СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития математического образования в Российской Федерации, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Письма Минобрнауки «О рабочих программах учебных предметов», Устава и локальных актов МБОУ «СОШ №34» ТГО и др. Федеральный базисный план на изучение геометрии в 7 и 9 классах отводится 2 часов в неделю, в 8 классах 3 часа в неделю (в 8 классе дополнительно отводится 34 часа для изучения раздела «Геометрия» из части, формируемой участниками образовательного процесса) в течение трех лет, всего 238 часов.
Обучение геометрии является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, умения в применении геометрических знаний, необходимые для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и в повседневной жизни. Геометрия входит в предметную область «Математика и информатика».
Главная цель изучения курса- развитие и формирование абстрактного мышления в процессе формирования логического и алгоритмического мышления, а также такого качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
формирование мотивации изучения математики, готовности и способности, учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;
освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;
овладение учащимися математическим языком и аппаратом как средством описания и исследования явлений окружающего мира;
овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
формирование научного мировоззрения;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание курса геометрии 7- 9 классов строится на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; овладение универсальными учебными действиями;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В курсе геометрии 7—9 классов условно выделяют следующие разделы: геометрические фигуры, отношения, измерения и вычисления, геометрические построения, геометрические преобразования, векторы и координаты на плоскости, элементы теории множеств и математической логики, история математики.
Раздел «Геометрические фигуры» призван формировать знания о геометрических фигурах как важнейших математических моделях для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур вносит важный вклад в формирование логического мышления учащихся за счет применения индуктивных и дедуктивных рассуждений. Решение задач вычислительного характера развивает алгоритмический стиль мышления, работа с бумагой развивает конструкторские умения и др.
Линия «Отношения» включает важные темы равенства фигур, равенства треугольников, подобия треугольников, пропорциональных отрезков, параллельных и перпендикулярных прямых, изучение которых формирует устойчивые знания о свойствах и признаках равенства и подобия треугольников, параллельности и перпендикулярности прямых и развивает пространственное воображение.
Раздел «Измерения и вычисления» приучает к измерению длин, расстояний, величин углов, работать с приборами для измерения, пользоваться формулами для вычислений длин, площадей и объемов геометрических фигур. В разделе «Геометрические построения» школьники учатся изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов, что развивает мелкую моторику рук и пространственное воображение.
Раздел «Геометрические преобразования» призван сформировать понятия движения и преобразования подобия, научить приемам построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, находить в окружающем мире движения и преобразования подобия.
Материал, относящийся к содержательной линии «Векторы и координаты на плоскости», в значительной степени носит межпредметный характер, так как применяется в разных разделах математики и при изучении смежных предметов.
Материал линии «Элементы теории множеств и математической логики» изучается при рассмотрении различных вопросов курса и нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «История математики» проходит практически через все темы курса и предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для создания культурно-исторической среды обучения. На изучение этого раздела дополнительно время не выделяется, усвоение его не контролируется, но содержание материала вплетается в основной материал всех разделов курса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа предполагает достижение учащимися 7-9 классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов на базовом уровне. Личностные результаты освоения курса:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, идентификация себя в качестве гражданина России. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2. Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории;
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, способность к нравственному самосовершенствованию. Сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур);
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера; формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала;
7. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Метапредметные результаты включают освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия условием формирования межпредметных понятий, например, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. При изучении учебных предметов учащиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов:
учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой фор мы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Они получат возможность развить способность к нескольким вариантам решений, поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования (ООО) образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД .
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Учащийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предугадывать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; x формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Учащийся должен уметь:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять, находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; x выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства,ресурсы для решения задачи, достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся должен уметь:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменения ситуации для получения запланированных характеристик продукта, результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
проверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Учащийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели на основе оценки своих внутренних и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; x ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД.
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Учащийся будет уметь:
выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; x излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Учащийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и явление;
определять логические связи между предметами и явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и явления;
строить модель, схему на основе условий задачи и способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать, рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки продукта, результата.
3. Смысловое чтение.
Учащийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; - устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста; x критически оценивать содержание и форму текста.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Учащийся должен уметь:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД.
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием, неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Учащийся должен уметь:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные, отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Учащийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе вычисление, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Планируемые предметные результаты освоения курса Программа предполагает достижение выпускниками 7—9 классов предметных результатов на базовом уровне. Учащийся в 7—9 классах научится использовать знания в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7-9 КЛАССАХ
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических задач.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наглядная геометрия.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Геометрические фигуры.
Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Углы с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол, величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трём сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на п равных частей.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Измерение геометрических величин.
Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число я; длина дуги окружности.
Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты.
Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы.
Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Теоретико-множественные понятия.
Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если…, то…, в том и только в том случае, логические связки и, или.
Геометрия в историческом развитии. От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа п. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата.
Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
№ | Основная тема | Содержание обучения | Основная цель | Характеристика курса |
1 | Начальные геометрические сведения.
| Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.. смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые. | Систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах. Ввести понятие равенства фигур. | В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений, учащихся путём обобщения очевидных или известных из курса математики 1 – 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определённое внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий. |
2 | Треугольники. | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
| Ввести понятие теоремы. Выработать умения доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков. Ввести новы класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки. | Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и так же решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач даёт возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников, целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
|
3 | Параллельные прямые. | Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. | Ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых. Дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Ввести аксиому параллельных прямых. | Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырёхугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии. |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам. | Рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. | В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников. Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности, используется в задачах на построение. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи. |
5 | Повторение. Решение задач. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса). |
Тематическим планированием в 7 классе предусмотрено 4 контрольные работы и одна итоговая.
Содержание курса в 8 классе.
№ | Основная тема | Содержание обучения | Основная цель | Характеристика курса |
1 | Четырехуголь-ники. | Многоугольники, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. | Изучить наиболее важные виды четырёхугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию. Дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. | Доказательство большинства теорем данной темы и решение многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральные симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойство геометрических фигур, в частности, четырёхугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе. |
2 | Площадь. | Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. | Расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей. Вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора. | Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорем об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и треугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
|
3 | Подобные треугольники. | Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Ввести понятие подобных треугольников. Рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения. Сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. | Определение подобных треугольников даётся не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Даётся представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
4 | Окружность. | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. | Расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе. Изучить новые факты, связанные с окружностью. Познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника. | В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырёхугольника и свойство углов вписанного четырёхугольника. |
5 | Повторение. Решение задач. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса). |
Тематическим планированием в 8 классе предусмотрено 5 контрольных работ и одна итоговая.
Содержание курса в 9 классе.
№ | Основная тема | Содержание обучения | Основная цель | Характеристика курса. |
1 | Векторы. Метод координат. | Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. | Научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. | Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т.е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применятся к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат средины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым да1тся представление об изучении геометрических фигур с помощью алгебры.
|
2 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. | Развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. | Синус и косинус любого угла от Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач. |
3 | Длина окружности и площадь круга. | Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Дина окружности. Площадь круга. | Расширить знание учащихся о многоугольниках. Рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. | В начале темы даётся определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью. |
4 | Движения. | Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. | Познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношений наложений и движений. | Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения. |
5 | Об аксиомах геометрии | Беседа об аксиомах геометрии. | Дать представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
| В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности, о различных способах введения понятия равенства фигур. |
6 | Начальные сведения из стереометрии. | Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычислений их площадей поверхностей и объёмов. | Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве. Познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел | Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объёмов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью развёрток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования. |
5 | Повторение. Решение задач. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). | ||
Тематическим планированием в 9 классе предусмотрено 3 контрольные работы и одна итоговая.
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КЛАССЕ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во уроков |
1. | Начальные геометрические сведения. | 11 |
| Точки, прямые, отрезки. | 1 |
Перевешивание прямой на местности. | 1 | |
Луч и угол. | 1 | |
Равенство геометрических фигур. | 1 | |
Сравнение отрезков и углов. | 1 | |
Длина Отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. | 1 | |
Градусная мера угла. Измерение углов на местности. | 1 | |
Смежные и вертикальные углы. | 1 | |
Перпендикулярные прямые. | 1 | |
Построение прямых углов на местности. | 1 | |
Контрольная работа №1 по теме: «Начальные геометрические сведения". | 1 | |
2. | Треугольники. | 21 |
| Треугольник. | 1 |
Первый признак равенства треугольников. | 3 | |
Перпендикуляр к прямой. | 2 | |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 2 | |
Свойства равнобедренного треугольника. | 2 | |
Второй признак равенства треугольников. | 3 | |
Третий признак равенства треугольников. | 2 | |
Окружность. | 2 | |
Построение циркулем и линейкой. | 2 | |
