СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.    Пояснительная записка Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе  примерной программы по учебным предметам.  Математика. 5–9 классы: проект.- 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.-64 с. - (Стандарты второго поколения).  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2015. – с. 19-21).   В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2018-2019 учебный год.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс»

муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа

имени Анатолия Вениаминовича Калинина





«Утверждаю»

Директор МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Приказ от___________20__ №___

________________ Сычева Н.В.







Рабочая программа

по геометрии



Уровень образования основное общее 8 класс

Количество часов 70

Учитель Захаренко Наталья Анатольевна



Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам. Математика. 5–9 классы: проект.- 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.-64 с. - (Стандарты второго поколения).





2018-2019 учебный год

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 8 класса составлена на основе примерной программы по учебным предметам. Математика. 5–9 классы: проект.- 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.-64 с. - (Стандарты второго поколения). к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2015. – с. 19-21).

В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на 2018-2019 учебный год.

Цели и задачи обучения.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. В направлении личностного развития:

  • Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.

  • Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.

  • Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения.

  • Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

  1. В метапредметном направлении:

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества.

  • Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.

  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

  1. В предметном направлении:

  • Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

  • Создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.

В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:

  • Изучение наиболее важных видов четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию, дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

  • Расширение и углубление полученных в 5 – 6 классах представлений учащихся об измерении и вычислении площадей, выведение формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказательство одной из главных теорем геометрии – теоремы Пифагора.

  • Введение понятия подобных треугольников; рассмотрение признаков подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

  • Расширение сведений об окружности, полученных учащимися в 7 классе; изучение новых фактов, связанных с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

  • Совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач.

В связи с тем, что уроки выпадают на праздничные дни: , программу по геометрии в 8 классе выдам не за часов, а за часов.

  1. Общая характеристика учебного предмета



Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.

3.Место учебного предмета геометрия в учебном плане

Предмет, курс, дисциплина (модуль)

Учебный план

Количество

Часов в год

Количество часов в неделю

Класс

Инвариантная часть

Вариативная часть

геометрия

2


70

2

8


Тематическое планирование

Модуль (глава)

всего часов в рабочей программе

сроки

Контрольные работы, дата

1.

Четырёхугольники

14

часов


Контрольная работа №1 "Четырехугольники"

2.

Площадь

14

часов


Контрольная работа №2 по теме «Площадь»


3.

Подобные треугольники

14

часов



Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники»

4

Окружность

16

часов



Контрольная работа №5 по теме «Окружность»



5

Повторение. Решение задач.

6

часов



4.

Итого :

70






















4.Содержание учебного предмета

1. Четырехугольники 14

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Основные цели:

изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

  • формирование представлений –очетырехугольниках, об основных плоских геометрических фигур и их свойствах;

  • формирование способности – выявлять выпуклые и невыпуклые многоугольники, виды четырех угольников;

  • овладение методами – доказательства, решения задач;

  • овладение способами- изображения четырехугольников.

2. Площадь 14

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основные цели:расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.

  • формирование представлений – о площади;

  • формирование способности – алгоритма вычисления площади треугольника и четырехугольника;

  • овладение методами-вычисления площади треугольника и четырехугольника;

  • овладение способами - измерения и вычисления площади треугольника и четырехугольника.

3. Подобные треугольники 14

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Основные цели: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

  • формирование представлений о – о подобии фигур, треугольников;

  • формирование способности – вычисления площадь подобных фигур;

  • овладение методами–доказательства, утверждения и решения задач;

  • овладение способами – вычисления элементов прямоугольного треугольника.

  • 4. Окружность 16

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника.

Вписанная и описанная окружности.

Основные цели: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

  • формирование представлений о – вписанных и центральных углах, о вписанных и описанных треугольниках и четырехугольниках;

  • формирование способности – определения взаимного положения прямой и окружности, угла и окружности;

  • овладение методами-вычисления углов вписанных в окружность; - овладение способами–применения свойств вписанных углов.

