СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 10 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 10 класса»

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №21 среднего общего образования

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»



Рассмотрено_______

на заседании МО №1

от «29» августа 2022 г.

Руководитель МО

Е.С.Михайлова


Согласовано___________

от «30» августа 2022г.

зам. директора по УВР

И. А.Белькова

Утверждаю________

«31» августа 2022г.,

Приказ №

директор школы-интерната №21

Н.Г. Воскобойников




Рабочая программа

по геометрии для 10 класса

среднее общее образование

уровень: профильный


на 2022 – 2023 учебный год




Разработала:

Кузнецова Ирина Сергеевна,

учитель математики







2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413);

  • Учебным планом школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» на 2022/2023 уч. год;

  • Положение о рабочей программе в школе-интернате № 21 ОАО «РЖД»;

  • Авторской программы «Геометрия 10-11 классы» авторы: Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, З.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.

Изучение курса геометрии на углубленном уровне ставит своей целью повысить общекультурный уровень человека и завершить формирование относительно целостной системы геометрических знаний как составной части общего среднего образования, совершенствования интеллектуальных и творческих способностей выпускников, развитие исследовательских умений и навыков.

Задачи:

  • овладение системой математических понятий, законов и методов, изучаемых в пределах ООП СОО;

  • становление мотивации к последующему изучению математики, естественных и технических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, для самообразования;

  • осознание и выявление структуры доказательных рассуждений, логического обоснования доказательств; осмысление проблемы соответствия дедуктивных выводов отвлеченных теорий и реальной жизни;

  • овладение основными понятиями, идеями и методами геометрии; способность применять полученные знания для описания и анализа проблем из реальной жизни;

  • готовность к решению широкого класса задач из различных разделов математики и смежных учебных предметов, к поисковой и творческой деятельности, в том числе при решении нестандартных задач;

  • осознание и объяснение роли изученных понятий, законов и методов в описании и исследовании реальных процессов и явлений; понимание основ аксиоматического построения теорий; представление о математическом моделировании и его возможностях;

  • овладение математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и принципами математического доказательства; самостоятельное проведение доказательных рассуждений в ходе решения задач;

  • изображение плоских и пространственных геометрических фигур, их комбинаций; чтение геометрических чертежей; описание и обоснование свойств фигур и отношений между ними;

  • овладение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации хода рассуждения.

Используемый учебно-методический комплект:

  • Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.  Геометрия. 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2015г.;

  • Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2011

Место предмета:

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Некоторые сведения из планиметрии (12 часов)

Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теорема Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.

Основная цель – познакомить обучающихся с теоремами об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной, о свойствах и признаках вписанного и описанного четырехугольника. Формулировать определения эллипса, гиперболы и параболы, выводить их канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке.

  1. Введение (3 часа)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.

  1. Параллельность прямых и плоскостей (16 часов)

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

  1. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.

  1. Многогранники (14 часов)

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

  1. Повторение пройденного (6 часов)


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения курса геометрии в 10 классе


Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС:

личностные:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общественных проблем;

метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и эстетических норм, норм информационной безопасности;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения;

предметные:

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте геометрии в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

  • сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

  • сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;

  • сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса геометрии; знания основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;

  • сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

  • владение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

  • владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.

В результате изучения геометрии

 Учащийся научится:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Учащийся получит возможность:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.













Тематическое планирование

по геометрии в 10 классе

Количество часов по учебному плану – 68 часов; в неделю 2 часа, из них

I четверть – 17 часов

II четверть – 14 часов

III четверть – 19 часов

IV четверть – 18 часов

Плановых контрольных работ 4.




Планирование составлено на основе программы Геометрия, 10. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. // Сборник рабочих программ. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014.


Учебник Геометрия 10-11 / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцева, З.Г. Позняка и Л.С.Киселева. – М.: Просвещение, 2016 год.




