№ п/п | Тема урока | Тип / вид урока | Содержание темы в соответствии с Федеральным компонентом Государственного Образовательного Стандарта | Требования к уровню в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом | Дата план | Дата факт | |
предметные | общеучебные | |
| | | | | | | | |
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | Комбинированный; лекция | Духовнонравств. искания человека, нравственный идеал, «праведничество», социальная несправедливость, свобода | | | | | |
| беседа | Читательские предпочтения, созвучие литературы и жизни Различие родов и жанров литературы, взаимосвязь отдельных компонентов, | работа со справочной литературой, составление конспекта | | | |
| Русская литература первой половины 19 века. | | | | | | |
2 | Творчество писателей конца 18 начала 19 веков Языковая реформа Н. М. Карамзина. Романтический историзм Н. М. Карамзина.(обзорное знакомство) | Комбинированный; лекция | Сентиментализм, новые слова и понятия Карамзина | | Составление тезисного плана | | | |
3 | Русский романтизм. К.Н.Батюшков и В.А.Жуковский как родоначальники романтической школы Обзор творчества | Комбинированный; | Романтизм и реализм в русской литературе XIX века | Жанровое, идейно-тематическое своеобразие | Схематизация материала, сопоставительная хар-ка | | | |
4 | Поэтические искания декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева. | Работа с текстом | Поэзия декабристов | | | | | |
5 | Своеобразие пушкинской эпохи. Основные темы, мотивы лирики А. С. Пушкина.. Историч. концепция пушкинского творчества . | лекция с элементами беседы Обобщение изученного ранее; | Гуманизм, лирика, романтизм, гедонизм, реализм, эпикурейство | Идейно-тематический анализ текста | Художественное иллюстрирование | | | |
6 | Петербургская повесть А.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Проблема власти. Тема «маленького человека» | Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы | Тема «маленького человека», поэма, жанровые особенности | Жанрово-композиционный анализ текста | Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа | | | |
7 | М.Ю.Лермонтов. Своеобраз. художеств. мира поэта, развитие в его тв-ве пушкинских традиций. Романтизм и реализм в произведен. Писателя. «Молитва» Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова . | лабораторная работа с элементами беседы | Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова | Составление тезисного плана | Схематизация материала, составление плана-конспекта | | | |
8 | М. Ю. Лермонтов «Демон» Образ Демона и Ангела в творчестве М.Ю.Лермонтова | Комбинированный; лабораторная раб. | Демонические мотивы | Идейно-тематич.анализ, выявление нравств.-филос. пробл. | Иллюстративный материал | | | |
9 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» | Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы | Сатира, драма, эпос, лирические отступления | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала | Опорные схемы и таблицы; иллюстративный материал | | | |
10 | «Невский проспект». Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести | Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы | Анализ эпизода, реальность, фантастика, повесть | Анализ эпизода, монологическая речь, элементы анализа стиля автора текста, | проблемное изложение материала | | | |
11 | Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству писателей первой половины 19 века | Обобщение изученного, лабораторная раб. | Замысел, тема, идея, стиль автора | Создание творческой работы; | выявление частного и общего, идейно-тематический анализ | | | |
| Русская литература второй половины XIX в. | | | | | | |
12-13 | Становление и развитие реализма в русской литературе 1830-1850 годов. Русская критика и литературный процесс второй половины 19 века.(Обзор) | лекция с элементами беседы | Классика, философия, тема, идея, проблематика | Составление плана-конспекта, схематизация материала, | идейно-композиционное своеобразие произведения | | | |
14 | А.Н.Островский. Страницы жизни и творчества .А. Н. Островский – создатель русского театра. | Изучение нового; лекция | Драматургия, драма, трагедия, комедия | Схематизация материала, составление плана-конспекта | Конспектирование, словесное рисование | | | |
15 | «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Приёмы раскрытия характеров героев. Смысл названия. | беседа, лабораторная работа | «Домострой»; нарицательные образы Характеристика персонажа | Комментарий скрытой характеристики героев через говорящие имена и фамилии; | | | |
16 | Город Калинов и его обитатели. «Жестокие нравы» «тёмного царства» | лабораторная работа | Патриархальность, ремарка, резонёр, нравственность | Выявление нравственно-философской проблематики, | выбор жизненной позиции | | | |
17 | Образ Катерины. Её душевная трагедия. Внутренний конфликт героини. Нравственная проблематика пьесы | лабораторная работа с элементами беседы | Грех, покаяние, возмездие, рок | Тема греха, возмездия и покаяния в литературе | Роль религиозности в духовном мире человека | | | |
| |
18 | Смысл названия и символика пьесы. Споры критиков вокруг «Грозы». Н.А. Добролюбов, А.А.Григорьев | Комбинированный; лабораторная работа | Символика, литературная критика | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, | развитие навыков характеристики образа | | | |
