Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета "Биология. Человек" для учащихся 8 класса составлена на основе Примерной программы по биологии, авторской рабочей программы (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).
Нормативная база преподавания предмета:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);
Примерная образовательная программа по учебному предмету, прошедшая экспертизу и апробацию;
Основная образовательная программа НОО, ООО, СОО МБОУ «Левженская СОШ»;
Учебный план МБОУ «Левженская СОШ» НМР РТ;
Положение о рабочей программе МБОУ «Левженская СОШ» .
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Рабочая программа по биологии – 8 класс «Биология. Человек» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2012 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).
Общая характеристика учебного предмета
Цели учебного предмета
показать место человека в системе живой природы; биосоциальную сущность человека;
рассмотреть строение и физиологию клетки человека, дать понятие о тканях ; строение и жизнедеятельность (физиологию) всех систем организма человека;
изучить сущность «механизм обмена веществ», вопросы нервной системы и гуморальной регуляции деятельности организма;
дать основы гигиены и психологии человека.
Специфика учебного предмета
Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Ее главный объект – живая природа, компонентами которой являются: клетка, организм, популяция, вид, биоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой. Каждый такой уровень характеризуется определенной структурой и функциями, обусловленными внутренней упорядоченностью и согласованностью его частей, изучается определенными областями биологической науки, содержит собственную систему теоретических знаний.
Структурно-функциональная организация уровней обеспечивает их взаимосвязь, включение одного уровня в другой. Так, клетка и организм выделяются в самостоятельные уровни организации, в то же время клетка входит в состав организменного уровня как его структурная и функциональная единица, а организм, в свою очередь, представляет собой составной компонент популяционно-видового уровня. Популяция рассматривается как структурно-функциональная единица биогеоценоза, который сам является единицей биосферы.
Живой природе свойственны закономерные изменения. На всех уровнях организации жизни осуществляется эволюционный процесс: в генах и хромосомах клетки возникают мутации, которые обуславливают появление мутантных организмов, накопление мутантов в популяции, действие отбора в экосистеме приводит к изменению генофонда популяции, к совершенствованию и появлению новых видов, к эволюции.
Все закономерности, проявляющиеся на каждом структурно-функциональном уровне организации, опираются на эволюционную теорию как методологическую основу биологии.
В свете учения о структурно-функциональной организации и эволюции живой природы устанавливается иерархия, взаимосвязь всех уровней, осуществляется структурирование научных знаний.
Место в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 7 часов в неделю (238 часов в год). В том числе 34 часа в VI классе, из расчета – 1 учебный час в неделю, по 68 часов в VII,VIII и IX классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.
Программа VII класса рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 учебных часов (или 4 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Учебно — методическое обеспечение (УМК)
1. Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2005 г.
2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2006 г.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Изд. «Дрофа» 2006 г.
Результаты освоения учебного предмета.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в учебном классе, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— методы наук, изучающих человека; основные этапы развития наук, изучающих человека;
— место человека в систематике; основные этапы эволюции человека;
— общее строение организма человека; строение тканей организма человека; человеческие расы;
— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
— объяснять место и роль человека в природе;
— определять черты сходства и различия человека и животных;
— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими;
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником и дополнительной литературой.
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Результаты обучения сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:
1. Воспроизведение и описание учебной информации;
2. Интеллектуальный уровень;
3. Творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание учебного предмета «Биология. Человек»
Тема 1. Науки, изучающие организм человека.
Происхождение человека. Общий обзор организма (8 ч)
Анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ.
Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи.
Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация 1) таблица «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.
Тема 2. Опорно-двигательная система (8 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения.
Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация 2) скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
Лабораторные работы № 2-4 Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия (выполняется дома).
Тема 3. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма (9 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет.
Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация 3) сердца и торса человека, приёмов остановки кровотечений. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Лабораторные работы № 5-7. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Тема 4. Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация.
Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрации 4) модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Тема 5. Пищеварительная система Обмен веществ и энергии. (9 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи.
Демонстрация 5) торса человека.
Лабораторная работа № 8 Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 6. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. (5 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция.
Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация 6) рельефной таблицы «Строение кожи», модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 7. Нервная система человека. Органы чувств. Анализаторы (10 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация 7) модели головного мозга человека, моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 8. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч)
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация 8) безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторная работа № 9. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа; измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 9. Железы внутренней секреции (эндокринная система).
