ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Геометрия» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010), Основной образовательной программы ООО МКОУ «Вяткинская СОШ», программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. 2018 г
Особенности рабочей программы
В 9 классе обучается 1 ученица с задержкой психического развития – ЗПР.
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
Незрелость эмоционально-волевой сферы:
Сниженный уровень познавательной деятельности;
Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
Программа по математике для учащихся с ОВЗ VII вида предусматривает овладение знаниями в объеме базовой программы обязательного учебного курса по математике, единого для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Организация коррекционно-развивающего образовательного процесса
Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденным программами Министерства образования Российской Федерации, программами для массовых классов.
Обучение для детей с ОВЗ обучающихся в классах организуется по учебникам массовых общеобразовательных классов.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
-активизация познавательной деятельности учащихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
-социально-трудовая адаптация.
Среди коррекционных задач особо выделяются и следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Домашнее задание дифференцировано: вариант 1 для всех обучающихся, вариант 2 для обучающихся с ЗПР.
Цели и задачи математического образования:
Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в учебном плане
Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Геометрия» в 9 классе в объеме 68 часа (2 часа в неделю), , но так как учебных недель 35 всего 70 уроков, за счет 2 уроков повторения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Геометрия»
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом (выделено курсивом) уровнях выпускник получит возможность научиться в 7—9 классах:
Геометрические фигуры
Оперировать1 понятиями геометрических фигур;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме, а также предполагается несколько шагов решения;
решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам;
формулировать свойства и признаки фигур;
доказывать геометрические утверждения;
владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания;
использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
Отношения
Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.
Измерения и вычисления
Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях;
оперировать представлениями о длине, площади, объёме как о величинах;
применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно и которые требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников), вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
проводить простые вычисления на объёмных телах;
формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, применять формулы и вычислять площади в простых случаях;
проводить вычисления на местности, применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.
Геометрические построения
Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов;
изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях;
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
изображать типовые плоские фигуры и объёмные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Преобразования
Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки;
оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
распознавать движение объектов в окружающем мире;
распознавать симметричные фигуры в окружающем мире;
применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.
Векторы и координаты на плоскости
• Оперировать понятиями: вектор, сумма векторов, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости;
выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение векторов, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения;
использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.
История математики
Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей;
понимать роль математики в развитии России;
характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
Методы математики
Выбирать подходящий изученный
метод при решении изученных типов математических задач;
приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.
Содержание учебного предмета геометрия.
N n/n | Название раздела | Количество часов | Содержание учебного раздела |
| | | Основные изучаемые вопросы | Контрольные работы |
1 | Векторы | 8 | Понятие вектора, равенство векторов, откладывание вектора от данной точки, сумма двух векторов, законы сложения векторов, вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | Контрольная работа по теме «Метод координат» |
2 | Метод координат | 10 | Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение координат при решении задач |
3 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | Синус, косинус, тангенс угла. Теорема синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | Контрольная работа по теме « Соотношение между сторонами и углами треугольника Скалярное произведение векторов» |
3 | Длина окружности и площадь круга | 12 | Правильные многоугольники. Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга | Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга» |
4 | Движения | 8 | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | Контрольная работа по теме «Движения» |
5 | Начальные сведения из стереометрии | 8 | Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов.Тела и поверхности вращения : цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их поверхностей и объёмов. | |
6 | Об аксиомах планиметрии | 2 | Аксиомы геометрии. | |
7 | Повторение. Решение задач. | 11 | | Тестирование |
Информационно-образовательный ресурс
ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29а от 25.05.2016г.
Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МКОУ «Вяткинская СОШ» (утверждена приказом директора школы №28-а от 31.08.2018г.
Учебный план МКОУ «Вяткинская СОШ»
Годовой календарный учебный график МКОУ «Вяткинская СОШ»
1. Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9. Составитель Т.А.Бурмистрова 2-е издание, М. «Просвещение» 2018 г.
