разработана на основе программы по литературе под ред. В.И.Сахарова. Издательство «Русское слово», Москва, 2004
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2)осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
3)формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
5)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль- туре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
6) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
7)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
9)формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
4)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одно- го или
4)определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
Базовый курс литературы для 10 класса рассчитан на 105 часа (3 часа в неделю).
Тематическое планирование составлено по примерной программе основного общего образования по литературе, по программе по литературе в двух частях для 10 класса В.И.Сахарова, С. Зинина « Русская литература», М., Русское слово, 2004 год
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока, раздел | Дом. задание |
| | | 1 четверть. (24 часа) | |
| | | Введение. | |
1. | | | Введение. «Прекрасное начало» (К истории русской литературы XIX века) | Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с. 14 |
| | | Литература 1 половины 19 века (6часов) | |
| | | А.С.Пушкин (2 часов) | |
2. | | | А С. Пушкин. Основные этапы творчества писателя. Социально-историческая тема в лирике поэта. | с 15- 27, ответить на вопросы 2,3 стр.50 |
3. | | | Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина | С. 27-36, ответить на вопрос 4 с.50, |
| | | М.Ю. Лермонтов (2 часа) | |
4 | | | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова | с.53-61 |
5. | | | Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») | Анализ стихотворений; статья учебника с.53-80 |
| | | Н.В.Гоголь (1 час) | |
6 | | | Художественный мир Н.В. Гоголя. Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. | с.81-107 (читать) |
7 | | | Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | С 105-107, ответить на вопросы |
| | | Литература 2 половины 19 века (часов) | |
8 | | | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. Литература и журналистика 50-80х годов XIX века. | с.125-139 (читать), отвечать на вопрос 1 (устно), 2 (письменно) |
| | | А.Н. Островский (8 часов) | |
9 | | | А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга | Читать “Гроза” ,инд зад 1) Творческая история грозы 2) Смысл названия |
10. | | | Драма «Гроза». Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». | Сочинение-миниатюра «В городе Калинове» Статья учебника с.158-162 (читать), ответить на воПРОСЫ с. 174 |
11 | | | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | Наизусть отрывок |
12 | | | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Читать «Луч света в темном царстве» |
13. | | | Образ Катерины в свете критики. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). | Статья учебника с 165-171 (читать), составить цитатную характеристику Катерины |
14 | | | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | Статья учебника с 171-173 |
15. | | | Р/Р Подготовка к сочинению по драме А.Н . Островского «Гроза» | составить план сочинения |
16. | | | Р/Р Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» | Сочинение дописать |
| | | И.А. Гончаров (6 часов) | |
17. | | | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | Статья учебника с. 176-184 (конспект), читать роман “Обломов” |
18 | | | Роман «Обломов». . Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. | Статья учебника с 184-186 (читать), составить план одного дня из жизни И.И.Обломова» (письменно) |
19. | | | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа | Инд зад. 1гр – Ольга ,2 гр Захар |
20 | | | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | Образ Ольги Ильинской |
21 | | | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.) | Характеристика Обломова и Штольца |
22 | | | Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). | Прочитать цикл рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» |
| | | И.С.Тургенев (9 часов) | |
23. | | | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). Яркость и многообразие народных типов в рассказах. | Статьи учебника с 211-214 (конспект), с.215-222 (читать), читать роман «Отцы и дети» |
24 | | | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции | Дать характеристику героев - «отцов» (письменно) |
| | | 2 четверть (24 часа) | |
25. | | | Мир «отцов» в романе. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. | Статья учебника с.237-239 (читать), ответить на вопрос 4 с.254 |
26 | | | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. | Составить хронологическую таблицу жизни Базарова |
27 | | | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения | Читать 13-27 главу,20-22,25-28, |
28. | | | Смысл названия романа. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). | Систематизировать материал для сочинения; прочитать стихотворения в прозе |
29 | | | Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. | Наизусть |
30 | | | Р/Р Подготовка к сочинению по творчеству И.С.Тургенева. | Составить план сочинения |
31. | | | Р/Р Сочинение по творчеству И.С.Тургенева. | Н.Г.Чернышевский «Что делать'?»- читать |
| | | Н.Г. Чернышевский (4часа) | |
32 | | | Личность Н.Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?» | Статья учебника с.256 |
| | | Искания Веры Павловны | Характеристика Рахметова |
33 | | | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны» |
34 | | | Глава «Четвертый сон Веры Павловны». Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского. | Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение |
| | | Н.А. Некрасов (9 часов) | |
35 | | | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. | Составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова |
36 | | | Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). | Выразительное чтение стихов |
37. | | | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Пророк» и др.) | Выучить наизусть «Поэт и гражданин», прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо» |
38 | | | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. | Составить маршрут поисков счастливого героями поэмы |
39 | | | Представители помещичьей Руси в поэме Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). | Читать “Крестьянка” |
40 | | | Тема женской доли, образ Матрены Корчагиной в поэме. | Выписать элементы УНТ, читать “Пир во весь мир” |
41 | | | Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роль вставных сюжетов. | Характеристика Г. Добросклонова |
42 | | | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. | Статья учебника с.322-325 |
43. | | | Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем) |
| | | Ф.И. Тютчев (4 часа) | |
