Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа поселка Мозырь»
Согласовано Утверждено
на педагогическом совете директор МБОУ «СШ
протокол № 1 п. Мозырь»
от «___» августа 2017 г. А.А. Рамазанова
_______________
«___»_________ 2017г.
Рабочая программа,
разработанная в рамках основных образовательных программ ФГОС
Министерства образования РФ
по предмету География
(базовый уровень)
7 класс
Программа составлена
учителем географии
Исаевой Еленой Александровной
2017-2018 уч. год
Рабочая программа по географии составлена на основе документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования;
3. Примерная программа по учебному предмету География. 5—9 классы : УМК «Классическая линия» / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. — М. : Дрофа, 2017.
4. Образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ п. Мозырь»
Рабочая программа реализуется на основе УМК «Классическая линия», созданного под руководством И.И. Бариновой и учебника «География материков и океанов.7 класс» - авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев, «Дрофа» 2016г.. – 319, (1) с., рекомендованного Министерством образования науки Российской Федерации.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения курса:
- осознание себя жителем планеты Земля и гражданином России;
-осознание целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний, умений и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
- проявление патриотизма, любови к своему региону, своей стране;
- уважение истории, культуры, национальных особенностей, традиций и обычаев других народов;
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Метапредметным результатом освоения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;
- определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- выявлять причинно-следственные связи;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- выслушивать и объективно оценивать другого;
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты обучения
- называть и показывать материки и части света, острова и полуострова, крупные формы рельефа, океаны и моря, заливы, проливы, течения, реки, озера, наиболее крупные страны мира;
- объяснять зависимость размещения крупных форм рельефа от строения земной коры, зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков, природных зон, изменения свойств океанических вод, влияние природы на жизнь и деятельность человека;
- описывать климат отдельных климатических поясов и территорий, отдельные природные комплексы с использованием карт, особенности природы и основные занятия населения стран;
- определять географическое положение объектов их отличительные признаки;
приводить примеры материковых, вулканических и коралловых островов, основных типов воздушных масс, природных зон, природных комплексов, изменения природы материков под влиянием хозяйственной деятельности человека, влияния природы на жизнь людей, примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность;
- читать и анализировать разные виды карт, давать характеристику карты;
- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов;
- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях современного расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности человека.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
- овладеет основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания, соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять зависимость размещения крупных географических объектов от особенностей строения Земли;
- самостоятельно приобретать новые знания и умения;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
II. Содержание учебного предмета
Введение(2ч)
Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.
Источники географической информации. Разнообразие географических карт.
Другие источники информации. Методы географии.
Практические работы № 1.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Практические работы № 2. Группировка карт учебника и атласа по разным
признакам.
Раздел I. Главные особенности земли (9 ч)
Литосфера и рельеф Земли (2ч)
Происхождение материков и впадин океанов. Геологическое летоисчисление. Типы земной коры. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса.
Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна океана. Причины разнообразия рельефа Земли. Внутренние и внешние процессы рельефообразования. Закономерности размещения крупных форм рельефа на поверхности Земли.
Практическая работа № 3.Чтение карт, космических снимков
и аэрофотоснимков материков и описание по ним рельефа
одного из материков; сравнение рельефа двух материков
с выявлением причин сходства и различий (по выбору).
Атмосфера и климат Земли (2 ч)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Климатообразующие факторы. Воздушные массы и их циркуляция. Климатические карты и климатограммы.
Климатические пояса Земли. Проявление закона зональности в размещении климатических поясов. Основные и переходные климатические пояса. Климатические области. Влияние климата на человека и человека на климат.
Практическая работа № 4.Характеристика климата по климатическим картам.
Практическая работа № 5. Описание различий в климате одного из материков и оценка климатических условий материка для жизни населения.
Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы. (2ч)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль Океана в жизни Земли. Воды Мирового океана. Водные массы. Схема поверхностных течений.
Жизнь в Океане. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в Океане. Обмен теплом и влагой между Океаном и сушей.
Географическая оболочка (3ч)
Строение и свойства географической оболочки. Понятие «географическая оболочка», строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии.
Природные комплексы суши и океана. Понятие «природный комплекс» (ПК). Территориальные ПК. Природные, природно-антропогенные и антропогенные ПК.
Природная зональность. Понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность». Природные пояса океана. Закономерности размещения природных зон на Земле.
Практическая работа № 6.Чтение карт антропогенных ландшафтов, выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов.
