1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия» в 10 -11 классах
Изучение геометрии в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов:
личностные:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
10)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
11)овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
предметные (базовый уровень)
сформированность представлений о геометрии как части мировой культуры и о месте геометрии в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
сформированность представлений о геометрических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
владение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
6) владение навыками использования готовых компьютерных
программ при решении задач;
предметные (профильный уровень)
профильный уровень изучения геометрии включает, кроме перечисленных выше требований к результатам освоения базового курса, и требования к результатам освоения углублённого курса:
сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса геометрии; знания основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.
10 класс
Выпускник научится:
решению задач с использованием свойств фигур на плоскости.
решению задач на доказательство и построение контрпримеров.
применению простейших логических правил.
решению задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками.
решению задач с использованием фактов, связанных с окружностями.
решению задач на измерения на плоскости, вычисления длин и площадей.
построению сечений многогранников методом следов. Центральному проектированию.
построению сечений многогранников методом проекций.
применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве, параллельное проектирование и изображение фигур.
применять перпендикулярность прямой и плоскости, ортогональное проектирование, наклонные и проекции, теорема о трех перпендикулярах.
находить расстояния между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых.
находить углы в пространстве.
распознавать виды многогранников, правильные многогранники, призму, параллелепипед, знать свойства параллелепипеда, прямоугольный параллелепипед, наклонные призмы, пирамиду, виды пирамид, находить элементы правильной пирамиды, пирамиды с равнонаклоненными ребрами и гранями, их основные свойства.
находить площади поверхностей многогранников.
Выпускник получит возможность научиться:
решению задач с помощью векторов и координат.
распознавать развертки многогранника, находить кратчайшие пути на поверхности многогранника.
11 класс
Выпускник научится
распознавать тела вращения: цилиндр, конус, шар и сфера, строить сечения цилиндра, конуса и шар, шаровой сегмент, шаровой слой, шаровой сектор (конус),усеченную пирамиду и усеченный конус.
находить касательные прямые и плоскости, вписанные и описанные сферы.
находить сумму векторов, умножение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы.
Понятие объема. Объемы многогранников. Объемы тел вращения.
Площадь сферы.
Площадь поверхности цилиндра и конуса.
Комбинации многогранников и тел вращения.
Подобие в пространстве. Отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
находить значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практики; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
определять значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
находить идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
понимать значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
понимать роль аксиоматики в математике, возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
приводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
2. Содержание учебного предмета «Геометрия»
Базовый уровень
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.
Аксиоматика стереометрии. Первые следствия аксиом. Построения в пространстве.
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.
Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах.
Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла.
Понятия геометрического тела и его поверхности. Многогранники и многогранные поверхности. Вершины, грани и рёбра многогранников. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Сечения многогранников плоскостями. Развёртки многогранных поверхностей.
Пирамида и её элементы. Тетраэдр. Правильная пирамида. Усечённая пирамида.
Призма и её элементы. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр).
Конусы и цилиндры. Сечения конуса и цилиндра плоскостью, параллельной основанию. Конус и цилиндр вращения. Конические сечения (эллипс, гипербола, парабола). Сфера и шар. Пересечение шара и плоскости. Касание сферы и плоскости.
Измерение геометрических величин.
Расстояние между двумя точками. Равенство и подобие фигур. Расстояние от точки до фигуры (в частности, от точки до прямой, от точки до плоскости). Расстояние между фигурами (в частности, между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями).
Углы: угол между плоскостями, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью.
Понятие объёма тела. Объёмы цилиндра и призмы, конуса и пирамиды, шара. Объёмы подобных фигур.
Понятие площади поверхности. Площади поверхностей многогранников, цилиндров, конусов. Площадь сферы.
Преобразования. Симметрия.
Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование.
Движения. Общие свойства движений. Виды движений: параллельный перенос, симметрии относительно точки, прямой и плоскости, поворот.
Общее понятие о симметрии фигур. Элементы симметрии правильных пирамид и правильных призм, правильных многогранников, сферы и шара, цилиндров и конусов вращения.
Углублённый уровень
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.
Аксиоматика стереометрии. Первые следствия аксиом. Построения в пространстве.
Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые, параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, параллельность и перпендикулярность двух плоскостей. Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.
Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендикулярах.
Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Многогранные углы. Выпуклые многогранные углы.
Внутренние и граничные точки пространственных фигур. Понятия геометрического тела и его поверхности.
Многогранники и многогранные поверхности. Вершины, грани и рёбра многогранников. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Сечения многогранников плоскостями. Развёртки многогранных поверхностей.
Пирамида и её элементы. Тетраэдр. Правильная пирамида. Усечённая пирамида.
Призма и её элементы. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр). Построение правильных многогранников. Двойственные правильные многогранники. Полуправильные (архимедовы) многогранники.
Конусы и цилиндры. Сечения конуса и цилиндра плоскостью, параллельной основанию. Конус и цилиндр вращения. Конические сечения (эллипс, гипербола, парабола). Сфера и шар. Пересечение шара и плоскости. Касание сферы и плоскости. Опорные плоскости пространственных фигур.
Измерение геометрических величин.
Расстояние между двумя точками. Равенство и подобие фигур. Расстояние от точки до фигуры (в частности, от точки до прямой, от точки до плоскости). Расстояние между фигурами (в частности, между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями).
Углы: угол между плоскостями, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью.
Понятие объёма тела. Объёмы цилиндра и призмы, конуса и пирамиды, шара.
Объёмы подобных фигур.
Понятие площади поверхности. Площади поверхностей многогранников, цилиндров, конусов. Площадь сферы.
Преобразования. Симметрия.
Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Центральное проектирование (перспектива).
Движения. Общие свойства движений. Виды движений: параллельный перенос, симметрии относительно точки, прямой и плоскости, поворот.
Общее понятие о симметрии фигур. Элементы симметрии правильных пирамид и правильных призм, правильных многогранников, сферы и шара, цилиндров и конусов вращения.
Гомотетия и преобразования подобия.
Координаты и векторы.
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Задания фигур уравнениями. Уравнения сферы и плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Коллинеарные и компланарные векторы. Разложение вектора на плоскости по двум неколлинеарным векторам. Разложение вектора в пространстве по трём некомпланарным векторам. Координаты вектора. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
Перечень тем контрольных и зачетных работ
10 класс
Контрольная работа № 1 Параллельность прямых и их взаимное расположение
Контрольная работа № 2 Параллельность плоскостей
Контрольная работа № 3 Перпендикулярность прямых и плоскостей
Контрольная работа № 4 Многогранники
Зачет № 1 Параллельность прямых и плоскостей
Зачет № 2 Перпендикулярность прямых и плоскостей
Зачет №3 Многогранники
11 класс
Контрольная работа № 1 Цилиндр , конус, шар
Контрольная работа № 2 Объемы тел
Контрольная работа № 3 Метод координат в пространстве. Движения
Зачет №1 Цилиндр , конус, шар
Зачет № 2 Объемы тел
Зачет № 3 Векторы в пространстве
Зачет № 4 Метод координат в пространстве. Движения
Направления проектной деятельности учащихся
10 класс
Векторы в окружающем нас мире;
Решение экспериментальных задач по теме «Векторы»;
Векторы в физике;
Применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства.
Применение метода координат в различных областях человеческой деятельности
Сравнение геометрического метода и метода координат при решении задач
Окружность и прямая Эйлера
Орнаменты. Уравнения орнаментов
А площадь у вас какая?
Создание мультипликационных фильмов. Например: «Свет мой зеркальце, скажи». (зеркальная симметрия), «Движение в природе».
Создание виртуальных моделей. Например: « Движение в архитектуре»
Создание модели реальных процессов.
Проведение естественнонаучных и социальных измерений,
Ввод результатов измерений и других цифровых данных, обработка их, в том числе статистическая, с помощью визуализации.
Анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
11 класс
Аксиоматическое построение геометрии Евклида до современности
Путешествие в мир аксиом геометрии
Геометрические фигуры в современном мире
Геометрические фигуры вокруг нас
Можно ли считать мир геометрии правильным
Нестандартные задачи по геометрии
Геометрия и искусство
Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни
О среднем арифметическим, о среднем геометрическом, о среднем квадратичном
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся ( на уровне универсальных учебных действий) |
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение. | Глава VІІІ. Некоторые сведения из планиметрии 12 |
| Углы и отрезки, связанные с окружностью | 4 | Формулировать и доказывать теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной; выводить формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки; формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках вписанного и описанного четырёхугольников; решать задачи с использованием изученных теорем и формул |
Решение треугольников | 4 | Выводить формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, а также различные формулы площади треугольника; формулировать и доказывать утверждения об окружности и прямой Эйлера; решать задачи, используя выведенные формулы |
Теорема Менелая и Чевы | 2 | Формулировать и доказывать теоремы Менелая и Чевы и использовать их при решении задач |
Эллипс, гипербола и парабола | 2 | Формулировать определения эллипса, гипербола и параболы, выводить канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке |
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение. | Введение 3 |
| Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 1 | Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки |
Некоторые следствия из аксиом. | 2 | Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые |
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение. | Глава І Параллельность прямых и плоскостей 16 |
| § 1 Параллельность прямых, прямой и плоскости | 4 | Формировать определение параллельных прямых в пространстве, формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых; объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать определение параллельности прямой и плоскости, формулировать и доказывать утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак); решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей |
Параллельные прямые в пространстве. |
Параллельность трех прямых. |
Параллельность прямой и плоскости. |
§ 2 Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми | 3 | Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрированные примеры; формулировать определение скрещивающих прямых, формулировать и доказывать теорему, выражающую признак скрещивающихся прямых, и теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой, объяснять, какие два луча называются соноправленными, формулировать и доказывать теорему об углах с соноправленными сторонами; объяснять, что называется углом между пересекающимися прямыми и углом между скрещивающимися прямыми; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением двух прямых и углом между ними |
Скрещивающиеся прямые |
Углы с соноправленными сторонами |
Угол между прямыми |
Контрольная работа № 1 | 1 | Формулировать определение параллельных плоскостей, формулировать и доказывать утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, использовать эти утверждения при решении задач |
§ 3Параллельность плоскостей | 2 |
Параллельные плоскости |
Свойства параллельных плоскостей |
§ 4Тетраэдр и параллелепипед | 4 | Объяснять, какая фигура называется тетраэдром и какая параллелограммом, показывать на чертежах и моделях их элементы, изображать эти фигуры на рисунках, иллюстрировать с их помощью различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формулировать и доказывать утверждения о свойствах параллелепипеда; объяснять, что называется сечением тетраэдра (параллелепипеда), решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда на чертеже |
Тетраэдр | |
Параллелепипед | |
Задачи на построение сечений | |
Контрольная работа № 2 | 1 | |
Зачёт № 1 по теме «Параллельность прямых в пространстве» | 1 | |
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение. | Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей 17 |
| § 1 Перпендикулярность прямой и плоскости | 5 | Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух прямых третьей прямой; формулировать определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать и доказывать теоремы (прямую и обратную) о связи параллельности прямых и их перпендикулярности к плоскости, теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теорему о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с перпендикулярностью прямой и плоскости |
Перпендикулярные прямые в пространстве |
Параллельны прямые, перпендикулярные к плоскости |
Признак перпендикулярности прямой и плоскости |
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости |
§ 2Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью | 6 | Объяснить, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной, что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; формулировать и доказывать теорему о трёх перпендикулярах и применять её при решении задач; объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость, и доказывать, что проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая; объяснять, что называется углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладаем; объяснять, что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость |
Расстояние от очки до плоскости |
Теорема о тёх перпендикулярах |
Угол между прямой и плоскостью |
§ 3Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 4 | Объяснять, какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется; доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу; объяснять, что такое угол между пересекающими плоскостями и в каких пределах он изменяется; формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей, формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей; объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; объяснять, какая фигура называется многогранным (в частности, трёхгранником) углом и как называются его элементы, какой многогранный угол называется выпуклым; формулировать и доказывать утверждение о том, что каждый плоский угол трёхгранного угла меньше суммы двух других плоских углов, и теорему о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла; решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертежей. Использовать компьютерные программы при изучении вопросов, связанных со расположением прямых и плоскостей в пространстве |
Двугранный угол |
Признак перпендикулярности двух плоскостей |
Прямоугольный параллелепипед |
Трёхгранный угол |
Многогранный угол |
Контрольная работа № 3 | 1 | |
Зачёт № 2 | 1 | |
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение. | Глава III. Многогранники 14 |
| § 1Понятие многогранника. Призма. | 3 | Объяснять, какая фигура называется многогранником и как называются его элементы, какой многогранник называется выпуклым, приводить примеры многогранников; объяснять, что такое геометрическое тело; формулировать и доказывать теорему Эйлера для выпуклых многогранников; объяснять, какой многогранник называется призмой и как называются её элементы, какая призма называется прямой, наклонной, правильной, изображать призмы на рисунке; объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы, и доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы; выводить формулу ортогональной проекции многоугольника и доказывать пространственную теорему Пифагора; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с прямой |
Понятие многогранника |
Геометрическое тело |
Теорема Эйлера |
Призма |
Пространственная теорема Пифагора |
§ 2 Пирамида | 4 | Объяснять, какой многогранник называется и как называются её элементы, что называется площадью полной (боковой) поверхности пирамиды; объяснять, какая пирамида называется правильной, доказывать утверждение о свойствах её боковых рёбер и боковых граней и теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды; объяснять, , какой многогранник называется усечённой пирамидой и как называются её элементы, доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с пирамидами, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже |
Пирамида |
Правильная пирамида |
Усечённая пирамида |
§ 3 Правильные многогранники | 5 | Объяснить, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями, которого являются правильные п-угольники при п ; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают |
Симметрия в пространстве |
Понятие правильного многогранника |
Элементы симметрии правильных многогранников |
Контрольная работа № 4 | 1 | |
Зачёт № 3 | 1 | |
Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 6 | |
11 класс |
Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение. | Глава VI. Цилиндр, конус и шар 16 |
| § 1 Цилиндр | 3 | Объяснять, что такое цилиндрическая поверхность, её образующие и ось, какое тело называется цилиндром и как называются его элементы, как получить цилиндр путём вращения прямоугольника; изображать цилиндр и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности цилиндра, и выводить формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с цилиндром |
Понятие цилиндра |
Площадь поверхности цилиндра |
§ 2 Конус | 4 | Объяснять, что такое коническая поверхность, её образующие, вершина и ось, какое тело называется конусом и как называются его элементы, как получить конус путём вращения прямоугольного треугольника, изображать конус и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности конуса, и выводить формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса; объяснять, какое тело называется усечённым конусом и как его получить путём вращения прямоугольной трапеции, выводить формулу для вычисления площади боковой поверхности усечённого конуса; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с конусом и усечённым конусом |
Понятие конуса |
Площадь поверхности конуса |
Усечённый конус |
§ 3 Сфера | 7 | Формулировать определения сферы и шара, их центра, радиуса, диаметра; исследовать взаимное расположение сферы и плоскости, формулировать определение касательной плоскости к сфере, формулировать и доказывать теоремы о свойстве и признаке касательной плоскости; объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы; исследовать взаимное расположение сферы и прямой; объяснять, какая сфера называется вписанной в цилиндрическую (коническую) поверхность и какие кривые получаются в цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями; решать задачи, в которых фигурируют комбинации многогранников и тел вращения. Использовать компьютерные программы при изучении поверхностей и тел вращения |
Сфера и шар |
Взаимное расположение сферы и плоскости |
Касательная плоскость к сфере |
Площадь сферы |
