СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 8 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 8 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Забайкальского края

Управление образования муниципального района "Нерчинский район"

ООШ с.Волочаевка





РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

________________________

Тумаева О.В.

Протокол №_____

от «____» сентября 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

Кузнецова Е.А.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Распопина Н.А.

Приказ №_____

от «___» сентября 2024 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебного курса «Изобразительное искусство»

для обучающихся 8 класса








Составитель:

Сульдина Наталья Ивановна

учитель музыки


с. Волочаевка, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО для 8 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования РФ;

  2. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения , отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);

  6. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544;

  7. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

  8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  9. Рекомендаций Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начально общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

  12. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».

  13. Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 года № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий».

  14. Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 года № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

  15. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  16. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;

  17. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-методическим центром РФ 08.04.2015 г., протокол 1/15;

  18. Учебного плана МБОУ ООШ с. Волочаевка;

  19. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физике для основной школы, 7-9 классы. Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2014.

  20. Авторская программа «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского. 5–8 классы: /пособие для учителей общеобразовательных  организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских.  Москва. Просвещение  2016г





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»

 — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.


Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства.

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы

  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки

  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Особенности класса – общеобразовательный.

Сроки реализации программы – 1 год

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет







МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

МБОУ ООШ с. Волочаевка


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается с 5-го по 8-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 8-й класс выделяется один час. Настоящая рабочая программа ориентирована на 5-8 классы, рассчитана на 136 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю, всего 34 учебных недель.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИЗОБРАИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по музыке направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».

У обучающегося будут сформированы:

  • воспитание Российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

Обучающийся получит возможность научится:

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в соответсвии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

  • умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;


Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн - проектов;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


  1. Художник и искусство театра

Искусство зримых образов. Правда и магия театра. Безграничное пространство сцены. Сценография — искусство и производство. Тайны актёрского перевоплощения. Привет от Карабаса- Барабаса! Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.


  1. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Фотография. Грамота фотокомпозиции и съёмки. Фотография — искусство светописи. «На фоне Пушкина снимается семейство». Человек на фотографии. Событие в кадре. Фотография и компьютер. От фотозабавы к фототворчеству.


  1. Фильм — творец и зритель

Многоголосый язык экрана. Художник – режиссёр - оператор. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации. Живые рисунки на твоём компьютере. Персонажи-куклы. Звуковое оформление.


  1. Телевидение — пространство культуры?

Мир на экране: здесь и сейчас. Телевидение и документальное кино. Жизнь врасплох, или Киноглаз. Видеоэтюд, видеосюжет. Телевидение, видео, Интернет. Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность.


  1. Защита проекта

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Художник и искусство театра (7ч.)

1

Искусство зримых образов.

1

2

Правда и магия театра.

1

3

Безграничное пространство сцены.

1

4

Сценография — искусство и производство.

1

5

Тайны актёрского перевоплощения.

1

6

Привет от Карабаса- Барабаса!

1

7

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

1

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии (8 ч.)

8

Фотография.

1

9

Грамота фотокомпозиции и съёмки.

1

10

Фотография — искусство светописи.

1

11

«На фоне Пушкина снимается семейство».

1

12

Человек на фотографии.

1

13

Событие в кадре.

1

14

Фотография и компьютер.

1

15

От фотозабавы к фототворчеству.

1

Фильм — творец и зритель (11ч.)

16

Многоголосый язык экрана.

1

17

Художник – режиссёр - оператор.

1

18

Азбука киноязыка.

1

19

Фильм — «рассказ в картинках».

1

20

Воплощение замысла.

1

21

Чудо движения: увидеть и снять.

1

22

Бесконечный мир кинематографа.

1

23

Искусство анимации.

1

24

Живые рисунки на твоём компьютере.

1

25

Персонажи-куклы.

1

26

Звуковое оформление.

1

Телевидение — пространство культуры? (8 ч.)

27

Мир на экране: здесь и сейчас.

1

28

Телевидение и документальное кино.

1

29

Жизнь врасплох, или Киноглаз.

1

30

Видеоэтюд, видеосюжет.

1

31

Телевидение, видео, Интернет.

1

32

Телевидение, видео, Интернет.

1

33

Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность.

1

34

Вечные истины искусства. Искусство — зритель — современность.

1




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методический комплекс

  1. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Учебник  для  общеобразовательных  учреждений / под ред. Б. М. Неменского. Авт. А.С. Питерских.  Москва. Просвещение  2015.

  2. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.  8 класс» -  Алешина Т.В, А.С. Питерских.  Москва. Просвещение  2018г


Дополнительные пособия для учителя

1.Уроки изобразительного искусства. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении».

2.Поурочные разработки 8кл. / под ред. Б. М. Неменского. Авт. В.Д. Голицына,  А.С. Питерских.  Москва. Просвещение  2014г

3. Морозов С. А.  «Фотография среди искусств»

4. Альбом. Сокровища русского искусства. Музей Академии художеств.

5. Альбом. Музеи мира. Третьяковская галерея

6. Платонова Н.И. «Энциклопедический словарь юного художника»


Печатные пособия

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.


Экранно-звуковые пособия

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.



Технические средства обучения


1. Мультимедиа проектор.

2.Ноутбук.

3.Экран.


Цифровые и электронные образовательные ресурсы
  • Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

  • Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  • Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

  • Академия художеств "Бибигон" http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

  • Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 

  • www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

  • http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  • http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

  • http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

  • http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

  • http://festival.1september.ru/ - Викторины 

  • http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

  • http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

  • http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

  • http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования