Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени В.Ф. Алешина»
216410, Смоленская область, п.Шумячи, ул.Садовая, 41
Телефон/факс: (8-48133) 4-24-56, e-mail: shsch@yandex.ru
ИНН 6720002475. КПП 672001001
« Согласована» «Утверждена»
Руководитель центра Директор МБОУ
«Точка Роста» «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
_________Л.С.Должикова ____________И.Н.Кухаренкова
Приказ от №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный краевед»
Направленность программы: общеинтеллектуальное
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 11 – 13 лет
Классы: 5-7
Количество детей в группе: 10
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год: 34
Составитель: учитель географии
высшей квалификационной категории
Агафонова Светлана Федоровна
2022 г.
Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана в соответствии с:
1. Приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина».
Требования к результатам обучения
Важнейшие личностные результаты:
• воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, любви к своей малой родине;
• формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, уважения к традициям и быту прошлого поколения, необходимости их изучения и сохранения как связующей нити;
• формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и составлять свое мнение.
Предметные результаты:
• формирование представлений о краеведении, его роли в жизни каждого человека;
• овладение элементарными практическими умениями составления родословной, работы с архивными материалами, выполнения проектов и исследовательских работ;
• овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения;
• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания.
Содержание
Введение (1 час)
Краеведение - наука о родном крае.
Моя семья (4 часа)
Я и моё имя. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (4 часа)
Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.
Мой край на карте Родины (11 часов)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Мини-проект «Символы Смоленской области и Шумячского района».Работа с географической картой России. Моя малая родина. Шумячи на карте Смоленской области и России. Географические названия населённых пунктов нашей местности. Исчезнувшие населенные пункты с карты района. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края
Достопримечательности родного края. Улицы нашего поселка.
Знакомство со школьным музеем(9 часов)
Экскурсия в школьный музей. Музейные профессии. Творческая работа "Музей" (группа представляет один музей по результатам самостоятельной работы с ресурсами Интернета.) Фонды музея. Работа с фондами школьного музея. Оформление альбома "Трудом славен человек"
Знакомые незнакомцы. Вещи вокруг нас (5 часов)
Русская изба. Русская печь. Русский национальный костюм. Костюм Шумячского района. Лапти – традиционная обувь крестьянина. Домашняя утварь.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел и тема | Теория | Практика | Дата |
34 часа Введение (1 час) |
1 | Введение. Краеведение - наука о родном крае. | 1 | | |
| | | | |
Моя семья (4часа) |
2 | Моя родословная.. | 1 | | |
3 | Традиции моей семьи. | | 1 | |
4 | Профессии в моей семье. | 1 | | |
5 | Проект «Старая фотография рассказала…» | | 1 | |
Наша школа (4 часа) |
6 | Знакомство с историей возникновения школы. | 1 | | |
7 | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 1 | | |
8 | Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. | | 1 | |
9 | Традиции школы. | 1 | | |
Мой край на карте Родины ( 11 часов) |
10 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. | 1 | 1 | |
11-12 | Мини-проект «Символы Смоленской области и Шумячского района». | 1 | 2 | |
13 | Моя малая родина. Шумячи на карте Смоленской области и России. | 1 | | |
14 | Географические названия населённых пунктов нашей местности. | 1 | | |
15 | Исчезнувшие населенные пункты с карты района. | 1 | | |
16 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края. | 1 | | |
17 | Достопримечательности родного края. | 1 | | |
18-19 | Оформление альбома «Достопримечательности родного края». | | 2 | |
20 | Улицы нашего поселка. | 1 | | |
Знакомство со школьным музеем (9 часов) |
21 | Экскурсия в школьный музей | 1 | | |
22 | Музейные профессии. | 1 | | |
23-25 | Творческая работа "Музей"(группа представляет один музей по результатам самостоятельной работы с ресурсами Интернета.) | 1 | 2 | |
26-29 | Фонды музея. Работа с фондами школьного музея. Оформление альбома "Трудом славен человек" | | 4 | |
|
Знакомые незнакомцы. Вещи вокруг нас.(5 часов) |
30 | Русская изба. | 1 | | |
31 | Русская печь. | 1 | | |
32 | Русский национальный костюм. Костюм Шумячского района. Лапти – традиционная обувь крестьянина. | 1 | | |
33 | Домашняя утварь. | 1 | | |
34 | Заключительное занятие | 1 | | |
Литература
Корсакова Т.А. Малая родина: программа курса для учащихся 5-7 классов: методические материалы для учителя / научный редактор В.В. Судаков. - Вологда, ВИРО, 2004
Музеи общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования (аннотированный каталог). - Вологда, 2004
Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений (школьных музеев). Составитель: Н.А. Бритвина, О.Б. Карпова - Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004 год