19-20 | Р/Р. Сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза» | контроль | «Смысл названия пьесы «Гроза», «Был ли иной путь у Катерины», «Быт и нравы героев пьесы «Гроза», и др. | | | | | |
21 | И.А.Гончаров. Строки жизни и творчества. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции, социальная и нравственная проблематика романа | Изучение нового; лекция с элементами беседы | Трилогия, композиция, социально-нравственная проблематика; приём антитезы | Конспектирование, схематизация материала, аналитический пересказ текста, | выборочный анализ, выявление частного и общего; | | |
22 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера главного героя. «Сон Обломова». Характеристика эпизода. | Комбинированный; лабораторная работа | Типичный герой, диалектика; характеристика эпизода | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | | | |
23 | «Обломов» как роман о любви. Обломов и О. Ильинская. Авторская позиция и способы её выражения в тексте | Комбинированный; практикум, беседа | Образ Обл. в ряду вечных обр. (Дон Кихот, Гамлет) | Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ, | развитие навыков характеристики образа | | | |
24 | «Что такое обломовщина?» Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике | Комбинированный; семинар | Обломовщина | Аналитический пересказ текста, | работа со справ. литературой | | | |
25 | И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» и их место в русской литературе | Комбинированный; лекция с элементами беседы | Жанр записок, стиль писателя, | Аналитический пересказ текста, | Выборочный анализ, выявление частного и общего; конспект | | | |
26 | «Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе. | Комбинированный; лекция с элементами беседы | Жанр романа; западники и славянофилы, разночинцы | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | Выявление нравственно-философской проблематики | | | |
|
27 | Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций. Споры Базарова с Павлом Петровичем. | Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы | Конфликт, идеологический конфликт | Анализ эпизодов повести | Сравнительная характеристика, схематизация материала | | | |
| | | | | | |
28 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Комбинированный; лабораторн. работа | Духовный конфликт, герой | Психологические портреты героев, | различие жизненных принципов | | | |
29 | «Вечные темы» в романе. Тема любви и особенности её раскрытия. Смысл финала | Комбинированный; беседа | «вечные темы», философские вопросы | Выявление частного и общего, | идейно-тематический, нравственно-философский анализ | | | |
30 | Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. Анализ эпизода. | Проблемное изложение. | Анализ эпизода, психологизм, пейзаж, портрет, интерьер | Анализ эпизодов повести, аналитический пересказ, | развитие навыков характеристики образа | | | |
31 | Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Роман в русской критике. | Практикум, поисковый | Философская позиция героев романа и автора | Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов | Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов | | | |
32-33 | Р/ Р Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» | Творческий, поисковый | «Е. Базаров и П. П. Кирсанов», «Бунтующее сердце», «Почему Базаровы нужны России?», «Проблемы «отцов» и «детей» в изображении Тургенева» и др. | | | | | |
34 | Н. Г. Чернышевский. Строки жизни и творчества. Гражданская казнь. Творческая история романа «Что делать?». | Изучение нового; лекция с элементами беседы | Жанровое своеобразие романа | Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов | | | | |
35 | Значение романа в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Новые люди. Старые люди. | Проблемное изложение. | | Выборочный анализ текста | Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего | | | |
36 | Особенный человек-Рахметов. Четвёртый сон Веры Павловны. | беседа | | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, | выявление частного и общего | | | |
37 | Тютчев Ф.И. Очерк жизни и творчества. Единство мира и философия природы в его лирике | Объяснительно иллюстративный | Философия, функции пейзажа, художественное своеобразие | Выборочный анализ текста Выразительное чтение текста | Идейно-тематический анализ текста, выявление частного и общего | | | |
38 | Человек и история в лирике Ф.Тютчева. Раздумья о жизни, человеке, мироздании | поисковый | Жанр лирического фрагмента, мировоззрение | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, | выявление частного и общего | | | |
39 | Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой» | Комбинированный; лабораторная работа | Ритмическое богатство стиха | Художественное своеобразие | Комплексный анализ стихотворения | | | |
40 | А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека | Комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторная работа | Жизнеутверждающее начало, лирика, Теория «чистого искусства» | «Зоркость по отношению к красоте» (А.Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин); | | | | |
