МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей-предметников | Согласовано Зам. директора по УВР: _______/Волкова О. В./ | Утверждаю Директор школы: ________/Кузнецова Е. А./ |
Руководитель МО: | | |
_______/_____________ / | | Приказ №________ |
Протокол №______ | | |
от «___»________20__г | | от «___»________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 9-го класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем математики и физики
Ворониной Ириной Николаевной
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2014 г.;.
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов: в неделю - 2 часа,
всего - 68 часов.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение, химия и др.) и для курса стереометрии в старших классах.
Задачи:
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.
Технологии, используемые в обучении обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
УМК:
Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2017.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
учиться планировать учебную деятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет- ресурсах;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроке и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
Векторы
Выпускник научится:
оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.
Выпускник получит возможность:
овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».
Метод координат
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число;
вычислять координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, координаты произведения вектора на число;
вычислять угол между векторами,
вычислять скалярное произведение векторов;
вычислять расстояние между точками по известным координатам,
вычислять координаты середины отрезка;
составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
решать простейшие задачи методом координат
Выпускник получит возможность:
овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
приобрести опыт выполнения проектов.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов,
применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую,
изображать угол между векторами, вычислять скалярное произведение векторов,
находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах,
применять теорему синусов, теорему косинусов,
применять формулу площади треугольника,
решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного треугольника
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Выпускник получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач
Длина окружности и площадь круга
Выпускник научится:
оперировать на базовом уровне понятиями правильного многоугольника,
применять формулу для вычисления угла правильного n-угольника.
применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности,
применять формулы длины окружности, дуги окружности, площади круга и кругового сектора.
использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
Выпускник получит возможность:
выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач,
проводить доказательства теорем о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач,
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.
Движения
Выпускник научится: оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и движения,
оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии, параллельного переноса, поворота,
распознавать виды движений,
выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять преобразование фигур,
распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота.
Выпускник получит возможность:
применять свойства движения при решении задач,
применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот в решении задач
Начальные сведения из стереометрии
Выпускник научится: распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Содержание учебного предмета
Векторы и метод координат (17 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Длина окружности и площадь круга (11 ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Движения (7 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии (7 ч).
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Цилиндр. Конус. Сфера и шар.
Основная цель — познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.
Об аксиомах геометрии (2 ч)
Об аксиомах планиметрии. Некоторые сведения о развитии геометрии
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе
Итоговое повторение (8 ч)
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Основная цель — использовать математические знания для решения различных математических задач
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Векторы и метод координат | 17 |
2. | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 16 |
3. | Длина окружности и площадь круга | 11 |
4. | Движения | 7 |
5. | Начальные сведения из стереометрии | 7 |
6. | Об аксиомах геометрии | 2 |
7. | Итоговое повторение | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
по плану | факт |
Повторение (3 ч) |
1 | | | Площади многоугольников | |
2 | | | Свойства многоугольников | |
3 | | | Контрольная работа № 1 «Повторение курса 8 класса» | |
Векторы (9 ч) |
4 | | | Понятие вектора. Равенство векторов | |
5 | | | Откладывание вектора от данной точки | |
6 | | | Сложение и вычитание векторов | |
7 | | | Вычитание векторов | |
8 | | | Решение задач «Сложение и вычитание векторов» | |
9 | | | Произведение вектора на число. | |
10 | | | Применение векторов к решению задач | |
11 | | | Средняя линия трапеции | |
12 | | | Контрольная работа № 2 «Векторы» | |
Метод координат (8 ч) |
13 | | | Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам | |
14 | | | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца | |
15 | | | Решение задач по теме «Координаты вектора» | |
16 | | | Простейшие задачи в координатах | |
17 | | | Решение задач по теме «Метод координат» | |
18 | | | Уравнение окружности | |
19 | | | Уравнение прямой | |
20 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Метод координат» | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (16 ч) |
21 | | | Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество | |
22 | | | Решение задач по теме «Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество» | |
23 | | | Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки | |
24 | | | Теорема о площади треугольника | |
25 | | | Теорема синусов | |
26 | | | Теорема косинусов | |
27 | | | Решение треугольников | |
28 | | | Тренировочные упражнения по теме «Решение треугольников» | |
29 | | | Решение задач по теме «Решение треугольников» | |
30 | | | Измерительные работы | |
31 | | | Тренировочные упражнения по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |
32 | | | Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | |
33 | | | Скалярное произведение векторов | |
34 | | | Скалярное произведение векторов в координатах | |
35 | | | Применение скалярного произведения векторов к решению задач | |
36 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника» | |
Длина окружности и площадь круга (11 ч) |
37 | | | Правильный многоугольник | |
38 | | | Окружность, описанная около правильного многоугольника | |
39 | | | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | |
40 | | | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него | |
41 | | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | |
42 | | | Построение правильных многоугольников | |
43 | | | Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | |
44 | | | Длина окружности | |
45 | | | Площадь круга. Площадь кругового сектора | |
46 | | | Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга» | |
47 | | | Контрольная работа № 5 по теме «Длина окружности и площадь круга» | |
Движения (7 ч) |
48 | | | Отображение плоскости на себя. Понятие движения | |
49 | | | Симметрия | |
50 | | | Параллельный перенос. Поворот | |
51 | | | Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот» | |
52 | | | Решение задач по теме «Движения» | |
53 | | | Решение задач по теме «Движения. Симметрия» | |
54 | | | Контрольная работа № 6 по теме «Движения» | |
Начальные сведения из стереометрии (7 ч) |
55 | | | Предмет стереометрии. Многогранники | |
56 | | | Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда | |
57 | | | Объем тела | |
58 | | | Пирамида | |
59 | | | Цилиндр. Конус | |
60 | | | Сфера. Шар | |
61 | | | Решение задач по теме «Многогранники. Тела и поверхности вращения» | |
Об аксиомах планиметрии (2 ч) |
62 | | | Об аксиомах планиметрии | |
63 | | | Некоторые сведения о развитии геометрии | |
Повторение (5 ч) |
64 | | | Итоговая контрольная работа | |
65 | | | Треугольники. Признаки равенства треугольников. | |
66 | | | Окружность | |
67 | | | Четырехугольники | |
68 | | | Обобщающий урок | |
8