Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение» для 1-х подготовительных классов разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 – 2025 учебный год;
- авторской программой по А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М. И. Шишкова – М: «Просвещение» 2021 г.
- положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа – интернат»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20)
Цель обучения:
- плавное послоговое чтение;
- формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки.
Задачи обучения:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать нравственные качества.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи:
-подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
- привить интерес к обучению;
-выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Большое внимание на уроках уделяется развитию речи.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Задачи букварного периода:
формировать звукобуквенный анализ и синтез;
заложить основы овладения чтением.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
До букварный период
Основные задачи:
1. Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма.
2. Привить интерес к обучению.
3. Выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Ведется работа:
- по формированию у детей общеречевых навыков;
- по развитию слухового и зрительного восприятия;
- по совершенствованию произношения;
- по пространственной ориентировке;
-по развитию мелких мышц рук.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает:
1. Формирование умения слушать и понимать собеседника.
2. Выполнять несложные инструкции.
3. Отвечать на вопросы.
4. Формирование правильной артикуляции и дикции.
Учащиеся усваивают:
Основные понятия: слово, слог, звук.
Принцип составления предложений.
Принцип деления предложения на слова и слов на слог.
Принцип выделения отдельных звуков в начале слова.
Принцип различения звуков в словах.
Проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму:
1. Приобретение навыка пользования карандашом, ручкой.
2. Умение рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь:
1. Делить предложения (из двух – трех слов) на слова.
2. Двусложные слова на слоги.
3. Выделять звуки а, у, мв начале слов.
4.Владеть графическими навыками.
Букварный период.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Основные задачи:
- Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова.
- Образование из усвоенных звуков и букв слов;
- Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р. Основные задачи:
- Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах;
- Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов
- Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
- Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
- Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
- Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Основные задачи:
- Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах;
- Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога;
- Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур;
- Чтение предложений из двух-трех слов.
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
- Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
- Написание большой буква в начале предложения и точки в конце предложения.
- Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. - Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
- Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Основные задачи:
- Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
- Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных
- Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
- Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
- Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех – четырех слов. Прописная буква в именах людей.
- Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
- Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
- Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю (33 учебные недели) в соответствии с учебным планом ГБКОУ «Школа-интернат».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Чтение» способствует формированию положительных личностных качеств , является одним из средств успешнойсоциальной интеграции детей в обществе.
Главными ценностями образовательной программы являются:
- право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
- право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
- охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
Чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этихуроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессеполноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальныхклассов.
Чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствуетформированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках чтения продолжается развитиетехники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая материал, анализируя произведения, ребенокзадумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играетэмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания иразвития, реализуемая в рамках урока чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, кРодине.
Программа призвана ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредствомкоторой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Чтение пробуждает у детей интерес к словесномутворчеству и к чтению художественных произведений.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности визучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В полевнимания оказываются эстетическая природа художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации инравственные проблемы, волнующие писателя.
Даннаяпрограмма ориентирована прежде всего на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок вклассе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе.
Личностные, метапредметные , предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметными результатами изучения предмета являются следующие умения:: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Предметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий
различать звуки на слух и в произношении;
анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
писать строчные и прописные буквы;
списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
наизусть читать 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
1.Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
3.Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
4.Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
Специальная работа с обучающимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
7. Специальная подготовка к обучению письму.
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.
Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.