2.Геометрия, 7-9класс. учебник для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-18-е изд.–-М. : Просвещение,, 2018 г.
3. Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс/Б.Г.Зив. – 11-е изд. – М.:Просвещение, 2012. – 127 с.:ил.
4. Геометрия. Методические рекомендации. 9 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др.). – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.:ил.
1. Персональный компьютер.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Экран.
Тематическое планирование геометрия
N урока | ов-лок восач | ТЕМА УРОКА | Виды деятельности учащихся |
| | Глава IX.Векторы (8часов) | |
| | П.1 Понятие вектора 2ч | |
1 | 1 | Понятие вектора. | Фронтальная работа по определению вектора, , работа в группах с демонстрационным материалом |
2 | 1 | Понятие вектора. |
| | П.2 Сложение и вычитание векторов 3ч | |
3 | 1 | Сложение и вычитание векторов | Вектор, операции сложения и вычитания векторов. Фронтальный опрос, выборочный индивидуальный контроль |
4 | 1 | Сложение и вычитание векторов | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой |
5 | 1 | Сложение и вычитание векторов | Решение задач по теме « Сложение и вычитание векторов» на доске и в тетрадях |
| | П.3 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач 3ч | |
6 | 1 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | Устная работа, Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
7 | 1 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | Практическая работа Правило умножения векторов |
8 | 1 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | Средняя линия трапеции. |
| | ГЛАВА X. Метод координат (10 часов) | |
| | П.1Координаты вектора 2ч | |
9 | 1 | Координаты вектора | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий на разложение вектора по двум неколлинеарным векторам |
10 | 1 | Координаты вектора | Решение задач повышенной сложности на доске и в тетрадях. |
| П.2 Простейшие задачи в координатах 2ч | |
11 | 1 | Простейшие задачи в координатах | Устный счет Радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками |
12 | 1 | Простейшие задачи в координатах | |
| | П.3 Уравнение окружности и прямой 3ч | |
13 | 1 | Уравнение окружности и прямой | Устный счет |
14 | 1 | Уравнение окружности и прямой | Тренировочные упражнения, самостоятельная работа со взаимопроверкой по составлению уравнения прямой |
15 | 1 | Уравнение окружности и прямой. | |
16 | 1 | Решение задач | Уравнение окружности и прямой |
17 | 1 | Решение задач | |
18 | 1 | Контрольная работа№1 | Выполнение контрольных заданий |
| | ГлаваXI Соотношения между сторонами и углами треугольника.Скалярное произведение векторов 11ч | |
| | П.1 Синус, косинус и тангенс угла 3ч | |
19 | 1 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. | Устный счет тренировочные упражнения обучающего характера основное тригонометрическое тождество, формулы приведения |
20 | 1 | Синус, косинус, тангенс, тангенс угла. | |
21 | 1 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. | |
| | П.2 Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
22 | 1 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | Теорема о площади треугольника, формула площади. Теорема синусов |
23 | 1 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | Устный счет выполнение заданий обучающего характера на применение Теоремы косинусов |
24 | 1 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | Задания на доски и в тетрадях повышенной сложности по Теореме косинусов |
25 | 1 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | Решение треугольников Измерительные работы |
| | П.3 Скалярное произведение векторов 2ч | |
26 | 1 | Скалярное произведение векторов | Отработка формул Скалярного произведения в координатах |
27 | 1 | Скалярное произведение векторов | выполнение заданий обучающего характера на применение свойств скалярного произведения векторов |
28 | 1 | Решение задач | Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». |
29 | 1 | Контрольная работа №2 | Выполнение контрольных заданий |
| | ГлаваXII Длина окружности и площадь круга12ч | |
| | П.1 Правильные многоугольники 4ч | |
