
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхличская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено Принято решением «Утверждаю»
на заседании ШМО педагогического совета Директор школы ______
и рекомендовано Протокол №1от 20.08.2018г. В. И. Тимошенко
к утверждению
Протокол №1 от 07.08.2018г.
Рабочая программа
по физической культуре
для 5 класса
Составитель: Захарченко Светлана Николаевна
Учитель высшей квалификационной категории
2018 год
Планируемые результаты освоения курса физическая культура
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со-хранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
профилактика нарушения осанки, улучшение физической подготовки;
УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОСВОЕНИЮ НАВЫКОВ, УМЕНИЙ, РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ-5кл.
№ | Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
1 | Бег 30м.(сек) | 5.3 | 5.6 | 5.9 | 5.4 | 5.8 | 6.1 |
2 | Бег 60м.(сек) | 10.4 | 11.2 | 11.8 | 10.8 | 11.4 | 12.3 |
3 | Бег 100м (сек) | 15.9 | 16.8 | 17.7 | 16.2 | 17.2 | 18.3 |
4 | Бег 1000м. (мин) | 4.20 | 4.30 | 4.40 | 5.10 | 5.30 | 5.45 |
5 | Метание на дальность (м.) | 27 | 22 | 18 | 17 | 15 | 12 |
6 | Прыжок в длину с места (см) | 165 | 160 | 145 | 155 | 150 | 145 |
7 | Вис (сек) | 22 | 20 | 16 | 19 | 17 | 15 |
8 | Сгибание рук в упоре лежа (раз) | 21 | 19 | 17 | 12 | 11 | 9 |
9 | Поднятие туловища с положения лежа (раз) | 17 | 15 | 12 | 16 | 14 | 12 |
10 | Подтягивание (раз) | 5 | 3 | 2 | 14 | 9 | 7 |
11 | Челночный бег 3*10 (сек) | 8.2 | 8.7 | 9.6 | 8.5 | 9.4 | 10.0 |
12 | Прыжок через скакалку (раз) | 95 | 85 | 70 | 115 | 105 | 90 |
13 | Прыжок в высоту (см) | 105 | 95 | 85 | 90 | 80 | 70 |
14 | Прыжок в длину с разбега (см) | 300 | 260 | 220 | 260 | 220 | 180 |
15 | Метание в цель (раз) | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
16 | Метание набивного мяча 1 кг. (см) | 360 | 310 | 270 | 350 | 275 | 235 |
17 | Челночный бег 4*9 (сек) | 11.0 | 11.2 | 11.4 | 11.6 | 11.8 | 12.0 |
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Легкая атлетика.( 26 часов)
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений. Низкий и высокий старт. Прыжки: на месте (на двух и на одной ноге, с поворотами направо и налево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком; в длину с места и с разбега способом «согнув ноги». Стартовый разгон. Бег на 30м., 60м. Челночный бег. Равномерный бег до 15 минут, контрольный бег 300-500 м, президентский тест – 1000м, бег без учета времени (контроль) – 2,5 км, эстафеты с ускорением от 60 до 150м. Метание с места в стенку, в цель с 8-10 м, в парах на дальность. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Вис на перекладине. Наклон вперед из положения сидя.
Тема 2. Гимнастика с основами акробатики. ( 18 часов)
Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастический упражнений.
Акробатические упражнения: упоры присев, лёжа, седы (на пятках, с наклоном, углом). Перекаты назад из седа с группировкой и обратно (с помощью): лёжа на спине стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; «мост» из положения, лёжа на спине; два кувырка вперед слитно, мост из положения стоя с помощью.
Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом её вращения; акробатические комбинации типа: кувырок вперед, «мост», стойка на лопатках; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре. Размыкание и смыкание приставными шагами, передвижение в колоннах. Строевой шаг.
Висы и упоры: мальчики: махом одной и толчком другой ногой подъем переворот в упор, соскок махом назад, подтягивание в висе, девочки: наскок в упор прыжком, размахивание изгибами, вис лежа, вис присев, подтягивание в висе лежа, поднимание ног в висе.
Тема 3 Спортивные игры . Волейбол ( 18 часов)
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Техника приема верхних передач. Прием мяча снизу двумя руками. Прием и передача мяча сверху двумя руками. Тактика 2-х передач. 1-е и 2-е передачи. Прямой нападающий удар. Тактика свободного нападения. Игра по упрощенным правилам.
Тема 4 Лыжная подготовка ( 22 часа)
Передвижения на лыжах. Подъемы, спуски, повороты, торможения. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Передвижение на лыжах разными способами. Повороты, спуски, подъёмы, торможение. Развитие координационных способностей. Подвижные игры. Соревнования.