Повторение 6 Основные цели:Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

  • формирование представлений о - четырех угольниках, вписанных и описанных фигурах;

  • формирование способности- определять виды четырехугольников, виды углов;

  • овладение методами – вычисления площади четырехугольника, треугольника, синуса, косинуса и тангенса прямоугольного треугольника;

  • овладение способами – применения теоремы Пифагора, о замечательных точках треугольника.
















































5. Календарно -тематическое планирование 8 класс геометрия

Тема урока

Колво часов

Тип урока

Основные элементы содержания

Вид контроля

Планируемые результаты освоения программы (УУД)

Оборудование урока

Д/З

дата

план/

факт

ГЛАВА I. Четырехугольники. 14 Основная цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

1-2

Многоугольники.

2

КУ УОНМ

элементы выпуклого многоугольника, сумма углов выпуклого многоугольника

ФО

ИРК

-строить выпуклый многоугольник; - применять формулу суммы углов выпуклого многоугольника

конспект видео

УС

Flash [G79_05-01-

039] презентация

п.39,

№364,

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

1

КУ

четырехугольник, параллелограмм, свойства параллелограмма

ФО

ИРК

-доказывать свойства параллелограмма; -решать задачи

Конспект видео

УС презентация

MATHEM4.1.2.2.1I

п.40,

365(б,г

4

Признаки параллелограмма.

1

КУ

УПИМ

свойства признаки параллелограмма

ФО

ИРК

доказывать признаки параллелограмма; -решать задачи

Конспект видео

УС

OMSMATHEM4.1.

2.3.1I

п41 369

5-6

Решение задачи на тему: «Параллелограмм».

2

УПИМ

свойства параллелограмма, признаки параллелограмма

ФО

ИРК

-доказывать свойства и

признаки параллелограмма; решать задачи.

Конспект OMS

G08_011_p01

Flash презентация, видео УС

п.42,

376№3

72

7

Теорема Фалеса.

1

УПИМ

Теорема Фалеса. Деление отрезков на равные части.

ИРК ПР

-решать задачи -делить отрезки на равные части.

Конспект Flash G79_05-02-0440385 презентация

п.43, 375-

382

8-9

Трапеция.

2

КУ УЗИМ

элементы трапеции, равнобедренная и прямоугольная

ФО

ИРК

-решать задачи на доказательство

Конспект OMS

G08_012_p02Flash

[G79_05-02-044]

п.44, 390,

№392

10

Прямоугольник.

1

КУ


ФО

ИРК

-доказывать теоремы и свойства

прямоугольника; -решать

Конспект видео УС презентация Flash [G79_05-03-

п.45, 400

401(а)






прямоугольника ромб, квадрат, свойство ромба и квадрата


задачи

045]



11

Ромб и квадрат.

1

КУ УОНМ

ФО

ИРК

-доказывать свойства ромба и квадрата;

Flash [G79_05-03-

046]

OMSG08_013_p03

п.46,

405-408

12

Осевая и центральная симметрии.

1

КУ

ось симметрии, центр симметрии

ФО

ИРК


G08_014_p01

Flash [G89D_8-0104-10

п.47, №419,

423

13

Решение задач.

1

УПИМ

параллелограмм, ромб, квадрат прямоугольник

СР Т

Конспект, видео

УС презентация,

8_1_GI

A2013

14

Контрольная работа №1 Четырехугольники

1

УКИМ

Проверка изученного материала

КР

применение изученного материала

тренажер

Глава ΙΙ. Площадь (14 ч) Основная цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

15

Площадь многоугольника.

1

КУ

УОНМ

единицы измерения площадей, основные свойства площадей

ФО

ИРК

-решать задачи на свойства площадей

Конспект УС

Flash [G79_06-

01-050]видео

п.48-50,

№447-

453

16

Площадь прямоугольника

1

КУ

УПИМ

площадь прямоугольника

МД

ИРК

решать задачи

Flash G79_06-

01050]_[PS_043]

П.49,

50, 456

17-

18

Площадь параллелограмма.

2

КУ

УПИМ

параллелограмм, площадь параллелограмма

ФО

ИРК

МД

- выводить и применять формулу площади параллелограмма

Flash G79_0602051 [ML_011]

G08_021_p01

п.51, 465.459

464(а),

19-

20

Площадь треугольника.

2

КУ УПИМ

площадь треугольника, соотношение площадей

ФО

ИРК

- выводить и применять формулу площади треугольника

КонспектFlash

[G79_06-02052]_[ML_012]

OMS80-IC

п.52,

№468(а,

б), 471, 474, 476

21-

22

Площадь трапеции.

