Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №21 среднего общего образования
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Рассмотрено_______ на заседании МО №1 от «29» августа 2022 г. Руководитель МО Е.С.Михайлова | Согласовано___________ от «30» августа 2022г. зам. директора по УВР И. А.Белькова | Утверждаю________ «31» августа 2022г., Приказ № директор школы-интерната №21 Н.Г. Воскобойников |
Рабочая программа
по геометрии для 10 класса
среднее общее образование
уровень: профильный
на 2022 – 2023 учебный год
Разработала:
Кузнецова Ирина Сергеевна,
учитель математики
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. № 413);
Учебным планом школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» на 2022/2023 уч. год;
Положение о рабочей программе в школе-интернате № 21 ОАО «РЖД»;
Авторской программы «Геометрия 10-11 классы» авторы: Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, З.Г. Позняка и Л.С. Киселевой.
Изучение курса геометрии на углубленном уровне ставит своей целью повысить общекультурный уровень человека и завершить формирование относительно целостной системы геометрических знаний как составной части общего среднего образования, совершенствования интеллектуальных и творческих способностей выпускников, развитие исследовательских умений и навыков.
Задачи:
овладение системой математических понятий, законов и методов, изучаемых в пределах ООП СОО;
становление мотивации к последующему изучению математики, естественных и технических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, для самообразования;
осознание и выявление структуры доказательных рассуждений, логического обоснования доказательств; осмысление проблемы соответствия дедуктивных выводов отвлеченных теорий и реальной жизни;
овладение основными понятиями, идеями и методами геометрии; способность применять полученные знания для описания и анализа проблем из реальной жизни;
готовность к решению широкого класса задач из различных разделов математики и смежных учебных предметов, к поисковой и творческой деятельности, в том числе при решении нестандартных задач;
осознание и объяснение роли изученных понятий, законов и методов в описании и исследовании реальных процессов и явлений; понимание основ аксиоматического построения теорий; представление о математическом моделировании и его возможностях;
овладение математической терминологией и символикой, начальными понятиями логики и принципами математического доказательства; самостоятельное проведение доказательных рассуждений в ходе решения задач;
изображение плоских и пространственных геометрических фигур, их комбинаций; чтение геометрических чертежей; описание и обоснование свойств фигур и отношений между ними;
овладение навыками использования компьютерных программ при решении математических задач, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации хода рассуждения.
Используемый учебно-методический комплект:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Геометрия. 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2015г.;
Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профильный уровни. – М.: Просвещение, 2011
Место предмета:
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Некоторые сведения из планиметрии (12 часов)
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Решение треугольников. Теорема Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола.
Основная цель – познакомить обучающихся с теоремами об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной, о свойствах и признаках вписанного и описанного четырехугольника. Формулировать определения эллипса, гиперболы и параболы, выводить их канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке.
Введение (3 часа)
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Параллельность прямых и плоскостей (16 часов)
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве, прямой и плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов)
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трехгранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей.
Многогранники (14 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
Повторение пройденного (6 часов)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения курса геометрии в 10 классе
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС:
личностные:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможность реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общественных проблем;
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и эстетических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания новых познавательных задач и средств их достижения;
предметные:
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте геометрии в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;
сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса геометрии; знания основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;
сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
владение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием.
В результате изучения геометрии
Учащийся научится:
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники, выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Учащийся получит возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Тематическое планирование
по геометрии в 10 классе
Количество часов по учебному плану – 68 часов; в неделю 2 часа, из них
I четверть – 17 часов
II четверть – 14 часов
III четверть – 19 часов
IV четверть – 18 часов
Плановых контрольных работ 4.
Планирование составлено на основе программы Геометрия, 10. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. // Сборник рабочих программ. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразов. организаций / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014.
Учебник Геометрия 10-11 / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцева, З.Г. Позняка и Л.С.Киселева. – М.: Просвещение, 2016 год.
