Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
«Утверждаю»
И. о. директора МБОУ СОШ (военвед)
г. Зернограда
Приказ от 29 августа 2017 года № 412
__________________ /Г. Н. Осадчая/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу « География. Материки и океаны»
основного общего образования
7 « А», «Б» классы
Количество часов по учебному плану: 7а, б классах - 70часов (2 часа в неделю)
Программа будет полностью реализована в 7а классе за 69ч. (1ч.- 01.05.18г.);
в 7б классе за 68 ч. (2 ч.- 23.02.18., 09.03.18г.)
Учитель: Кравченко Светлана Ивановна.
Рабочая программа по географии для 7-х классов построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой основного общего образования, программой курса «География» 5-9 классы, автор/составитель Е.М. Домогацких ,-2-е изд.,- М. , ООО « Русское слово - учебник» , 2016 г.-120с.- ( Инновационная школа).
Учебник: Е.М. Домогацких , «География.Материки и океаны», учебник для общеобразовательных школ, авт.-сост. Е.М.Домогацких – М.: ООО «Русское слово» – учебник» 2015. – (ФГОС. Инновационная школа)
2017-2018 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии в 7 классе направлена на достижение обучающимися результатов:
Личностных результов:
- овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметных результатов:
- углубление учебно-информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовать информацию;
- углубление учебно-логических умений: сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать информацию;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений;
- работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы;
- составлять задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- выслушивать и объективно оценивать работу одноклассников;
- анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов;
- создавать объяснительные тексты;
- умение вести диалог, вырабатывать общее решение.
Предметных результатов:
выпускник научится:
-различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
-сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры;
-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
-сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
-оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
-объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Содержание программы.
География. Материки и океаны. Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)
Содержание темы : материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулка-нические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Зем-ли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, проис-ходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи го-рообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты. Учебные понятия: материк, океан, часть света, остров, атолл, геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океаничес-кие хребты, рифты, глубоководный желоб, плат-формы, равнины, складчатые пояса, горы. Персоналии : Альфред Вегенер. Основные образовательные идеи: - Мировую сушу можно делить по географическому признаку на материк или по историческому — на части света. - Рельеф Земли (характеристика, история развития, отображение на карте) и человек. - Связь рельефа поверхности и стихийных бедствий геологического характера с процессами, происходящими в литосфере Земли. Предметные умения Умение объяснять: географические явления и процессы; -причины изменений рельефа, распространение крупных форм рельефа, зон землетрясений и вулканизма, осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых. Умение определять: -географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: литосфера, литосферная плита, земная кора, рельеф, сейсмический пояс; -местоположение географических объектов и явлений на карте: крупнейшие древние платформы, Тихоокеанский и Средиземноморско-Гималайский сейсмические пояса. Практическая работа:1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа) Содержание темы: пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климато-граммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влия-ние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Учебные понятия: Климатический пояс, субпояса, климатообразующий фак-тор, постоянный ветер, пассаты, муссоны, западный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса. Основные образовательные идеи: разнообразие климатов Земли - результат действия климатообразующих факторов. Предметные умения: Умение объяснять:
географические явления и процессы в атмосфере: распределение поясов атмосферного давления и образование постоянных ветров;
формирование климатических поясов;
действие климатообразующих факторов.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: атмосфера, воздушная масса, климат, пассат, западный ветер, гидросфера;
местоположение климатических поясов. Практические работы:1. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. 2. Определение типов климата по предложенным климатограммам. Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) Содержание темы: Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли. Учебные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос. Основные образовательные идеи:
Мировой океана — один из важнейших факторов, определяющих природу Земли.
Мировой океан — колыбель жизни. Предметные умения: Умение объяснять:
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: Мировой океан, морское течение;
местоположение крупнейших морских течений. Практические работы: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) Содержание темы: понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности. Учебные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, целостность, ритмичность, закон географической зональности, природная зона. Персоналии:Василий Васильевич Докучаев. Основные образовательные идеи:
Географическая оболочка: понятие, строение, свойства, закономерности
Природные зоны и человек. Предметные умения:
Умение объяснять:
явления и процессы в географической оболочке: целостность, ритмичность, географическую зональность, азональность и поясность.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: зональность, природная зона, географическая оболочка, высотный пояс, природный комплекс;
местоположение природных зон. Практическая работа: 1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) Содержание темы: возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира. Учебные понятия: миграция, хозяйственная деятельность, цивилиза-ция, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, раса, религия, мировые религии, страна, монархия, республика. Основные образовательные идеи:
С хозяйственной деятельностью человека связана необходимость охраны природы.
