Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по классу «Эстрадное пение» составлена на основе Дополнительной образовательной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности модифицированного вида однопрофильного содержания, Положения о «Школе искусств» в составе МБОУ «Гимназия №94», Учебного плана «Школы искусств», примерной учебной программы «Эстрадное пение» для ДМШ и эстрадных отделений ДШИ Министерства культуры Российской Федерации, Москва,2002 г.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся художественного восприятия музыки.
Задачи программы:
-формирование певческих навыков (певческое дыхание, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая дикция, правильное артикулирование);
-формирование исполнительских навыков;
-овладение специфическими приемами, характерных для различных жанров популярной и джазовой музыки;
-обучение приемам самостоятельной работы с текстом, фонограммой, микрофоном;
-формирование общей культуры личности ребенка, способности адаптироваться в современном обществе.
Содержание программы
Программа предназначена для детей и подростков, заинтересованных в получении начальных навыков эстрадного пения и сценического поведения на эстраде и направлена на формирование и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Последовательность освоения вокальной техники определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Приобретенные знания и навыки будут использоваться детьми в конкурсной и концертной деятельности, в певческой практике, в быту и на досуге.
Новизна программы заключается в том, что она имеет интегрированный характер, который позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В образовательном процессе программе используются инновационные технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированные и игровые технологии.
Актуальность программы: пение является действенным методом эстетического воспитания. Это естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств и эмоций ребенка. В процессе работы по программе «Эстрадное пение» дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Занятия способствуют развитию мотивации к познанию и творчеству, творческой самореализации личности, эмоциональному, психологическому и физическому благополучию ребенка.
Срок реализации учебного предмета «Эстрадное пение» составляет 7 лет. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета: 66 часов в год-1 класс; 68 часов в год-2-7 класс. Продолжительность занятий: 45 минут (1 урок) два раза в неделю. Возраст обучающихся: 7-14 лет.
Форма организации учебного процесса обусловлена возрастными особенностями обучающихся. Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: дыхательная гимнастика; артикуляционные упражнения; вокальная работа; занятия по музыкальной грамоте; восприятие (слушание) музыки; сценическое движение; работа с микрофоном.
Используются следующие формы занятий:
-по количеству детей: индивидуальные.
-по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практические занятия, занятие по контролю знаний, умений и навыков.
-по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, конкурс, отчетный концерт.
Формы и виды контроля
Формы контроля | Сроки проведения |
Текущий и промежуточный (опрос, контрольное занятие) | Каждую четверть |
Итоговый (отчетный концерт-зачет) | Один раз в полугодие |
Особые формы (конкурсы, фестивали и т.д.) | Определяются графиками мероприятий на учебный год |
Критерии определения оценки
Основными критериями определения оценки учащихся являются: уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
-степень выразительности исполнения;
-проявление творческой активности;
-учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
-участие учащегося в концертных выступлениях, в конкурсах, в фестивалях.
Критерии оценивания выступления
Оценка «5» (отлично)- выступление учащегося может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, стройность, выразительность и убедительность артистического облика в целом.
Оценка «4» (хорошо)- хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных, стилевых и ансамблевых.
Оценка «3» (удовлетворительно)-слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьёзные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля.
Оценка «2» (неудовлетворительно)- очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок.
Учебно-тематический план
Наименование разделов / класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Теория | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Дыхательная гимнастика | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Вокальные упражнения Вокализы | 15 - | 17 - | 9 10 | 9 10 | 9 10 | 9 | 9 10 |
Вокальная работа: разучивание произведения, развитие чувства метроритма, работа над чистотой интонирования, работа над дикцией | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 |
Выразительность и эмоциональность исполнения: фразировка в произведении, динамические оттенки | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Формирование сценической культуры: работа с микрофоном, сценическое движение | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Итого: | 66 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Первый год обучения
Содержание курса
Знакомство с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы.
Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (наиболее удобные звуки в центре диапазона певца). Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Необходимо заниматься с учениками техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним.
Годовые требования
В течение учебного года разучить 3-4 песни; в конце года исполнить песню на концерте-зачете.