44 | | | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. | Составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта |
45 | | | Природа, человек, («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). | Статья учебника с.7-17 (читать),выразительное чтение стихов |
46 | | | Драматизм звучания любовной лирики поэта. ( «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). | Наизусть стихотворение по выбору учащегося |
47 | | | Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета |
| | | А.А. Фет (5 часов) | |
48 | | | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | Статья учебника с.33-39 (читать), ответить на вопросы 1-З с.50 |
| | | 3 четверть (30 часов) | |
49. | | | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта. », «Учись у них - у дуба, у березы...» и др.). | Наизусть |
50 | | | Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.). | Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф. И.Тютчева и А.А.Фета |
51. | | | Р/Р Зачетная работа по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Составить план сочинения |
52. | | | Р/Р Сочинение по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | Читать «Очарованный странник» |
| | | Н.С. Лесков (4 часа) | |
53 | | | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. | Статья учебника с.52-57(читать) |
54 | | | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | 1)Характеристика Ивана Флягина,2) выписать ключевые слова из повести, раскрывающие образ героя |
55 | | | Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. | Статья учебника с.63-70 (читать), ответить на вопросы 5-6 с.76,особенности языка повести |
56 | | | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника | Биография Салтыкова-Щедрина |
| | | М.Е. Салтыков-Щедрин (4 часов) | |
57. | | | М.Е.Салтыков-Щедрина. Жизнь и творчество великого сатирика | Статья учебника с.78-83 (читать) |
58. | | | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | Статья учебника с.83-97 (читать) |
59 | | | «Сказки для детей изрядного возраста» | Читать сказки |
60 | | | РР Подготовка к домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Сочинение. Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого |
| | | А.К.Толстой (2 часа) | |
61 | | | А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого | Стр. 110-119 |
62 | | | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойное движениг» и др.). | Наизусть |
| | | Л.Н.Толстой (20 часов) | |
63 | | | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. | Статья учебника с. 129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир» |
64 | | | История создания и авторский замысел романа- эпопеи «Война и мир». | Читать том1, ч.1,гл.1-25 |
65 | | | Масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. | Том1, ч.1-3 |
66 | | | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». | мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм» |
67 | | | «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых. | Статья учебника с. 156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе |
68 | | | Семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.) | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского |
69 | | | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского, сложность и противоречивость жизненного пути героя. | Статья учебника с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию) |
70 | | | Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. | Характеристика Элен |
71 | | | Женские образы в романе | Систематизировать материал по женским образам |
72 | | | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской | Том3, ч1-3 |
73 | | | Быт поместного дворянства | Систематизировать материал по образам Кутузова, Наполеона |
74. | | | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. . | Главы сражения «Бородино» |
75 | | | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | Статья учебника с. 176-183, (читать) |
76 | | | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. | С.171-176 |
77 | | | Платон Каратаев: русская картина мира. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. | Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» |
78 | | | Эпилог романа «Война и мир» и открытость толстовского эпоса | Статья учебника с. 183-186 |
| | | 4 четверть (27 часов) | |
79 | | | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. | Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками) |
80 | | | Р/Р Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | План сочинения |
81 | | | Р/Р Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Сочинение |
82 | | | Роман «Анна Карелина» (обзор) | Прочитать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
| | | Ф.М. Достоевский (10 часов) | |
83 | | | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | Статья учебника с.203-214 (читать) |
84 | | | Роман «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. | С.215-227 |
85 | | | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. | Систематизировать материал о Раскольникове |
86. | | | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Перечитать сны героя |
87 | | | Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. | Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова |
88 | | | Идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа | Перечитать главы знакомства с семьей Мармеладовых |
89 | | | Семья Мармеладовых | С.236-239 |
90. | | | Сонечка как нравственный идеал автора. Раскольников и «вечная Сонечка». | Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против» |
91. | | | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. | Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками) |
92 | | | Р/Р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» |
| | | А.П.Чехов (8 часов) | |
93 | | | Жизнь и творчество А.П. Чехова. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. | Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» |
94 | | | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») | Прочитать рассказ «Ионыч» |
96 | | | Выбор доктора Старцева ( рассказ «Ионыч»). | С272-276 |
97 | | | Новаторство Чехова-драматурга | Прочитать пьесу «Вишневый сад» |
98 | | | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | С.277-280 |
99 | | | Фигуры героев - «недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. | Читать «Чайку» |
100 | | | Чехов и театр | Прочитать Г. де Мопассан. «Ожерелье». |
| | | Зарубежная литература 2-й половины XIX века (3 часа) | |
101 | | | Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье | А. Рембо. «Пьяный корабль». |
102 | | | А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | Г. Ибсен. «Кукольный дом». |
103 | | | Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». | Ответить на вопросы с.284-285 |
104-105. | | | Обобщение материала историко-литературного курса. Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | Программа летнего чтения |