодольных растений.
      • Классификация плодов.
      Практические работы:
      
• Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
      • Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.
      • Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.

Глава 3. Многообразие животного мира (25 ч)

      Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
      Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
      Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
      Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
      Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
      Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
      Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
      Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
      Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
      Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
      Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
      Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
      Лабораторные работы:
• Строение инфузории-туфельки. • Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.

      Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (2 ч)

      Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
      Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

Глава 5. Экосистемы (2 ч)

      Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем. Экология животных.
      Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

учебного курса «Биология. Живые организмы»

7 класс

Применение средств обучения в образовательном процессе позво­ляет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием.

Учебное обору­дование

  • натуральные объекты (комнатные растения, гербарии, препарированные животные, их части, ор­ганы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции: шишки голосеменных растений, семена цветковых растений);

  • приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы: лупы, световые микроскопы, цифровые микроскопы, микролаборатории, посуда и принадлежности);

  • средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии; дидактический материал);

  • муляжи и модели (объёмные – цветки различных семейств покрытосеменных, рельефные – размножение сосны обыкновенной);

  • экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды), пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компью­терные программы, электронные пособия и пр.);

  • технические средства обучения – проекционная аппаратура (телевизор, компьютер);

Учебно-методическая литература

Основная:

  • В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7 классы (учебник)

  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7 класс

  • В. В. Пасечник и др. Биология. Поурочные разработки. 7 классы (пособие для учителя)

  • В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая программа. 7класс

Дополнительная:

1. Большая энциклопедия природы для детей Пер. с фр. М.: Гриф-фонд,

Межкнига, 1994. 256 с., 308 цв. ил. Издатель А. Л. Дьяченко

2. Энциклопедический словарь юного биолога. / Сост. М. Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352 с., ил.

3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. и доп / Глав. ред. М. Д. Аксёнова – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.: ил.

4. Лесная энциклопедия: в 2-х т. / Ред. кол.: Г. И. Воробьёв (гл. ред.) и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. – 631 с., ил.

5. Бернатосян С. Г. Флора и фауна: загадки, открытия. – Мн.: «Асар», 1997. – 264 с.: ил.

6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения / Сост. Л. А. Багрова; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, О. М. Войтенко. – М.: ТКО «АСТ», 1996. – 512 с.

7. Я познаю мир:. Дет. энцикл.: Экология / Авт.-сост. А. Е. Чижевский. Худож. В. В. Николаев, А. В. Кардашук, Е. В. Гальдяева. Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. 432 с.

8. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Животные / Сост. П. Р. Ляхов; Под общ. ред. О. Г. Хинн; Худож. А. В. Кардашук, Е. В. Дедова. – М.: ТКО «АСТ», 1996. – 544 с.

9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Насекомые / Авт.-сост. П. Р. Ляхов, Г. Ю. Любарский; Худож. Е. В. Гальдяева, Л. Л. Сильянова, А. В. Маталкин, К. В. Макаров; Под общ. ред. Е. М. Ивановой. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», ООО «Астрель», 1999. – 480 с.

10. Жизнь животных. В 7 т. /Гл. ред. В. Е. Соколов. / Под ред. Ю. И. Полянского. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987

11. Станек В. Я. Иллюстрированная энциклопедия животных. Прага, Артия, 1972

12. Станек В. Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых. Прага, Артия, 1972


Электронные пособия:

1. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1С», 1998 – 2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

2. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

3. Федеральное агентство по образованию. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. – ФГУП «Центр МНТП»

4.Электронное приложение к учебнику (DVD)








Учебно-тематическое планирование


п/п

Темы разделов

Коли-

чество часов

Тема и содержание урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся на уроке (на уровне учебных действий)

1

Многообразие организмов, их классификация.

1

Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.

Знакомство с систематикой – наукой о многообразии и классификации организмов; раскрыть задачи и значение систематики;

Сформировать представление о виде как основной единице систематики, признаках (критериях) вида;

познакомить с редкими видами растений и животных;

раскрыть значение знаний о виде, его признаках для сохранения видового разнообразия на Земле.

2

Бактерии, грибы, лишайники.

4

Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
      Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Развивать знания об особенностях строения, питания, размножения и распространения бактерий, их отличии от растений и животных, о примитивном уровне их организации;

Сформирование знаний о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, их сходстве и отличиях от растений и животных. Познакомится с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, со съедобными и ядовитыми шляпочными грибами, с правилами их сбора, мерами предупреждения отравления ядовитыми грибами; сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, поражающих посевы культурных растений, вызывающих заболевания животных и человека; формирование знаний о лишайниках как комплексных организмах, об особенностях их строения, жизнедеятельности, о приспособленности к жизни в различных условиях, их роли в природе и жизни человека

3

Многообразие растительного мира.

