СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соотвествии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 7 класс»

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

____________________________________________________________________________

143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4

Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №20

_____________ Т.В. Борисова

Приказ №8/2

от « » 201 г.


Рабочая программа

по Биологии

(базовый уровень)

7 класс


Составитель: Батова Александра Сергеевна

учитель биологии

______ квалификационной категории


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г.

Руководитель МО ___________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________

« » 201 г.




2017

Содержание учебного курса по биологии 7 класс


Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч.)


  • Систематика — наука о

  • многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.


  • Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.


Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (7 ч.)


  • Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.


  • Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека.


  • Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.


Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч.)


  • Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.


  • Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.


  • Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.


  • Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.


  • Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.


  • Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.


  • Многообразие растений, выращиваемых человеком.


Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений;

культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.


Глава 3. Многообразие животного мира (25 ч.)


  • Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.


  • Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.


  • Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.


  • Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.


  • Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.


  • Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.


  • Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.


  • Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.


  • Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.


  • Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.


  • Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.


  • Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.

  • Экскурсия: Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).


Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч.)


  • Этапы эволюции органического мира.

  • Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных.

  • Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

  • Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.


Глава 5. Экосистемы (4 ч.)


  • Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад).

  • Факторы среды и их влияние на экосистемы.

  • Цепи питания, потоки энергии.

  • Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.


Резервное время (2 часа)























Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в основной школе обусловливает дости­жение следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • осознание своей этнической принадлежно­сти;

  • знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чув­ства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуаль­ной траектории образования на базе ориентации в мире про­фессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчи­вых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопо­нимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном само­управлении и общественной жизни в пределах возрастных ком­петенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие сознания и компетентности в решении мораль­ных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа­циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование экологической культуры на основе призна­ния ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой де­ятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения биологии в основ­ной школе должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди­видуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей дея­тельности; владение устной и письменной речью, монологиче­ской контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования.


Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по биологии являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокра­щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар­тины мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспери­ментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.


Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, а также для реализации системно-деятельностного подхода, будут использованы различные образовательные технологии: технология проблемного обучения; проектная деятельность, игровые, ИКТ; технология развития критического мышления. Формы и методы обучения, также, будут различными: проблемно-поисковые, наглядно-иллюстративные, практические, исследовательские, групповые, коллективные, индивидуальные, программированные.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса


В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:


  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем; растений, животных и грибов своего региона;


  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь:

объяснять


  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;


  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности;


  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;


  • роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;


  • необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;


изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;


  • рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;


распознавать и описывать:


  • на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;


  • наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;


сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;


  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);


проводить самостоятельный поиск биологической информации:


  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;


  • в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов;


  • в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;


  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.























Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Биология 7 класс

Планирование составлено на основе авторской рабочей программы по биологии «Линия жизни» В.В. Пасечник.


Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 7 классе выделяется 2 часа в неделю. Нагрузка по учебному плану 68 часов в год.


Учебник: Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред. В.В. Пасечника; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 255 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни). – ISBN 978-5-09-024414 -5.


Биология 7 класс


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Приблизительные сроки прохождения

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 часа)

1

Многообразие организмов, их классификация

1 час

04.09.2017

2

Вид-основная единица систематики

1 час

06.09.2017

Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (7 часов)

3

Бактерии-доядерные организмы

1 час

11.09.2017

4

Роль бактерий в природе и жизни человека

1 час

13.09.2017

5

Грибы-царство живой природы

1 час

18.09.2017

6

Лабораторная работа «Изучение строения плесневых грибов»

1 час

20.09.2017

7

Многообразие грибов, их роль в жизни человека

1 час

25.09.2017

8

Грибы паразиты растений, животных, человека

1 час

27.09.2017

9

Лишайники-комплексные симбиотические организмы

1 час

02.10.2017

Глава 2. Многообразие растительного мира (25 часов)

10

Общая характеристика водорослей

1 час

04.10.2017

11

Многообразие водорослей

Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей»

