Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №4»
____________Лощинина Н.Н.
«______» ____________________ 2018
Приказ №___ от «__»_______2018
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
10 А,Б классы
Составитель: Абрамова Светлана Петровна
учитель географии высшей категории
2018г.
Данная рабочая программа по географии для 10 класса соответствует требованиям федерального базисного учебного плана 2004 года среднего общего образования и разработана на основе:
основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сергиев Посад
учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сергиев Посад
ИспользуемыйУМК:
1) Авторская программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов) - М.: Русское слово, 2016 год.
2) Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Учебник. Экономическая и социальная география мира 10-11кл., - М. «Русское слово», 2017 год.
3) Географический атлас. 10-11 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.
4) Контурные карты. 10-11 класс. – М.: Русское слово, 2017 год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
-Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения; основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов мира, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитичесого и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.
Уметь:
-определять и сравнивать по разными источникам географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применятьразнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлятькомплексную географическую характеристику регионов и стран мира таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлятьгеографические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические метериалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкологической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их дальнейшего развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства; готовность к служению Отчизне, его защите.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные результаты освоения образовательной программы среднего общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических процессов и проблем;сформированностьсистемы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями.
Содержание учебного предмета
Часть 1. Общая характеристика мира
Тема 1. Страны современного мира (3 часа)
Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориальное устройство. Уровень социально- экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.
Основные виды учебной деятельности: использование основных источников страноведческой информации; поиск информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках); объяснение специфики географического положения государств современного мира; выявление специфики административно-территориального устройства; формы правления; уровня развития хозяйства; определение и сравнение по разным источникам географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; определение уровня социально-экономического развития, формы правления и характер административно-территориального устройства государств; составление схемы хозяйственных связей предприятий.
Тема 2. География населения мира (8 часов)
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.
Основные виды учебной деятельности:определение поло-возрастного, этнического, религиозного и социального состав населения мира; определение типов воспроизводства стран по поло-возрастным пирамидам; выявление закономерности освоения разных территорий; составление сравнительную характеристику транспортных систем двух стран;
различие существенных признаков понятия « демографическая ситуация»; определение географического положение каждой из изучаемых стран, особенностей природных компонентов; размещения населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; построение схему-график «Изменение численности населения».
Тема 3. Мировые природные ресурсы (8 ч)
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемыеневозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемыевозобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Основные виды учебной деятельности: владение основными географическими понятиями и терминами; название признаков географических объектов и явлений; оценка ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран мира; составление картосхемы размещения крупнейших бассейнов и месторождений полезных ископаемых; сравнение ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (3 часа)
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.
Основные виды учебной деятельности:установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира; составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства, типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (9 часов)
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Черная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Основные виды учебной деятельности: определять влияние факторов на размещение хозяйства; объяснять влияние факторов на размещение хозяйства; определять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства;оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства; составлять комплексную географическую характеристику отражающую закономерности территориальных взаимодействий; называть и показывать на карте страны богатые ресурсами.
Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 час)
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.
Основные виды учебной деятельности: разработка проекта решения одной из проблем;
географические аспекты качества жизни населения; составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества
Часть 2. Региональная характеристика мира
Тема 1. Политическая карта мира (3 часа)
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира. Историко-географические регионы мира и международные организации.
Основные виды учебной деятельности: называть виды государственных границ, основные этапы формирования ПКМ; признаки понятий «суверенное государство»; объяснять особенности 12 и 200 мильной зон, причины изменения ПКМ, изменение ПКМ под влиянием международных отношений
Тема 2. Зарубежная Европа (6 часов)
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, южная и Восточная Европа – их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика германия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности.
Тема 3. Зарубежная Азия (7 часов)
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города.Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.
Тема 4. Англо-Америка (3 часа)
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география.
Тема 5. Латинская Америка (6 часов)
Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы.
Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика
Федеративная республика Бразилия
Тема 6. Африка (5 часов)
Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое(геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка.
Тема 7. Австралия и Океания (3 часа)
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Основные виды учебной деятельности: выполнять комплексную географическую характеристику природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежных стран; определять региональные различия внутри стран; определять обенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира; сравнивать хозяйство стран, составлять ЭГХ страны, проводить сравнение природных ресурсов, населения, хозяйства, устанавливать черты сходства и различий; определять состав территории стран; составлять демографический прогноз; выявлять межнациональные конфликты; определять типы городов..
Тема 8. Заключение (2 часа)
Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.
Основные виды учебной деятельности: работа с картами; анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития; определение роли России впроизводстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки).