Особенности расовой, национальной религиозной картины мира.
Разнообразие стран — результат длительного исторического процесса. Предметные умения: Умение объяснять:
географические особенности населения: размещения, расового состава, национального состава, хозяйственной деятельности. Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений: человеческая раса;
местоположение территорий с самой большой плотностью населения, областей распространения основных человеческих рас и религий. Практическая работа: 1. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (9 часов) Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: пре-обладание плоскогорий и Великий Африканский раз-лом. Полезные ископае-мые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Вик-тория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятель-ности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты при-родного и культурного наследия. Учебные понятия :саванна, национальный парк, Восточно-Африканский раз-лом, сахель, экваториальная раса. Персоналии: Генрих Мореплаватель, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Джон Спик, Джеймс Грант, Василий Васильевич Юнкер, Николай Степанович Гумилев. Основные образовательные идеи
Выявление влияния географического положения на природное своеобразие Африки: север – зеркальное отражение юга.
Африка – материк равнин.
Африка – материк, на котором ярко проявляется закон широтной зональности.
Своеобразие регионов Африки:
Северная Африка — пустыни, древнейшие цивилизации, арабский мир.
Западная и Центральная Африка - разнообразие народов и культур.
Восточная Африка – разломы и вулканы, саванны и национальные парки;
Южная Африка – саванны и пустыни, богатейшие полезные ископаемые. Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материков и океанов.
географическая специфика отдельных стран.
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Практические работы:1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах.2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Тема 2. Австралия — маленький великан (6 часов) Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изме-нение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. Учебные понятия: лакколит, эндемик, аборигены. Персоналии: Вилем Янсзон, Абель Тасман, Джеймс Кук, Эдуард Эйр, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, Юрий Федорович Лисянский, Тур Хейердал. Основные образовательные идеи
Самый маленький и самый засушливый материк.
Самый низкий материк, лежащий вне сейсмической зоны.
Открытие и освоение позже, чем других обитаемых материков из-за своей удаленности от Европы
Изменение человеком природы: завезенные растения и животные.
Население: австралийские аборигены и англоавстралийцы.
Океания — особый островной мир.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практическая работа:1. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа) Содержание темы: особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Учебные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник. Персоналии: Джеймс Кук, Фаллей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Джеймс Росс, Руал Амундсен, Роберт Скотт. Основные образовательные идеи
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (8 часов) Содержание темы: географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Учебные понятия: Сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка. Персоналии: Христофор Колумб, Америго Веспуччи. Нуньес де Бальбоа, Франциско Орельяно, Александр Гумбольдт, Григорий Иванович Лансдорф, Артур Конан Дойль, Франциско Писарро. Основные образовательные идеи
Южная Америка — материк с наиболее разнообразными среди южных материков природными условиями.
Рекорды Южной Америки: самый увлажненный материк, самый большой речной бассейн, самая длинная и полноводная река, самый высокий водопад, самая обширная низменность и самые длинные горы суши.
Особенности регионов Южной Америки: равнинный Восток и Андийские страны. Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:1. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (8 часов) Содержание темы: географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Учебные понятия: Великое оледенение, прерии, каньон, торнадо, Берингия, Англо-Америка, Латинская Америка. Основные образовательные идеи
Северная Америка — северный материк, в природе которого есть черты сходства с Евразией и Южной Америкой.
Равнины на востоке и горы на западе. Кордильеры – главный горный хребет.
Огромное разнообразие природы: от Арктики до субэкваториального пояса.
Особенности регионов Северной Америки: Англо-Америки и Центральной Америки.
Персоналии: Лейв Эриксон, Джон Кабот, Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Иван Федоров, Александр Макензи, Марк Твен, Фенимор Купер. Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным признакам.