2

КУ УЗИМ

трапеция, высота трапеции, площадь

ФО

ИРК

- вычислять площадь трапеции

Конспект видео презентация Flash G79_062053

п.53, №480,

518

23-

25

Теорема Пифагора.

3

КУ

УОНМ

УПИМ

прямоугольный треугольник, теорема Пифагора

ФО

ИРК

СР

-доказывать теорему Пифагора; -решать задачи на нахождение гипотенузы

Flash [G79_06-

03-054]

OMSG08_031_i0

1 видео

п.54,

55, 484,

486,

488.495,


26-

27

Решение задач.

2

КУ УПИМ

площадь параллелограмма, треугольника, теорема Пифагора

ФО

ИРК

-находить площадь параллелограмма, треугольника, теорему Пифагора

Конспект Flash Т презентация, видео

№479,

515,

502,

517, 514

28

Контрольная работа №2. Площадь

1

УКИМ

Проверка изученного материала

КР

Применять изученный материал

Flash тест

Глава ΙΙI Подобные треугольники 20Основная цель – ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

29-

30

Определение подобных треугольников.

2

КУ

УОНМ

пропорциональные отрезки, подобные треугольники, коэффициент подобия

ФО

ИРК

МД

-определять подобные треугольники;

-доказывать теорему об отношении площадей подобных треугольников

Конспект Flash

[G79_06-02-0520002] OMS72-IC G08_041_p01 презентация

п.5658,

№536,

541,

545

31-

32

Первый признак подобия треугольников.

2

КУ

УОНМ

первый признак подобия

ФО

ИРК

-доказывать и применять первый признак подобия треугольников

Конспект видео FlashOMS презентация

п.59,

№551,

552, 553

33

Второй признак подобия треугольников.

1

КУ

УОСМ

подобие второй признак подобия треугольников,

ФО

ИРК

применять признак при решении задач

Конспект видео презентация Fla G79_8-07-02060

п.60,

559,560

34

Третий признак подобия треугольников.

1

КУ

подобие третий признак подобия

ФО

ИРК

- доказывать третий признак подобия треугольников

OMSG08_031_i01

FlashG79_06-03054

п.61,

№563,

35

Решение задач

1

КУ

подобие треугольников

СР

применять признак при решении задач

Flash [G79_8-0703-064]

П.61

№564

36

Контрольная работа №3Подобие треугольников

1

УКИМ

Контроль изученного материала

КР

-применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач

тренажер

37-

38

Средняя линия треугольника.

2

УЗИМ

УОНМ

теорема о средней линии треугольника

ФО

ИРК

-определять среднюю линию треугольника; - решать задачи, используя теорему о средней линии

FlashG79_8-07-0362[MP_01] конспект видео презентация,

G08_012_p01

п.62,

№566,

571, 570


39-

40

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

2

КУ

УОСМ

Пропорциональные отрезки прямоугольного треугольника

ФО

ИРК

- решать прямоугольные треугольники

УС конспект презентация, видео

п.63, №572,

574,

575, 577

41-

42

Практические приложения подобия треугольников.

2

КУ

УПИМ

метод подобия, построение

ФО

ИРК

-применять подобия к доказательству теорем и решению задач

конспект видео УС презентация

п64, 65,

№585,

623

43-

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

2

КУ

синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника,

ФО

ИРК

-определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

Конспект Flash

[G79_8-07-03-

063]_[ML_F]

G08_032_p04

п.66, 591(в,г5

92(а,б

593(а,б

45-

46

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600.

2

КУ

УПИМ

таблица значений

ФО

ИРК

применять таблицу значений синуса, косинуса и тангенса для 300, 450, 600

Конспект видео презентация, УС OMSG08_032_p06

п.67,

№599,

601, 602

47

Решение задач

1

КУ

Решение задач

ИРК

Применение изученного материала

конспект видео презентация

П56-66

48

Контрольная работа №4. Подобие треугольников

1

УКИМ

Проверка изученного материала

КР

Применение изученного материала

тренажер

Глава VΙ. Окружность. 16ч Основная цель: расширить сведения об окружности, изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

49

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

УОНМ

окружность, радиус и диаметр окружности, секущая, расстояние от точки до прямой,

ФО

ИРК

-взаимное расположение прямой и окружности; находить расстояние от точки до прямой

Конспект видео

OMS G08_051_p01 презентация, УС

п.68,

№631(а,

б), 633

50

Касательная к окружности.

