СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и требованиями к рабочей программе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»



РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 31 августа 2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

директора школы

_______________ Тюрина Г.Н.

Приказ № 67 от 31 августа 2018 г.








Рабочая программа

по географии 8 класс

Составитель программы:

Моисеенко Л.И





























г. Гагарин

2018 год






Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой основного общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа: Программа курса «География». 5-9 класс. / авт. – сост. Е. М. Домогацких. = М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание: Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География: физическая география России: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций/ Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа по географии для 8 класса рассчитана на 68 часов в год (2 ч в неделю). В распределении часов полностью соблюдены рекомендации программы, но в связи с тем, что изучение Смоленской области по учебному плану входит в предмет география, в календарно – тематическом планировании выделено 3 часа дополнительно в теме «Восточно-Европейская равнина» географии своего края – Смоленской области. Также в отдельных уроках часть времени уделяется изучению своего края.

Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, они поделены на демонстрационные, обучающие (с выборочной оценкой) и итоговые – обязательные для оценивания во всем классе – внесены в календарное планирование.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотиз­ма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической при­надлежности, знание своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и тради­ционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учётом устойчивых познаватель­ных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значи­мом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практи­ки, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелатель­ного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре­нию, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил повеления, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в шкальном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и эконо­мических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственно к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и млад­шего возраста, взрослыми в процессе образовательной, обще­ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствую­щей современному уровню экологического мышления, разви­тие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оце­ночной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познава­тельной деятельности, развивать мотивы и интересы своей поз­навательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эф­фективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результа­тами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и поз­навательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаклю­чение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную де­ятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекст­ной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использо­вания информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы.

Выпускник научится:

• выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

• ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

• представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

• описывать погоду своей местности;

• давать характеристику рельефа своей местности;

• уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

• приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления;

• подготавливать сообщения (презентации) о современных исследованиях Земли;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

• составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

• наносить на контурные карты основные формы рельефа;

• давать характеристику климата своей области (края, республики);

• показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты.



Содержание учебного предмета, курса.


Географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Аэрофото- и космические снимки. Геоинформационные системы.

Географическая карта и источники географической информации.

Глобус, географическая карта и план местности: различия по содержанию и масштабу, способам картографического изображения. Аэрофото- и космические снимки. Ориентирование на местности. Геоинформационные системы.

Географическая карта и её математическая основа. Картогра­фические проекции и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.


Территория России на карте мира. Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.


Общая характеристика природы России.


Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.


Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.


Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.


Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.


Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.


Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные

антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.


Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).


Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.


Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).


Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).


Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.


Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.


Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).


Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).


Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).


Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).


Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных тундровых, горнолесных и гольцовых ландшафтов). Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).


Природа и человеческое общество

Роль географической среды в жизни человека и развитии общества. Адаптация человека к окружающей среде. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов, их классификации. Рациональное и нерациональное природопользование. Взаимовлияние хозяйственной деятельности человека и природы. Геоэкология. Ландшафтное планирование. Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле. Особо охраняемые природные территории и объекты всемирного природного и культурного наследия. Стратегия устойчивого развития. Ноосфера. Географическая экспертиза и мониторинг.


Природа и человек. Влияние природы на человека: природные ресурсы, благопри­ятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бед­ствия, рекреационное значение природных условий. Влияние че­ловека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоох­ранных территорий.


География Смоленской области. Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.



Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

урока

Тема


Количество часов

Дата проведения

Практические работы

8 а

8 б


Тема 1 Географическая карта и источники географической информации

4




1

Карта и её математическая основа.

1



Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.

2

Топографическая карта

1



Чтение топографической карты.

Практическая работа № 1 Построение профиля участка местности.