Практические работы:1. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (9 часов) Содержание темы: самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископае-мыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупней-шие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Основные образовательные идеи:
Евразия — самый большой материк, единственный, омываемый всеми океанами Земли.
Евразия — материк, включающий две части света: Европу и Азию.
Наличие нескольких литосферных плит, «спаянных» складчатыми поясами, – причина сложности рельефа.
Разнообразие природы — есть все природные зоны Северного полушария.
Евразия — самый заселенный материк Земли.
Особенности регионов Европы (Северная, Средняя, Южная и Восточная) и Азии (Юго-Западная, Восточная, Южная и Юго-Восточная). Персоналии:Марко Поло, Афнасий Никитин, Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, Николай Михайлович Пржевальский, Петр Кузьмич Козлов, Всеволод Иванович Роборовский.
Предметные умения:
Умение объяснять:
географические особенности природы материка в целом и отдельных его регионов;
географические особенности отдельных стран.
следствия выдающихся географических открытий и путешествий.
Умение определять:
географические объекты и явления по их существенным признакам, существенные признаки объектов и явлений;
местоположение отдельных территорий по их существенным признакам. Практические работы:1. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (5 часа)
Содержание темы: взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений. Учебные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема. Персоналии: Николай Иванович Вавилов, Владимир Иванович Вернадский. Основные образовательные идеи:
Природа, вовлечённая в хозяйственную деятельность человека, называется географической средой.
Изменение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем.
Предметные умения:
Умение объяснять:
особенности взаимодействия природы и человека;
особенности влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли;
следствия влияния хозяйственной деятельности человека на оболочки Земли.
Умение определять:
центры происхождения культурных растений;
местоположение территорий с наибольшей степенью концентрации хозяйственной деятельности человека. Практическая работа:1. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.
Перечень географических объектов (номенклатура) для 7-го класса
Тема "Африка":
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, полуостров Сомали, остров Мадагаскар, Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро;
реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;
озёра: Вктория,Танганьика,Чад.
Страны и города:Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Абуджа, Лагос), Заир(Киншаса), Эфиопия(Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория, Кейптаун, Йоханнесбург).
Тема "Австралия и океания":
полуостров Кейп-Йорк, Большой Австралийский залив;
острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия, Большой Барьерный риф;
Большой Водораздельный хребет, гора Косцюшко, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Города: Сидней, Мельбурн, Канберра.
Тема "Южная Америка":
Панамский перешеек, Карибское море, остров Огненная Земля, горы Анды, гора Аконкагуа, Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла-Платская низменности.
Реки: Парана, Ориноко;
озёра:Титикака, Маракайбо.
Страны и города: Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилия), Венесуэла (КАракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима)
Тема "Северная Америка":
Полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска;
острова: Канадского Арктического архипелага, Большие Антильские, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские.
Горные системы Кордильер и Аппалачей; Велтикие и Центральные равнины, Миссисипская низменность, гора Мак-Кинли, вулкан Орисаба.
Реки: Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия.
Озёра: Великие (американские: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), Виннипег, Большое Солёное.
Заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский
Страны и города: Канада (Оттава и Мнреаль), США ( Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана)
Тема " Евразия ":
Полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский Индостан, Корея.
Моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Малаккский.
Острова: Новая Земля , Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские. Равнины: Западно-Сибирская, Великая Китайская, Индо-Гангская.
Плоскогорья: Средне-Сибсрское (Восточно-Сибирское), Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань, Гималая, Кавказ.
Нагорья: Тибет, Гоби(пустыня), вулкан Кракатау.
Реки:Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья.
