СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



«Рассмотрено»
на заседании МО учителей

естественно-политехнического цикла
Протокол №__от _________
______________/ Хадарин Е.А.

«Принято» на
педагогическом совете
Протокол №__от _________
    

«Утверждено»

директор МБОУ НСОШ

Сушков А.И./_____________

Приказ №____

от «__»____20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии России 8 класс


Гаврилов П. Л.


на 2018-2019 учебный год









Составлена на основе программы:

География. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. Составители: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва. Издательство «Просвещение». 2-е издание, 2009 год.



п. Новокулундинка

2018 год




Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа разработана на основе: ФГОС НОО, федерального перечня учебников, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ.

Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и Программы общеобразовательных учреждений по географии А.И. Алексеева.

Программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемые практические работы. Она рассчитана на 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.
Курс «География России» включает две взаимосвязанные части: «География России: природа» (8-й класс) и «География России: человек и хозяйство» (9-й класс). Изучение проводится в течение двух лет, с недельной нагрузкой – два часа.
В 8-м классе в части «География России природа» учащиеся изучают разделы: «Общая характеристика природы», «Природные комплексы России», «Рациональное природопользование природных ресурсов и охрана природы». Об особенностях географического положения и обо всём, что с этим связано рассказывается в разделе «Ведение».








Планируемые образовательные результаты обучающихся:


В результате изучения географии ученик должен:

Знать/понимать:

  • географическое положение России на карте мира, границы, пограничные

государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

  • положение России на карте часовых поясов;

  • административно-территориальное деление России;

  • историю формирования и заселения территории России;

  • численность, плотность и воспроизводство населения России;

изменения природных и социально-экономических объектов под

воздействием

  • природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и

сельского населения;

  • особенности естественного прироста, основные направления миграций,

состав трудовых ресурсов;

  • особенности размещения населения, типы поселений;

  • связь рельефа с тектоническим строением;

  • закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и

их главные месторождения;

  • основные климатические пояса и типы климата;

  • влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность

населения России;

  • меры борьбы с загрязнением атмосферы;

  • особенности морей омывающих берега России, ресурсы морей и их

использование;

  • крупные речные системы и озёра страны;

  • основные типы почв, их размещение по территории страны;

  • особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

  • состав и структура хозяйства России;

  • факторы размещения отраслей хозяйства России, основные факторы

размещения отраслей, межотраслевые комплексы и их география;

  • главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

  • изменения в экономики России и своей области;

  • природные зоны России

  • влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность

населения;

  • особенности природно-хозяйственных зон;

  • пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

  • что такое территориальная организация общества;

  • что такое Всемирное наследие;

  • объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

  • что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития

общества;



уметь:

  • характеризовать географическое положение страны и своего края;

  • определять поясное время;

  • определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения;

  • использовать карты статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

  • устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и полезными ископаемыми по физической и тектонической картам;

  • пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата;

  • анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

  • анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

  • анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

  • составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

  • объяснять структуру экспорта и импорта в России;

  • устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

  • отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;


оценивать:

  • географическое положение России и своего края;

  • природно-ресурсный потенциал страны;

  • климатические ресурсы России;

  • водные ресурсы России и своего края;

  • влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

  • тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

  • современные проблемы России.
























Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся


Учебный процесс при изучении курса географии в 8 классе строится с учетом следующих методов обучения:

-информационный;

-исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

-использование ИКТ;

-алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

-методы развития способностей к самообучению и самообразованию.


Организационные формы обучения географии, используемые на уроках:

- лекция,

- практическая работа,

- самостоятельная работа,

- внеаудиторная работа.


Система оценки достижений учащихся

В работе на уроках географии, прежде всего, оценивается:

- предметная компетентность и способность решать проблемы средствами предмета);

- общеучебные и интеллектуальные умения (умение работать с различными источниками информации, текстами, Интернет – страницами и т. д.);

- умение работать в парах, а также самостоятельно.



Контурные карты и правила их оформления:

Элемент 1 - Наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты), соответствующая выполненной работе легенда карты

Элемент 2 - Графика и аккуратность при оформлении работ

Элемент 3 - Правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение полностью всего объема задания.

Отсутствие любого из указанных элементов

снижает оценку от максимального значения на 1 балл.

Инструментарий для оценивания достижений учащихся

Качество учебно-воспитательного процесса оценивается следующим образом:

Проводя:

- тестирование;

- самостоятельные и проверочные работы;

Проверяя:

- практические работы;

- домашние работы и индивидуальные задания.




 











 Критерии и нормы оценки знаний , умений и навыков обучающихся по географии

к различным формам контроля знаний

      Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.             Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.             Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.             Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4.             хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.             Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.             Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.             В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.             Ответ самостоятельный;

5.             Наличие неточностей в изложении географического материала;

6.             Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7.             Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8.             Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9.             Понимание основных географических взаимосвязей;

10.         Знание карты и умение ей пользоваться;

11.         При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.             Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.             Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.             Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.             Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.             Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.             Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.             Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.             Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9.             Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.         Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.         Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.         Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.             Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.             Не делает выводов и обобщений.

3.             Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.             Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.             При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6.             Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

 Оценка "1" ставится, если ученик:

1.             Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2.             Полностью не усвоил материал.

 

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.



 Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.  выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.  допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§    допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

§    или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

§    Не приступал к выполнению работы;

§    Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

§    Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

§    Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 1.           Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.           Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003. 

 Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Оценка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Оценка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Оценка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Оценка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и

другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.


















Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса



  1. Программа по географии для 5-9 классов, линия «Полярная звезда» А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, М:Просвещение, 2011 г.

  2. Учебник география 8 класс. М: Просвещение, 2011 г.

  3. Рабочие программы 8 класс.

  4. В. В. Николина . География. Мой Тренажёр. 8 класс. М.: Просвещение. 2014 г.

  5. В.В. Николина, Е.К. Липкина. География. Проекты и творческие работы 5-9 класс. 2012 г.


  1. Атлас. География. 8-9 класс.

  2. Комплект контурных карт.

  3. Е.Е. Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 8 класс. Москва. Просвещение. 2012 год


Дополнительные материалы:

1. География в школе - научно-методический журнал.

2. География. Природа. 8 класс. А.И. Алексеев.

3. География: население и хозяйство России. А.И.Алексеева,

В.В.Николина.

4. Мультимедиа диск «Население и хозяйство России».

5. Диск «Образовательная коллекция» география 6-10 классы.

6. Интерактивные наглядные пособия:

  • Европейский Юг России

  • Западная Сибирь

  • Центральная Россия

  • Урал

  • Европейский Север России

  • Экологические проблемы России.

7. Рабочие программы по географии 6-9 классы.


Используемый УМК позволяет на уроках широко использовать современные личностно-ориентированные педагогические технологии, вовлекать учащихся в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации.













Лист дополнений и изменений к рабочей программе



Дата внесения изменений



Содержание

Подпись лица, внёсшего запись






















































































12