1 час

16.10.2017

12

Значение водорослей в природе и жизни человека

1 час

18.10.2017

13

Высшие споровые растения

1 час

23.10.2017

14

Моховидные

Лабораторная работа «Строение мха»

1 час

25.10.2017

15

Папоротниковидные

1 час

30.10.2017

16

Плауновидные. Хвощевидные

1 час

01.11.2017

17

Голосеменные-отдел семенных растений

1 час

06.11.2017

18

Разнообразие хвойных растений

Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных»

1 час

08.11.2017

19

Покрытосеменные, или Цветковые

1 час

13.11.2017

20

Строение семян

Лабораторная работа «Строение семян двудольных растений»

1 час

15.11.2017

21

Виды корней и типы корневых систем

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

1 час

27.11.2017

22

Видоизменения корней

1 час

29.11.2017

23

Побег и почки

1 час

04.12.2017

24

Строение стебля

1 час

06.12.2017

25

Внешнее строение листа

Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и расположение»

1 час

11.12.2017

26

Клеточное строение листа

1 час

13.12.2017

27

Видоизменения побегов

Лабораторные работы «Строение клубня» и «Строение луковицы»

1 час

18.12.2017

28

Строение и разнообразие цветков

1 час

20.12.2017

29

Соцветия

Лабораторная работа «Соцветия»

1 час

25.12.2017

30

Плоды

Лабораторная работа «Классификация плодов»

1 час

27.12.2017

31

Размножение покрытосеменных растений

1 час

10.01.2018

32

Классификация покрытосеменных

1 час

15.01.2018

33

Класс Двудольные

1 час

17.01. 2018

34

Класс Однодольные

1 час

22.01. 2018

Глава 3. Многообразие животного мира (25 часов)

35

Общие сведения о животном мире

1 час

24.01.2018

36

Одноклеточные животные, или Простейшие

1 час

29.01.2018

37

Паразитические простейшие. Значение Простейших

1 час

31.01.2018

38

Ткани, органы и системы органов многоклеточных

1 час

05.02.2018

39

Тип Кишечнополостные

1 час

07.02.2018

40

Многообразие кишечнополостных

1 час

12.02.2018

41

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1 час

14.02.2018

42

Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя»

1 час

26.02.2018

43

Брюхоногие и Двустворчатые моллюски

1 час

28.02.2018

44

Головоногие моллюски

1 час

05.03.2018

45

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

1 час

07.03.2018

46

Класс Паукообразные

1 час

12.03.2018

47

Класс Насекомые

1 час

14.03.2018

48

Многообразие насекомых

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого»

1 час

19.03.2018

49

Тип Хордовые

1 час

21.03.2018

50

Строение и жизнедеятельность рыб

1 час

26.03.2018

51

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыб»

1 час

28.03.2018

52

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1 час

02.04.2018

53

Класс Земноводные

1 час

04.04.2018

54

Класс Пресмыкающиеся

1 час

16.04.2018

55

Класс Птицы

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы»

1 час

18.04.2018

56

Многообразие и их значение. Птицеводство

1 час

23.04.2018

57

Класс Млекопитающие, или Звери

1 час

25.04.2018

58

Многообразие зверей

1 час

30.04.2018

59

Домашние млекопитающее

1 час

02.05.2018

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа)

60

Этапы эволюции органического мира

1 час

07.05.2018

61

Освоение суши растениями и животными

1 час

09.05.2018

62

Охрана растительного и животного мира

1 час

14.05.2018

Глава 5. Экосистемы (4 часа)

63

Экосистема

1 час

16.05.2018

64

Среда обитания организмов. Экологические факторы

1 час

21.05.2018

65

Биотические и антропогенные факторы

1 час

23.05.2018

66

Искусственные экосистемы

1 час

28.05.2018

67

Резерв

2 часа



Итого

68 часов













Коррекция планирования


№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

план

факт






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!