Озера: Онежское , Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны крупных регионов Евразии с их столицами: Россия (Москва), Китай (Пекин), Индия (Дели), Монголия (Улан-Удэ), Казахстан( Астана), Турция (Стамбул), Франция (Париж), Германия (Берлин), Испания (Мадрид), Италия (Рим), Украина (Киев)
Календарно – тематическое планирование уроков географии
7 «а» класс
Наименова-ние раздела, (количество часов) | Номер урока | Темы уроков, практические работы | Дата по плану | Дата факти-ческая | Вид контроля |
Обобщение и повторение за курс 6 класса (3часа) | 1 | Урок 1. Обобщающее повторение за курс географии 6 класса. | 05.09.17 | | текущий |
2. | Урок 2.Обобщающее повторение за курс географии 6 класса. | 07.09.17 | | текущий |
3 | Урок 3 Входная диагностическая контрольная работа за курс географии 6 класса. | 12.09.17 | | предвари-тельный К.Р.№1 |
1. Планета, на которой мы живём. (20час) Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (5 часов) | 4 | Урок 1. Суша в океане | 14.09.17 | | текущий |
5 | Урок 2. Геологическое время. Строение земной коры | 19.09.17 | | текущий |
6 | Урок3 . Литосферные плиты и современный рельеф. Пр/р №1(оценочная) Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. | 21.09.17 | | текущий |
7 | Урок4. Платформы и равнины. | 26.09.17 | | текущий |
8 | Урок5. Складчатые пояса и горы. | 28.09.17 | | текущий |
Тема 2 Атмосфера – мастерская климата (4 часа) | 9 | Урок 1. Пояса планеты. | 03.10.17 | | текущий |
10 | Урок 2. Воздушные массы и климатические пояса. | 05.10.17 | | текущий |
11
| Урок 3. Климатообразующие факто-ры. Пр/р №2 (оценочная) Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. | 10.10.17 | | текущий |
12 | Урок 4. Обобщающий урок по теме «Атмосфера – мастерская климата». Пр/р №3(оценочная) Определение типов климата по предложенным климатограммам. | 12.10.17 | | текущий |
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) | 13
| Урок 1. Мировой океан и его части.. Пр/р №4. (оценочная) Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | 17.10.17 | | текущий |
14 | Урок 2. Движения вод Мирового океана. | 19.10.17 | | текущий |
15 | Урок 3. Жизнь в океане. | 24.10.17 | | текущий |
16 | Урок 4. Особенности отдельных океанов. | 26.10.17 | | текущий |
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм ( 2 часа) | 17
| Урок 1. Географическая оболочка. Природные комплексы. Пр/р №(учебно-тренировочная). Выявление и объяснение географичес-кой зональности природы Земли. | 07.11.17 | | текущий |
18 | Урок 2. Зональность географической оболочки. Пр/р №6 (оценочная) Описание при-родных зон Земли по географическим картам. Пр/р №7(учебно- тренировоч6ная) Сравнение хозяйственной деятель-ности человека в разных природных зонах. | 09.11.17 | | текущий |
Тема 5 Человек – хозяин планеты (5 часов) | 19 | Урок 1.Освоение Земли человеком | 14.11.17 | | текущий |
20 | Урок 2. Охрана природы. | 16.11.17 | | текущий |
21
| Урок 3. Население Земли. Пр/р№8 (учебно-тренировочная). Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. | 21.11.17 | | текущий |
22 | Урок 4. Страны мира. | 23.11.17 | | текущий |
23 | Урок 5. Обобщение знаний по разделу «Планета, на которой мы живём». | 28.11.17 | | Тематический К.Р.2 |
Раздел 2. Материки планеты Земля. (46 час.) Тема 1. Африка – материк коротких теней. (9 час.)