1

КУ

УПИМ

касательная к окружности, точка касания

ФО

ИРК

-доказывать свойство и признак касательной; решать задачи

Конспект видео

Flash [G79_8-0802-071] OMS 76-IG

п.69,№6

37, 640,

638, 643,

644

51-

52

Центральный угол. Вписанный угол.

2

КУ

УПИМ

дуга,

полуокружность, градусная мера дуги, центральный угол

ФО

ИРК

-определять градусную меру центрального угла определять вписанный угол;

Конспект видео

УС презент-я,

[G79_8-08-02-70]

[MP_01]

п.70, 650 №649(в, г), 652,


53-

54

Решение задач

2

КУ

УОСМ

вписанный угол, теорема о вписанном

угле

ФО

ИРК

СР

- объяснять в каком отношении пересекаются хорды окружности

[G79_8-08-02071]_[ML_14

OMS G07_052_р02

п.71,

№655,

656,663,

666, 667

55-

56

Четыре замечательные точки треугольника.

2

КУ

УЗИМ

замечательные точки треугольника

ФО

ИРК

решать задачи на применение этих теорем

G08_061_p01

FlasG79_8-08-

04074

п.72, 73,676-

681,

57-

58

Вписанная окружность.

2

КУ

УОСМ


ФО

ИРК

вписывать окружность в многоугольник; - применять теорему о вписанной окружности;

Конспект Flash

[G79_8-08-04-

74]_[MP_01] OMS

MATHEM_41321ig_

1.0.0.1

п.74,

№690,

691, 693

59-

60

Описанная окружность.

2

КУ

УПИМ

ФО

ИРК

применять теорему об описанной окружности;

Flash [G79_7-08-0878G08_062_p01

п.75,

№696,

702. 708

61-

63

Решение задач.

3

КУ

УПИМ

касательная к окружности, центральный, вписанный угол

ФО

ИРК

-определять градусную меру центрального и вписанного угла

конспект

Flash презентация, видео УС

64

Контрольная работа №5. Окружность

1

УКИМ

Проверка изученного материала

КР

-применять изученный материал

Тест ОГЭ B6_5_1

Глава IV. Итоговое повторение курса геометрии 8 класса.6 часов

Основная цель: Обобщить и систематизировать материал, полученный на уроках по курсу геометрии 8 класса.

65-

66

Решение задач.

2

КУ

УПИМ

четырехугольники, площадь, подобные треугольники, окружность

ФО

ИРК

-находить площадь многоугольника; - применять свойства вписанной и описанной окружности

OMS 66-IC

ЦОР [G79_7-04-0130]_[MP_01] конспект

68

Итоговое повторение.

4

УОСМ

Обобщение материала.

изученного на уроках геометрии 8 класса.

-применять изученный материал

OMSG07_032_i02

ЦОР [G79_7-04-0130]_[MP_02] УС презентация, видео




Тип урока

Форма контроля

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом

МД – математический диктант

УЗИМ – урок закрепления изученного материала

СР – самостоятельная работа

УПИМ – урок применения изученного материала

ФО – фронтальный опрос

КУ – комбинированный урок

ПР – практическая работа

УКИМ – урок контроля изученного материала

ДМ – дидактический материал

УОСМ – урок обобщения и систематизации материала

КР – контрольная работа


6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебные материалы:

Геометрия. 7-9 кл. Учебник_Атанасян Л.С. и др_2014 -384с

Программное оборудование:

    1. Государственная программа по математике для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение», 2013 г.);

    2. Программы для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2011.- 320 с;

    3. Геометрия. Рабочие программы 7-9кл._Бурмистрова Т.А._2011 -95с

Литература для учителя

1. Геометрия. 8кл. Поурочные планы к учебнику Атанасяна Л.С._2013 -166с; 2. Поурочные разработки по геометрии. 8кл_Гаврилова Н.Ф_2010 -368с;

3. Журнал «Математика в школе».

