
Пояснительная записка.
- федерального государствеавнного образовательного стандарта по черчению (базовый уровень);программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 2007.
-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, Рабочая программа по черчению состлена для обучения в 9 классе с учётом:требованийк уровню подготовки учащихся 9 классе;
-объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом;
-познавательных интересов учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО». 2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2007.
Образовательной программы МБОУ «Кутанинская СОШ им.А.А.Иванова-Кюндэ» на 2016-2017 уч.г.
Положения об учебной рабочей программе педагога в МБОУ «Кутанинская СОШ им.А.А.Иванова-Кюндэ»
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ.
Программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
Содержание тем учебного курса.
Правила оформления чертежей
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение строительных чертежей
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа
Обзор разновидностей графических изображений
Области применения технических рисунков и чертежей, диаграмм, графиков и т. п.
Повторение пройденных материалов в 8 классах.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
о видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
видах соединений;
основы метода прямоугольного проецирования;
способы построения прямоугольных проекций на эпюрах, в системе 3 плоскостей и октантах;
способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
правила оформления чертежей в соответствии с требованиями ГОСТа и ЕСКД.
Учащиесядолжны уметь:
выполнять геометрические построения (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения);
наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений), в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
читать чертежи несложных изделий;
изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат и выполнять чертеж детали в новом положении;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2011
Список литературы (дополнительный)
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С Методическое пособие к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.И., Вышнепольского И.С «Черчение. 7-8 классы» АСТ Астрель. Москва 2006 . 160 с.
Ерохина Г.Г. Поурочные разработки по черчению (универсальное издание) 9 класс. Москва. «Вако». 2011. 160 с.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими
ресурсами.
Б-Банк разработок Черчение.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧЕРЧЕНИЮ 9 КЛАСС
№ урока | Тема. | Кол-во часов | Цели | Тип урока | ЦОР | плановая дата |
1 четверть – всего 9 уроков 1 | Повторение | 1 | Повторить сведения о способах проецирования | | | | 2-3 | Особенности чертежного шрифта | 2 | Закрепить знание основных требований стандартов, изучить основные приемы выполнения чертежным шрифтом, закрепить эти знание при выполнении графической работы. | | | | 4-5 | Задание №1 | 2 | Выяснить усвоение учащимися проецирования предмета, развивать пространственные представления, мышление, воспитывать аккуратность, чувство времени. | | | | 6-7-8-9- | -Отличие машиностроительного чертежа от строительного -Фасад, план, разрез. Построение макет дома - Ознакомление строительными чертежами. Чтение схем | 4 | Ознакомление особенностями архитектурно-строительного чертежа и дизайна, Закрепить знания, умения и навыки по строительному чертежу. Развивать пространственные представления и пространственное мышление, формировать графическую культуру. | | | | |
2 четверть – всего 7 уроков 10 | -Фасад, план, разрез. Построение макет дома - Ознакомление строительными чертежами. Чтение схем | 1 | Ознакомление особенностями архитектурно-строительного чертежа и дизайна, Закрепить знания, умения и навыки по строительному чертежу. Развивать пространственные представления и пространственное мышление, формировать графическую культуру. | | | | 11-12 | Разрезы, их отличие от сечений. | 2 | Дать понятие о разрезе как изображении, посредством которого выявляется внутренняя форма детали. | | | | 13-14 | Соединение вида с разрезом | 2 | Закрепить знания по соединению видов и разрезов, Развивать пространственные представления и пространственное мышление, формировать графическую культуру. | | | | 15-16 | Разрезы в аксонометрической проекции | 2 | Закрепить знания учащихся; развивать творческие способности учащихся, воспитывать ответственное отношение к предмету. | | | | | | | | | | | |
|
3 четверть – всего 10 уроков 17 18 | Деление окружности на равные части | 2 | Показать учащимся необходимость применения геометрических построений при выполнении чертежей деталей, развивать навыки работы чертежными инструментами, воспитывать точность , аккуратность. | | | | 19 20 | Сопряжение сторон углов дугами. | 2 | Научить строить сопряжение между сторонами углов, воспитывать точность и аккуратность, внимательность. | | | | 21 22 | Занимательные работы | 2 | Развивать познавательный интерес, пространственное мышление. | | | | 23 | Моделирование формы по видам | 1 | Показать учащимся необходимость применения геометрических построений, научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела, читать и строить их чертежи. | | | | 24 25 | Задание по карточкам | 1 | Закрепить знания, умения учащихся о построении плоских фигур в изометрии, развивать глазомер учащихся; воспитывать точность, аккуратность. | | | | 26 27 | Работа с карточками | 2 | Закрепить знание учащихся об изображении разрезов, формировать умение выполнять разрезы на чертежах деталей, воспитывать культуру графического труда. | | | | | | | | | | | |
|
4 четверть – всего 8 уроков 28 29 | Задачи на проведение отсутствующих на чертеже линий. | 2 | Развивать логическое мышление, познавательный интерес, внимательность и усидчивость. | | | | 30 | «Проверь уровень, своего пространственного мышления» | 1 | Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися в области графических изображений, применяемых на практике. | | | | 31 32 33 | Использование в учебном процессе системы КОМПОС 3D LT | 3 | Закрепить знание использование в учебном процессе системы компос 3DLT развивать пространственные представление и мышление, расширять политехнический кругозор. | | | | 34 35 | Зачет. Задание для проверки знаний и умений по черчению | 2 | Выявить знания учащихся , проверить усвоение изученного ими материала | | | | |
|