Тема 5 Спортивные игры Баскетбол. ( 18 часов)
Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Ловля и передача мяча с пассивным сопротивлением. Введение мяча. Повороты без мяча и с мячом. Броски мяча в кольцо. Вырывание и выбивание мяча. Нападение быстрым прорывом. Учебная игра.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | | Количество часов |
| |
|
1 | Инструктаж ТБ по ФИЗ. К. и Л\А. Повторение техники Спринтерский бег. Высокий старт | 1 |
2 | Обучение бегу с ускорением Бег 30 м в/с | 1 |
3 | Урок игра «Бег с флажками» Финальное усилие. Встречная эстафета. | 1 |
4 | Обучение эстафетному бегу, передаче эстафетной палочки .Подтягивание- на результат | 1 |
5 | Сдача контрольного норматива- бег 60 метров» П/И «Разведчики и часовые» | 1 |
6 | Урок соревнование « Метание мяча с/м на дальность отскока от стены, на заданное расстояние. П/и «Кто дальше бросит» | 1 |
7 | Обучение технике метания мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Упражнения в броске и ловле набивного мяча. | 1 |
8 | Повторение метания мяча на дальность и на заданное расстояние. П/и «Метко в цель» | 1 |
9 | Урок – игра « Снайперы» | 1 |
10 | Обучение прыжку в длину с/р способом «согнув ноги» | 1 |
11 | Повторение техники прыжка с 7-9 ш разбега . | 1 |
12 | Урок игра « Колдунчики» | 1 |
|
13 | Обучение равномерному бегу7мин. П/И «Невод» . | 1 |
14 | Повторение техники равномерного бега(9мин). Чередование бега с ходьбой. П/И «Перебежка с выручкой». | 1 |
15 | Урок - игра «Перестрелка» | 1 |
16 | Обучение технике преодоления препятствий горизонтальных (12мин) П и «Вызов номеров»/ | 1 |
17 | Повторение преодоления вертикальных препятствий (14мин)Равномерный бег. П /и «Бег с флажками» | 1 |
18 | Урок игра «Равномерный бег(15мин) Бег в гору.» | 1 |
19 | Обучение бегу по пересечённой местности(2км) Спортивная игра(футбол) | 1 |
| |
20 | Инструктаж ТБ Повторение упражнений на равновесие. | 1 |
21 | Урок игра « Сделай фигуру» | 1 |
22 | Обучение технике подтягивания в висе(м), из виса лёжа(д). | 1 |
23 | Повторение подтягивания в висе. | 1 |
24 | Урок игра «Круговая тренировка" | 1 |
25-26 | Повторение техники строевых упражнений. Обучение опорным прыжкам П/и «Прыжки по полоскам» | 2 |
27 | Урок – игра «Удочка» | 1 |
28 | Обучение техники прыжок ноги врозь. П/и «Кто обгонит» | 1 |
29 | Повторение опорных прыжков:. П/и «Прыгуны и пятнашки» | 1 |
30 | Урок игра «Эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря.» | 1 |
31 | Обучение техники кувырок вперёд, назад . | 1 |
32 | Обучение техники стойка на лопатках перекатом назад. П/И«Два лагеря» | 1 |
33 | Урок игра « Акробатическая комбинация | 1 |
34 | Обучение техники . «Мост» из положения лежа П/И « Смена капитана» | 1 |
35 | Повторение акробатической комбинации . П/И «Челнок» | 1 |
36 | Урок игра « Акробатическая комбинация» | 1 |
37 | Повторение акробатических соединений из разученных элементов. | 1 |
|
38 | Инструктаж Т/Б по волейболу. Урок игра « Мини- волейбол». | 1 |
39 | Обучение приёмам и передачам сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед в парах. | 1 |
40 | Повторение приёмов и передач мяча двумя руками сверху над собой и вперёд. Встречные эстафеты. П/и «Летучий мяч»; | 1 |
41-42 | Урок игра « Мини – волейбол» Обучение приёму мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. П/и: «Бомбардиры» | 2 |
43-44 | Обучение нижней прямой подаче. Игра «Мяч над Урок – игра « Мини – волейбол» сеткой». . | 2 |
45 | Обучение прямому нападающему удару. П/и « По наземной мишени». | 1 |
46-47 | Повторение комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Урок – игра « Мини – волейбол» | 2 |
48-49 | Обучение тактике свободного нападения. Игровые упражнения с мячом Повторение комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 2 |
|
50 | ТБ на уроках Л/подготовки. Урок игра «Переноска и надевание лыж» Презентация:«Название разучиваемых упр. и основы правильной техники.». | 1 |