18

      Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
      Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
      Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
      Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
      Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
      Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса. Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Развить понятия о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей, расширить знания о многообразии водорослей, познакомить с представителями основных отделов водорослей. Познакомить со значение водорослей в природе и жизни человека;

Дать общую характеристику высших споровых растений; познакомить с происхождением и циклом развития высших споровых растений. Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека.

Познакомить с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами.

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных растений с их практическим значением в жизни человека. Познакомить с разнообразием хвойных растений

Обобщить и углубить знания об особенностях строения, о многообразии, среде обитания, значении в природе и жизни человека покрытосеменных растений.

Познакомить с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать умение выявлять общие и отличительные признаки в строении семян.

Познакомить с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых бобовых), сложноцветных; показать хозяйственное значение изученных растений.

Познакомить с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями; продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение

4

Многообразие животного мира.

25

      Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
      Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
      Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
      Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
      Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
      Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
      Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
      Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
      Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
      Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
      Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.

Выявить признаки сходства и различий между животными, растениями, грибами, бактериями;

продолжить знакомство с многообразием животного мира;

Познакомить с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности; научить распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших; Закрепить знания о характерных чертах строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных; продолжить формирование представлений о простейших; раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими; познакомить со значением простейших в природе и жизни человека.

Расширить представления о тканях животных, их многообра-зии и значении; развить представления о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций; продолжить формирование понятий об органах, системах органов, о взаимосвязи строения и функций систем органов; развивать умение изучать с помощью микроскопа фиксированные препараты

Познакомить с общей характеристикой типа; сформировать представления о внешнем и внутреннем строении, жизнедеятельности кишечнополостных. Расширить представление о многообразии кишечнополостных, обосновать роль кишечнополостных расширяют представления о классах кишечнополостных.

Познакомить с общей характеристикой группы червей, сформировать представления о типе плоских, круглых и кольчатых червей; раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности ресничных червей, сосальщиков, ленточных червей, раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями

Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности моллюсков; раскрыть значение брюхоногих и двустворчатых и головоногих моллюсков.

Познакомить с характерными признаками членистоногих, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, паукообразных и насекомых, их значение в природе и жизни человека.

Познакомить с общей характеристикой хордовых животных; рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника.

Познакомить с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; изучить особенности строения, размножения и развития рыб.

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития земноводных

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц. Расширить представления о приспособленности птиц разных экологических групп; раскрыть значение птиц; обосновать необходимость и меры охраны птиц; обобщить и систематизировать знания о птицах

Познакомить с общей характерис-тикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания . Расширить представления о многообразии млекопитающих; продолжить формирование представлений об экологических группах млекопитающих

5

Эволюция растений и животных, их охрана.

2

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Сформировать представления о развитии жизни, об основных ароморфозах растений и животных. Сформировать знания о выходе древних растений и животных на сушу, об условиях, обеспечивших этот переход, усложнении наземных растений и животных, о естественных причинах эволюции. Обобщить знания о влиянии деятельности человека на видовое разнообразие; подвести к выводу о необходимости охраны видов, экосистем

6

Экосистемы.

2

      Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.

Сформировать понятие об экосистеме, о взаимоотнощениях организмов, о цепях питания, о среде обитания организмов, факторах среды, взаимосвязи растений и среды обитания, о взаимосвязи организмов и факторов живой природы, о влиянии деятельности человека на экосистемы.

Познакомиться с искусственными экосистемами.

Календарно – тематическое планирование по биологии для 7 класса


п/п

Тема урока

Коли-

чество часов

Вид контроля

Планируемые результаты


Дата

по плану

Дата

факти-

ческая

Предметные

Метапредметные

Личностные

Домашнее задание

1

Вводный инструктаж поТ.Б. Многообразие организмов, их классификация.

Вид – основная единица систематики

1


расширить и углубить знания о многообразии живых организмов, знакомиться с основными положениями систематики как науки;

узнают об основных критериях вида, о приспособле-ниях особей вида к среде обитания

осваивают основные положения и критерии классификации;

учатся сравнивать особи одного и разных видов, находить черты сходства и различия между ними


осознают жизнь как универсальную особенность, продолжают формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы

формируется ;познавательный мотив, элементы экологической культуры, любовь и бережное отношение к родной природе.

п.1,2



2.

Первичный инструктаж по Т.Б. Бактерии –доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека

1


знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных; знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека.

продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника;

учатся устанавливать роль бактерий на основе анализа пищевой цепи


формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий и их участия в круговороте веществ в природе


п.3,4



3.

Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека

1


знакомятся с характерными признаками грибов как самостоятельного царства живой природы; знакомятся со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, их ролью в жизни человека



учатся выделять признаки грибов и на основе их доказывать, почему грибы были выделены в самостоятельное царство природы; учатся проводить простейшие исследования по сравнению грибов, выделению характерных для них признаков, делать выводы на основе сравнения

формируется научное мировоззрение на основе изучения грибов как самостоятельного царства живой природы;

формируется познавательная мотивация на изучение объектов природы


п.5,6



4.

Грибы – паразиты растений, животных, человека. Лишайники – комплексные симбиотические организмы

1


знакомятся с грибами-паразитами и их ролью в природе;

расширяют знания о лишайниках как симбиотических организмах



продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно готовить сообщения и участвовать в их обсуждении и оценке; учатся проводить наблюдения в природе и на их основе делать выводы

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; формируется экологическая культура



п.7,8



5.

Повторно -обобщающий урок по теме «Бактерии, грибы, лишайники»

1

Контрольная работа по вариантам

Углубить знания по теме «Бактерии, грибы, лишайники»

учатся самостоятельно отвечать на поставленные вопросы

формируется научное мировоззрение


Повторить п.7,8



6.

Общая характеристика водорослей

1


обобщить знания о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей

выделяют существенные признаки в строении и жизнедеятельности водорослей и на этой основе дают им характеристику как низшим растениям

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы


п.9



7.

Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека

1


Расширяют знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей; узнают о значении водорослей в природе и жизни человека

учатся работать с различными источниками информации


формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

п.10,11



8.

Высшие споровые растения. Моховидные






1


расширяют знания о высших споровых растениях, узнают об их происхождении и цикле развития; узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека

учатся выделять существенные признаки высших споровых растений и устанавливать у них черты усложнения по сравнению с низшими растениями

формируется научное мировоззрение


п.12,13



9.

Папоротниковидные.

Плауновидные. Хвощевидные

1


узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организацией; расширяют свои знания о плауновидных и хвощевидных как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами.

учатся выделять существенные признаки плауновидных и хвощевидных и доказывать их принадлежность к высшим споровым растениям


формируется научное мировоззрение.


П.14,15



10.

Голосеменные - отдел семенных растений

1


расширяют знания о характерных признаках и многообразии голосеменных растений.

учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущество перед высшими споровыми растениями

развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

П.16



11.

Разнообразие хвойных растений

1


расширяют знания о голосеменных растениях и их разнообразии


учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны

П.17



12.

Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян

1


обобщают и углубляют знания о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений ;

знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением.

учатся на основе выделения существенных признаков покрытосеменных раст. объяснять, почему их можно рассматривать как наиболее высокоорганизованную и господствующую группу растительного мира; учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы


формируется любовь и бережное отношение к природе как элементы экологической культуры; формируется познавательный интерес к изучению новых объектов живой природы.

П.18,19



13.

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменения корней

1


знакомятся с видами корней, типами корневых систем и их функциями;

знакомятся с видоизменениями корней как результатом приспособления к условиям существования


учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов


П.20,21



14.

Побег и почки

1


знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки

развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы


формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности

П.22



15.

Строение стебля

1


знакомятся с внешним и внутренним строением стебля;

устанавливают взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями

продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов


формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов


П.23



16.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа

1


знакомятся с особенностями внешнего и клеточного строения листа и выполняемыми им функциями, распознают простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле.

продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов


развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение


П.24,25



17.

Повторный инструктаж по Т.Б. Видоизменения побегов

1


знакомятся с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением


учатся находить причинно-следственные связи как видоизменения корней и листьев влияют на их функции

развивают познавательные потребности


П.26



18.

Строение и разнообразие цветков. Соцветия

1


знакомятся со строением цветка и наиболее распространенными соцветиями

развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов

П.27,28



19.

Плоды

1


знакомяться с типами плодов и их классификацией


учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению разнообразия плодов

П.29



20.

Размножение покрытосеменных растений

1


знакомятся с различными способами опыления цветковых растений, с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов

продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов


демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе


П.30



21.

Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные

1


знакомятся с классификацией и основными систематическими группами растений; знакомятся с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых (бобовых), сложноцветных

продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов


развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение


П.31,32



22.

Класс Однодольные

1


знакомятся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков

продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение


П.33



23.

Повторно -обобщающий урок по теме «Многообразие растительного мира»

1

Контрольная работа по вариантам

Углубить знания по теме «Многообразие растительного мира»

Учатся самостоятельно отвечать на поставленные вопросы

формируется научное мировоззрение


Повторить п.33



24.

Общие сведения о животном мире

1


расширяют знания о царстве Животные, о классифика-ции животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира

продолжают

осваивать учебно- исследовательс-кую деятельность,устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации


развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру


П.34



25.

