СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по финансовой грамотности 7-8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 7 - 8 классов составлена на основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Реализация программы «Основы финансовой грамотности» для 7 - 8 классов обеспечена электронным пособием для учащихся (авторы Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы и Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 классы), контрольно-измерительными материалами.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах.

Цели предмета «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи курса:

  • способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7 - 8 классов;
  • продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;
  • продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

В 7 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Вместе с тем учащиеся 7 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не

 

бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Курс «Основы финансовой грамотности» в 7 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

В 8 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Вместе с тем учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по финансовой грамотности 7-8 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верх - Усуглинская средняя общеобразовательная школа‌‌


РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

________________________

МО учителей

Протокол № от


Руководитель МО


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Якушевская Е. Н.

Протокол № от


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Бочкарникова Е. Н.

Приказ № от






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

для обучающихся 7–8 классов









Составила: Учитель информатики МБОУ ВУСОШ

Степанова Л. Н.

















с. Верх - Усугли‌ 2024г.‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» для 7 - 8 классов составлена на основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. И Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Реализация программы «Основы финансовой грамотности» для 7 - 8 классов обеспечена электронным пособием для учащихся (авторы Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы и Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 классы), контрольно-измерительными материалами.

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах.

Цели предмета «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи курса:

  • способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 7 - 8 классов;

  • продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;

  • продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

В 7 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Вместе с тем учащиеся 7 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не

бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Курс «Основы финансовой грамотности» в 7 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

В 8 классе курс рассчитан на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа. Формы работы преимущественно групповая и индивидуальная.

Освоение содержания курса опирается на метапредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Вместе с тем учащиеся 8 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.

Курс «Основы финансовой грамотности» в 8 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.

Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (7 класс, 34 часа)

Введение в курс «Основы финансовой грамотности». Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи.

Деньги. История денег. Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк. Электронные деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.

Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные, безналичные, фальшивые деньги. Гознак. Центральный банк. Банки.

Доходы семьи. Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Основные понятия: Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками. Основные понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Основные понятия: Кредит. Вклады. Проценты по кредиту и вкладам. Долги.

Сбережения.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют.

Налоги. Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. Социальные пособия. Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

Банковские услуги. Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка

вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план.

Валюта в современном мире. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.


Содержание курса «Основы финансовой грамотности» (8 класс, 34 часа)


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.

Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в.

Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.

Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк. Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет.

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния.

Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.

Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые услуги.

Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций, осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.

Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия.

Банковские операции. Виды банковских операций.


Планируемые результаты


Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;

    • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

    • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

    • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

    • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

    • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.


Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) согласно этическим нормам и правилам ведения диалога;

    • умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс



Раздел. Тема.

Кол- во

Практическая часть

Планируемые результаты

Творч. работа

Прак тику м



Введение

1

-

-

Введение в курс

Выпускник научится:

в курс




«Основы финансовой

ориентироваться на

«Основы




грамотности». Цели и

перспективу в

финансов




задачи курса. Что мы

совершенствовании своих

ой




уже знаем и умеем? Что

умений и навыков в

грамотнос




мы будем изучать?

процессе внеурочной

ти».





деятельности.






получит возможность






научиться: планировать






свои действия, выполнять






творческие задания;






работать в группе;






применять знания,






высказывать собственные






суждения; проводить






анализ, сопоставлять,






рассуждать.






приобретёт






опыт: вступать в речевое






общение; работать с






различными источниками






информации;






организовывать свой досуг






и рационально






использовать время в






школе.

Раздел 1.

10

3

3

Деньги. История денег.

Выпускник научится:

Деньги.




Люди обмениваются

•Объяснять проблемы

Доходы и




товарами и услугами.

бартерного (товарного)

расходы




Прямой обмен неудобен

обмена, почему бумажные

семьи




из-за несовпадения

деньги могут





интересов и

обесцениваться.





определения ценности.

  • Описывать свойства





Товарные деньги

предмета, выполняющего





обслуживают обмен, но

роль денег.





имеют собственную

  • Перечислять виды денег.





ценность. Драгоценные

  • Сравнивать преимущества





металлы и монеты.

и недостатки разных видов





Металлические монеты

денег.





сложно изготавливать и

  • Составлять задачи с





опасно перевозить.

денежными расчётами.





Бумажные деньги

  • Объяснять, что денежной





являются

системой страны управляет





символическими

центральный банк, почему





деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию.

Денежной системой страны управляет центральный банк.

Электронные деньги. Ценные деньги.

Коллекция монет.

Доходами

семьи являются:

заработная плата,

доходы от владения собственностью,

социальные выплаты и заёмные средства.

Размер заработной платы зависит от

образования, профессии, квалификации.

Владение недвижимостью

(квартирой, домом, гаражом, участком

земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты.

Владельцы акций могут получать дивиденды.

Предприниматель получает прибыль.

Государство

выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Расходы семьи. Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться

ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять.

Долги надо отдавать в назначенный срок.

Расходы можно сократить, выбрав

изготовление фальшивых денег — преступление.

Выпускник научится:

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

  • Описывать виды заработной платы.

  • Сравнивать условия труда совершеннолетних и

несовершеннолетних.

  • Объяснять, как связаны профессии и образование.

  • Объяснять, чем

руководствуется человек при выборе профессии.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Приводить примеры кредитов.

Работать с тестовыми контрольно- измерительными материалами.

Выпускник научится: Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

•Описывать направления расходов семьи.

•Классифицировать виды благ.

•Рассчитывать расходы семьи на условных

примерах, доли расходов на разные товары и услуги.

•Сравнивать виды рекламы.

•Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о

покупке.

Выпускник научится:

•Составлять семейный бюджет на условных примерах.

•Сравнивать доходы и расходы и принимать

решения, потребительский и банковский кредиты.

•Объяснять причины, по

которым люди делают сбережения, при каких






магазин с более низкими ценами или

воспользовавшись скидками.

Семейный

бюджет. Доходы и расходы следует

планировать. План доходов и расходов называется бюджетом.

Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения.

Сбережения обычно хранятся в банке.

Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

условиях можно

одалживать и занимать деньги.

•Описывать формы

сбережений, последствия превышения расходов над доходами.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания;

работать в группе; применять знания,

высказывать собственные суждения; проводить

сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.

Раздел 2. Риски потери денег и

имуществ а

и как человек может от этого

защитить ся.

6

2

1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных

событий: болезней, аварий, природных

катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы

работы страховой компании.

Выпускник научится:

Описывать события,

существенно влияющие на жизнь семьи (рождение

ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи).

•Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

•Различать обязательное и добровольное страхование.

•Объяснять, почему

существует обязательное страхование, почему

государство платит заболевшему человеку. Сравнивать виды страхования.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания;

работать в группе; применять знания,

высказывать собственные суждения; проводить анализ, сопоставлять,

рассуждать.

Раздел 3. Семья и государст

7

1

4

Налоги — обязательные платежи, собираемые

государством.

Выпускник научится:

•Объяснять, почему

государство собирает


во: как они

взаимоде йствуют




Направления

государственных

расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

налоги, почему вводятся акцизные налоги.

•Приводить примеры налогов, примеры выплаты налогов в семье.

•Описывать, как и когда платятся налоги,

последствия невыплаты налогов для граждан.

•Рассчитывать величину

подоходного налога и НДС.

Получит возможность научиться: планировать свои действия, выполнять творческие задания;

работать в группе; применять знания,

высказывать собственные суждения; проводить

сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать.

Раздел 4. Финансов ый

бизнес: чем он может помочь семье.

9

3

3

Банковские услуги. Банки

принимают вклады и выдают кредиты.

Процентная ставка по вкладам зависит от

размера вклада и его срока.

При прекращении деятельности банка вкладчикам

гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам

выше процентной ставки по вкладам.

Собственный бизнес. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана.

Стартовый капитал.

Организации по поддержке малого бизнеса.

Валюта в современном мире. Валюта —

денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты,

выраженная в другой

Выпускник научится:

Приводить примеры

банковских услуг о вкладах и кредитах, условиях вкладов и кредитов

  • Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу, почему и как страхуются вклады, причины и последствия

решений о взятии и условиях кредита.

Выпускник научится:

Сравнивать возможности работы по найму и

собственного бизнеса.

  • Объяснять, почему

государство поддерживает малый бизнес, что такое бизнес-план.

•Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки. Выпускник научится:

  • Приводить примеры валют разных стран.

  • Объяснять, что такое валютный курс.

  • Находить информацию о валютных курсах.






валюте, называется валютным курсом.

Процентные ставки по валютным вкладам

отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

  • Проводить расчёты с валютными курсами.

Итого

34

9

11




Тематическое планирование

курса «Основы финансовой грамотности» 8 класс


Раздел. Тема.

Кол- во

часов

Содержательн ые единицы программы

Планируемые результаты

Творч. работа

Практ икум



Введение в

1

-

-

Введение в курс

Выпускник научится:

курс «Основы




«Основы

ориентироваться на

финансовой




финансовой

перспективу в

грамотности».