30 | 1 | Правильные многоугольники | выполнение заданий обучающего характера на применение понятия правильного многоугольника, вписанная и описанная окружность |
31 | 1 | Правильные многоугольники | |
32 | 1 | Правильные многоугольники | Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. |
33 | 1 | Правильные многоугольники | |
| | П.2 Длина окружности и площадь круга 4ч | |
34 | 1 | Длина окружности и площадь круга | Отработка навыков выполнения чертежей окружности, описанной около правильного многоугольника |
35 | 1 | Длина окружности и площадь круга | Отработка навыков выполнения чертежей окружности, вписанной в правильный многоугольник |
36 | 1 | Длина окружности и площадь круга | Запись формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. |
37 | 1 | Длина окружности и площадь круга | |
| | Решение задач 3 ч | |
38 | 1 | Решение задач. | Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей. Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга». |
39 | 1 | Решение задач. | |
40 | 1 | Решение задач. | |
41 | 1 | Контрольная работа№3 | Выполнение контрольных заданий |
| | ГЛАВА XIII. Движения 8 часов). | |
| | П.1 Понятие движения 3ч | |
42 | 1 | Понятие движения | Знакомство с понятием отображение плоскости на себя в ходе работы с учебником , фронтальной беседы с учителем |
43 | 1 | Понятие движения | осевая и центральная симметрия- тренировочные упражнения на доске и в тетради |
44 | 1 | Понятие движения | |
| | П2 .Параллельный перенос и поворот 3 ч | |
45 | 1 | Параллельный перенос и поворот | Знакомство с еще одним видом движения и выполнение практических заданий на Параллельный перенос |
46 | 1 | Параллельный перенос и поворот | выполнение заданий обучающего характера на выполнение поворота вокруг определенной точки |
47 | 1 | Параллельный перенос и поворот | выполнение заданий на осуществление параллельного переноса на вектор и поворота вокруг определенной точки |
48 | 1 | Решение задач | |
49 | 1 | Контрольная работа №4 | Выполнение контрольных заданий |
| | ГлаваXIV Начальные сведения из стереометрии 8ч | |
| | П.1 Многогранники 4ч | |
50 | 1 | Многогранники | Тренировочные упражнения, работа с учебником на Предмет стереометрии, многогранник. |
51 | 1 | Многогранники | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий по Призме |
52 | 1 | Многогранники | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий по Параллелепипеду |
53 | 1 | Многогранники | задания обучающего характера |
| | П.2 Тела и поверхности вращения 4ч | |
54 | 1 | Тела и поверхности вращения | задания обучающего характера Объем тела |
55 | 1 | Тела и поверхности вращения | Свойства прямоугольного параллелепипеда |
56 | 1 | Тела и поверхности вращения | Пирамида |
57 | 1 | Тела и поверхности вращения | Цилиндр. Конус. Сфера и шар . |
| | Об аксиомах планиметрии (2 часа). | |
58 | 1 | Об аксиомах планиметрии | Работа с учебником и у доски с заданиями обучающего характера |
59 | 1 | Об аксиомах планиметрии | задания обучающего характера по вопросам теории |
| | Повторение. Решение задач ( 9 часов ) | |
60 | 1 | Повторение. Векторы. | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
61 | 1 | Повторение. Векторы | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
62 | 1 | Повторение. Метод координат | Работа с учебником и у доски с заданиями обучающего характера |
63 | 1 | Повторение. Метод координат | Работа с учебником и у доски с заданиями обучающего характера |
64 | 1 | Повторение. Скалярное произведение векторов | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
65 | 1 | Повторение. Скалярное произведение векторов | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
66 | 1 | Повторение. Длина окружности и площадь круга | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
67 | | Повторение. Длина окружности и площадь круга | Работа с учебником и у доски с заданиями обучающего характера |
68 | 1 | Повторение. Движения | Тренировочные упражнения, работа с учебником |
69 | | Повторение. Движения | Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий |
70 | 1 | Повторение. Многогранники | Работа с учебником и у доски с заданиями обучающего характера |
лист внесения изменений в программу
Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
1
7