51 | Обучение одновременному бесшажному ходу. Прохождение дистанции до 1,5 км. | 1 |
52 | Обучение попеременному двухшажному ходу . Одновременный бесшажный ход.Оказание помощи при обморожениях и травмах. | 1 |
53 | Урок – игра «Эстафеты с передачей палок» | 1 |
54 | Обучение техники торможение «плугом». Дистанция 2 км. | 1 |
55 | Обучение поворотам переступанием. Дистанция 2 км. Игра с горки на горку. | 1 |
56 | Урок- соревнование «Самоконтроль» Торможение (У). Повороты переступанием. Дистанция 2 км. | 1 |
57 | Повторение поворотов переступанием . | 1 |
58 | Обучение медленному передвижению по дистанции – 3 км. | 1 |
59 | Урок – игра «Лыжные гонки – 1 км.»Виды лыжного спорта. | 1 |
60 | Обучение техники попеременных 2х ш и одновременных бесшажных ходов. Игра «Пройди в ворота» без палок | 1 |
61 | Повторение попеременного двухшажного хода, одновременного бесшажного хода на дистанции до 3 км. | 1 |
62 | Урок – игра «Встречные эстафеты.» | 1 |
63 | Обучение постановке палок на снег в попеременном 2хш ходе и одновременном ходе.. Игра «Смелее с горки». | 1 |
64 | Повторение поворотов, торможений. Игра на дистанции 200-250м; | 1 |
65 | Урок - игра «Смелее с горки». | 1 |
66-67 | Обучение согласованному движению рук и ног в одновременных бесшажных и попеременных двухшажных ходах. | 2 |
|
68 | ТБ на уроках спортивных игр (б/б).. Урок - игра «Передал- садись» | 1 |
69 | Обучение поворотам без мяча и с мячом. Ведение мяча на месте Ловля и передача двумя руками от груди | 1 |
70 | Обучение техники ведения мяча с разной высоты отскока. Ловля мяча передача двумя руками от груди . | 1 |
71 | Урок - игра «Борьба за мяч» | 1 |
72 | Обучение ловли и передач мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. Игра в мини-баскетбол | |
73-74 | Обучение техники ведение мяча в движении шагом. Остановка двумя шагами. Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте в круге | 2 |
75 | Урок – игра « Мини- баскетбол» | 12 |
76-77 | Обучение техники позиционное на падение, (5:0) без изменения позиции игроков | |
78 | Урок – игра « Мини – баскетбол» | 1 |
79 | Обучение ведению мяча с изменением скорости и высоты отскока | 1 |
80-81 | Повторение ведения мяча с изменением скорости и высоты отскока Обучение техники вырывание и выбивание мяча | 2 |
82 | Урок – игра « Мини –баскетбол» | 1 |
83 | Инструктаж ТБ. Повторение бега на средние дистанции. Бег 1000 метров . П/и «Салки на марше» | 1 |
84 | Повторение техники высокого старта(до 10-15м), бег с ускорением(30-40). | 1 |
85 | Сдача контрольного норматива - бег 30 м | 1 |
86 | Обучение правилам соревнований в беге. 60 метров – на результат Эстафеты по кругу. | 1 |
87 | Обучение прыжкам в высоту способом перешагивания. Прыжки с/м | 1 |
88 | Урок – соревнование «Прыжки в высоту- на результат» | 1 |
89-90 | Обучение техники метания мяча в цель, на заданное расстояние П/и «Кто дальше бросит» | 2 |
91 | Урок – игра « «Кто дальше бросит» | |
90-91 | Повторение техники метания мяча на дальность, на заданное расстояние . | 2 |
92 | Урок – соревнование» Метание мяча на дальность» | 2 |
|
93 | Обучение равномерному бегу(7мин). Преодоление препятствий . П/И «Разведчики и часовые» | 1 |
94 | Повторение равномерного бега(9мин). Смешанное передвижение (бег в чередовании с ходьбой) П/И «Перестрелка» | 1 |
95 | Урок – игра « Перестрелка» | 1 |
96-97 | Повторение техники равномерного бега(10мин) Бег в гору. Преодоление препятствий горизонтальных (10мин) | 2 |
98 | Урок – игра «Посадка картофеля» | 1 |
99 | Повторение равномерного бега(10мин) | |
100 | Обучение техники преодоления препятствий горизонтальных и вертикальных. П /и «Салки маршем»/ | 1 |
101 | Урок - игра«Наступление» | 1 |
102-103 | Обучение бегу по разному грунту. Спортивная игра(футбол) | 2 |
104-105 | Урок – игра « Мини футбол» Повторение техники равномерный бег(15мин). Бег 2 км без учёта времени. Бег по разному грунту. Спортивная игра(футбол) | 2 |