Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413»
Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
ПриказаМинобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
;
Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Примерная программа по предмету : Биология 5-9. В.В.Пасечник, В.В. Латюшин,Г.Г. Швецов.
УМК:(« Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечник, В.В. Латюшин»)
Федеральный базисный план отводит 70 часов для образовательного изучения биологии в 7 классе из расчёта 2 часа в неделю.
В рабочей программе 15% составляет НРЭОСО (национальные региональные этнокультурные особеннсти содержательного образования).
Цели:
формирование у учащихся представлений о многообразии живых организмов и принципах их классификации, установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле.
Задачи:
овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за живыми организмами и работы с различными источниками информации;
воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе;
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
Содержание программы курса биологии
Животные 7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение ( 2 часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1
Многообразие животных
(38 часов)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием ракообразных.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
■ Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
• Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
■ Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
■ Экскурсия
Изучение многообразия птиц.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
РАЗДЕЛ 2
Эволюция строения и функций органов и их систем
(14 часов)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
РАЗДЕЛ 3
Развитие закономерности размещения животных на Земле
(4 часа)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
РАЗДЕЛ 4
Биоценозы
(6 часов)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
РАЗДЕЛ 5
Животный мир и хозяйственная деятельность человека
(8 часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
• сформированности познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
• эстетического отношения к живым объектам;
• освоение социальных норм и правил поведения;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные УУД:
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
коммуникативные УУД:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли человека в природе, родства общности происхождения растений и животных;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
• ознакомление с приёмами выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1. | Многообразие животных | 38 | 2 |
2. | Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 | 1 |
3. | Развитие закономерности размещения животных на Земле | 4 | 1 |
4 | Биоценозы | 6 | |
5 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 8 | |
Итого: | 70 | 4 |
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Многообразие животных (38 часов) | | | |
1 | История развития зоологии | 1 | | |
2 | Современная зоология | 1 | | |
3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Л/Р№1 «Многообразие водных простейших» . | 1 | | |
4 | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории | 1 | | |
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 1 | | |
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | 1 | | |
7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 1 | | |
8 | Тип Круглые черви | 1 | | |
9 | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. | 1 | | |
10 | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. Л/Р №2 «Внешнее строение дождевого червя» . | 1 | | |
11 | Тип Моллюски Л/Р №3 «Особенности строения и жизни моллюсков». | 1 | | |
12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | 1 | | |
13 | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры | 1 | | |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Л/Р №4 «Знакомство с разнообразием ракообразных». | 1 | | |
15 | Класс Насекомые | 1 | | |
16 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | 1 | | |
17 | Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | 1 | | |
18 | Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 1 | | |
19 | Отряд насекомых: Перепончатокрылые | 1 | | |
20 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные» | 1 | | |
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | 1 | | |
22 | Классы рыб: Хрящевые, Костные Л/Р №5 «Внешнее строение и передвижение рыб». | 1 | | |
23 | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные | 1 | | |
24 | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. НРЭОСО | 1 | | |
25 | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. НРЭОСО | 1 | | |
26 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. НРЭОСО | 1 | | |
27 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы | 1 | | |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины Л/р №6 «Изучение внешнего строения птиц» | 1 | | |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 1 | | |
30 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | 1 | | |
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 1 | | |
32 | Изучение многообразия птиц НРЭОСО | 1 | | |
33 | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | 1 | | |
34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. НРЭОСО | 1 | | |
35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | 1 | | |
36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | 1 | | |
37 | Отряд млекопитающих Приматы | 1 | | |
38 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные» | 1 | | |
| Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов) | | | |
39 | Покровы тела | 1 | | |
40 | Опорно-двигательная система | 1 | | |
41 | Способы передвижения животных. Полости тела | 1 | | |
42 | Органы дыхания и газообмен | 1 | | |
43 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии | 1 | | |
44 | Кровеносная система. Кровь | 1 | | |
45 | Органы выделения | 1 | | |
46 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | 1 | | |
47 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма | 1 | | |
48 | Продление рода. Органы размножения | 1 | | |
49 | Способы размножения животных. Оплодотворение | 1 | | |
50 | Развитие животных с превращением и без превращения Л/Р№7 «Определение возраста животных». | 1 | | |
51 | Периодизация и продолжительность жизни животных | 1 | | |
52 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». | 1 | | |
| Развитие закономерностей размещения животных на Земле (4 часа) | | | |
53 | Доказательства эволюции животных | 1 | | |
54 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | 1 | | |
55 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | 1 | | |
56 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 1 | | |
| Биоценозы (6 часов) | | | |
57 | Естественные и искусственные биоценозы | 1 | | |
58 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | 1 | | |
59 | Цепи питания. Поток энергии | 1 | | |
60 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | 1 | | |
61 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» НРЭОСО | 1 | | |
62 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». | 1 | | |
| Животный мир и хозяйственная деятельность человека (8 часов) | | | |
63 | Воздействие человека и его деятельности на животный мир. НРЭОСО | 1 | | |
64 | Одомашнивание животных | 1 | | |
65-66 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. НРЭОСО | 2 | | |
67 | Охрана и рациональное использование животного мира. НРЭОСО | 1 | | |
68-69 | Сельскохозяйственные и домашние животные . НРЭОСО | 1 | | |
70 | Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». | 2 | | |
Итого 70 ч, Л/Р-7
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету
Система оценивания тестовых заданий:
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100 %
Оценка метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Защита итогового проекта.