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Для формирования ключевых компетенций обучающихся в учебной деятельности широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков. На уроках применяются исследовательские, дифференцированные, игровые технологии обучения. Используются ИКТ, ресурсы КМ-школы, мультимедийные программы, различные источники географической информации (дополнительная литература, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохожд. темы | Фактические сроки прохожд. темы |
Страны современного мира – 3 час; 2 часа в неделю |
1 | Типы стран современного мира | | |
2 | Развитые и развивающиеся страны | | |
3 | Обобщение темы «Страны современного мира» | | |
География населения мира – 8 часов; 2 часа в неделю |
4 | Численность и динамика населения мира. Практическая работа №1 «Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности». | | |
5 | Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы | | |
6 | Расовый и этнический состав населения | | |
7 | Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты | | |
8 | Размещение населения | | |
9 | Миграции населения | | |
10 | Сельское и городское население | | |
11 | Обобщение темы « География населения мира» | | |
Мировые природные ресурсы – 8 часов; 2 часа в неделю |
12 | Природа и человек | | |
13 | Природные ресурсы | | |
14 | Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Практическая работа №2 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов». | | |
15 | Исчерпаемые возобновимые ресурсы | | |
16 | Неисчерпаемые ресурсы | | |
17 | Ресурсы Мирового океана | | |
18 | Пути решения экологических проблем | | |
19 | Обобщение темы « Мировые природные ресурсы» | | |
Мировое хозяйство и научно-техническая революция – 3 часа; 2 часа в неделю |
20 | Формирование мирового хозяйства | | |
21 | Мировое хозяйство и современная эпоха НТР | | |
22 | Обобщение темы «Мировое хозяйство и научно-техническая революция» | | |
Отрасли мирового хозяйства – 9 часов; 2 часа в неделю |
23 | Топливно-энергетический комплекс | | |
24 | Металлургия | | |
25 | Машиностроение | | |
26 | Химическая и лесная промышленность | | |
27 | Сельское хозяйство | | |
28 | Транспорт мира | | |
29 | Международные экономические отношения. Практическая работа №3 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов» | | |
30 | Международная торговля услугами | | |
31 | Обобщение темы « Отрасли мирового хозяйства» | | |
Глобальные проблемы современности – 2 часа; 2 часа в неделю |
32 | Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития | | |
33 | Обобщение темы « Глобальные проблемы современности» | | |
Политическая карта мира – 3 часа; 2 часа в неделю |
34 | Что такое политическая карта мира? Практическая работа №4 «Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира». | | |
35 | Регионы мира и международные организации | | |
36 | Обобщение темы « Политическая карта мира» | | |
Зарубежная Европа – 6 часов; 2 часа в неделю |
37 | Состав, географическое положение и природные ресурсы | | |
38 | Население | | |
| Хозяйство | | |
39 | Субрегионы Зарубежной Европы. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Европы» | | |
40 | Федеративная Республика Германия | | |
41 | Обобщение темы « Зарубежная Европа» | | |
Зарубежная Азия - 7 часов; 2 часа в неделю |
42 | Состав, географическое положение и природные ресурсы | | |
43 | Население | | |
44 | Хозяйство | | |
45 | Субрегионы Зарубежной Азии: Юго-Западная и Центральная Азия | | |
46 | Субрегионы Зарубежной Азии: Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии» | | |
47 | Китайская Народная Республика | | |
48 | Обобщение темы « Зарубежная Азия» | | |
Англо-Америка – 3 часа; 2 часа в неделю |
49 | Канада | | |
50 | Соединенные Штаты Америки | | |
51 | Обобщение темы « Англо-Америка» | | |
Латинская Америка - 6 часов; 2 часа в неделю |
52 | Состав, географическое положение и природные ресурсы. | | |
53 | Население | | |
54 | Хозяйство | | |
55 | Субрегионы Латинской Америки. Практическая работа №7 « Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». | | |
56 | Федеративная Республика Бразилия | | |
57 | Обобщение темы «Латинская Америка» | | |
Африка - 5 часов; 2 часа в неделю |
58 | Состав, географическое положение и природные ресурсы | | |
59 | Население и хозяйство | | |
60 | Субрегионы Африки. Практическая работа №8 «Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа» | | |
61 | Южно-Африканская Республика | | |
62 | Обобщение темы «Африка» | | |
Австралия и Океания - 3 часа; 2 часа в неделю |
63 | Австралия. Практическая работа №9 «Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа» | | |
64 | Океания | | |
65 | Обобщение темы «Австралия и Океания» | | |
Заключение - 3 часа; 2 часа в неделю |
66 | Россия и современный мир. Практическая работа №10 «Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире» | | |
67 | Обобщение темы «Региональная характеристика мира» | | |
68 | Обобщение курса «Экономическая и социальная география мира» | | |
Итого: 68 час;практических работ - 10 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно-научного цикла
от _______2018 г №___
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_________Лебакова Т.Г.
«_____» _________ 2018 г.
11