Ожидаемые результаты
-иметь элементарное представление о голосовом аппарате;
-знать, что такое правильная певческая установка;
-уметь правильно формировать гласные и согласные звуки;
-следить за чистотой интонации;
-исполнять простые мелодии legato в среднем темпе.
Второй год обучения
Содержание курса
Продолжается знакомство с правилами охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, музыкального мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду.
Продолжение формирования вокально-технических знаний, умений, навыков, особо важных для индивидуального развития певца. Обучение умению соблюдать в процессе исполнения певческую установку, правильное звукообразование (мягкая «атака»), сохранение устойчивого положения гортани. Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, смешанного звучания, тембровой ровности, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Правильное формирование гласных и обучение учащихся четкому произношению согласных звуков. Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений.
Годовые требования
В течение учебного года разучить и отработать 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.
Выступление на концерте-зачете в конце 1 и 2 полугодия.
Ожидаемые результаты
-петь без форсирования звука;
-соблюдать при пении правильную певческую установку;
-использовать приобретенные певческие навыки;
-исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
Третий год обучения
Содержание курса
Продолжается работа над укреплением вокально-технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Формирование умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Одна из главных задач третьего года обучения – соединение грудного и головного регистров, то есть, микст. Микст- это принцип построения всего диапазона. Хорошо замикстованный средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.
Годовые требования
В течение учебного года разучить и отработать 1-2 вокализа, 4-5 вокальных произведений различного характера и содержания.
Выступление на концерте-зачете в конце 1 и 2 полугодия.
Ожидаемые результаты
-владеть культурой поведения на сцене;
-передавать характер песни;
-овладеть в исполнении штрихами legato и non legato;
-правильно распределять дыхание во фразе;
-исполнять различные ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
-петь под фонограмму с различным аккомпанементом;
-уверенно владеть своим голосом и дыханием.
Четвертый год обучения
Содержание курса
Большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену: восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио. Расширить диапазон голоса, желательно до 1,5 октав, выровнять звучность гласных. Необходимо следить за правильной артикуляцией и чёткой дикцией, фразировкой. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. Продолжается работа с микрофоном.
Годовые требования
В течение учебного года разучить и отработать 1-2 вокализа, 5-6 вокальных произведений различного характера и содержания.
Выступление на концерте-зачете в конце 1 и 2 полугодия, участие в мероприятиях школы.
Ожидаемые результаты
-уметь певуче, пластично вести звук;
-вносить в исполнение элементы художественного творчества;
-чувствовать движение мелодии, динамику её развития и кульминацию произведения;
-свободно работать с микрофоном;
-гармонично и свободно двигаться на сцене.
Пятый год обучения
Содержание курса
Продолжается работа над развитием диапазона, над выравниванием звучности голоса на всём его протяжении. Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, мелизмы, вибрато. Продолжается работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Работа с микрофоном, фонограммой, аккомпаниатором. Приветствуется исполнение джазового стандарта, либо песни зарубежных авторов.
Годовые требования
В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 1-2 вокализа, 6-7 произведений различного характера и содержания, широкого диапазона.
Исполнить вокализ или 1 произведение на контрольном уроке в конце 1 и 3 четверти, выступление на концерте-зачете в конце 1 и 2 полугодия, участие в мероприятиях школы.
Ожидаемые результаты
-отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки;
-раскрыть тембр голоса;
-уметь самостоятельно работать с профессиональной фонограммой;
-самостоятельно подбирать репертуар;
-пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки;
-свободное владение микрофоном;
-самостоятельно подбирать движения к произведению.
Шестой год обучения
Содержание курса
Совершенствуется владение специфическими приёмами: опевание, расщепление, мелизмы, вибрато, фальцет, глиссандо. Работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося. Приветствуется исполнение джазовых стандартов с характерной импровизацией.
Годовые требования
В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 2-3 вокализа, 7-8 произведений различного характера и содержания, широкого диапазона, технически достаточно сложных.
Исполнить вокализ или 1 произведение на контрольном уроке в конце 1 и 3 четверти, выступление на концерте-зачете в конце 1 и 2 полугодия, участие в мероприятиях школы.