урока

Наименование

раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Предметное содержание

1

Некоторые сведения из планиметрии (12ч)

Угол между касательной и хордой

1

Теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной; формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки; свойства и признаки вписанного и описанного четырёхугольников;

2


Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью

1

3


Углы с вершинами внутри и вне круга

1

4


Вписанный и описанный четырехугольник

1

5


Теорема о медиане

1

Формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, а также различные формулы площади треугольника

6


Теорема о биссектрисе треугольника

1

7


Формулы площади треугольника

1

8


Формулы площади треугольника

1

9


Теорема Менелая

1

Теоремы Менелая и Чевы

10


Теорема Чевы

1

11


Эллипс, гипербола и парабола

1

Определения эллипса, гиперболы и параболы, их изображения и канонические уравнения

12


Эллипс, гипербола и парабола

1

13

Введение (3ч)

Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии

1

Стереометрия как раздел геометрии. Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии. Следствия из аксиом

14


Аксиомы стереометрии

1

15


Следствия из аксиом

1

16

I. Параллельность прямых и плоскостей (16ч)

Параллельные прямые в пространстве

1

Взаимное расположение прямых в пространстве. Определение и свойства параллельных прямых. Определение и признак параллельности прямой и плоскости. Определение и признак скрещивающихся прямых. Угол с сонаправленными сторонами и их свойство. Угол между пересекающимися и скрещивающимися прямыми

17


Параллельность трех прямых

1

18


Параллельность прямой и плоскости

1

19


Параллельность прямой и плоскости

1

20


Скрещивающиеся прямые

1

21


Углы с сонаправленными сторонами

1

22


Угол между двумя прямыми

1

23


Решение задач

Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямой и плоскости»

25 мин

20 мин

24


Параллельные плоскости

1

Определение, признак и свойства параллельных плоскостей. Тетраэдр, параллелепипед (вершины, ребра, грани), их изображения. Свойства параллелепипеда. Сечения тетраэдра и параллелепипеда.

25


Свойства параллельных плоскостей

1

26


Тетраэдр

1

27


Параллелепипед

1

28


Построение сечений

1

29


Построение сечений

1

30


Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1


31


Зачет №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

1


32

II. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч)

Перпендикулярные прямые в пространстве

1

Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

33


Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

34


Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

35


Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

36


Решение задач

1

37


Расстояние от точки до плоскости.

1

Перпендикуляр и наклонная к плоскости, проекция наклонной; расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; теорема о трёх перпендикулярах; ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость; угол между прямой и плоскостью

38


Теорема о трех перпендикулярах

1

39


Теорема о трех перпендикулярах

1

40


Угол между прямой и плоскостью

1

41


Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

1

42


Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

1

43


Двугранный угол

1

Двугранный угол, линейный угол двугранного угла; угол между пересекающимися плоскостями; определение и признак перпендикулярных плоскостей, прямоугольный параллелепипед и его свойства; многогранный (в частности, трёхгранный) угол и его элементы, свойство выпуклого многогранного угла

44


Признак перпендикулярности плоскостей

1

45


Прямоугольный параллелепипед

1

46


Решение задач

1

47


Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность в пространстве»

1

48


Зачет №2 по теме «Перпендикулярность в пространстве»

1

49

Многогранники (14ч)

Понятие многогранника. Теорема Эйлера

1

Многогранник и его элементы, выпуклый многогранник и его свойство (теорема Эйлера). Призма, пирамида (их элементы, виды, изображение, построение сечений). Площади полной (боковой) поверхности призмы, пирамиды, усеченной пирамиды.

50


Призма. Прямая и правильные призмы

1

51


Призма, площадь боковой поверхности

1

52


Пирамида. Правильная пирамида

1

53


Пирамида, площадь боковой поверхности

1

54


Усеченная пирамида

1

55


Решение задач

1

56


Симметрия в пространстве.

1

Точки симметричные относительно точки (прямой, плоскости), центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, примеры фигур, обладающих элементами симметрии. Правильный многогранник, виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают

57


Понятие правильного многогранника

1

58


Элементы симметрии правильных многогранников

1

59


Решение задач по теме «Многогранники»

1

60


Решение задач по теме «Многогранники»

1

61


Контрольная работа №4 по теме «Многогранники»

1

62


Зачет №3 по теме «Многогранники»

1

63

Повторение (6ч)

Аксиомы стереометрии и следствия из них. Решение задач

1


64


Параллельность прямых и плоскостей. Решение задач

1


65


Перпендикулярность прямых и плоскостей. Решение задач

1


66


Многогранники. Решение задач

1


67


Решение заданий ЕГЭ

1



68


Решение заданий ЕГЭ

1