грамотности».

совершенствовании своих





Цели и задачи

умений и навыков в





курса. Что мы

процессе внеурочной





уже знаем и

деятельности.





умеем? Что мы

получит возможность





будем изучать?

научиться: планировать






свои действия, выполнять






творческие задания;






работать в группе;






применять знания,






высказывать собственные






суждения; проводить






анализ, сопоставлять,






рассуждать.






приобретёт






опыт: вступать в речевое






общение; работать с






различными источниками






информации;






организовывать свой






досуг и рационально






использовать время в






школе.

Раздел 1.

15

4

6

Эмиссия денег,

Выпускник научится:

Управление




денежная масса,

понимать, что наличные

денежными




покупательная

деньги не единственная

средствами




способность

форма оплаты товаров и

семьи




денег,

услуг; роль денег в





Центральный

экономике страны как





банк, структура

важнейшего элемента






доходов населения, структура

доходов семьи, структура личных доходов,

человеческий капитал,

благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный

бюджет: профицит, дефицит,

личный бюджет.

Каким именно образом в

современной экономике

осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния

государства на инфляцию.

Структура доходов населения России и её изменение в конце XX –

начале XXI в. Факторы, влияющие в России на

размер доходов из различных источников.

Зависимость уровня

благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного

бюджета.

рыночной экономики; влияние образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы; что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности

обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи; различие в

структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости

планировать доходы и расходы семьи.

пользоваться дебетовой картой;

определять причины роста инфляции;

рассчитывать личный и семейный доход; читать диаграммы,

графики, иллюстрирующие структуру доходов

населения или семьи; различать личные

расходы и расходы семьи; считать личные расходы и расходы семьи как в

краткосрочном, так и в долгосрочном периодах; вести учёт доходов и

расходов;

развивать критическое мышление.

устанавливать причинно- следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; использовать различные источники для

определения причин инфляции и её влияния на покупательную






Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.

способность денег, имеющихся в наличии; определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

соотносить вклад в личное образование и

последующий личный доход;

сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на

коротком и длительном жизненном горизонте; оценивать свои

ежемесячные расходы; соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на

краткосрочную и долгосрочную перспективы;

осуществлять анализ бюджета и

оптимизировать его для формирования

сбережений.

Раздел 2.

Способы повышения семейного благосостояния

9

4

2

Банк.

Инвестиционны й фонд.

Страховая компания.

Финансовое планирование.

Основные виды финансовых

услуг и

продуктов для физических лиц.

Возможные нормы

сбережения по этапам

жизненного цикла.

Выпускник научится:

понимать принцип хранения денег на банковском счёте;

варианты использования сбережения и

инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; необходимости аккумулировать

сбережения для будущих трат; возможных рисков при сбережении и

инвестировании.

рассчитывать реальный банковский процент;

доходность банковского вклада и др. операций;







анализировать договоры; отличать инвестиции от сбережений;

сравнивать доходность инвестиционных

продуктов.

Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др.

финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых

инструментов для повышения

благосостояния семьи; откладывать деньги на определённые цели;

выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

Раздел 3.

Семья и финансовые организации: как

сотрудничать без проблем

7

4

1

Банк.

Коммерческий банк.

Центральный банк.

Виды

банковских операций,

осуществляемы х банками.

Необходимость наличия у банка лицензии для

осуществления банковских операций.

Выпускник научится:

понимать устройства

банковской системы, что вступление в отношения с банком должны

осуществлять по действительной

необходимости и со знанием способов взаимодействия; от чего зависят курсы валют;

условия при которых семья может выиграть, размещая семейные

сбережения в валюте. уметь читать договор с банком;

рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

находить актуальную информацию на специальных сайтах,

посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса;

рассчитывать издержки, доход, прибыль;







оценивать необходимость использования

банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от

экономической ситуации в стране.

Итого

34

12

9




Поурочное планирование

«Основы финансовой грамотности». (7 класс, 34 часа)

Тема занятия

Кол- во

часов

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

Устный опрос



Раздел 1. Деньги. Доходы и расходы семьи (9 часов)

2

Стартовая контрольная работа

1

Письменная работа



3

Деньги. История денег.

1

Творч.работа



4

Деньги. Электронные деньги.

1

Устный опрос



5

Деньги. Ценные деньги. Коллекция монет.

1

Письменная работа



6

Наличные, безналичные, фальшивые деньги

1

Практикум



7

Инфляция.