41 | Любовная лирика А.Фета. Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. Метафоричность лирики Фета. | Комбинированный; лабораторная работа | Ритм, звучание, мелодия, импрессионизм | Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения | Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения | | | |
42 | А.К.Толстой. Обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира: фольклорные, романтические и исторические черты лирики | Комбинированный; лекция, беседа, лабораторная работа | Темы, мотивы, образы лирики; влияние фольклора на лирику XIX века | Составление плана-конспекта, схематизация материала, | идейно-композиционное своеобразие. | | | |
43 | Р/Р. Проверочная работа. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. И А. А. Фета. | контроль | Художественные особенности. «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот робкое дыханье..», «Последняя любовь» и др. | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа. | | | |
44 | Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. (обзор). Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм изображения жизни народа | лекция с элементами беседы, | Поэт «мести и печали»; гражданственность, драматизм, социальная трагедия | Анализ гражданской поэзии и лирики чувств | Анналитический. пересказ текста, частного и общего; конспект. материала | | | |
45 | Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова. Героическое и жертвенное в изображении разночинца-народолюбца. «рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли» и др. | | Разночинство, героизм, жертвенность, идеал общественного деятеля. | Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей человека и природы | | | | |
46 | Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. Муза Некрасова. «Поэт и гражданин», «Музе», «Элегия» и др | Объянитель но иллюстративная. | Народность творчества | Художеств. открытия Н.; простота и доступность стиха, | его близость к строю народной речи | | | |
47 | Тема любви в лирике Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей» и др. | Комбинированный; лабораторная работа | Психологизм, психологическая характеристика | Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов | | | | |
48 | Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы | Комбинированный; лекция с элементами беседы | Сюжет, композиция, жанровое своеобразие | Путешествие как приём организации повествования | | | | |
49 | Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы крестьян и помещиков в поэме | Комбинированный; практикум | Социальное и духовное рабство; сатирические образы помещиков | Сюжет поэмы и авторские отступления | Мастерство изображения жизни | | | |
50 | «Люди холопского звания» и «народные заступники» в поэме (Гриша Добросклонов, Савелий, «богатырь святорусский», Матрёна Тимофеевна) | поисковая | Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества | Выразительное чтение Идейно-тематический анализ эпизода | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего | | | |
51 | Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказа о грешниках. | Беседа, поисковая | Проблемы счастья и смысла жизни в поэме; народность творчества | выборочный анализ, | Выявление нравственно-философской проблематики | | | |
52 | Проблемы счастья и смысла жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Комбинированный; беседа | Многообразие народных типов в поэме | | | | | |
53 | Р/Р подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | контроль | «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Изображение народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и др. | | | | | |
54 | Творчество К Хетагурова. Стихотворения из сборника «Осетинская лира» | Объяснительно-иллюстративная. | Изображение тяжёлой жизни простого народа близость творчества К. Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова.. | Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. | Свободная работа со стихотворными текстами | | | |
55 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Жизненная позиция писателя. Проблематика сказок. | Комбинированный; лекция с элементами беседы | Понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык) | Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов; | анализ эпизодов, аналитический пересказ | | | |
56 | «История одного города» - сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Проблематика и поэтика сатиры С. Щедрина | Комбинированный; лекция с элементами беседы | Собирательный образ, типичность, гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола, сатира | Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории Характеристика персонажа | анализ эпизодов, аналитический пересказ Тема народа и власти | | | |
57-58 | Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя | Изучение нового; лекция с элементами беседы | Идейные и эстетические взгляды, эстетика, философ | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, | выявлен. частного и общего; конспектирование | | | |
59 | Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание». Образ Санкт-Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского | Комбинированный; семинар | Психологизм, роль пейзажа в художеств. тексте | Жанрово-композиционный анализ романа, художествен ное мастерство в создании пейзажа | | | | |
