СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 10-11 класс.

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО и на основе авторской программы по геометрии на 10-11 классы Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, Л.С. Киселева «Геометрия, 10-11 классы»; сборника рабочих программ. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни: учебного пособия для учителей   общеобразовательных  организаций/ составитель Т.А. Бурмистрова - М.: Просвещение», 2016 г. – 143с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 10-11 класс.»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Геометрия» в 10 -11 классах


Изучение геометрии в старшей школе даёт возможность до­стижения обучающимися следующих результатов:

личностные:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего совре­менному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  2. готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полез­ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. готовность и способность к образованию, в том числе само­образованию, на протяжении всей жизни; сознательное от­ношение к непрерывному образованию как условию успеш­ной профессиональной и общественной деятельности;

  5. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, на­учного и технического творчества;

  6. осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, обще­национальных проблем;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и по­знавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результа­тами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  1. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  2. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  3. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в про­цессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конф­ликты;

  4. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску мето­дов решения практических задач, применению различных методов познания;

  5. готовность и способность к самостоятельной информацион­но-познавательной деятельности, включая умение ориенти­роваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  6. умение использовать средства информационных и коммуни­кационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, ком­муникативных и организационных задач с соблюдением тре­бований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм ин­формационной безопасности;

10)владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекват­ные языковые средства;

11)овладение навыками познавательной рефлексии как осозна­ния совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

предметные (базовый уровень)

  1. сформированность представлений о геометрии как части ми­ровой культуры и о месте геометрии в современной цивили­зации, о способах описания на математическом языке явле­ний реального мира;

  2. сформированность представлений о геометрических поняти­ях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

  3. владение геометрическим языком; развитие умения исполь­зовать его для описания предметов окружающего мира; раз­витие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

  1. владение методами доказательств и алгоритмов решения; уме­ние их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  2. владение основными понятиями о плоских и пространствен­ных геометрических фигурах, их основных свойствах; сфор­мированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изу­ченных свойств геометрических фигур и формул для реше­ния геометрических задач и задач с практическим содержа­нием;

6) владение навыками использования готовых компьютерных
программ при решении задач;

предметные (профильный уровень)

профильный уровень изучения геометрии включает, кроме перечисленных выше требований к результа­там освоения базового курса, и требования к результатам осво­ения углублённого курса:

  1. сформированность представлений о необходимости доказа­тельств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;

  2. сформированность понятийного аппарата по основным раз­делам курса геометрии; знания основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и на­ходить нестандартные способы решения задач;

  3. сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полу­ченный результат.


10 класс

Выпускник научится:

  • решению задач с использованием свойств фигур на плоскости.

  • решению задач на доказательство и построение контрпримеров.

  • применению простейших логических правил.

  • решению задач с использованием теорем о треугольниках, соотношений в прямоугольных треугольниках, фактов, связанных с четырехугольниками.

  • решению задач с использованием фактов, связанных с окружностями.

  • решению задач на измерения на плоскости, вычисления длин и площадей.

  • построению сечений многогранников методом следов. Центральному проектированию.

  • построению сечений многогранников методом проекций.

  • применять теоремы о параллельности прямых и плоскостей в пространстве, параллельное проектирование и изображение фигур.

  • применять перпендикулярность прямой и плоскости, ортогональное проектирование, наклонные и проекции, теорема о трех перпендикулярах.

  • находить расстояния между фигурами в пространстве, общий перпендикуляр двух скрещивающихся прямых.

  • находить углы в пространстве.

  • распознавать виды многогранников, правильные многогранники, призму, параллелепипед, знать свойства параллелепипеда, прямоугольный параллелепипед, наклонные призмы, пирамиду, виды пирамид, находить элементы правильной пирамиды, пирамиды с равнонаклоненными ребрами и гранями, их основные свойства.

  • находить площади поверхностей многогранников.

Выпускник получит возможность научиться:

  • решению задач с помощью векторов и координат.

  • распознавать развертки многогранника, находить кратчайшие пути на поверхности многогранника.


11 класс

Выпускник научится

  • распознавать тела вращения: цилиндр, конус, шар и сфера, строить сечения цилиндра, конуса и шар, шаровой сегмент, шаровой слой, шаровой сектор (конус),усеченную пирамиду и усеченный конус.

  • находить касательные прямые и плоскости, вписанные и описанные сферы.