Индивидуальное развитие организма (8 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля–Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация 9) модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой; почек с надпочечниками; тестов, определяющих типы темпераментов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
1 | Тема 1. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека. Строение организма. | 8 | 6 | 1 | 1 | | | |
2 | Тема 2. Опорно-двигательная система. | 8 | 7 | 3 | 1 | | | |
3 | Тема 3. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма. | 9 | 9 | 3 | | | | |
4 | Тема 4. Дыхательная система. | 5 | 4 | | 1 | | | |
5 | Тема 5. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии. | 9 | 9 | 1 | | | | |
6 | Тема 6. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение. | 5 | 4 | | 1 | | | |
7 | Тема 7. Нервная система человека. Органы чувств. Анализаторы. | 10 | 10 | | | | | |
8 | Тема 8. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 6 | 5 | 1 | 1 | | | |
9 | Тема 9. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма. | 8 | 7 | | 1 | | | |
10 | Итого | 68 | 62 | 9 | 6 | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол- во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Тема 1. Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека. Строение организма | 8 | | |
1 | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. | 1 | | |
2 | Систематическое положение человека. | 1 | | |
3 | Историческое прошлое людей. Расы человека. | 1 | | |
4 | Общий обзор организма. | 1 | | |
5 | Клеточное строение организма. | 1 | | |
6 | Ткани животных и человека. Л/р № 1 «Ткани» | 1 | | |
7 | Рефлекторная регуляция органов и систем органов. | 1 | | |
8 | Зачет №1 «Общий обзор организма человека. Ткани» | 1 | | |
| Тема 2. Опорно-двигательная система | 8 | | |
9 | 1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Л/р № 2 «Микроскопическое строение кости» | 1 | | |
10 | 2. Скелет человека. Осевой скелет | 1 | | |
11 | 3. Скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. | 1 | | |
12 | 4. Строение мышц. Л/р № 3 «Мышцы человеческого тела» | 1 | | |
13 | 5. Работа скелетных мышц. | 1 | | |
14 | 6. Осанка. Л/р № 4 «Осанка и плоскостопие» | 1 | | |
15 | 7. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | 1 | | |
16 | 8. Зачет № 2 «Опорно-двигательная система» | 1 | | |
| Тема 3. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 9 | | |
17 | 1. Внутренняя среда. Л/р № 5 «Изучение строения клеток крови человека и лягушки». | 1 | | |
18 | 2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | 1 | | |
19 | 3. Иммунология на службе здоровья. | 1 | | |
20 | 4. Транспортные системы организма. | 1 | | |
21 | 5. Круги кровообращения. Л/р № 6 «Функция венозных клапанов» | 1 | | |
22 | 6. Строение и работа сердца. | 1 | | |
23 | 7. Движение крови по сосудам. Л/р № 7«Измерение скорости кровотока | 1 | | |
24 | 8. Гигиена ССС. Первая помощь при заболевании сердца | 1 | | |
25 | 9. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | | |
| Тема 4. Дыхательная система | 5 | | |
26 | 1. Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | | |
27 | 2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | 1 | | |
28 | 3. Механизмы вдоха и выдоха. Гигиена дыхания. | 1 | | |
29 | 4. Функциональные возможности дых системы как показатель здоровья | 1 | | |
30 | 5. Зачет № 3 «Кровь и кровообращение. Дыхание» | 1 | | |
| Тема 5. Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии | 9 | | |
31 | 1. Питание и пищеварение. | 1 | | |
32 | 2. Пищеварение в ротовой полости. Л/р № 8 «Действие слюны на крахмал» | 1 | | |
33 | 3. Пищеварение в желудке. | 1 | | |
34 | 4. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | | |
35 | 5. Регуляция пищеварения. | 1 | | |
36 | 6. Гигиена органов пищеварения | 1 | | |
37 | 7. Обмен веществ и энергии – основное свойство живого. | 1 | | |
38 | 8. Обмен белков, жиров и углеводов. | 1 | | |
39 | 9. Витамины. | 1 | | |
| Тема 6. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение | 5 | | |
40 | 1. Наружные покровы тела человека. | 1 | | |
41 | 2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. | 1 | | |
42 | 3. Терморегуляция организма. Закаливание. | 1 | | |
43 | 4. Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. | 1 | | |
44 | 5. Зачет № 4 «Пищеварительная система. Обмен веществ. Выделение. Теплорегуляция». | 1 | | |
| Тема 7. Нервная система человека. Органы чувств. Анализаторы | 10 | | |
45 | 1. Значение и строение нервной системы. | 1 | | |
46 | 2. Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | | |
47 | 3. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | 1 | | |
48 | 4. Функции переднего мозга. | 1 | | |
49 | 5. Вегетативная нервная система | 1 | | |
50 | 6. Значение органов чувств и анализаторов | 1 | | |
51 | 7. Орган зрения и зрительный анализатор. | 1 | | |
52 | 8. Заболевания и повреждения глаз. | 1 | | |
53 | 9. Слуховой анализатор. | 1 | | |
54 | 10.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса | 1 | | |
| Тема 8. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 6 | | |
55 | 1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД | 1 | | |
56 | 2. Врожденные и приобретенные программы поведения. Л/р № 9 «Выработка навыков зеркал письма» | 1 | | |
57 | 3. Биологические ритмы. Сон и его значение | 1 | | |
58 | 4. Особенности высшей нервной деятельности человека | 1 | | |
59 | 5. Воля и эмоции. Внимание | 1 | | |
60 | 6. Зачет № 5 «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы. ВНД. Поведение. Психика» | 1 | | |
| Тема 9. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма | 8 | | |
61 | 1. Железы внешней, внутренней и смешанной системы | 1 | | |
62 | 2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 1 | | |
63 | 3. Половая система человека | 1 | | |
64 | 4. Наследственные и врожденные заболевания | 1 | | |
65 | 5. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | | |
66 | 6. Личность и ее особенности. | 1 | | |
67 | 7. Влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | 1 | | |
68 | 8. Итоговая тестовая контрольная работа | 1 | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |