«Рассмотрено» Руководитель НМО _________Абдуллина Р.Р. Протокол № 1 от «14» августа 2022г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Олуязский лицей» ___________Ганеева Э.М. “01” сентября 2022г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Олуязский лицей» _____________ Хасанов А.Г. Приказ № 69 от 01.09.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
для 5-9 классов
МБОУ «Олуязский лицей» Мамадышского муниципального района
Республики Татарстан
Составитель: Хасанова Асия Альфатовна,
учитель русского языка и литературы
Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение культурной компетентности
Повышение читательской компетентности
Изменение отношения к чтению
Рост читательской активности
Развитие мотивации к чтению
Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины
«Читательская грамотность»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста;
структурировать его, выделять главное и второстепенное;
отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
Аргументировать свою точку зрения
Задавать вопрос
Составлять план текста
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Ученик получит возможность научиться:
Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ученик получит возможность научиться:
выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Учащийся должен:
Ответить на контрольные вопросы;
Задать вопрос к тексту;
Интерпретировать текст или эпиграф;
Выделить и определить основную идею текста;
Отразить в графической схеме логические и смысловые связи фрагментов текста;
Составить план, продолжение развития сюжета
Просмотреть текст с целью нахождения информации;
Воспроизвести содержание текста с опорой на план;
9.Составить алгоритм действий или сводную таблицу; продолжить обсуждение прочитанного в парах применить знания на практике и др.
Виды контроля:
-практические работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы для основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Этического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов и явлений;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений; самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи, выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания текста;
- собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух текстов разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
5 класс
№ | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | Отличать пословицы от поговорок | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | Сопоставление текстов | Работа в парах. Ролевая игра. |
3. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | Выделение главной мысли текста | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
4. | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | Отличать художественные и технические тексты | Круглый стол. |
5. | Что такое вопрос? Виды вопросов. | Уметь распознавать виды вопросов | Квест, конкурс. |
6. | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | Типы задач на грамотность чтения | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. | Работа со сплошным текстом. | Анализировать сплошной текст | Ролевая игра. |
8. | Проведение проверочной работы. | Выполнить диагностическую работу | Тестирование. |
6 класс
№ | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. | Отличать тему и идею текста | Беседа, конкурс. |
2. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | Выявлять характерные темы, образы и приемы | Круглый стол, ролевая игра. |
3. | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | Определение авторской позиции | Работа в парах, игра в формате КВН. |
4. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | Понимать информацию, содержащуюся в тексте | Квест, круглый стол. |
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | Отличать рассказ от отчета, репортажа | Круглый стол, дискуссия. |
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | Интерпретировать предложенный текст | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | Работа с несплошным текстом | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
8. | Проведение проверочной работы. | Выполнить диагностическую работу | Тестирование. |
7 класс
№ | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | Определение темы и идеи в поэтическом тексте | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | Сопоставлять содержания текстов публицистического стиля. | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | Преобразовывать текстовую информацию | Беседа, круглый стол, ролевая игра. |
4. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | Составлять резюме | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5. | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | Комментировать основную мысль текста | Деловая игра. |
6. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | Решать позиционные задачи | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. | Работать с несплошным текстом | Деловая игра. |
8. | Проведение рубежной аттестации. | Выполнить диагностическую работу | Тестирование. |
8 класс
№ | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. | Определять тему и идею в драматическом произведении. | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. | Определять деловые ситуации в тексте | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | Применять информацию из текста в изменённой ситуации | Беседа, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | Составлять инструкцию, правила | Квест, дискуссия. |
5. | Поиск ошибок в предложенном тексте. | Определение ошибок в тексте | Квест, круглый стол. |
6. | Типы задач на грамотность. Информационные задачи. | Решать информационные задачи | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. | Работа с несплошным текстом | Деловая игра. |
8. | Проведение проверочной работы. | Выполнить диагностическую работу | Тестирование. |
9 класс
№ | Содержание | Виды деятельности | Формы организации |
1. | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. | Формировать читательские умения с опорой на текст и внетекстовые знания | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. | Сопоставлять содержания текстов научного стиля. | Работа в парах, дискуссия. |
3. | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации | Квест, круглый стол. |
4. | Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). | Комментировать и научно обосновывать текст | Деловая игра, круглый стол. |
5. | Составление плана на основе исходного текста. | Составлять план текста | Работа в группах, соревнование в формате КВН. |
6. | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | Решать аналитические задачи | Квест, круглый стол. |
7. | Работа со смешанным текстом. Составные тексты. | Работа со смешанным текстом | Деловая игра. |
8. | Проведение проверочной работы. | Выполнить диагностическую работу | Тестирование. |
Тематическое планирование
5 класс
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 |
4 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 |
5 | Что такое вопрос? Виды вопросов. | 1 |
6 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 |
7 | Работа со сплошным текстом. | 1 |
8 | Проведение проверочной работы. | 1 |
6 класс
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1 | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. | 1 |
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | 1 |
3 | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 |
4 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 |
5 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 |
6 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 1 |
7 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 |
8 | Проведение проверочной работы. | 1 |
7 класс
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1 | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | 1 |
3 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? | 1 |
4 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | 1 |
5 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | 1 |
6 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 |
7 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. | 1 |
8 | Проведение проверочной работы. | 1 |
8 класс
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов официально- делового стиля. Деловые ситуации в текстах. | 1 |
3 | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | 1 |
4 | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | 1 |
5 | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1 |
6 | Типы задач на грамотность. Информационные задачи. | 1 |
7 | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. | 1 |
8 | Проведение проверочной работы. | 1 |
9 класс
№ п\п | Тема | Количество занятий |
1 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. | 1 |
3 | Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? | 1 |
4 | Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). | 1 |
5 | Составление плана на основе исходного текста. | 1 |
6 | Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. | 1 |
7 | Работа со смешанным текстом. Составные тексты. | 1 |
8 | Проведение проверочной работы. | 1 |