  • находить сумму векторов, умножение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, уравнение плоскости, формулу расстояния между точками, уравнение сферы.

  • Понятие объема. Объемы многогранников. Объемы тел вращения.

  • Площадь сферы.

  • Площадь поверхности цилиндра и конуса.

  • Комбинации многогранников и тел вращения.

  • Подобие в пространстве. Отношение объемов и площадей поверхностей подобных фигур.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практики; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • определять значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • находить идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

  • понимать значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • понимать роль аксиоматики в математике, возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • приводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


2. Содержание учебного предмета «Геометрия»

Базовый уровень

Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Аксиоматика стереометрии. Первые следствия аксиом. Построения в пространстве.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.

Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендику­лярах.

Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла.

Понятия геометрического тела и его поверхности. Многогранники и многогранные поверхности. Вершины, гра­ни и рёбра многогранников. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Сечения многогранников плоскостями. Развёртки много­гранных поверхностей.

Пирамида и её элементы. Тетраэдр. Правильная пирамида. Усечённая пирамида.

Призма и её элементы. Прямая и наклонная призма. Пра­вильная призма. Параллелепипед. Куб.

Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додека­эдр, икосаэдр).

Конусы и цилиндры. Сечения конуса и цилиндра плоско­стью, параллельной основанию. Конус и цилиндр вращения. Конические сечения (эллипс, гипербола, парабола). Сфера и шар. Пересечение шара и плоскости. Касание сферы и пло­скости.

Измерение геометрических величин.

Расстояние между двумя точками. Равенство и подобие фигур. Расстояние от точ­ки до фигуры (в частности, от точки до прямой, от точки до плоскости). Расстояние между фигурами (в частности, между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями).

Углы: угол между плоскостями, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью.

Понятие объёма тела. Объёмы цилиндра и призмы, конуса и пирамиды, шара. Объёмы подобных фигур.

Понятие площади поверхности. Площади поверхностей мно­гогранников, цилиндров, конусов. Площадь сферы.

Преобразования. Симметрия.

Параллельное проектирова­ние. Ортогональное проектирование.

Движения. Общие свойства движений. Виды движений: па­раллельный перенос, симметрии относительно точки, прямой и плоскости, поворот.

Общее понятие о симметрии фигур. Элементы симметрии правильных пирамид и правильных призм, правильных много­гранников, сферы и шара, цилиндров и конусов вращения.

Углублённый уровень

Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Аксиоматика стереометрии. Первые следствия аксиом. Построения в пространстве.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые, па­раллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, парал­лельность и перпендикулярность двух плоскостей. Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.

Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трёх перпендику­лярах.

Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Много­гранные углы. Выпуклые многогранные углы.

Внутренние и граничные точки пространственных фигур. Понятия геометрического тела и его поверхности.

Многогранники и многогранные поверхности. Вершины, гра­ни и рёбра многогранников. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Сечения многогранников плоскостями. Развёртки много­гранных поверхностей.

Пирамида и её элементы. Тетраэдр. Правильная пирамида. Усечённая пирамида.

Призма и её элементы. Прямая и наклонная призма. Пра­вильная призма. Параллелепипед. Куб.

Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додека­эдр, икосаэдр). Построение правильных многогранников. Двойст­венные правильные многогранники. Полуправильные (архимедо­вы) многогранники.

Конусы и цилиндры. Сечения конуса и цилиндра плоско­стью, параллельной основанию. Конус и цилиндр вращения. Конические сечения (эллипс, гипербола, парабола). Сфера и шар. Пересечение шара и плоскости. Касание сферы и пло­скости. Опорные плоскости пространственных фигур.

Измерение геометрических величин.

Расстояние между двумя точками. Равенство и подобие фигур. Расстояние от точ­ки до фигуры (в частности, от точки до прямой, от точки до плоскости). Расстояние между фигурами (в частности, между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями).

Углы: угол между плоскостями, угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью.

Понятие объёма тела. Объёмы цилиндра и призмы, конуса и пирамиды, шара.

Объёмы подобных фигур.

Понятие площади поверхности. Площади поверхностей мно­гогранников, цилиндров, конусов. Площадь сферы.

Преобразования. Симметрия.

Параллельное проектирова­ние. Ортогональное проектирование. Центральное проектиро­вание (перспектива).

Движения. Общие свойства движений. Виды движений: па­раллельный перенос, симметрии относительно точки, прямой и плоскости, поворот.