1

Письменная работа



8

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

Письменная работа



9

Доходы семьи.

1

Устный опрос



10

Расходы семьи.

1

Устный опрос



11

Семейный бюджет.

1

Творч.работа



Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)

12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

Творч.работа Практикум



13

Страхование имущества, здоровья, жизни.

1

Письменная работа



14

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Устный опрос



15

Принципы работы страховой компании

1

Письменная работа



16

Контрольная работа за первое полугодие.

1

Устный опрос



17

Итоговая работа по разделу «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

1

Творч.работа



Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (7 часов)


18

Что такое налоги и зачем их платить

1

Творч.работа



19

Какие налоги мы платим

1

Устный опрос



20

Социальные пособия.

1

Творч.работа



21

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1

Письменная работа



22

Пенсионная система РФ

1

Письменная работа



23

Пенсионная служба города

1




24

Итоговая работа по разделу «Семья и

государство: как они взаимодействуют».

1

Творч.работа



Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. (10 часов)

25

Банковские услуги.

1

Устный опрос



26

Польза и риски банковских карт

1

Устный опрос



27

Собственный бизнес.

1

Творч.работа



28

Девальвация. Банкротство

1

Письменная работа



29

Валюта в современном мире.

1

Творч.работа



30

Что такое финансовые пирамиды

1

Устный опрос



31

Финансовые риски.

1

Устный опрос



32

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

Письменная работа



33

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Творч.работа



34

Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности».

1

Письменная работа



Итого

34 часа


Поурочное планирование

«Основы финансовой грамотности». (8 класс, 34 часа)



Тема занятия

Кол- во

часов

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

Введение в курс «Основы финансовой грамотности».

1

Устный опрос



Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (15 часов) Тема 1. Происхождение денег. (4 часа)

2

Контрольная работа


Письменная работа



3

Деньги: что это такое?

1

Практикум



4

Современные деньги

1

Творч.работа



5

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

Устный опрос



6

Наличные, безналичные, фальшивые деньги.

1

Практикум



Тема 2. Источники денежных средств семьи (3 часа)

7

Какие бывают источники доходов

1

Устный опрос



8

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Практикум




9

Что такое налоги и зачем их платить

1

Устный опрос



Тема 3. Контроль семейных расходов (2 часа)

10

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?

1

Устный опрос



11

Расходы семьи

1

Практикум



Тема 4. Построение семейного бюджета (6 часов)

12

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

Устный опрос



13

Как оптимизировать семейный бюджет

1

Устный опрос



14

Семейный бюджет

1

Практикум



15

Контрольная работа за первое полугодие

1

Письменная работа



16

Итоговая работа по разделу «Управление денежными средствами семьи »

1

Творч.работа



Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (9 часов)

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (3 часа)

17

Для чего нужны финансовые организации

1

Творч.работа



18

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

Устный опрос



19

Чем поможет страхование

1

Практикум



Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (6 часов)

20

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

Устный опрос



21

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Устный опрос



22

Что такое пенсия и как сделать её достойной

1

Практикум



23

Какие бывают финансовые риски

1

Творч.работа



24

Что такое финансовые пирамиды

1

Творч.работа



25

Итоговая работа по разделу «Способы повышения семейного благосостояния».

1

Устный опрос



Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 часов) Тема 7. Банки и их роль в жизни семьи (7 часов)

26

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

Устный опрос



27

Банки в родном городе

1

Творч.работа



28

Польза и риски банковских карт

1

Устный опрос



29

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

Практикум



30

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Творч.работа



31

Что такое бизнес

1

Творч.работа



32

Как создать свое дело

1

Устный опрос



33

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1

Письменная работа



34

Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем»

1

Устный опрос




Итого

34 часа


Учебно-методический комплект:

7 класс

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7

классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Учебно-методический комплект:

8 класс

  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Формы контроля: устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда и анаграмм; практическая аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет, компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе; ролевая игра; исследовательская работа.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по «Основы финансовой грамотности».

Литература:

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.

  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: учебная программа.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.

  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2021.

  4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: материалы для родителей.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники
  1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

  2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

  3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

  4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/


8 классы Литература:
  1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся.

— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


  1. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Дополнительная литература
  1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

  3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.


Интернет-источники
  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики

  4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

  5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ

  6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ

  7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

  8. www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ

  9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»

  10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга

  11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»

  12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»

  13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам

  14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике

  15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ. яз.)

  16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»

  17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике

  18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики

  19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований

  20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ

  21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи

  22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации

  23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка

  24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда

  25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!