Тематическое планирование по «Чтению» (132 часа)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Выявление представлений детей о школе и празднике 1 сентября. Беседа с опорой на иллюстрацию | - различать звуки на слух и в произношении; -анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; -плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; -слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; -писать строчные и прописные буквы; -наизусть читать 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. -В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы: -В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия, -В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся использовать знаково-символические средства. -В сфере коммуникативных универсальных учебных действий первоклассники приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. |
2 | 1 | Выполнение заданий по словесной инструкции (сядь за парту, возьми карандаш и т.п.).Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт. |
3 | 1 | Различение и выделение звуков окружающей действительности с опорой на иллюстрации, аудио и видео материалы. Определение источника звука с опорой на практические действия |
4 | 1 | Имитация звуков животного мира. Увеличение количества определяемых на слух источников звука. Выполнение простых поручений по словесному заданию. Простейшие словесные отчеты по выполненному поручению. |
5 | 1 | Запоминание нескольких предметов (от 2 до 4) с опорой на иллюстрации. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия. |
6 | 1 | Беседа по картине. Составление простых предложений, называние цветов (осенние краски).Рассказывание сказки с опорой на вопросы учителя ииллюстративный материал. Активизация и обогащение словаря. |
7 | 1 | Разучивание с голоса учителя потешек, двустиший |
8 | 1 | Обобщающий урок |
9 | 1 | Называние предметов, изображённых на картинках, введение понятия «слово».Знакомство с условно-графическим изображением слова (черта черного цвета), «чтение» условно-графической схемы слов. Условно-графическая фиксация слова с последующим его«чтением». |
10 | 1 | Кодирование слов, предложенных учителем к сюжетной картинке, их «чтение».Описание и сравнение предметов по цвету, форме на основе словесного образца. Описание предмета по двум признакам. |
11 | 1 | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Словесный отчет. Подбор слов к картинке на сюжет сказки в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. Активизация и обогащение словаря. |
12 | 1 | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. |
13 | 1 | Разучивание четверостишия с голоса учителя. |
14 | 1 | Обобщающий урок |
15 | 1 | Отработка понятия «слово» и его условно-графическое изображение.«Подпись» картинки словами с их последующим «чтением» по порядку и вразбивку. |
16 | 1 | Дифференциация сходных по звучанию слов.«Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию парами с опорой на картинки. |
17 | 1 | «Чтение» условно-графической записи слов, сходных по звучанию по порядку и вразбивку к картинке на сюжет сказки. |
18 | 1 | Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя, с элементами драматизации. Активизация и обогащение словаря. |
19 | 1 | Составление по вопросам учителя предложений, включающих описание предмета. Описание предмета по трем признакам (цвет, форма, величина) с опорой на символический план. |
20 | 1 | Обобщающий урок | |
21 | 1 | Составление предложений по картинкам, знакомство с понятием«предложение» и его условно-графической схемой (схема предложения без деления на слова). | Уметь отвечать на поставленные вопросы. Знать правила поведения в школе, на переменах. Уметь выделять звук в начале слова. Составление предложений по картинкам, по схемам. Деление слов на слоги. Составление слов по схемам. Выделение звуков из слов. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Пересказ сказок по картинкам и по вопросам учителя. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков и различение их в начале и в конце слова. Выделение звука из слов, обозначение звука буквой. Образование из изученных звуков и букв слов и слогов, чтение их с протяжным произношением. Образование и чтение открытых и закрытых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов и слогов. Звуко-буквенный анализ слогов и слов. Выделение гласных и согласных звуков. Работа с кассами букв и слогов. Печатание слогов и слов, букв в книжке – малышке. Нахождение слов, в которых есть данный звук или буква. Составление предложений и выкладывание их на наборном полотне с учетом изученных правил. Соотношение звуков с соответствующими буквами. |
22 | 1 | Составление предложений в соответствии с количеством у словно -графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова).Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи. |
23 | 1 | Подбор слов и предложений по темам, заданным учителем, с последующим кодированием и «чтением» (работа на партах со схемами, вырезанными из чёрной бумаги).Беседы на темы, заданные учителем. |
24 | 1 | Заучивание коротких стихотворений с голоса учителя. Упражнения в рассказывании стихотворений с правильными с пользованием силы голоса и темпа речи по образцу учителя. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. |
25 | 1 | Составление предложений по ситуационным и предметным картинкам, их кодирование и «чтение».Подбор одной из двух близких по содержанию картинок к заданному предложению, фиксация предложения условно- графическим изображением и последующее «чтение». |
26 | 1 | Составление, кодирование и «чтение» предложений к сказкам, предложенным учителем. Активизация и обогащение словаря. Воспроизведение сказок по вопросам учителя с опорой на наглядность. Озвучивание реплик с подражанием их голосам. |
27 | 1 | Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. Запоминание на слух и точное воспроизведение предложения с постепенным увеличением его на одно слово. |
28 | 1 | Соотнесение заданного предложения с одной из двух близких по содержанию картинок и точное воспроизведение его. Восприятие на слух и точное воспроизведение двух коротких близких по содержанию предложений. |