Общее понятие о симметрии фигур. Элементы симметрии правильных пирамид и правильных призм, правильных много­гранников, сферы и шара, цилиндров и конусов вращения.

Гомотетия и преобразования подобия.

Координаты и векторы.

Декартовы координаты в простран­стве. Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Задания фигур уравнениями. Уравнения сфе­ры и плоскости.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Коллинеарные и компланарные векторы. Разложение вектора на плоскости по двум неколлинеарным векторам. Разложение вектора в пространстве по трём некомпланарным векторам. Координаты вектора. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.



Перечень тем контрольных и зачетных работ

10 класс

Контрольная работа № 1 Параллельность прямых и их взаимное расположение

Контрольная работа № 2 Параллельность плоскостей

Контрольная работа № 3 Перпендикулярность прямых и плоскостей

Контрольная работа № 4 Многогранники

Зачет № 1 Параллельность прямых и плоскостей

Зачет № 2 Перпендикулярность прямых и плоскостей

Зачет №3 Многогранники

11 класс

Контрольная работа № 1 Цилиндр , конус, шар

Контрольная работа № 2 Объемы тел

Контрольная работа № 3 Метод координат в пространстве. Движения

Зачет №1 Цилиндр , конус, шар

Зачет № 2 Объемы тел

Зачет № 3 Векторы в пространстве

Зачет № 4 Метод координат в пространстве. Движения


Направления проектной деятельности учащихся

10 класс

  • Векторы в окружающем нас мире;

  • Решение экспериментальных задач по теме «Векторы»;

  • Векторы в физике;

  • Применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства.

  • Применение метода координат в различных областях человеческой деятельности

  • Сравнение геометрического метода и метода координат при решении задач

  • Окружность и прямая Эйлера

  • Орнаменты. Уравнения орнаментов

  • А площадь у вас какая?

  • Создание мультипликационных фильмов. Например: «Свет мой зеркальце, скажи». (зеркальная симметрия), «Движение в природе».

  • Создание виртуальных моделей. Например: « Движение в архитектуре»

  • Создание модели реальных процессов.

  • Проведение естественнонаучных и социальных измерений,

  • Ввод результатов измерений и других цифровых данных, обработка их, в том числе статистическая, с помощью визуализации.

  • Анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.


11 класс

  • Аксиоматическое построение геометрии Евклида до современности

  • Путешествие в мир аксиом геометрии

  • Геометрические фигуры в современном мире

  • Геометрические фигуры вокруг нас

  • Можно ли считать мир геометрии правильным

  • Нестандартные задачи по геометрии

  • Геометрия и искусство

  • Виды симметрии. Симметрия в архитектуре и жизни

  • О среднем арифметическим, о среднем геометрическом, о среднем квадратичном




3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс


Раздел

Количество часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

( на уровне универсальных

учебных действий)

Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.


Глава VІІІ. Некоторые сведения из планиметрии 12


Углы и отрезки, связанные с окружностью

4

Формулировать и доказывать теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной; выводить формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки; формулировать и доказывать утверждения о свойствах и признаках вписанного и описанного четырёхугольников; решать задачи с использованием изученных теорем и формул

Решение треугольников

4

Выводить формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, а также различные формулы площади треугольника; формулировать и доказывать утверждения об окружности и прямой Эйлера; решать задачи, используя выведенные формулы

Теорема Менелая и Чевы

2

Формулировать и доказывать теоремы Менелая и Чевы и использовать их при решении задач

Эллипс, гипербола и парабола

2

Формулировать определения эллипса, гипербола и параболы, выводить канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке

Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Введение 3


Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

Перечислять основные фигуры в пространстве (точка, прямая, плоскость), формулировать три аксиомы об их взаимном расположении и иллюстрировать эти аксиомы примерами из окружающей обстановки

Некоторые следствия из аксиом.

2

Формулировать и доказывать теорему о плоскости, проходящей через прямую и не лежащую на ней точку, и теорему о плоскости, проходящей через две пересекающиеся прямые

Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Глава І Параллельность прямых и плоскостей 16


§ 1 Параллельность прямых, прямой и плоскости

4

Формировать определение параллельных прямых в пространстве, формулировать и доказывать теоремы о параллельных прямых; объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать определение параллельности прямой и плоскости, формулировать и доказывать утверждения о параллельности прямой и плоскости (свойства и признак); решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением прямых и плоскостей

Параллельные прямые в пространстве.

