АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
|
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
7а, 7б, 7в классы
Составитель: Реснянская Ирина Петровна
учитель биологии
2017 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) АОУ школа №16 на основе УМК Константинова В.М. Учебник ««Биология.7кл.» Константинова В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., М, Вентана-Граф, 2017
Программа рассчитана на 68 учебных часов в год.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируются следующие типы работы на уроке:
ответы на уроке;
лабораторные работы;
контрольная работа;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Уметь:
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды
клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и
системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных
типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и
ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и
системы органов, организмы, представителей отдельных систематических
групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в
экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и
экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации:
находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения
биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил
поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о мире животных. 5 часов.
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место 9 и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Московской области. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных Московской области. Красная книга Московской области. Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Строение тела животных. 3 часа.
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
Подцарство Простейшие. 4 часа.
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Московской области. Значение простейших в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. 3 ч.
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. 8 часов.
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых.
Подтип Бесчерепные. 1 ч.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. 5 часов.
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Класс Земноводные. 5 часов.
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. 4 часа.
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Класс Птицы. 7 часов.
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Класс Млекопитающие, или Звери. 9 часов.
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Развитие животного мира на Земле. 4 часа.
Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения программы |
По плану | Фактически |
| Общие сведения о мире животных | 4 | | |
1 | Зоология – наука о животных. | | 04.09-8.09 | |
2 | Животные и окружающая среда. | | 04.09-8.09 | |
3 | Классификация животных. Основные систематические категории. | | 11.09-15.09 | |
4 | Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме | | 11.09-15.09 | |
| Строение тела животных | 3 | | |
5 | Клетка. | | 18.09-22.09 | |
6 | Ткани. Лабораторная работа №1 «Строение клеток и тканей животных» | | 18.09-22.09 | |
7 | Органы и системы органов. Обобщающий урок | | 25.09-29.09 | |
| Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные | 4 | | |
8 | Общая характеристика Простейших. Класс Саркодовые. | | 25.09-29.09 | |
9 | Класс Жгутиконосцы. | | 02.10-06.10 | |
10 | Тип Инфузории, или Ресничные. Лабораторная работа №2 «Строение и передвижение инфузории» | | 02.10-06.10 | |
11 | Многообразие простейших. Паразитизм простейших. Обобщение по теме. | | 09.10-13.10 | |
| Подцарство Многоклеточные животные: Тип Кишечнополостные | 4 | | |
12 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика | | 09.10-13.10 | |
13 | Тип Кишечнополостные. Пресноводная Гидра. Общая характеристика | | 16.10-20.10 | |
14 | Морские кишечнополостные | | 16.10-20.10 | |
15 | Обобщение по темам «Тип Простейшие» и «Тип Кишечнополостные» | | 23.10-27.10 | |
| Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 6 | | |
16 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. | | 23.10-27.10 | |
17 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | | 07.11-10.11 | |
18 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Человеческая аскарида. | | 07.11-10.11 | |
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. Общая характеристика | | 13.11-17.11 | |
20 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Дождевой червь. Лабораторная работа №3 «Строение дождевого червя» | | 13.11-17.11 | |
21 | Обобщающий «Плоские, Круглые и Кольчатые черви». | | 20.11-24.11 | |
| Тип Моллюски | 4 | | |
22 | Общая характеристика типа Моллюски. | | 20.11-24.11 | |
23 | Класс Брюхоногие моллюски. | | 27.11-01.12 | |
24 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение раковин» | | 27.11-01.12 | |
25 | Класс Головоногие моллюски. Обобщение по теме. | | 04.12-08.12 | |
| Тип Членистоногие | 8 | | |
26 | Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. | | 04.12-08.12 | |
27 | Класс Паукообразные. | | 11.12-15.12 | |
28 | Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение насекомого» | | 11.12-15.12 | |
29 | Класс Насекомые. Внутреннее строение | | 18.12-22.12 | |
30 | Типы развития и многообразие насекомых. | | 18.12-22.12 | |
31 | Общественные насекомые – пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | | 25.12-12.01 | |
32 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Лабораторная работа №6 «Изучение коллекций насекомых» | | 25.12-12.01 | |
33 | Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски. Тип Членистоногие» | | 15.01-19.01 | |
| Тип Хордовые - Подтип Бесчерепные | 1 | | |
34 | Хордовые. Примитивные формы | | 15.01-19.01 | |
| Подтип Черепные. Надкласс Рыбы | 5 | | |
35 | Рыбы: общая характеристика и внешнее строение. Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | | 22.01-26.01 | |
36 | Внутреннее строение рыб. Лабораторная работа № 8 «Внутреннее строение рыбы» | | 22.01-26.01 | |
37 | Особенности размножения рыб. | | 29.01-02.02 | |
38 | Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. | | 29.01-02.02 | |
39 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Значение рыб. | | 05.02-09.02 | |
| Класс Земноводные, или Амфибии | 5 | | |
40 | Общая характеристика класса земноводные. Лабораторная работа № 9 «Изучение внешнего строения лягушки» | | 05.02-09.02 | |
41 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных Лабораторная работа №10 «Изучение строения скелета лягушки» | | 12.02-16.02 | |
42 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | | 12.02-16.02 | |
43 | Многообразие и значение земноводных. Обобщающий | | 19.02-22.02 | |
44 | «Класс Рыбы», «Класс Земноводные» | | 19.02-22.02 | |
| Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | | |
45 | Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающегося Лабораторная работа № 11 «Изучение внешнего строения и скелета» | | 26.02-02.03 | |
46 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | | 26.02-02.03 | |
47 | Многообразие пресмыкающихся. | | 05.03-07.03 | |
48 | Значение пресмыкающихся. Происхождение пресмыкающихся. | | 05.03-07.03 | |
| Класс Птицы | 8 | | |
49 | Общая характеристика. Среда и внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 12 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» | | 12.03-16.03 | |
50 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа №13 «Строение скелета птиц» | | 12.03-16.03 | |
51 | Внутреннее строение птиц. | | 19.03-23.03 | |
52 | Размножение и развитие птиц. Лабораторная работа № 14 «Изучение строения куриного яйца» | | 19.03-23.03 | |
53 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | | 02.04-06.04 | |
54 | Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Экологические группы птиц. | | 02.04-06.04 | |
55 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | | 09.04-13.04 | |
56 | Обобщение по теме: «Класс Птицы». Промежуточный контроль. | | 09.04-13.04 | |
| Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | | |
57 | Общая характеристика. Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания. Лабораторная работа № 15 «Наблюдение за животными. Внешнее строение» | | 16.04-20.04 | |
58 | Внутреннее строение млекопитающих: опорно-двигательная и нервная системы Лабораторная работа № 16 «Строение скелета млекопитающих» | | 16.04-20.04 | |
59 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы | | 23.04-27.04 | |
60 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | | 23.04-27.04 | |
61 | Происхождение и многообразие млекопитающих. | | 30.04-04.05 | |
62 | Высшие, или плацентарные звери: Отряды Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. | | 30.04-04.05 | |
63 | Отряды Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, хоботные. | | 07.05-11.05 | |
64 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. | | 07.05-11.05 | |
65 | Значение млекопитающих для человека и их охрана. Обобщение по теме: «Класс Млекопитающие» | | 14.05-18.05 | |
66 | Обобщение по теме «Класс Млекопитающие» | | 14.05-18.05 | |
| Развитие животного мира на Земле | 2 | | |
67 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Основные этапы развития животного мира на Земле. Современный животный мир | | 21.05-25.05 | |
68 | Обобщающий урок. Летние задания. | | 21.05-25.05 | |