Взаимное расположение сферы и прямой |
Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность |
Сфера, вписанная в коническую поверхность |
Сечения цилиндрической поверхности |
Сечения конической поверхности |
Контрольная работа № 5 | 1 | |
Зачёт № 4 | 1 | |
Измерение геометрических величин. | Глава VII. Объём тел 17 |
| § 1Объём прямоугольного параллелепипеда | 2 | Объяснять, как измеряются объёмы тел, проводя аналогию с измерением площадей многоугольников; формулировать основные свойства объёмов и выводить с их помощью формулу объёма прямоугольного параллелепипеда |
Понятие объёма |
Объём прямоугольного параллелепипеда |
§ 2Объём прямой призмы и цилиндра | 3 | Формулировать и доказывать теоремы об объёме прямой призмы и объёме цилиндра; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел |
Объём прямой призмы |
Объём цилиндра |
§ 3Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса | 5 | Выводить интегральную формулу для вычисления объёмов тел и доказывать с её помощью теоремы об объёме наклонной призмы, об объёме пирамиды, об объёме конуса; выводить формулы для вычисления объёмов усечённой пирамиды и усечённого конуса; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел |
Вычисление объёмов тел с помощью интеграла |
Объём наклонной призмы |
Объём пирамиды |
Объём конуса |
§ 4Объём шара и площадь шара | 5 | Формулировать и доказывать теорему об объёме шара и с её помощью выводить формулу площади сферы; выводить формулу для вычисления объёмов шарового сегмента и шарового сектора; решать задачи с применением формул объёмов различных тел |
Объём шара | |
Объём шарового сегмента, шарового сектора и шарового слоя | |
Площадь сферы | |
Контрольная работа № 6 | 1 | |
Зачёт № 5 | 1 | |
Координаты и векторы | Глава IV. Векторы в пространстве 6 |
| § 1Понятие вектора в пространстве | 1 | Формулировать определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, приводить примеры физических векторных величин |
Понятие вектора |
Равенство векторов |
§ 2Сложение и вычитание векторов,. Умножение вектора на число | 2 | Объяснить, как вводятся действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число, каким свойствами они обладают, что такое правило треугольника, правило параллелограмма и правило многоугольника сложения векторов; решать задачи, связанные с действиями над векторами |
Сложение и вычитание векторов |
Сумма нескольких векторов |
Умножение вектора на число |
§ 3Компланарные векторы | 2 | Объяснить какие векторы называются компланарными; формулировать и доказывать утверждение о признаке компланарности трёх векторов; объяснить, в чём состоит правило параллелепипеда сложения трёх векторов; формулировать и доказывать теорему о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам; применять векторы при решении геометрических задач |
Компланарные векторы |
Правило параллелепипеда |
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам |
Зачёт № 6 | 1 | |
Координаты и векторы | Глава V. Метод координат в пространстве. Движения 15 |
| § 1Координаты точки и координаты вектора | 4 | Объяснять, как вводится прямоугольная система координат в пространстве, как определяются координаты точки и как они называются, как определяются координаты вектора; формулировать и доказывать утверждения: о координатах суммы и разности двух векторов, о координатах произведения вектора на число, о связи между координатами вектора и координатами его конца и начала; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; выволить уравнение сферы данного радиуса с центром в данной точке |
Прямоугольная система координат в пространстве |
Координаты вектора |
Связь между координатами вектора и координатами точки |
Простейшие задачи в координатах |
Уравнение сферы |
§ 2Скалярное произведение векторов | 6 | Объяснять, как определяется угол между векторами; формулировать определение скалярного произведения векторов; формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; объяснять, как вычислить угол между двумя прямыми, а также угол между прямой и плоскостью, используя выражение скалярного произведения векторов через их координаты; выводить уравнение плоскости, проходящей через данную точку и перпендикулярную данному вектору, и формулу расстояния от точки до плоскости; применять векторно-координатный метод при решении геометрических задач |
Угол между векторами |
Скалярное произведение векторов |
Вычисление углов между прямыми и плоскостями |
Уравнение плоскости |
Преобразования. Симметрия | | § 3Движения | 3 | Объяснять, что такое отображение пространства на себя и при каком случае оно называется движением пространства; объяснить, что такое центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия и параллельный перенос, обосновывать утверждения о том, что эти отображения пространства на себя являются движениями; объяснять, что такое центральное подобие (гомотетия) и преобразование подобия, как с помощь преобразования подобия вводится понятие подобных фигур в пространстве; применять движения и преобразования подобия при решении геометрических задач |
Центральная симметрия |
Осевая симметрия |
Зеркальная симметрия |
Параллельный перенос |
Преобразование подобия |
Контрольная работа № 7 | 1 | |
Зачёт № 7 | 1 | |
Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии | 14 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей СОШ №53 от августа 2018 г. №1 ___________ Калабина Т.Т. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Минакова Е.Г. _ августа 2018 года |