Ожидаемые результаты
-закрепить полученные ранее вокально-технические навыки;
-овладеть подвижностью голоса;
-уметь использовать динамические оттенки в произведении;
-выявить красивый индивидуальный тембр;
-петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, арпеджио, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз;
-свободно исполнять произведения на иностранном языке;
-свободное владение микрофоном;
-самостоятельно подбирать движения к произведению.
Седьмой год обучения
Содержание курса
Продолжается работа над закреплением всех полученных ранее знаний, вокально-технических приёмов и навыков. Работа над музыкальными произведениями, исполнять эстрадно-джазовые форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь самостоятельно работать с иностранным текстом произведения, уметь правильно применять микрофон. Пение вокальных упражнений с различными приемами: non legato, legato, staccato, опевания, субтон, вибрато, прямой звук, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз, арпеджио.
Годовые требования
В течение учебного года учащийся должен разучить и исполнить 2-3 вокализа, 7-8 произведений различного характера и содержания, широкого диапазона, технически достаточно сложных.
Исполнить вокализ или 1 произведение на контрольном уроке в конце 1 и 3 четверти, выступление на концерте-зачете в конце 1 и 2 полугодия, участие в мероприятиях школы.
На выпускном экзамене учащийся исполняет 3-4 произведения, разные по жанру:
-джазовый или блюзовый стандарт;
-быстрая темповая песня;
-лиричная композиция;
-песня на иностранном языке.
Одно произведение исполняется на татарском языке.
Ожидаемые результаты
-выпускник должен продемонстрировать владение голосом;
-ощущать стиль исполняемых произведений;
-свободно и органично двигаться на сцене;
-безупречно владеть техникой речи и навыками актёрского мастерства.
Техническое оснащение занятий
Клавишный синтезатор, музыкальный центр с функцией «караоке», микрофон, фонограммы «минус» произведений различных стилевых направлений; проигрыватель DVD, компьютер.
Аудио-, видеозаписи выступлений выдающихся исполнителей (инструменталистов и вокалистов) различных стилевых направлений (классика, народная музыка, эстрада, джаз, рок), постановки мюзиклов, рок-опер, концерты современных эстрадных, джазовых и др. коллективов и солистов.
Репертуар 1 класс
1.Г.Львовский «Песенка первоклассника»
2.Е.Зарицкая «По лужам»
3. К. Костин «Колыбельная»
4. К. Костин «Ёжик»
5. А. Варламов «Бабушкина сказка»
6. Е. Зарицкая «Про папу и меня»
7. Ю. Чичков «Что такое Новый год»
8.А.Варламов «Зимняя песенка»
9.А.Варламов «Хоровод»
10.К.Костин «Домовой»
11.К.Костин «Мама»
Репертуар 2 класс
1. С. Никитин «Баллада о маленьком трубаче»
2. З. Минхажева «Жей айлары»
3. З. Минхажева «Геллерем»
4. Т. Морозова «Разноцветная осень»
5. Т. Морозова «Балалайка»
6. А. Варламов «Чайка»
7. К. Костин «Карлсон»
8. Ж. Колмогорова «Мама»
9. Е. Зарицкая «Мамины глаза»
10. С. Садыйкова «Мандолина»
Репертуар 3 класс
1. А. Ермолов «Я мечтаю о чуде»
2. Е. Зарицкая «Дарите музыку»
3. Е. Зарицкая «Рок-н-ролл»
4. Д. Чураков «Волшебник- джаз»
5. Ю. Чичков «Про жирафа»
6. В. Цветков «Жёлтые ботинки»
7. В. Фаттахова «Туган як»
8. Л. Тагирова «Умырзая»
9. Э. Артемьев «Дельфины»
10. Н. М. Ладухин «Вокализы»
Репертуар 4 класс
1.С. Ранда «Чудесный лес»
2.О. Юдахина «Маленький принц»