Параллельность трех прямых.

Параллельность прямой и плоскости.

§ 2 Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми

3

Объяснять, какие возможны случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве, и приводить иллюстрированные примеры; формулировать определение скрещивающих прямых, формулировать и доказывать теорему, выражающую признак скрещивающихся прямых, и теорему о плоскости, проходящей через одну из скрещивающихся прямых и параллельной другой прямой, объяснять, какие два луча называются соноправленными, формулировать и доказывать теорему об углах с соноправленными сторонами; объяснять, что называется углом между пересекающимися прямыми и углом между скрещивающимися прямыми; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные со взаимным расположением двух прямых и углом между ними

Скрещивающиеся прямые

Углы с соноправленными сторонами

Угол между прямыми

Контрольная работа № 1

1

Формулировать определение параллельных плоскостей, формулировать и доказывать утверждения о признаке и свойствах параллельных плоскостей, использовать эти утверждения при решении задач

§ 3Параллельность плоскостей

2

Параллельные плоскости

Свойства параллельных плоскостей

§ 4Тетраэдр и параллелепипед

4

Объяснять, какая фигура называется тетраэдром и какая параллелограммом, показывать на чертежах и моделях их элементы, изображать эти фигуры на рисунках, иллюстрировать с их помощью различные случаи взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве; формулировать и доказывать утверждения о свойствах параллелепипеда; объяснять, что называется сечением тетраэдра (параллелепипеда), решать задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда на чертеже

Тетраэдр


Параллелепипед


Задачи на построение сечений


Контрольная работа № 2

1


Зачёт № 1 по теме «Параллельность прямых в пространстве»

1


Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Глава II. Перпендикулярность прямых и плоскостей 17


§ 1 Перпендикулярность прямой и плоскости

5

Формулировать определение перпендикулярных прямых в пространстве; формулировать и доказывать лемму о перпендикулярности двух прямых третьей прямой; формулировать определение прямой, перпендикулярной к плоскости, и приводить иллюстрирующие примеры из окружающей обстановки; формулировать и доказывать теоремы (прямую и обратную) о связи параллельности прямых и их перпендикулярности к плоскости, теорему, выражающую признак перпендикулярности прямой и плоскости, и теорему о существовании и единственности прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной плоскости; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с перпендикулярностью прямой и плоскости

Перпендикулярные прямые в пространстве

Параллельны прямые, перпендикулярные к плоскости

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

§ 2Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью

6

Объяснить, что такое перпендикуляр и наклонная к плоскости, что называется проекцией наклонной, что называется расстоянием: от точки до плоскости, между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; формулировать и доказывать теорему о трёх перпендикулярах и применять её при решении задач; объяснять, что такое ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость, и доказывать, что проекцией прямой на плоскость, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая; объяснять, что называется углом между прямой и плоскостью и каким свойством он обладаем; объяснять, что такое центральная проекция точки (фигуры) на плоскость

Расстояние от очки до плоскости

Теорема о тёх перпендикулярах

Угол между прямой и плоскостью

§ 3Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

4

Объяснять, какая фигура называется двугранным углом и как он измеряется; доказывать, что все линейные углы двугранного угла равны друг другу; объяснять, что такое угол между пересекающими плоскостями и в каких пределах он изменяется; формулировать определение взаимно перпендикулярных плоскостей, формулировать и доказывать теорему о признаке перпендикулярности двух плоскостей; объяснять, какой параллелепипед называется прямоугольным, формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; объяснять, какая фигура называется многогранным (в частности, трёхгранником) углом и как называются его элементы, какой многогранный угол называется выпуклым; формулировать и доказывать утверждение о том, что каждый плоский угол трёхгранного угла меньше суммы двух других плоских углов, и теорему о сумме плоских углов выпуклого многогранного угла; решать задачи на вычисление и доказательство с использованием теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей, а также задачи на построение сечений прямоугольного параллелепипеда на чертежей.

Использовать компьютерные программы при изучении вопросов, связанных со расположением прямых и плоскостей в пространстве

Двугранный угол

Признак перпендикулярности двух плоскостей

Прямоугольный параллелепипед

Трёхгранный угол

Многогранный угол

Контрольная работа № 3

1


Зачёт № 2

1


Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Глава III. Многогранники 14


§ 1Понятие многогранника. Призма.