Одноклеточные животные, или Простейшие

1


расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных, совершенствуют умение различать простейших

осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации


развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру


П.35



26.

Инструктаж по Т.Б. Лабораторная работа «Строение инфузории-туфельки». Паразитические простейшие. Значение простейших

1


закрепляют знания о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных, формируют представления о паразитических простейших, о профилактике заболеваний.

учатся выполнять л/р по инструкционной карточке и на основе анализа полученных результатов делать выводы

развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние в связи с формированием представлений о паразитических простейших, мерах борьбы и профилактике заражения простейшими-паразитами, значении простейших в природе и жизни человека

П.36



27

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

1


расширяются представления о типах тканей, формируются понятия об органах и системах органов; учатся различать ткани животных

осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние


П.37



28.

Тип Кишечнополостные.

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности, жизненными формами кишечнополостных; формируются понятия регенерации, рефлексе, бесполом и половом размножении кишечнополостных


осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру


П.38



29.

Многообразие кишечнополостных

1


расширяют представления о классах кишечно-полостных, о их значении в природе и жизни человека


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру


П.39



30.

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

формируются ценности здорового образа жизни


П.40



31.

Тип Круглые черви

и Тип Кольчатые черви

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых и кольчатых червей, учатся различать круглых и кольчатых червей


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью


формируются ценности здорового образа жизни


П.41



32.

Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, учатся различать моллюсков; формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью


формируются ценности здорового образа жизни


П.42



33.

Класс Головоногие моллюски

1


знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности и значении головоногих моллюсков расширяют знания о моллюсках, формируется понятие о реактивном движении


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности ,

П.43



34.

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности членистоногих, учатся различать членистоногих


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

развивают познавательные потребности ,

П.44



35.

Класс Паукообразные

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, учатся различать паукообразных, формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приемах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами.

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью


формируются ценности здорового образа жизни


П.45



36.

Класс Насекомые

1


расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности

П.46



37.

Многообразие насекомых

1


расширяют знания о многообразии, значении насекомых


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности , соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми-возбудителями болезней человека


П.47



38.

Тип Хордовые

1


знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хоржовых; формируются понятия хорда, нервная трубка


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

развивают познавательные потребности


П.48



39.

Строение и жизнедеятельность рыб

1


Знакомятся с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; изучают особенности строения, размножения и развития рыб

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.49



40.

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1


расширяют знания о многообразии рыб; знакомятся с приспособлениями рыб к условиям

Обитания; формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве.

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.50



41.

Класс Земноводные

1


расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.51



42.

Класс Пресмыкающиеся

1


расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности

П.52



43.

Инструктаж по Т.Б. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова». Класс Птицы

1


расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития


продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и на основе анализа полученных результатов делать выводы

развивают познавательные потребности


П.53



44.

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

1


расширяют знания о многообразии птиц;


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.54



45.

Класс Млекопитающие,

или Звери.

1


расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития млекопитающих

учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.55



46.

Многообразие зверей

1


расширяют знания о многообразии теплокровных животных;


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.56



47.

Домашние млекопитающие

1


расширяют знания о домашних млекопитающих, животноводстве, значении зверей в жизни человека


учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

развивают познавательные потребности


П.57



48.

Повторно -обобщающий урок по теме «Многообразие животного мира»

1

Контрольная работа по вариантам

Углубить знания по теме «Многообразие животного мира»

Учатся самостоятельно отвечать на поставленные вопросы

формируется научное мировоззрение


Повторить п.57



49.

Этапы эволюции органического мира. Освоение суши растениями и животными

1


знакомятся с представлениями о развитии жизни и об основных ароморфозах растений и животных;

знакомятся с условиями, обеспечившими выход древних растений и животных на сушу


учатся устанавливать причинно-следственные связи между появлением ароморфозов и эволюцией жизни на планете


развивают познавательные потребности


П.58,59



50.

Охрана растительного и животного мира. Экосистема

1


знакомятся с влиянием деятельности человека на видовое разнообразие;

знакомятся с растительными сообществами и их типами, с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе

учатся устанавливать последствия непродуманной деятельности человека а природе;

развивают умения работать с разными источниками информации


формируются любовь и бережное отношение к природе;

развивают познавательные потребности


П.60,61



51.

Среда обитания организмов. Экологические факторы. Биотические и антропогенные факторы

1


формируется понятие об экологических факторах и их влиянии на живые организмы;


учатся анализировать влияние различных экологических факторов и делать выводы об их влиянии на экосистемы


формируются элементы экологической культуры

П.62,63



52.

Искусственные экосистемы

1


формируется понятие об искусственных экосистемах


учатся сравнивать искусственные и естественные экосистемы


формируются элементы экологической культуры

П.64