Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чебачинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ директор школы _______ / Д.Г.Казьмин/ приказ № 56 от 28.08.2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
Уровень - основное общее образование - 8 класс
Учитель - Крутилина Эллина Анатольевна
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе
Основу рабочей программы составляют следующие документы:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.Федеральный Государственный Образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. № 1897
3.Образовательная программа основного общего образования МБОУ Чебачинская СОШ.
4.Учебный план МБОУ Чебачинская СОШ на 2020-2021 учебный год.
5.Положение о рабочей программе учителей МБОУ Чебачинская СОШ утвержденное приказом № 102 от 28.04.2018 г.
6. Примерная программа основного общего образования по геометрии;
7. Учебно-методический комплект:
Сборник рабочих программ 7-9 класс Геометрия/ Т.А. Бурмистрова/Просвещение 2014.
Поурочное планирование Геометрия 8 класс по учебнику Л.С. Атанясяна .Автор-составитель Г.Ю. Ковтун.- Волгоград: Учитель, 2016.
Учебник « Геометрия: 7 – 9 кл.» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2019
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Четырехугольники. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.
Площадь. Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Универсальные учебные действия
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
• слушать партнера;
• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
предметные:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Календарно-тематическое планирование
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение геометрии на этапе основного общего образования в рамках реализации ФГОС ООО (8 класс) 2 часов в неделю, 68 часов в год.
Кол-во часов в неделю | Количество уч. недель | По программе | Праздничные дни | Итого |
2 | 34 | 68 | - | 69ч. |
Согласно календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год получается 69 часов. Дополнительный час будет отведен на повторение.
№ | Дата | Тема урока |
Повторение (2 часа) |
1 | 1.09 | Повторение курса 7 класса |
2 | 3.09 | Диагностическая контрольная работа |
Четырехугольники (14 часов) |
3 | 8.09 | Многоугольники |
4 | 10.09 | Сумма углов многоугольника |
5 | 15.09 | Параллелограмм. Его свойства |
6 | 17.09 | Параллелограмм. Его признаки |
7 | 22.09 | Решение задач. Признаки параллелограмма |
8 | 24.09 | Решение задач. Трапеция. |
9 | 29.09 | Трапеция равнобедренная |
10 | 1.10 | Задачи на построение |
11 | 6.10 | Прямоугольник Ромб, квадрат |
12 | 8.10 | Решение задач. Прямоугольник . Ромб, квадрат |
13 | 13.10 | Решение задач. Четырёхугольники. |
14 | 15.10 | Центральная и осевая симметрия |
15 | 20.10 | Решение задач. Четырёхугольники. Осевая симметрия |
16 | 22.10 | Контрольная работа №1 Четырёхугольники. |
Площади фигур (14 часов) |
17 | 27.10 | Площадь многоугольника |
18 | 29.10 | Решение задач. Площадь многоугольника. |
19 | 10.11 | Площадь параллелограмма |
20 | 12.11 | Площадь треугольника |
21 | 17.11 | Площадь трапеции |
22 | 19.11 | Площадь трапеции. Площадь треугольника. Решение задач |
23 | 24.11 | Решение задач. Площадь трапеции, параллелограмма. |
24 | 26.11 | Решение задач. Площадь трапеции, квадрата. |
25 | 1.12 | Теорема Пифагора. |
26 | 3.12 | Теорема Пифагора Обратная теорема |
27 | 8.12 | Решение задач. Площадь параллелограмма, треугольника. |
28 | 10.12 | Решение задач Площадь трапеции, ромба |
29 | 15.12 | Решение задач. Площадь прямоугольника |
30 | 17.12 | Контрольная работа №2 Площади |
Подобные треугольники (19 часов) | 19.12 |
31 | 22.12 | Определение подобных треугольников |
32 | 24.12 | Решение задач Определение подобных треугольников. |
33 | 29.12 | Первый признак подобия треугольников |
34 | 12.01 | Первый признак подобия треугольников. Решение задач |
35 | 14.01 | Второй признак подобия треугольников |
36 | 19.01 | Третий признак подобия треугольников |
37 | 21.01 | Решение задач. Признаки подобия. |
38 | 26.01 | Контрольная работа №3. Признаки подобия треугольники |
39 | 28.01 | Теорема о средней линии треугольника |
40 | 2.02 | Теорема о средней линии треугольника, свойство медиан |
41 | 4.02 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
42 | 9.02 | Решение задач на пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
43 | 11.02 | Решение задач методом подобия. Определение высоты предмета |
44 | 16.02 | Решение задач методом подобия |
45 | 18.02 | Решение задач с использованием метода подобия |
46 | 25.02 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике |
47 | 2.03 | Решение задач на соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике |
48 | 4.03 | Решение задач. Подобные треугольники |
49 | 9.03 | Контрольная работа №4 «Подобные треугольники» |
Окружность (16 часов) |
50 | 11.03 | Взаимное расположение прямой и окружности |
51 | 16.03 | Касательная к окружности |
52 | 18.03 | Решение задач . Касательная к окружности. |
53 | 30.03 | Центральные и вписанные углы |
54 | 1.04 | Теорема о вписанном угле. |
55 | 6.04 | Решение задач Центральные и вписанные углы |
56 | 8.04 | Четыре замечательные точки треугольника, теорема о биссектрисе угла |
57 | 13.04 | Четыре замечательные точки треугольника Теорема о серединном перпендикуляре |
58 | 15.04 | Четыре замечательные точки треугольника. Теорема о пересечении высот. |
59 | 20.04 | Решение задач. Четыре замечательные точки треугольника |
60 | 22.04 | Вписанная окружность |
61 | 27.04 | Решение задач. Вписанная окружность Описанная окружность |
62 | 29.04 | Решение задач .Описанная окружность |
63 | 4.05 | Решение задач. Окружность. |
64 | 6.05 | Решение задач. Замечательные точки треугольника |
65 | 11.05 | Контрольная работа №5 «Окружность» |
Итоговое повторение (4 часа) |
66 | 13.05 | Повторение «Четырехугольники, площади» |
67 | 18.05 | Повторные курса 8 класса |
68 | 20.05 | Итоговая контрольная работа в форме теста |
69 | 25.05 | Работа над ошибками |
РЕКОМЕНДОВАНО Протокол заседания МО № 1 от 28.08.2020 г. Руководитель МО _________/ Е.В.Шашерина / | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ /Э.А.Крутилина / / «28» августа 2020 г. |