| 24
| Урок 1. Географическое положение и история исследования Африки. Пр/р №9 (оценочная) Определение коорди-нат крайних точек, его протяжен-ности с севера на юг в градусной мере и километрах. | 30.11.17 | | текущий |
25
| Урок 2. Геологическое строение и рельеф Африки. Пр/р №10 (оценочная) Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и место-рождений полезных ископаемых. | 05.12.17 | | текущий |
26 | Урок 3. Климат Африки. | 07.12.17 | | текущий |
27 | Урок 4. Гидрография Африки. | 12.12.17 | | текущий |
28 | Урок 5. Разнообразие природы Африки. | 14.12.17 | | текущий |
29 | Урок 6. Население материка. | 19.12.17 | | текущий |
30 | Урок 7. Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | 21.12.17 | | текущий |
31 | Урок 8. Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. | 26.12.17 | | текущий |
32 | Урок 9. Обобщение знаний по теме «Африка - материк коротких теней». | 28.12.17 | | текущий |
Тема 2. Австралия – маленький материк. (6час.) | 33 | Урок 1. Географическое положение и история исследования Австралии. | 11.01.18 | | текущий |
34 | Урок 2. Компоненты природы Австралии. | 16.01.18 | | текущий |
35 | Урок 3. Особенности природы Австралии. Пр/р №11(оценочная.) Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. | 18.01.18 | | текущий |
36 | Урок 4. Австралийский Союз. | 23.01.18 | | текущий |
37 | Урок 5. Океания. | 25.01.18 | | текущий |
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа) | 38 | Урок 1. Географическое положение и история исследования Антарктиды. | 30.01.18 | | текущий |
39 | Урок 2. Особенности природы Антарктиды. | 01.02.18 | | текущий |
Тема 4. Южная Америка – материк чудес. (8 час.) | 40 | Урок 1. Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. | 06.02.18 | | текущий |
41 | Урок 2. Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | 08.02.18 | | текущий |
42 | Урок 3. Климат Южной Америки. | 13.02.18 | | текущий |
43 | Урок 4. Гидрография Южной Америки. | 15.02.18 | | текущий |
44
| Урок 5. Разнообразие природы Южной Америки. Пр/р№12(учебно-тренировочная) Выявление взаимосвязей между ком-понентами природы в одном из при-родных комплексов материка с ис-пользованием карт атласа. | 20.02.18 | | текущий |
45 | Урок 6. Население Южной Америки. | 22.02.18 | | текущий |
46 | Урок 7. Регионы Южной Америки. | 27.02.18 | | текущий |
47 | Урок 8. Обобщающий урок по темам» Африка», «Австралия» «Южная Аме-рика - материк чудес». | 01.03.18 | | Тематический К.Р.3 |
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (7 часов) | 48 | Урок 1. Географическое положение Северной Америки История открытий и исследований. | 06.03.18 | | текущий |
49 | Урок 2. Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | 13.03.18 | | текущий |
50 | Урок 3. Климат Северной Америки. | 15.03.18 | | текущий |
51 | Урок 4. Гидрография Северной Америки | 20.03.18 | | текущий |
52 | Урок 5. Разнообразие природы Северной Америки. | 22.03.18 | | текущий |
53 | Урок 6. Население Северной Америки. Пр/р №13 (оценочная) Оценка влия-ния климата на жизнь и хозяйствен-ную деятельность населения. | 03.04.18 | | текущий |
54 | Урок 7. Регионы Северной Америки. | 05.04.18 | | текущий |
Тема 6. Евразия – музей природы (9 часов)
| 55 | Урок 1. Географическое положение и история исследования Евразии. | 10.04.18 | | текущий |
56 57 58 59 60 61 | Урок 2. Геологическое строение и рельеф Евразии. | 12.04.18 | | текущий |
Урок 3. Климат Евразии. | 17.04.18 | | текущий |
Урок 4. Гидрография Евразии. | 19.04.18 | | текущий |
Урок 5. Разнообразие природы Евразии. | 24.04.18 | | текущий |
Урок 6. Население Евразии. | 26.04.18 | | текущий |
Урок 7. Регионы Европы. | 03.05.18 | | текущий |
Урок 8. Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная Азия и Центральная Азия. | 08.05.18 . | | текущий |
62 |
