СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 9 класса

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малинская средняя общеобразовательная школа

имени П. М. Овсянкина»

городского округа Ступино

Московской области



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

гуманитарного цикла

_________/ /

Протокол №________

от «____»_______2021г.


СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР

_____/ /

«____»_________2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Малинская СОШ»

____________С.В.Ильина

Приказ №_____________

от «____»_________2021г.







Рабочая программа

по математике (геометрии)

9 «В» класс

2021-2022учебный год





Составитель: Макарова Наталья Сергеевна

учитель математики

первой категории

















2021 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Математика (геометрия)» для обучающихся 9 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Овсянкина» городского округа Ступино Московской области разработана на основе:


  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования».

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»

  4. Авторской программы по геометрии Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. М. : Просвещение. 2013 ,к учебнику Геометрия для 7—9 кл. / Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.— М.: Просвещение, 2008.

  5. Учебного плана МБОУ «Малинская СОШ» на 2021/2022 учебный год.


Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Малинская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Овсянкина» на 2021/2022 учебный год на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.


Содержание учебного предмета


Повторение.



Глава 9. Векторы.


Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Операции над векторами: умножение на число, сложение, вычитание, умножение вектора на число. Законы сложения векторов. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.


Глава 10. Метод координат.


Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности, уравнение прямой. Составление уравнения окружности и прямой.


Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.


Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу.. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов и теорема косинусов. Решение треугольников Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения. Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга.


Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора, сегмента.

Глава 13. Движения.


Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос.

Поворот.


Глава 14.Начальные сведения из стереометрии


Многогранники. Тела и поверхности вращения.


Повторение. Решение задач.



Планируемые результаты


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

  1. В направлении личностного развития:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  1. В метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и

критериев, установления родовидовых связей;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  1. В предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

  • умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  • овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных

материалов, калькулятора, компьютера.


Ученик научится :

    • работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи,

    • применяя математическую терминологию и символику;

    • использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

    • измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

    • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах ;

    • пользоваться изученными геометрическими формулами;

    • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

    • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношения между ними и применяя изученные виды доказательств


Ученик получит возможность научиться:

    • овладеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);

    • овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

    • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

    • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

    • основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.



Тематическое планирование



п/п

Тема

Количество часов

Кол-во к/р по

плану

1

Повторение курса 8 класса

2 ч.

-

2

Векторы

12 ч.

1

3

Метод координат

10 ч.

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение

векторов.

14 ч.

1

5

Длина окружности и площадь круга.

11 ч.

1

6

Движения.

8 ч

1

7

Начальные сведения из стереометрии

4

-

8

Повторение

5 ч.

-

ИТОГО:

66 ч

5

Календарно тематическое планирование



№ урока


Содержание учебного материала. Название темы

Кол- во ча-

сов

дата


план

факт

1-2

Вводное повторение

2 ч



Глава 9. Векторы. 12ч

3

Понятие вектора. Равенство векторов

1



4

Откладывание вектора от данной точки

1



5

Сумма двух векторов. Законы сложения.

1



6

Сумма нескольких векторов.

1



7

Вычитание векторов.

1



8

Решение задач по теме «Сложение и

вычитание векторов»

1



9-10

Умножение вектора на число

2



11

Применение векторов к решению задач

1



12

Средняя линия трапеции

1



13

Решение задач по теме «Векторы»

1



14

Контрольная работа 1 «Векторы»

1



Глава 10. Метод координат. 10 ч

15

Анализ контрольной работы. Разложение

вектора по двум неколлинеарным векторам.

1



16

Координаты вектора

1



17-18

Простейшие задачи в координатах.

2



19

Применение метода координат к решению

задач

1



20

Уравнение окружности

1



21

Уравнение прямой

1



22-23

Уравнение окружности и прямой. Решение

задач

2



24

Контрольная работа Метод

координат»

1



Глава 11.Соотношения между сторонами и углами треугольника. 14 ч

25-26

Анализ контрольной работы Синус, косинус,

тангенс угла.

2



27

Формулы для вычисления координат точки

1



28

Теорема о площади треугольника

1



29-30

Теорема синусов и теорема косинусов

2



31-32

Решение треугольников

2



33

Измерительные работы на местности

1



34

Угол между векторами Скалярное

произведение векторов

1



35

Скалярное произведение в координатах.

Свойства скалярного произведения

1



36

Применение скалярного произведения

векторов при решении задач

1



37

Решение задач по теме

1



38

Контрольная работа №2 «Соотношения

между сторонами и углами треугольника»

1



Длина окружности, площадь круга. 11 ч

39

Анализ контрольной работы. Правильный

многоугольник

1



40

Окружность, описанная около правильного

многоугольника и вписанная в него

1



41

Формулы для вычисления площади

правильного многоугольника, его стороны, радиуса вписанной окружности

1



42

Решение задач

1



43-44

Длина окружности и дуги окружности

2



45-46

Площадь круга, сектора. Сегмента

2



47-48

Решение задач

2



49

Контрольная работа 4 «Длина

окружности, площадь круга»

1



Глава 13. Движения. 8 ч

50

Анализ контрольной работы. Работа над

ошибками. Понятие движения

1



51

Свойства движения

1



52

Решение задач на центральную и осевую

симметрию

1



53

Параллельный перенос

1



54

Поворот

1



55-56

Решение задач

2



57

Контрольная работа 4 «Движения»

1



Начальные сведения из стереометрии

58

Анализ контрольной работы. Многогранники. Предмет стереометрии.

Призма. Параллелепипед.

1



59

Объем тела. Свойство прямоугольного

параллелепипеда.

1



60

Тела и поверхности вращения.

Цилиндр.

1



61

Конус. Сфера и шар.

1



Итоговое повторение 5ч

62

Площадь треугольника. Признаки равенства

и подобия треугольников.

1



63-64

Площадь прямоугольника, ромба,

параллелограмма и трапеции

2



65

Средняя линия треугольника и трапеции

1



66

Центральные и вписанные в окружность

углы

1






Учебно-методическое обеспечение



  1. Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев Геометрия 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2017.

  2. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. Геометрия 9 класс. Поурочные планы по учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова и др. - М.: Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Е.М. Рабинович. Геометрия 7 – 9. Задачи и упражнения на готовых чертежах. - М.: Илекса, Харьков. – М.: Просвещение, 2009.