«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» _______/Титова Л.П./ Протокол №____от «_____» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» _________/Волкова И.Л./ «_____» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» ________/Забирова Д.М./ Приказ № ____ от «____» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии для 7 класса
Титовой Лилии Павловны,
учителя математики и информатики
1 квалификационной категории
МБОУ «Верхнеуратьминская ООШ» НМР РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» августа 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
с. Верхняя Уратьма
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализации программы способствует достижению следующих результатов:
- в сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы следующие качества:
- ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- в сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют следующими типами учебных действий:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научаться:
осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
сформируют и разовьют учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
овладеют первоначальными представлениями об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научаться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
слушать партнера;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметными результатами изучения учебного предмета являются следующие умения:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
измерять длины отрезков, величины углов;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Обучающийся научится:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длин отрезков и градусной меры угла;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;
объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, формулировать определение угла, распознавать стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;
определять равенство геометрических фигур, сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
различать смежные и вертикальные углы; применять свойства смежных и вертикальных углов; строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы;
объяснить, какая фигура называется треугольником и называть его элементы; находить периметр треугольника, распознавать равные треугольники, используя формулировки и доказательства признаков равенства треугольников;
формулировать определения и строить перпендикуляр, проведённый из точки к данной прямой, медиану, биссектрису, высоту треугольника; распознавать равнобедренные и равносторонние треугольник; теоремы о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;
формулировать определение окружности, объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;
формулировать определение параллельных прямых, называть углы, образующиеся при пересечении двух прямых секущей, формулировать признаки параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
формулировать аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;
доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; определять какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;
доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;
формулировать определение наклонной, перпендикуляра, проведённых из данной точки к данной прямой;
строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.
Обучающийся получит возможность:
использовать метод от противного для решения задач на доказательство;
решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки: проводить анализ, построение, доказательство, исследование;
исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
Содержание
Геометрические фигуры
Фигуры в геометрии и в окружающем мире
Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».
Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.
Многоугольники
Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.
Отношения
Равенство фигур
Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.
Параллельность прямых
Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида.
Перпендикулярные прямые
Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.
Измерения и вычисления
Величины
Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.
Измерения и вычисления
Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей.
Расстояния
Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.
Геометрические построения
Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.
Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,
Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.
Деление отрезка в данном отношении.
Элементы логики
Определение. Утверждения. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
История математики
От земледелия к геометрии. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 7 класс, 2 ч в неделю, всего 70 ч.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Начальные геометрические сведения | 11 | | |
1 | От землемерия к геометрии. Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура. Точка, линия, прямая, плоскость, отрезок, ломанная. | 1 | | |
2 | Луч, угол, виды углов. Прямой угол. Геометрия и искусство. | 1 | | |
3 | Понятие величины. Длина. Сравнение отрезков и углов | 1 | | |
4 | Измерение длины. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины | 1 | | |
5 | Длина отрезка, длина ломаной, периметр многоугольника. Инструменты для измерения и построения; длин (расстояний), площадей. | 1 | | |
6 | Виды углов. Величина угла. Градусная мера угла. Инструменты для измерения и построения; измерение и вычисление углов. | 1 | | |
7 | Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла и ее свойства. | 1 | | |
8 | Перпендикулярные и пересекающиеся прямые. | 1 | | |
9 | Перпендикулярные прямые. Изображение геометрических фигур. | 1 | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме " Начальные геометрические сведения " | 1 | | |
11 | Работа над ошибками | 1 | | |
2 | Треугольники | 18 | | |
12 | Многоугольники. Треугольники. Виды треугольников | 1 | | |
13 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | |
14 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | | |
15 | Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника | 1 | | |
16 | Равнобедренный треугольник, его свойства Равносторонний треугольник. | 1 | | |
17 | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | | |
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | |
19 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 | | |
20 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | |
21 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | |
22 | Окружность и круг. Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур. Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. | 1 | | |
23 | Примеры задач на построение. Деление отрезка пополам. Деление отрезка в данном отношении. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение угла равного данному. | 1 | | |
24 | Решение задач на построение. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой. | 1 | | |
25 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 | | |
26 | Признаки равенства треугольников. | 1 | | |
27 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
28 | Контрольная работа №2 по теме " Треугольники " | 1 | | |
29 | Работа над ошибками | 1 | | |
3 | Параллельные прямые | 13 | | |
30 | Взаимное расположение прямых. Параллельные и перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. | 1 | | |
31 | Признаки параллельных прямых. | 1 | | |
32 | Практические способы построения параллельных прямых. | 1 | | |
33 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». | 1 | | |
34 | Аксиома параллельности Евклида. «Начала «Евклида», Л.Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата. | 1 | | |
35 | Свойства параллельных прямых | 1 | | |
36 | Применение свойств параллельных прямых в задачах | 1 | | |
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 | | |
38 | Задачи на параллельные прямые | 1 | | |
39 | Свойства и признаки перпендикулярности | 1 | | |
40 | Подготовка к контрольной работе | 1 | | |
41 | Контрольная работа №3 по теме " Параллельные прямые " | 1 | | |
42 | Работа над ошибками | 1 | | |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 20 | | |
43 | Сумма углов треугольника. | 1 | | |
44 | Решение задач по сумме углов треугольника. Внешние углы треугольника. | 1 | | |
45 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 | | |
46 | Решение задач на соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | | |
47 | Неравенство треугольника. | 1 | | |
48 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
49 | Контрольная работа №4 по теме " Соотношения между сторонами и углами треугольника. " | 1 | | |
50 | Работа над ошибками | 1 | | |
51 | Прямоугольные, остроугольный, тупоугольный треугольники. и некоторые его свойства. | 1 | | |
52 | Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника | 1 | | |
53 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | 1 | | |
54 | Решение задач на прямоугольные треугольники. | 1 | | |
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. | 1 | | |
56 | Построение треугольника по трем сторонам. | 1 | | |
57 | Построение треугольника по двум сторонам углу между ними, стороне и двум углам, прилежащим к ней углам. | 1 | | |
58 | Практические задания на построение треугольника по трем элементам. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. | 1 | | |
59 | Решение задач на построение. Геометрическое место точек, серединный перпендикуляр. Расстояние между фигурами. | 1 | | |
60 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | |
61 | Контрольная работа №5 по теме " Прямоугольные треугольники. " | 1 | | |
62 | Работа над ошибками | 1 | | |
5 | Итоговое повторение. | 8 | | |
63 | Повторение. Начальные геометрические сведения. Фалес, Архимед. | 1 | | |
64 | Повторение. Признаки. равенства треугольников. | 1 | | |
65 | Повторение. Параллельные прямые. | 1 | | |
66 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | | |
67 | Повторение. Прямоугольные треугольники. | 1 | | |
68 | Повторение. Окружность. | 1 | | |
69 | Задачи на построение. Построение правильных многоугольников. Платон и Аристотель. Геометрические закономерности окружающего мира. | 1 | | |
70 | Итоговый урок. Обобщение. | 1 | | |
7