Литература для учащихся

1. Рабочая тетрадь по геометрии. 8кл._Глазков Ю.А, Камаев П.М_2012 -160с; 2. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. - М.: Издательство «Первое сентября», 2010

3. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся. - М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 2008

Дидактические материалы:

1. Геометрия. 8кл. Дидактические материалы к Атанасяну_Мельникова_2014 -176с; 2. Геометрия. 8кл. КИМы._Рязановский, Мухин_2014 -96с;

    1. Геометрия. 8кл. Сборник заданий для тематического контроля_Ершова_2013 -

128с;

    1. Контрольные работы по геометрии. 8кл. К учебнику Атанасяна_Мельникова

Н.Б_2013 -64с;

    1. Тесты по геометрии. 8кл. к Атанасяну_Звавич_2013 -160с;

    2. Карточки-задания геометрия 8 Атанасян (Г08)

ЦОР

  1. www. edu - "Российское образование"Федеральный портал.

  2. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

  3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

  5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

  6. www.prosv.ru (рубрика «Математика»)

  7. www.fcior.ru федеральный цифровой образовательный ресурс

7.Результаты освоения учебного курса геометрия и система их оценки

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  • формирование способности к эмоциональному восприятию математических объ­ектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • у учащихся могут быть сформированы:

  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказы­вания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре­ализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной зада­чи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнару­жения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

  • выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять ка­чество и уровень усвоения;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физи­ческих препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, моде­ли и схемы для решения задач;

  • самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соот­ветствии с предложенным алгоритмом;

  • понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, черте­жи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения ма­тематических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в усло­виях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач ис­следовательского характера;

  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: нахо­дить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

  • работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, при­меняя математическую терминологию и символику, использовать различные языки ма­тематики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

  • владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);

  • измерять длины отрезков, величины углов;

  • владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

  • пользоваться изученными геометрическими формулами;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахож­дения информации;

учащиеся получат возможность научиться:

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для реше­ния геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из раз­личных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному примене­нию известных алгоритмов.



1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

      • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа №1

Тема: «Четырёхугольники»

Вариант – 1

1) Диагонали прямоугольника АВСД пересекаются в точке О. Найдите угол между диагоналями, если угол АВО = 30º.

2) В параллелограмме КМNР проведена биссектриса угла МКР, которая пересекает сторону МN в точке Е.

а) Докажите, что треугольник КМЕ равнобедренный.

б) Найдите сторону КР, если МЕ = 10 см, а периметр параллелограмма равен 52 см.

Вариант – 2

1) Диагонали ромба КМNР пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника КОМ, если угол МNР= 80º

2) На стороне ВС параллелограмма АВСД взята точка М так, что АВ = ВМ.

а) Докажите, что АМ – биссектриса угла ВАД.

б) Найдите периметр параллелограмма, если СД = 8 см, СМ = 4 см.



Контрольная работа №2

Тема: «Площадь»

Вариант – 1

1) Смежные стороны параллелограмма равны 32 см и 26 см, а один из его углов равен 150º. Найдите площадь параллелограмма.

2) Сторона треугольника равна 5 см, а высота, проведённая к ней, в два раза больше стороны. Найдите площадь треугольника.

3) Катеты прямоугольного треугольника равны 6 и 8 см. Найдите гипотенузу и площадь треугольника.

4) Найдите площадь и периметр ромба, если его диагонали равны 8 и 10 см.

5) Площадь прямоугольной трапеции равна120 см², а её высота равна 8 см. Найдите все стороны трапеции, если одно из оснований больше другого на 6 см.



Вариант – 2

1) Одна из диагоналей параллелограмма является его высотой и равна 9 см. Найдите стороны параллелограмма, если его площадь равна 108 см².

2) Сторона треугольника равна 12 см, а высота, проведённая к ней, в три раза меньше. Найдите площадь треугольника.

3) Один из катетов прямоугольного треугольника равен 12 см, а гипотенуза 13 см. Найдите второй катет и площадь прямоугольного треугольника.

4) Диагонали ромба равны 10 и 12 см. Найдите его площадь и периметр.

5) Найдите площадь трапеции АВСД с основаниями АД и ВС, если АВ = 12 см, ВС = 14 см, АД = 30 см, угол В равен 150º.

Контрольная работа №3

Тема: «Подобные треугольники»

Вариант – 1

1) На рисунке АВ ║СД. А В

а) Докажите, что АО : ОС = ВО : ОД.