Урок 9. Регионы Азии: Южная и Юго-ВосточнаяАзия. Пр/р №14(оценочная) Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | 10. 05.18 | | текущий
|
63
|
| 64 | Урок 1. Природа и человек | 15.05.18 | | текущий |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека. (6 часа) | 65 | Урок 2. Н.И. Вавилов. Центры происхождения культурных растений | 17.05.18 | | текущий |
66 | Урок 3. Пр/р №15.(учебно-трениро-вочная) Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера . | 22.05.18 | | текущий |
67 | Урок 4 Итоговая контрольная работа за курс географии 7 класса | 24.05.18 | | итоговыйК.Р.4 |
68 | Урок 5Анализ контрольной работы за курс географии 7 касса. | 29.05.18 | | текущий |
| 69 | Урок 6 Экскурсия в природу | 31.05.18 | | |
Календарно – тематическое планирование уроков географии
7 «б» класс
Наименова-ние раздела, (количество часов) | Номер урока | Темы уроков, практические работы | Дата по плану | Дата факти-ческая | Вид контроля |
Обобщение и повторение за курс 6 класса(3часа) | 1 | Урок 1. Обобщающее повторение за курс географии 6 класса. | 04.09.17 | | текущий |
2. | Урок 2.Обобщающее повторение за курс географии 6 класса. | 08.09.17 | | текущий |
3 | Урок 3 Входная диагностическая контрольная работа за курс географии 6 класса. | 11.09.17 | | предвари-тельный К.Р.№1 |
1. Планета, на которой мы живём. (20час) Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (5 часов) | 4 | Урок 1. Суша в океане | 15.09.17 | | текущий |
5 | Урок 2. Геологическое время. Строение земной коры | 18.09.17 | | текущий |
6 | Урок3 . Литосферные плиты и современный рельеф. Пр/р №1 (оценочная)Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.» | 22.09.17 | | текущий |
7 | Урок 4. Платформы и равнины. | 25.09.17 | | текущий |
8 | Урок 5. Пояса планеты | 29.09.17 | | текущий |
Тема 2 Атмосфера – мастерская климата (4 часа) | 9 | Урок 1. Складчатые пояса и горы . | 02.10.17 | | текущий |
10 | Урок 2. Воздушные массы и климатические пояса. | 06.10.17 | | текущий |
11
| Урок 3. Климатообразующие факто-ры. Пр/р №2 (оценочная)Определение главных показателей климата раз-личных регионов планеты по клима-тической карте мира. | 09.10.17 | | текущий |
12 | Урок 4. Обобщающий урок по теме «Атмосфера – мастерская климата». Пр/р №3(оценочная)Определение типов климата по предложенным климатограммам. | 13.10.17 | | текущий |
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)
| 13
| Урок 1. Мировой океан и его части.. Пр/р №4 (оценочная) Построение профиля дна океана по одной из парал-лелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | 16.10.17 | | текущий |
14 | Урок 2. Движения вод Мирового океана. | 18.10.17 | | текущий |
15 | Урок 3. Жизнь в океане. | 20.10.17 | | текущий |
16 | Урок 4. Особенности отдельных океанов. | 23.10.17 | | текущий |
| 17 | Урок 1. Географическая оболочка. | 27.10.17 | | текущий |
Тема 4 Географическая оболочка – живой механизм ( 3 часа) | 18
| Урок 2. Природные комплексы. Пр/р №5(учебно-тренировочная) Выявление и объяснение географичес-кой зональности природы Земли. | 10.11.17 | | текущий |
19 | Урок 3. Зональность географической оболочки. Пр/р №6. (оценочная) Описание при-родных зон Земли по географическим картам. Пр/р №7. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | 13.11.17 | | текущий |
Тема 5 Человек – хозяин планеты (5 часов) | 20 | Урок 1.Освоение Земли человеком | 17.11.17 | | текущий |
21 | Урок 2. Охрана природы. | 20.11.17 | | текущий |
22
| Урок 3. Население Земли. Пр/р №8 (учебно-тренировочная). Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. | 24.11.17 | | текущий |
23 | Урок 4. Страны мира. | 27.11.17 | | текущий |
24 | Урок 5. Обобщение знаний по разделу «Планета, на которой мы живём». | 01.12.17 | | Тематический К.Р.2 |
Раздел 2. Материки планеты Земля. (46 час.) Тема 1. Африка – материк коротких теней. (9 час.)