3

Космические и цифровые источники информации

1




4

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме «Географическая карта и источники географической информации»

1





Тема 2 Россия на карте мира

5




5

Географическое положение России

1



Практическая работа № 2 Характеристика географического положения России

6

Природные условия и ресурсы

1




7

Часовые пояса и зоны

1



Практическая работа № 3 Определение местного времени для разных пунктов России

8

Обобщение и контроль знаний по теме «Россия на карте мира»

1




9

Особенности физико-географического положения Смоленской области

1





Тема 3. История изучения территории России

4




10

Русские землепроходцы XI-XVII веков

1



Практическая работа № 4 Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение на карте объектов, названных в честь русских первопроходцев.

11

Географические открытия в России XVIII-XIX веков

1




12

Географические исследования в XX веке.

1




13

Роль географии в современном мире.

1



Анализ источников информации об истории освоения территории России.


Тема 4. Геологическое строение и рельеф

6




14

Геологическое летоисчисление и геологическая карта

1




15

Тектоническое строение

1




16

Общие черты рельефа

1



Практическая работа № 5 Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

17

Литосфера и человек.


1



Практическая работа № 6 Выявление зависимости между строением земной коры, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.

18

Обобщение и контроль по теме «Геологическое строение и рельеф России»

1




19

Геологическая история и рельеф Смоленской области. Полезные ископаемые.

1





Тема 5. Климат и погода

8




20

Факторы, определяющие климат России

1



Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.

21

Распределение тепла и влаги в России

1




22

Климаты России

1



Практическая работа № 7 Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.

23

Воздушные массы и атмосферные фронты

1




24

Атмосферные вихри

1



Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.

25

Атмосфера и человек.

1



Прогнозирование тенденций изменения климата.

26

Обобщение и контроль знаний по теме Климат России»

1




27

Особенности климата Смоленской области

1





Тема 6. Гидрография России

9




28

Моря, омывающие берега России.

1



Практическая работа № 8 Составление характеристики одного из морей, омывающих тер­риторию России.

29

Характеристики реки

1




30

Реки России

1



Практическая работа № 9 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.

31

Озера и болота

1




32

Природные льды   

1




33

Великое оледенение

1




34

Гидросфера и человек.

1



Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.

35

Обобщение и контроль по теме «Гидрография России»

1




36

Разнообразие внутренних вод Смоленской области

1





Тема 7. Почвы

3




37

Формирование и свойства почвы

1




38

Зональные типы почв

1



Практическая работа № 10 Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их образования.

39

Закономерности распространения почв Смоленской области

1





Тема 8. Растительный и животный мир России

3




40

Растительный и животный мир России.

1



Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

41

Ресурсы растительного и животного мира

1





Тема 9. Природные зоны России

6




42

Природные комплексы России

1




43

Природные зоны Арктики и Субарктики

1




44

Леса умеренного пояса

1



Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон России. Составление прогноза их изменения и выявление особенностей адаптации человека к условиям жизни в данной природной зоне.


45

Безлесные зоны юга России. Высотная поясность

1




46

Природно-хозяйственные зоны.

1



Практическая работа № 11 Составление описания одной из природных зон России по плану.

47

Обобщение и контроль по темам «Почвы, растительный и животный мир, природные зоны»

1





Тема 10. Крупные природные районы России

14




48

Островная Арктика

1




49

Восточно-Европейская Русская равнина

1




50

Восточно-Европейская Русская равнина

1



Практическая работа № 12 Составление описания природного района по плану.

51

Природные комплексы Смоленской области

1




52

Северный Кавказ

1




53

Крым

1




54

Уральские горы

1




55

Западно-Сибирская равнина

1




56

Средняя Сибирь

1




57

Северо-Восточная Сибирь

1




58

Пояс гор Южной Сибири

1




59

Дальний Восток

1




60

Обобщение и контроль знаний по теме «Крупные природные районы России»

1




61

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация).

1




62

Природа и человек

1




63

Практическая работа № 13 Составление прогноза развития экологической ситуации Смоленской области на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.

1




64

Обобщение по курсу «Физическая география России»

1




65

Охрана и преобразование природы Смоленской области

1




66

Коррекция знаний

1




67-68

Резерв

1




Практические работы оценочные выделены и пронумерованы.