60 | Раскольников. Духовные искания интеллектуального героя. «Ангелы» и «демоны» Р. Раскольникова. | беседа, семинар | Духовные искания, диалектика | Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой | Актуальность классики, новизна прочтенного, идейно-тематическое своеобразие | | | |
61 | Теория Р.Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта. | Комбинированный; беседа, семинар | Духовные искания, диалектика, теория, бунт | Выборочный анализ текста, работа с дополнительной литературой | идейно-тематическое своеобразие | | | |
62-63 | Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов) | Комбинированный; беседа | Двойник | Сопоставительная характеристика персонажей | Сопоставительная характеристика персонажей | | | |
64 | Роль эпилога. Достоевский и культура ХХ века | беседа | Эпилог, культура, актуальность | Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. | Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. | | | |
65-66 | Р/Р. Сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | контроль | «Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе», «Их воскресила любовь», «Теория идеи Раскольникова и её крах» и др. | | | | | |
67 | Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Страницы жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в изображении писателя | Комбинированный; лекция с элементами беседы | Сказ в творчестве Лескова, словотворчество, призвание «маленького человека» | Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста, | аналитический пересказ текста, анализ и подбор соответствующего материала | | | |
68 | Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие. | Комбинированный; беседа, лабораторная работа | Поэтика названия повести, фольклорное начало в повествовании | Характеристика персона-жа, героя-прав-доискателя | Этапы духовного пути личности | | | |
69-70 | Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» | Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы | Духовные искания, нравственность, гуманизм | Анализ эпизодов произведений, аналитический пересказ, | развитие навыков характеристики образов | | | |
71 | Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах» | Внеклассное чтение | Героизм, патриотизм; автобиографическая трилогия (повторение) | Историко-культурный контекст в произведении. | идейно-тематический анализ, логика истории и развития взаимоотношений человека и власти | | | |
72 | Роман «Война и мир» - роман-эпопея: история создания; проблематика, образы, жанр. Образ автора в романе | Проблемное изложение. | Роман-эпопея, критерии оценки личности | Жанровое , идейно-художественное своеобразие | Анализ эпизодов | | | |
73 | Художественные особенности романа «Война и мир», своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». | Комбинированный; лабораторная работа с элементами беседы | Композиция, «диалектика души»; психологизм | Система образов и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности | Психологические портреты персонажей, различие жизненных принципов | | | |
74 | Война 1805-1807 гг. – эпоха «неудач» и «срама» в изображении Толстого. | Комбинированный; лабораторная работа | Отечественная, гражданская война | Проблема истинного и ложного героизма и величия | Проблема истинного и ложного героизма и величия | | | |
75 | Духовные искания Андрея Болконского. Идея нравственной ответственности человека. «Дорога чести» Андрея Болконского в романе. | поисковая | Приёмы и способы психологич. изображения | Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя | Внутренний монолог как приём психологической характеристики героя | | | |
76 | Этапы духовных исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | поисковая | Психологическая характеристика | Внутренний монолог как приём психологической характеристи ки героя | Внутренний монолог как приём психологической характеристи ки героя | | | |
77 | Женские образы в романе. Судьбы любимых героинь Толстого .Наташа Ростова на пути к счастью. | поисковая | Жизнь сердца, «ди-алектика души» | Психол. портреты персонажей, | различие жизненных принципов | | | |
78 | Семья Ростовых и семья Болконских | поисковая | Мысль народная и мысль семейная | Ан-з эпизодов, аналитич. пересказ, характеристика образов | характеристика образов | | | |
79 | Исторические личности на страницах романа «Война и мир» Кутузов и Наполеон | поисковая | Антитеза, личность, противопоставление | Сопоставительная характеристика | Антитеза как центральный композиционный приём | | | |
80 | Тема народа,. «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои. Тихон Щербатый и Платон Каратаев | Проблемное изложение | «дубина народной войны» «роевая» жизнь, народность | Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста | Сравнительная характеристика, составление таблицы | | | |
81 | Проблемы истинного и ложного. Картины войны в романе. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа | поисковая | Патриотизм, истинный, ложный | Психологические портреты персонажей, | различие жизненных принципов | | | |
82-83 | Р/Р. Сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» | Творческая, поисковая | «Почему Толстой считает Бородино нравственной победой русских?», «Партизанская война и её оценка Толстым», «В поисках смысла жизни» и др. | | | | | |