3.А. Зацепин «Куда уехал цирк»
4.В. Тюльканов «Осенний блюз»
5.В. Тюльканов «Облака»
6. Д. Чураков «Волшебный дом»
7.З. Минхажева «Жей яшер чагыбыз»
8.Д. Тухманов «Поверь в сказку»
9.Ю. Верижников «Музыка звучит»
10.Н.М. Ладухин «Вокализы»
Репертуар 5 класс
1.А.Ермолов «Новый день»
2.О. Юдахина «Дети войны»
3.Ж. Колмогорова «Саксофон»
4. Ж. Колмогорова «Звёздная река»
5.Р. Яхин «Кышкы Казан»
6. АВВА «Mama mia»
7. ABBA «Happy New Year»
8.E. John «Holy Moses»
9.Н. М. Ладухин «Вокализы»
Репертуар 6 класс
1.А. Иванов «Я буду помнить»
2.С.Суэтов «Мой путь»
3.М.Дунаевский «Ах, этот вечер»
4.А. Ермолов «Рождение звезды»
5.О.Газманов «Нарисовать мечту»
6. Bjork «It all so quaet»
7. AC/DC «Heaven to hell»
8.Р. Ахиярова «Мой Татарстан»
9.Н.М. Ладухин «Вокализы»
Репертуар 7 класс
1.Ю. Антонов «Маки»
2.Зара «Это просто война»
3. А. Пугачева «Белый снег»
4. О. Кормухина «Мой первый день»
5. О. Кормухина «Путь»
6. М. Дунаевский «Спасибо, жизнь»
7. J. Gershwin «Summertime»
8. B. Streisand «Evergreen»
9. J. Kander «Cabaret»
10.Н.М. Ладухин «Вокализы»
Рекомендуемая методическая литература
1. Б. Вайкль «О пении и прочем умении». «Аграф» 2000г.
2. В. И. Садовников «Орфоэпия в пении» М. 2001 г.
3. О. В. Далецкий «Бельканто без секретов» М. 2001г.
4. Н. Попков «Постановка голоса». Москва 2002г.
5. В. Федонюк «Детский голос». Санкт - Петербург 2002г.
6. К. Плужников «Механика пения». Санкт - Петербург 2004г.
7. В. П. Анисимов «Диагностика музыкальных способностей детей» М. «Владос» 2004г.
8. С. Оськина Д. Парнес «Музыкальный слух». Москва 2005г.
9. И. Исаева «Эстрадное пение» «АСТ» 2006г.
10. Б. Ляшенко «Хочу к микрофону». Москва 2007г.
11. О. Ю. Ермолаева - Томина «Постановка голоса и дыхания» «Центр, «Полиграф» 2008г.
12. Т. И. Бакланова Г.П. Новикова «Музыкальный мир» 2008г.
13. Б. Сергеев «20 классических вокализов» 2008г.
14. Е. А. Левина «Вокальные упражнения» Ростов-на-Дону «Феникс» 2008г.
15. Н. М. Ладухин «Вокализы» М. 2008г.
16.О. Л. Сафронова «Распевки» «Планета музыки» 2009г.
17.О. А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества» Волгоград 2009г.
Интернет-ресурсы
1. ВКМ Online – Всемирная команда музыкантов.
Режим доступа -http.//vkmoline.com/
2. Журнал «Педагогический мир».
Режим доступа- http.//pedmir.ru/
3. Сообщество вокалистов StartVocal.
Режим доступа – www.startvocal.ru.
4. Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА»
Режим доступа – www.vest-tda.ru
Методическая литература для учащихся
1.Гулынина И. Учимся петь чисто. www.razvitiesluha.ru.
2.Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «Тетра Системс»,
2007.
3.Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. 4-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2007.
4.Кацер О. Игровая методика обучения детей пению.- СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
5.Овчинникова Т. С. Логопедические распевки.- СПб.: КАРО, 2006.
6.Пекерская Е.М. Вокальный букварь. – М., 1996.
7.Пилипенко Л.В. Постановка слуха.- М.: Издательский Дом Катанского, 2006
8.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. -СПб.: КАРО, 2004.
9.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. «Владос», 2008.
10.Риггз С. Пойте как звезды. Сост. и ред. Дж. Д. Каррателло.-СПб.: Питер, 2007.
11.Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. –Ярославль.: Академия развития, 2002.