29-30 | 2 | Обобщающий урок |
31 | 1 | Деление предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условно –графическое изображение предложения. Знакомство с новым видом схемы предложения. «Чтение»предложений из двух слов с опорой на иллюстрации, вопросы учителя. |
32 | 1 | Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание слов, предложений. Составление предложений по схеме Кто? Что делает по ситуационной картинке, по аналогии, по предметной картинке, по условно- графическому изображению. Составление по картинкам предложений из двух слов на заданную тему, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. |
33 | 1 | Беседы на темы, заданные учителем с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью вопросов учителя. Активизация и обогащение словаря. Выполнение простых поручений по словесному заданию учителя. |
34 | 1 | Чтение учителем небольших рассказов, ответы на вопросы к тексту с опорой на ситуационные картинки. Запоминание и воспроизведение постепенно увеличивающегося на одно слово ряда слов по теме, заданной учителем, с опорой на их условно-графическое изображение. |
35 | 1 | Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений по условно графической записи |
36 | 1 | Деление данного предложения состоящего из трех слов, на слова. Условно-графическая фиксация слов в предложении. «Чтение»предложения. |
37 | 1 | Составление предложений из трёх слов по ситуационным картинкам, по двум предметным картинкам, с подстановкой различных слов действий. «Чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. |
38 | 1 | Заучивание четверостиший, пословиц, потешек с голоса учителя. Упражнения в рассказывании наизусть. |
39 | 1 | Слушание коротких рассказов, сказок. Пересказ содержания по вопросам учителя, с опорой на иллюстративный материал, с элементами драматизации. |
40 | 1 | Обобщающий урок |
41 | 1 | Деление предложений на слова, их условно-графическая запись,«чтение» |
42 | 1 | Составление предложений по ситуационным картинкам с заданным количеством слов, их условно-графическая фиксация и последующее «чтение». |
43 | 1 | Активизация словаря. Обобщение словарного запаса по разным темам категориями: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки |
44 | 1 | Составление предложений «по следам» изученных стихотворений, сказок, рассказов. Работа над распространением предложений. |
45-46 | 2 | Обобщающий урок |
47 | 1 | Деление простых по слоговой структуре слов на слоги с помощью выполнения действий. Использование выражения «часть слова». |
48 | 1 | Знакомство с условно графическим изображением слова, разделенного на слоги (вертикальная полоска). |
49 | 1 | Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам. |
50 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Передача содержания произведений с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Использование элементов драматизации. |
51-52 | 2 | Обобщающий урок |
53 | 1 | Деление слов на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам. Четкое произнесение каждого слога в словах. Слитное «чтение» и «чтение» по слогам. | Уметь отличать письменную речь от устной, звук от знака. различать звук [любой] в словах-названиях предметов на картинках и воспринимать на слух. следить за последовательностью изложения, отвечать на вопросы по содержанию прослушанного и по иллюстрациям к тексту. Правильно и отчетливо произносить изучаемый звук, различать его в начале и конце слова |
54 | 1 | Дифференциация сходных слогов (ма – мо, ту – ду). |
55 | 1 | Дифференциация сходных слов (мак – бак, мишка – миска, осы –косы, рот – крот). Игра «Раз, два, три – повтори и покажи». |
56 | 1 | Заучивание с голоса учителя четверостиший, потешек, пословиц, чистоговорок, включающих в себя слоги и слова сходные по звучанию и оппозиционными звуками. |
57 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
58 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
59-60 | 2 | Обобщающий урок |
61 | 1 | Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки. | Знать звуки и буквы «А», «У» Уметь выделять звук в речи Знать звук и букву «У». Уметь соотносить звуки с соответствующими буквами, определять местонахождение их в слогах и словах, составлять и читать слоги и слова из усвоенных слоговых структур. Знать пройденные буквы. Уметь составлять и читать слоги и слова из усвоенных слоговых структур. |
62 | 1 | Знакомство с новым видом схемы слова, на которой звук показан в виде пустого квадратика. «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
63 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова. Упражнения на развитие умения слышать первый звук в слова |
64 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
65 | 1 | Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки. |
66 | 1 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
67 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука У. Условно-графическая запись слова. |
68 | 1 | Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. |
69 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
70 | 1 | Обобщающий урок |
71 | 1 | Определение места звука А и У в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
72 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А и У. Условно- графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А и У. |
73 | 1 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА. Работа над восклицательной интонацией при чтении. |
74 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
75 | 1 | Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
76 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука М. Условно-графическая запись слова. |
77 | 1 | Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. |
78 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации |
79 | 1 | Определение места звука А, У, М в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
80 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М. Условно- графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М. |
81 | 1 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. Составление и чтение слова МА - МА |