3

Объяснять, какая фигура называется многогранником и как называются его элементы, какой многогранник называется выпуклым, приводить примеры многогранников; объяснять, что такое геометрическое тело; формулировать и доказывать теорему Эйлера для выпуклых многогранников; объяснять, какой многогранник называется призмой и как называются её элементы, какая призма называется прямой, наклонной, правильной, изображать призмы на рисунке; объяснять, что называется площадью полной (боковой) поверхности призмы, и доказывать теорему о площади боковой поверхности прямой призмы; выводить формулу ортогональной проекции многоугольника и доказывать пространственную теорему Пифагора; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с прямой

Понятие многогранника

Геометрическое тело

Теорема Эйлера

Призма

Пространственная теорема Пифагора

§ 2 Пирамида

4

Объяснять, какой многогранник называется и как называются её элементы, что называется площадью полной (боковой) поверхности пирамиды; объяснять, какая пирамида называется правильной, доказывать утверждение о свойствах её боковых рёбер и боковых граней и теорему о площади боковой поверхности правильной пирамиды; объяснять, , какой многогранник называется усечённой пирамидой и как называются её элементы, доказывать теорему о площади боковой поверхности правильной усечённой пирамиды; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с пирамидами, а также задачи на построение сечений пирамид на чертеже

Пирамида

Правильная пирамида

Усечённая пирамида

§ 3 Правильные многогранники

5

Объяснить, какие точки называются симметричными относительно точки (прямой, плоскости), что такое центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, приводить примеры фигур, обладающих элементами симметрии, а также примеры симметрии в архитектуре, технике, природе; объяснять, какой многогранник называется правильным, доказывать, что не существует правильного многогранника, гранями, которого являются правильные п-угольники при п; объяснять, какие существуют виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают

Симметрия в пространстве

Понятие правильного многогранника

Элементы симметрии правильных многогранников

Контрольная работа № 4

1


Зачёт № 3

1


Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

6


11 класс

Геометрические фигуры в пространстве и их взаимное расположение.

Глава VI. Цилиндр, конус и шар 16


§ 1 Цилиндр

3

Объяснять, что такое цилиндрическая поверхность, её образующие и ось, какое тело называется цилиндром и как называются его элементы, как получить цилиндр путём вращения прямоугольника; изображать цилиндр и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности цилиндра, и выводить формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с цилиндром

Понятие цилиндра

Площадь поверхности цилиндра

§ 2 Конус

4

Объяснять, что такое коническая поверхность, её образующие, вершина и ось, какое тело называется конусом и как называются его элементы, как получить конус путём вращения прямоугольного треугольника, изображать конус и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью перпендикулярной к оси; объяснять, что принимается за площадь боковой поверхности конуса, и выводить формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса; объяснять, какое тело называется усечённым конусом и как его получить путём вращения прямоугольной трапеции, выводить формулу для вычисления площади боковой поверхности усечённого конуса; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с конусом и усечённым конусом

Понятие конуса

Площадь поверхности конуса

Усечённый конус

§ 3 Сфера

7

Формулировать определения сферы и шара, их центра, радиуса, диаметра; исследовать взаимное расположение сферы и плоскости, формулировать определение касательной плоскости к сфере, формулировать и доказывать теоремы о свойстве и признаке касательной плоскости; объяснять, что принимается за площадь сферы и как она выражается через радиус сферы; исследовать взаимное расположение сферы и прямой; объяснять, какая сфера называется вписанной в цилиндрическую (коническую) поверхность и какие кривые получаются в цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями; решать задачи, в которых фигурируют комбинации многогранников и тел вращения.

Использовать компьютерные программы при изучении поверхностей и тел вращения

Сфера и шар

Взаимное расположение сферы и плоскости

Касательная плоскость к сфере

Площадь сферы

Взаимное расположение сферы и прямой

Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность

Сфера, вписанная в коническую поверхность

Сечения цилиндрической поверхности

Сечения конической поверхности

Контрольная работа № 5

1


Зачёт № 4

1


Измерение геометрических величин.