| 25
| Урок 1. Географическое положение и история исследования Африки. Пр/р №9. (оценочная) Определение координат крайних точек, его протя-женности с севера на юг в градусной мере и километрах. | 04.12.17 | | текущий |
26
| Урок 2. Геологическое строение и рельеф Африки. Пр/р №10(оценочная). Обозначение на контурной карте главных форм релье-фа и место-рождений полезных иско-паемых. | 08.12.17. | | текущий |
27 | Урок 3. Климат Африки. | 11.12.17 | | текущий |
28 | Урок 4. Гидрография Африки. | 15.12.17 | | текущий |
29 | Урок 5. Разнообразие природы Африки. | 18.12.17 | | текущий |
30 | Урок 6. Население материка. | 22.12.17 | | текущий |
31 | Урок 7. Регионы Африки: Северная и Западная Африка. | 25.12.17 | | текущий |
32 | Урок 8. Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. | 29.12.17 | | текущий |
33 | Урок 9. Обобщение знаний по теме «Африка - материк коротких теней». | 12.01.18 | | текущий |
Тема 2. Австралия – маленький материк. (6час.) | 34 | Урок 1. Географическое положение и история исследования Австралии. | 15.01.18 | | текущий |
35 | Урок 2. Компоненты природы Австралии. | 19.01.18 | | текущий |
36 | Урок 3. Особенности природы Австралии. Пр/р №11 (оценочная). Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходст-ва и различия основных компонентов природы материков. | 22.01.18 | | текущий |
37 | Урок 4. Австралийский Союз. | 26.01.18 | | текущий |
38 | Урок 5. Океания. | 29.01.18 | | текущий |
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа) | 39 | Урок 1. Географическое положение и история исследования Антарктиды. | 02.02.18 | | текущий |
40 | Урок 2. Особенности природы Антарктиды. | 05.02.18 | | текущий |
Тема 4. Южная Америка – материк чудес. (8 час.) | 41 | Урок 1. Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. | 09.02.18 | | текущий |
42 | Урок 2. Геологическое строение и рельеф Южной Америки. | 12.02.18 | | текущий |
43 | Урок 3. Климат Южной Америки. | 16.02.18 | | текущий |
44 | Урок 4. Гидрография Южной Америки. | 19.02.18 | | текущий |
45
| Урок 5. Разнообразие природы Южной Америки. Пр/р№12(учебно-тренировочная) Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа. | 26.02.18 | | текущий |
46 | Урок 6. Население Южной Америки. | 02.03.18 | | текущий |
47 | Урок 7. Регионы Южной Америки. | 05.03.18 | | текущий |
48 | Урок 8. Обобщающий урок по темам» Африка», «Австралия» «Южная Аме-рика - материк чудес». | 12.03.18 | | Тематический К.Р.3 |
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (7 часов) | 49 | Урок 1. Географическое положение Северной Америки История открытий и исследований. | 16.03.18 | | текущий |
50 | Урок 2. Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | 19.03.18 | | текущий |
51 | Урок 3. Климат Северной Америки. | 23.03.18 | | текущий |
52 | Урок 4. Гидрография Северной Америки | 02.04.18 | | текущий |
53 | Урок 5. Разнообразие природы Северной Америки. | 06.04.18 | | текущий |
54 | Урок 6. Население Северной Америки. Пр/р №13 (оценочная) Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | 09.04.18 | | текущий |
55 | Урок 7. Регионы Северной Америки. | 13.04.18 | | текущий |
Тема 6. Евразия – музей природы (8 часов)
| 56 | Урок 1. Географическое положение и история исследования Евразии. | 16.04.18 | | текущий |
57 58 59 60 61 62 | Урок 2. Геологическое строение и рельеф Евразии. | 20.04.18 | | текущий |
Урок 3. Климат Евразии. | 23.04.18 | | текущий |
Урок 4. Гидрография Евразии. | 27.04.18 | | текущий |
Урок 5. Разнообразие природы Евразии. | 28.04.18 | | текущий |
Урок 6. Население Евразии. Регионы Европы | 04.05.18 | | текущий |
Урок 7. Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная Азия и Центральная Азия. | 07.05.18 | | текущий |
Урок 8. Регионы Азии: Южная и Юго-ВосточнаяАзия. Пр/р №14 (оценочная). Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | 11.05.18 | | текущий |
63 |
| | | |
| 64 | Урок 1. Природа и человек. | 14.05.18 | | текущий |
| 65 | Урок 2 .И. Вавилов. Центры происхождения культурных растений | 18.05.18 | | текущий |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека. (5 часа) | 66 | Урок 3. Итоговая контрольная работа за курс географии 7 класса | 21.05.18 | | итоговыйК.Р.4 |
67 | Урок 4. Анализ итоговой контрольной работы. | 25.05.18 | | текущий |
| 68 | Урок 5Пр/р №15(учебно-тренировоч-ная) Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера | 28.05.18 | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г.Зернограда МБОУ СОШ (военвед) _____________ О .А. Мясникова г. Зернограда « 28» августа 2017 г. от«28» августа 2017г. №8 Рук. ШМС_____ С.И. Кравченко