Примеры задач на построение. | 1 | |
Контрольная работа №2 по теме : «Треугольники». | 1 | |
3. | Параллельные прямые. | 11 |
| Определение параллельных прямых. | 1 |
Признаки параллельности двух прямых. | 2 | |
Практические способы построения параллельных прямых. | 1 | |
Об аксиомах геометрии. | 2 | |
| Аксиома параллельных прямых. | 2 |
| Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. | 2 |
| Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые». | 1 |
4. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 20 |
| Теорема о сумме углов треугольника. | 3 |
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. | 1 | |
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. | 3 | |
Неравенство треугольника. | 2 | |
Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | 2 | |
Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 3 | |
Уголковый отражатель. | 1 | |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | 2 | |
Построение треугольника по трем элементам. | 2 | |
Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | |
| Повторение. | 4 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
| ИТОГО | 68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во уроков |
1. | Четырехугольники. | 22 |
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. | 1 | |
Четырехугольник. | 1 | |
Параллелограмм. | 1 | |
Признаки параллелограмма. | 3 | |
Трапеция. | 1 | |
Теорема Фалеса. | 3 | |
Задачи на построение. | 1 | |
Прямоугольник. | 1 | |
Ромб и квадрат. | 1 | |
Осевая и центральная симметрия. | 3 | |
Применение свойств прямоугольника, ромба, квадрата при решении задач. | 1 | |
Решение задач по теме «Четырехугольники». | 4 | |
Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники». | 1 | |
2. | Площадь. | 21 |
Площадь многоугольника. | 1 | |
Площадь прямоугольника. | 3 | |
Площадь параллелограмма. | 1 | |
Применение формул площадей параллелограмма при решении задач. | 3 | |
Площадь треугольника. | 1 | |
Применение формул площадей треугольника при решении задач. | 2 | |
Площадь трапеции. | 1 | |
Решение задач по теме «Площадь». | 1 | |
Теорема Пифагора. | 2 | |
Теорема, обратная теореме Пифагора. | 2 | |
Решение задач по теме «Площадь. Теорема Пифагора». | 3 | |
Контрольная работа №2 по теме: «Площадь». | 1 | |
3. | Подобные треугольники. | 28 |
Пропорциональные отрезки. Свойство биссектрисы треугольника. | 1 | |
Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | |
Первый признак подобия треугольников. | 1 | |
Применение первого признака подобия треугольников к решению задач. | 2 | |
Второй признак подобия треугольников. | 1 | |
Применение второго признака подобия треугольников к решению задач. | 1 | |
Третий признак подобия треугольников. | 1 | |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Признаки подобия треугольников». | 3 | |
Контрольная работа №3по теме: «Признаки подобия треугольников». | 1 | |
Средняя линия треугольника. | 1 | |
Решение задач на применение средней линии треугольника. | 3 | |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 | |
Решение задач на нахождение пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике. | 1 | |
Задачи на построение методом подобия. | 1 | |
Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур. | 1 | |
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 3 | |
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 2 | |
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º. | 1 | |
Решение задач по теме «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | 1 | |
Контрольная работа №4 «Применение подобия. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника». | 1 | |
4. | Окружность. | 23 |
| Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 |
Касательная к окружности. | 3 | |
Решение задач по теме «Касательная к окружности». | 1 | |
Градусная мера дуги окружности. | 1 | |
Теорема о вписанном угле. | 2 | |
Свойство отрезков двух пересекающихся хорд. | 1 | |
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 1 | |
Свойство биссектрис треугольника. | 1 | |
Свойство серединных перпендикуляров треугольника. | 2 | |
Свойство высот треугольника. | 1 | |
| Вписанная окружность. | 2 |
| Решение задач на тему «Вписанная окружность». | 1 |
| Описанная окружность. | 3 |
| Решение задач на тему «Описанная окружность». | 2 |
| Контрольная работа №5 по теме: «Окружность». | 1 |
| Повторение. | 7 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
| ИТОГО | 102 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во уроков |
1. | Векторы. | 10 |
Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | |
Откладывание вектора от данной точки. | 1 | |
Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. | 2 | |
Решение задач «Сложение и вычитание векторов». | 2 | |
Произведение вектора на число. | 1 | |
Применение векторов к решению задач. | 1 | |
Средняя линия трапеции. | 1 | |
Контрольная работа №1 по теме: «Векторы». | 1 | |
2. | Метод координат. | 10 |
Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 1 | |
Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 1 | |
Простейшие задачи в координатах. | 1 | |
Решение задач по теме: «Метод координат». | 1 | |
Уравнение окружности. | 1 | |
Уравнение прямой. | 1 | |
Использование уравнений окружности и прямой при решении задач. | 1 | |
Решение задач с использованием метода координат. | 2 | |
Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат» | 1 | |
3. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 14 |
Синус, косинус, тангенс. | 1 | |
Основное тригонометрическое тождество. | 1 | |
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. | 1 | |
Теорема о площади треугольника. | 1 | |
Теорема синусов. | 1 | |
Теорема косинусов. | 1 | |
Решение треугольников. | 1 | |
Измерительные работы. | 1 | |
Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | |
Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | 1 | |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 1 | |
Скалярное произведение векторов и его свойства. | 1 | |
Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | 1 | |
Контрольная работа №3 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника». | 1 | |
4. | Длина окружности и площадь круга. | 11 |
| Правильный многоугольник. | 1 |
Окружность, описанная около правильного многоугольника. | 1 | |
Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | 1 | |
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. | 1 | |
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | 1 | |
Построение правильных многоугольников. | 1 | |
Длина окружности. | 1 | |
Площадь круга Площадь кругового сектора. | 1 | |
Решение задач «Длина окружности. Площадь круга». | 2 | |
Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга». | 1 | |
5. | Движения. | 7 |
| Отображение плоскости на себя. Понятие движения. | 1 |
| Симметрия. | 1 |
| Параллельный перенос. Поворот. | 2 |
| Решение задач по теме: «Движения». | 2 |
| Контрольная работа №5 по теме: «Движения». | 1 |
6. | Начальные сведения из стереометрии. | 4 |
| Предмет стереометрии. Многогранники. | 1 |
| Призма. Параллелепипед. Свойства параллелепипеда. | 1 |
| Тела вращения. Цилиндр. Конус. | 1 |
| Сфера. Шар. | 1 |
| Повторение. | 11 |
| Итоговая контрольная работа | 1 |
| ИТОГО | 68 |
2