Раздел II. Население земли (3ч)
Численность населения Земли. Размещение населения. Территории наиболее древнего освоения человеком Земли. Изменение численности населения во времени. Переписи населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле. Плотность населения, карта плотности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции.
Народы и религии мира. Понятие «этнос». Крупнейшие этносы и малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов. Языковые семьи. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Понятие «хозяйство». Разнообразие видов хозяйственной деятельности, зависимость их от природных условий и исторического этапа развития человечества. Культурно-исторические регионы мира.
Практическая работа № 7. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира.
Практическая работа № 8. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов.
Раздел III. Океаны и материки (50 ч)
Океаны (2ч)
Тихий океан. Индийский океан. Географическое положение, особенности природы, природные богатства океанов. Виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана природы океанов.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Особенности природы каждого из океанов. Природные богатства. Характер хозяйственного использования океанов. Необходимость охраны природы.
Практическая работа № 9. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору).
Практическая работа № 10. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из больших островов (по выбору).
Южные материки (1ч)
Общие особенности природы южных материков. Особенности географического положения южных материков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Почвы. Почвенная карта. Особенности расположения природных зон.
Африка (10ч)
Географическое положение. Исследования Африки. Образ материка. Географическое положение и его влияние на природу Африки. История исследования Африки.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа континента. Причины размещения равнин, нагорий и гор на материке. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы, определяющие особенности климата материка. Распределение температур воздуха и осадков. Климатические пояса Африки. Внутренние воды материка. Основные речные
системы.
Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природы зон (растительность, почвы, животный мир).
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки материка. Экологическая карта Африки.
Население. Численность населения, плотность, размещение по территории материка. Расовый и этнический состав. Историко-культурные регионы Африки. Краткая история формирования политической карты Африки.
Страны Северной Африки. Алжир. Состав территории. Историко-культурный регион Северная Африка. Общие черты природы, природных богатств, населения и его хозяйственной деятельности. Краткое описание стран региона.
Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Историко-культурный регион Африки, расположенный южнее Сахары. Состав территории. Особенности природы. Население. Страны.
Страны Восточной Африки. Эфиопия. Географическое положение и состав территории. Особенности рельефа — наличие разломов земной коры. Высотная поясность. Сложность этнического состава. Природные условия и природные богатства.
Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Состав территории. Общие черты природы. Природные богатства. Население и его хозяйственная деятельность. Степень изменения природы человеком. Страны региона.
Практические работы № 11.Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей.
Практические работы № 12. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.
Практические работы № 13. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Восточной или Южной Африки.
Практические работы № 14. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки.
Австралия и Океания (5ч)
Географическое положение Австралии. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие географического положения материка. Краткая история открытия и исследования. Особенности рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, определяющие особенности климата материка. Климатические пояса и области. Особенности внутренних вод.
Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.
Австралийский Союз. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств. Экологические проблемы страны. Города. Объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. История открытия и исследования. Особенности природы. Население. Виды хозяйственной деятельности. Страны. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Практическая работа № 15. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору).
Южная Америка (7ч)
Географическое положение. История открытия и исследования материка. Особенности географического положения материка. Культурно-исторический регион Латинская Америка. Вклад зарубежных и русских исследователей
в изучение природы и народов Южной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Краткая история формирования основных форм рельефа материка. Закономерности размещения равнин и складчатых поясов, месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы, формирующие разнообразие климатов материка. Климатические пояса и области. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Своеобразие органического мира материка. Проявление широтной зональности на материке. Высотная поясность в Андах. Охрана природы на материке.
Население. История заселения материка. Численность, плотность населения, размещение по территории. Этнический состав. Культурно-исторический регион Латинская Америка. Политическая карта.
Страны востока материка. Бразилия. Общие черты природы региона. Географическое положение стран. Разнообразие природы и природных ресурсов страны. Сложность этнического состава населения. Основные отрасли хозяйства стран. Города.
Страны Анд. Перу. Состав региона. Своеобразие природы Анд. Особенности природы и природных богатств стран. Состав населения и особенности его культуры. Основные виды хозяйственной деятельности. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Практические работы № 16.Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта; географического положения крупных городов одной из стран востока континента.
Практические работы № 17.Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран.
Антарктида (1ч)
Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Особенности географического положения материка. История открытия и современные исследования Антарктиды. Уникальность природы материка и факторы, ее определяющие. Проявление зональности в природе континента. Международный статус Антарктиды.
Практическая работа № 18. Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.
Северные материки (1ч)
Общие особенности природы северных материков. Географическое положение материков. Общие черты рельефа, климата и природных зон. Древнее оледенение материков.
Северная Америка (7ч)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.
Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы, формирующие разнообразие климатов материка, проявление их в ходе температур и распределении осадков на материке. Климатические пояса и области. Реки как производные рельефа и климата материка.
Природные зоны. Население. Особенность расположения природных зон на материке. Компоненты природных зон: почвы, растительность, животный мир. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Население.
Канада. Политическая карта Северной Америки. Комплексная характеристика Канады (природа, население, хозяйство). Заповедники и национальные парки.
Соединенные Штаты Америки. Особенности географического положения, природы и природных богатств. История заселения страны. Состав населения, размещение по территории. Современные виды хозяйственной деятельности. Города. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в США.
Средняя Америка. Мексика. Историко-культурный регион Латинская Америка. Состав территории, страны региона. Комплексная характеристика одной из стран.
Практические работы № 19.Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США и Мексики.
Практические работы № 20.Выявление особенностей размещения населения в пределах каждой страны, а также географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики.
Евразия (16ч)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения материка. Вклад русских исследователей в изучение Центральной Азии.
Особенности рельефа, его развитие. Отличие рельефа Евразии от рельефа других материков. Области горообразования, землетрясений и вулканизма. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.
Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы, формирующие климат материка. Изменения климата при движении с севера на юг и с запада на восток. Климатические пояса и области. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.
Природные зоны. Проявление широтной зональности в размещении природных зон Евразии. Особенности природы зон основных климатических поясов. Высотные пояса в горах материка. Освоение природных зон человеком.
Население и страны Евразии. Страны Северной Европы. Численность и этнический состав населения Евразии. Страны. Состав региона Северная Европа. Приморское положение стран. Комплексная характеристика стран региона.
Страны Западной Европы. Великобритания. Состав региона. Особенности историко-культурного региона. Географическое положение и природа Великобритании. Природные богатства. Население и его хозяйственная деятельность. Степень изменения природы человеком.
Франция. Германия. Географическое положение стран. Особенности природы и природные богатства стран. Население. Основные виды хозяйственной деятельности. Крупные города. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Страны Восточной Европы. Состав региона. Культурно-исторический регион Восточная Европа. Общие черты природы. Природные богатства стран. Население и его хозяйственная деятельность. Степень изменения природы.
Страны Южной Европы. Италия. Состав региона. Особенности историко-культурного региона. Географическое положение и природа Италии. Природные богатства. Население. Ведущие отрасли хозяйства. Степень изменения природы человеком. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в странах региона.
Страны Юго-Западной Азии. Географическое положение региона и отдельных стран. Этнический и религиозный состав населения. Своеобразие природы стран региона. Природные богатства. Комплексная характеристика стран (по выбору).
Страны Центральной Азии. Особенности географического положения историко-культурного региона и отдельных стран. Своеобразие природы и природные контрасты. Природные богатства стран. Комплексная характеристика одной из стран (по выбору).
Страны Восточной Азии. Китай. Географическое положение региона и отдельных стран. Этнический и религиозный состав населения. Своеобразие природы стран региона. Природные богатства. Комплексная характеристика
Китая.
Япония. Комплексная характеристика страны.
Страны Южной Азии. Индия. Историко-культурный регион Южная Азия. Особенности природы, этнического и религиозного состава населения. Комплексная характеристика Индии. Природные богатства страны. Хозяйство.
Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Состав региона. Историко-культурные особенности региона. Географическое положение и природа Индонезии. Природные богатства. Население. Ведущие отрасли хозяйства. Степень изменения природы человеком. Памятники Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в странах региона.
Практические работы № 21.Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.
Практические работы № 22.Описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане.
Практические работы № 23.Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.
Практические работы № 24.Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.
Практические работы № 25.Составление описания географического положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте.
Практические работы № 26.Моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии.
Раздел IV. Географическая оболочка – наш дом (2 ч)
Закономерности географической оболочки. Факторы, обусловливающие целостность географической оболочки. Ритмичность, круговорот веществ, зональность географической оболочки.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств, их виды. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны.
Практические работы № 27.Моделирование на карте основных
видов природных богатств материков и океанов.
Практические работы № 28.Составление описания местности: выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; наличие памятников природы и культуры.
Итоговый. Обобщение изученного материала.
III. Учебно – тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Практические работы |
1 | Введение. | 2 | 2 |
2 | Главные особенности земли | 10 | 4 |
3 | Население земли | 3 | 2 |
4 | Океаны и материки | 52 | 18 |
5 | Географическая оболочка – наш дом | 2 | 2 |
| Итоговый | 1 | |
Итого: | 70 | 28 |