Глава VII. Объём тел 17


§ 1Объём прямоугольного параллелепипеда

2

Объяснять, как измеряются объёмы тел, проводя аналогию с измерением площадей многоугольников; формулировать основные свойства объёмов и выводить с их помощью формулу объёма прямоугольного параллелепипеда

Понятие объёма

Объём прямоугольного параллелепипеда

§ 2Объём прямой призмы и цилиндра

3

Формулировать и доказывать теоремы об объёме прямой призмы и объёме цилиндра; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел

Объём прямой призмы

Объём цилиндра

§ 3Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса

5

Выводить интегральную формулу для вычисления объёмов тел и доказывать с её помощью теоремы об объёме наклонной призмы, об объёме пирамиды, об объёме конуса; выводить формулы для вычисления объёмов усечённой пирамиды и усечённого конуса; решать задачи, связанные с вычислением объёмов этих тел

Вычисление объёмов тел с помощью интеграла

Объём наклонной призмы

Объём пирамиды

Объём конуса

§ 4Объём шара и площадь шара

5

Формулировать и доказывать теорему об объёме шара и с её помощью выводить формулу площади сферы; выводить формулу для вычисления объёмов шарового сегмента и шарового сектора; решать задачи с применением формул объёмов различных тел

Объём шара


Объём шарового сегмента, шарового сектора и шарового слоя


Площадь сферы


Контрольная работа № 6

1


Зачёт № 5

1


Координаты и векторы

Глава IV. Векторы в пространстве 6


§ 1Понятие вектора в пространстве

1

Формулировать определение вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов, приводить примеры физических векторных величин

Понятие вектора

Равенство векторов

§ 2Сложение и вычитание векторов,. Умножение вектора на число

2

Объяснить, как вводятся действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число, каким свойствами они обладают, что такое правило треугольника, правило параллелограмма и правило многоугольника сложения векторов; решать задачи, связанные с действиями над векторами

Сложение и вычитание векторов

Сумма нескольких векторов

Умножение вектора на число

§ 3Компланарные векторы

2

Объяснить какие векторы называются компланарными; формулировать и доказывать утверждение о признаке компланарности трёх векторов; объяснить, в чём состоит правило параллелепипеда сложения трёх векторов; формулировать и доказывать теорему о разложении любого вектора по трём данным некомпланарным векторам; применять векторы при решении геометрических задач

Компланарные векторы

Правило параллелепипеда

Разложение вектора по трём некомпланарным векторам

Зачёт № 6

1


Координаты и векторы

Глава V. Метод координат в пространстве. Движения 15


§ 1Координаты точки и координаты вектора

4

Объяснять, как вводится прямоугольная система координат в пространстве, как определяются координаты точки и как они называются, как определяются координаты вектора; формулировать и доказывать утверждения: о координатах суммы и разности двух векторов, о координатах произведения вектора на число, о связи между координатами вектора и координатами его конца и начала; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; выволить уравнение сферы данного радиуса с центром в данной точке

Прямоугольная система координат в пространстве

Координаты вектора

Связь между координатами вектора и координатами точки

Простейшие задачи в координатах

Уравнение сферы

§ 2Скалярное произведение векторов

6

Объяснять, как определяется угол между векторами; формулировать определение скалярного произведения векторов; формулировать и доказывать утверждения о его свойствах; объяснять, как вычислить угол между двумя прямыми, а также угол между прямой и плоскостью, используя выражение скалярного произведения векторов через их координаты; выводить уравнение плоскости, проходящей через данную точку и перпендикулярную данному вектору, и формулу расстояния от точки до плоскости; применять векторно-координатный метод при решении геометрических задач

Угол между векторами

Скалярное произведение векторов

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Уравнение плоскости

Преобразования. Симметрия


§ 3Движения

3

Объяснять, что такое отображение пространства на себя и при каком случае оно называется движением пространства; объяснить, что такое центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия и параллельный перенос, обосновывать утверждения о том, что эти отображения пространства на себя являются движениями; объяснять, что такое центральное подобие (гомотетия) и преобразование подобия, как с помощь преобразования подобия вводится понятие подобных фигур в пространстве; применять движения и преобразования подобия при решении геометрических задач

Центральная симметрия

Осевая симметрия

Зеркальная симметрия

Параллельный перенос

Преобразование подобия

Контрольная работа № 7

1


Зачёт № 7

1


Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации по геометрии

14






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей СОШ №53

от августа 2018 г. №1

___________ Калабина Т.Т.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

___________ Минакова Е.Г.

_ августа 2018 года