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Предметное содержание |
1 | Некоторые сведения из планиметрии (12ч) | Угол между касательной и хордой | 1 | Теоремы об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной; формулы для вычисления углов между двумя пересекающимися хордами, между двумя секущими, проведёнными из одной точки; свойства и признаки вписанного и описанного четырёхугольников; |
2 | | Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью | 1 |
3 | | Углы с вершинами внутри и вне круга | 1 |
4 | | Вписанный и описанный четырехугольник | 1 |
5 | | Теорема о медиане | 1 | Формулы, выражающие медиану и биссектрису треугольника через его стороны, а также различные формулы площади треугольника |
6 | | Теорема о биссектрисе треугольника | 1 |
7 | | Формулы площади треугольника | 1 |
8 | | Формулы площади треугольника | 1 |
9 | | Теорема Менелая | 1 | Теоремы Менелая и Чевы |
10 | | Теорема Чевы | 1 |
11 | | Эллипс, гипербола и парабола | 1 | Определения эллипса, гиперболы и параболы, их изображения и канонические уравнения |
12 | | Эллипс, гипербола и парабола | 1 |
13 | Введение (3ч) | Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии | 1 | Стереометрия как раздел геометрии. Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость, пространство. Понятие об аксиоматическом построении стереометрии. Следствия из аксиом |
14 | | Аксиомы стереометрии | 1 |
15 | | Следствия из аксиом | 1 |
16 | I. Параллельность прямых и плоскостей (16ч) | Параллельные прямые в пространстве | 1 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Определение и свойства параллельных прямых. Определение и признак параллельности прямой и плоскости. Определение и признак скрещивающихся прямых. Угол с сонаправленными сторонами и их свойство. Угол между пересекающимися и скрещивающимися прямыми |
17 | | Параллельность трех прямых | 1 |
18 | | Параллельность прямой и плоскости | 1 |
19 | | Параллельность прямой и плоскости | 1 |
20 | | Скрещивающиеся прямые | 1 |
21 | | Углы с сонаправленными сторонами | 1 |
22 | | Угол между двумя прямыми | 1 |
23 | | Решение задач Контрольная работа №1 по теме «Параллельность прямой и плоскости» | 25 мин 20 мин |
24 | | Параллельные плоскости | 1 | Определение, признак и свойства параллельных плоскостей. Тетраэдр, параллелепипед (вершины, ребра, грани), их изображения. Свойства параллелепипеда. Сечения тетраэдра и параллелепипеда. |
25 | | Свойства параллельных плоскостей | 1 |
26 | | Тетраэдр | 1 |
27 | | Параллелепипед | 1 |
28 | | Построение сечений | 1 |
29 | | Построение сечений | 1 |
30 | | Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | |
31 | | Зачет №1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей» | 1 | |
32 | II. Перпендикулярность прямых и плоскостей (17ч) | Перпендикулярные прямые в пространстве | 1 | Перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. |
33 | | Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости | 1 |
34 | | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | 1 |
35 | | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 |
36 | | Решение задач | 1 |
37 | | Расстояние от точки до плоскости. | 1 | Перпендикуляр и наклонная к плоскости, проекция наклонной; расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми; теорема о трёх перпендикулярах; ортогональная проекция точки (фигуры) на плоскость; угол между прямой и плоскостью |
38 | | Теорема о трех перпендикулярах | 1 |
39 | | Теорема о трех перпендикулярах | 1 |
40 | | Угол между прямой и плоскостью | 1 |
41 | | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости | 1 |
42 | | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости | 1 |
43 | | Двугранный угол | 1 | Двугранный угол, линейный угол двугранного угла; угол между пересекающимися плоскостями; определение и признак перпендикулярных плоскостей, прямоугольный параллелепипед и его свойства; многогранный (в частности, трёхгранный) угол и его элементы, свойство выпуклого многогранного угла |
44 | | Признак перпендикулярности плоскостей | 1 |
45 | | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
46 | | Решение задач | 1 |
47 | | Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность в пространстве» | 1 |
48 | | Зачет №2 по теме «Перпендикулярность в пространстве» | 1 |
49 | Многогранники (14ч) | Понятие многогранника. Теорема Эйлера | 1 | Многогранник и его элементы, выпуклый многогранник и его свойство (теорема Эйлера). Призма, пирамида (их элементы, виды, изображение, построение сечений). Площади полной (боковой) поверхности призмы, пирамиды, усеченной пирамиды. |
50 | | Призма. Прямая и правильные призмы | 1 |
51 | | Призма, площадь боковой поверхности | 1 |
52 | | Пирамида. Правильная пирамида | 1 |
53 | | Пирамида, площадь боковой поверхности | 1 |
54 | | Усеченная пирамида | 1 |
55 | | Решение задач | 1 |
56 | | Симметрия в пространстве. | 1 | Точки симметричные относительно точки (прямой, плоскости), центр (ось, плоскость) симметрии фигуры, примеры фигур, обладающих элементами симметрии. Правильный многогранник, виды правильных многогранников и какими элементами симметрии они обладают |
57 | | Понятие правильного многогранника | 1 |
58 | | Элементы симметрии правильных многогранников | 1 |
59 | | Решение задач по теме «Многогранники» | 1 |
60 | | Решение задач по теме «Многогранники» | 1 |
61 | | Контрольная работа №4 по теме «Многогранники» | 1 |
62 | | Зачет №3 по теме «Многогранники» | 1 |
63 | Повторение (6ч) | Аксиомы стереометрии и следствия из них. Решение задач | 1 | |
64 | | Параллельность прямых и плоскостей. Решение задач | 1 | |
65 | | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Решение задач | 1 | |
66 | | Многогранники. Решение задач | 1 | |
67 | | Решение заданий ЕГЭ | 1 | |