82 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. |
83 | 1 | Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
84 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука О. Условно- графическая запись слова |
85 | 1 | Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах |
86 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
87 | 1 | Определение места звука А, У, М, О в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
88 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О. Условно-графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О. |
89 | 1 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ,ОМ, УМ, МО, МУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении |
90 | 1 | Составление и чтение слова МА – МА |
91 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
92 | 1 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. |
93 | 1 | Определение места звука Х в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
94 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука Х. Условно-графическая запись слова. |
95 | 1 | Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах |
96 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
97 | 1 | Определение места звука А, У, М, О, Х в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
98 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х. Условно-графическая запись слов и первого звука. |
99 | 1 | Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х.Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ,ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. |
100 | 1 | Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА. |
101 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
102 | 1 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. |
103 | 1 | Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки. |
104 | 1 | «Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
105 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука С. Условно-графическая запись слова. |
106 | 1 | Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах. Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
107 | 1 | Определение места звука А, У, М, О, Х, С в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
108 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. Условно-графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С. |
109 | 1 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ,ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. |
110 | 1 | Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА,СОМ. |
111 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации. |
112 | 1 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. |
113 | 1 | Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
114 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука Н. Условно-графическая запись слова |
115 | 1 | Упражнения на развитие умения слышать первый звук в словах |
116 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации, вопросы учителя, с элементами драматизации |
117 | 1 | Определение места звука А, У, М, О, Х, С, Н в словах, обозначающих предметные картинки.«Чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме. |
118 | 1 | Подбор слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н.Условно-графическая запись слов и первого звука. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука А, У, М, О, Х, С, Н. |
119 | 1 | Чтение звукоподражательных слогов АУ, УА, АМ, УМ, МА, МУ,ОМ, УМ, МО, МУ, ОХ, АХ, УХ, ХА, ХО, ХУ, АС, ОС, УС, СА, СО, СУ,АН, ОН, УН, НА, НО, НУ. Работа над восклицательной интонацией при чтении. |
120 | 1 | Составление и чтение слов МА – МА, У – ХО, У – ХА, МУ – ХА,СОМ, НОС, СОН. |
121 | 1 | Чтение учителем небольших сказок и рассказов. Воспроизведение содержания услышанного с опорой на иллюстрации ,вопросы учителя, с элементами драматизации | Знать понятие «слово». Уметь читать слоги, составлять предложения по сюжетной картинке. Уметь составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова с голоса учителя. Уметь выделять новый звук и букву в различных позициях, составлять рассказ по сюжетной картинке. Списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слоги и слова . |
122 | 1 | Заучивание четверостиший с голоса учителя. Использование элементов драматизации. |
123-132 | 10 | Повторение пройденного материала |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методические пособия для учителя:
• Пособие для учителя «Методические рекомендации по работе с учебником Букварь 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с интеллектуальными нарушениями (автор А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М. И. Шишкова – М: «Просвещение» 2021 г. ).
• Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму, альбом 1» для подготовительного класса специальных (коррекционных), образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой. Москва, «Просвещение»,
Дополнительная литература для учителя:
• учебно-наглядное пособие «Ступеньки к грамоте» (Пропедевтика обучения чтению и письму) авторов Э.В.Якубовской и С.В.Комаровой для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 4-х альбомах, альбом № I с Приложением «Методическое руководство». Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, Москва. «Просвещение».
Литература для учащихся:
• «Букварь» для 1 класса Букварь 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с интеллектуальными нарушениями (автор А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М. И. Шишкова – М: «Просвещение» 2021 г. ).
Дополнительная литература для учащихся:
• учебное издание Т.Л.Лещинской «Букварик» для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенное Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос». 2007 год.
• УЧЕБНИК для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, допущенное Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. «Владос». 2009г.
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
• Сборник компьютерных игр «Несерьёзные уроки», обучающих навыкам чтения и счёта «Учим буквы и цифры».