б) Найдите АВ, если ОД = 15 см, ОВ = 9 см, СД = 25 см.



Д С



2) Найдите отношение площадей треугольников АВС и КМN, если АВ =8 см, ВС=12 см, АС= 16 см, МN=15 см, NК=20 см.

В

Вариант – 2

1) На рисунке МN ║АС. MN

а) Докажите, что АВ ∙ ВN = СВ ∙ ВМ. AC

б) Найдите МN, если АМ=6 см, ВМ=8 см, АС=21 см

2) Даны стороны треугольника РQR и АВС: РQ=16 см, QR=20 см, РR=28 см и АВ=12 см, ВС=15 см, АС=21см.

Найдите отношение площадей этих треугольников.



Контрольная работа №4

Тема: «Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Вариант – 1

1) В прямоугольном треугольнике АВС угол А= 90º, АВ=20 см, высота АД равна 12 см. Найдите АC и cosC.

2) Диагональ ВД параллелограмма АВСД перпендикулярна к стороне АД. Найдите площадь параллелограмма АВСД, если АВ=12 см, угол А=41º.

Вариант – 2

1) Высота ВД прямоугольного треугольника АВС равна 24 см и отсекает от гипотенузы АС отрезок ДС, равный 18 см. Найдите АВ и cosA.

2) Диагональ АС прямоугольника АВСД равна 3 см и составляет со стороной АД угол в 37º. Найдите площадь прямоугольника АВСД.



Контрольная работа №5

Тема: «Окружность»

Вариант – 1

1) Через точку А окружности проведены диаметр АС и две хорды АВ и АД, равные радиусу этой окружности. Найдите углы четырёхугольника АВСД и градусные меры дуг АВ, ВС, СД, АД.

2) Основание равнобедренного треугольника равно 18 см, а боковая сторона равна 15 см. Найдите радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.

Вариант – 2

1) Отрезок ВД – диаметр окружности с центром О. Хорда АС делит пополам радиус ОВ и перпендикулярна к нему. Найдите углы четырёхугольника АВСД и градусные меры дуг АВ, ВС, СД, АД.

2) Высота, проведённая к основанию равнобедренного треугольника, равна 9 см, а само основание равно 24 см. Найдите радиусы вписанной в треугольник и описанной около треугольника окружностей.

Итоговая контрольная работа по геометрии

8 класс

1 вариант

1. Найдите площадь равнобедренного треугольника со сторонами 10см, 10см и 12 см.

2. В параллелограмме две стороны 12 и 16 см, а один из углов 150°. Найдите площадь параллелограмма.

3. В равнобедренной трапеции боковая сторона равна 13 см, основания 10 см и 20 см. Найдите площадь трапеции.

4. В треугольнике АВС прямая MN , параллельная стороне АС, делит сторону ВС на отрезкиBN=15 см и NC=5 см, а сторону АВ на ВМ и АМ. Найдите длину отрезка MN, если АС=15 см.

5. В прямоугольном треугольнике АВС =90°, АС=8 см, =45°. Найдите:

а)АС; б) высоту СD, проведенную к гипотенузе.

6. Дан прямоугольный треугольник АВС, у которого С-прямой, катет ВС=6 см и А=60°. Найдите:

а) остальные стороны ∆АВС

б) площадь ∆АВС

в) длину высоты, опущенной из вершины С.



2 вариант

1. В равнобедренном треугольнике боковая сторона равна 13 см, а высота, проведенная к основанию, 5 см. Найдите площадь этого треугольника.

2. В параллелограмме АВСД АВ=8 см, АД=10 см, =30°. Найдите площадь параллелограмма.

3. В прямоугольной трапеции АВСД боковая сторона равна АВ=10 см, большее основание АД= 18 см, =45°. Найдите площадь трапеции.

4. В треугольнике АВС со сторонами АС=12 см и АВ=18 см проведена прямая MN, параллельная АС, MN=9 см. Найдите ВМ.

5. В прямоугольном треугольнике АВС =90°, АС=8 см, =45° . Найдите:

а)АВ; б) высоту СD, проведенную к гипотенузе.

6. Дан прямоугольный треугольник АDС, у которого D-прямой, катет AD=3 см и DАC=30°. Найдите:

а) остальные стороны ∆АDС

б) площадь ∆АDС

в) длину высоты, проведенной к гипотенузе.