СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Пояснительная записка

  1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» в 10 классе составлена 

на основании

- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

- Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, 

в соответствии с требованиями

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года,

- Примерной программы по учебному предмету «Литература. 10-11 классы» (базовый уровень) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 137 с.

- Учебного плана МОУ«Седовская школа»Новоазовского района ДНР

с учетом учебно-методического комплекса

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобраз. Орг-й. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с. 

 

2. Общая характеристика предмета

Литературное образование как результат можно представить в виде единства трех компонентов: становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество); усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений; литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.

Среди основных принципов изучения литературы как учебного предмета выделим следующие:

  • принцип «читателецентричности», или читательской направленности обучения;

  • принцип направленности на понимание текста;

  • принцип коммуникативного контекста обучения;

  • принцип деятельностного контекста обучения;

  • принцип диалогичности. 

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы второй половины XIX века. 

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения обучающихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе, возможно, увиденной в театре. 

Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.); особое внимание важно обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу с обучающимися на уроках литературы и связанных с ними уроках развития речи.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе).

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Анализ художественного текста

Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.

Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.

Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания

Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения). 

Самостоятельное чтение

Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к теме (модулю). На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приёмами и методами анализа текста).

Создание собственного текста

В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. 

Использование ресурса

Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).

В «Государственных требованиях к уровню учебных достижений обучающихся» сформулированы результаты обучения в определенном классе, собственно – цель и задачи каждой предложенной для изучения конкретной программной темы. Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты обучения обучающихся. Система планируемых результатов описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, для выполнения которых необходимо овладение системой учебных действий (универсальных и специфических для предмета «Литература») с учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

  1. Цели обучения

Цель учебного предмета «Литература» – формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета «Литература» в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

  • получение опыта медленного чтения произведений русской и мировой литературы, литературы родного края;

  • овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

  • овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

  • формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

  • формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

  • овладение умением определять стратегию своего чтения;

  • овладение умением делать читательский выбор;

  • формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

  • овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

  • знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

  • знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).



Место предмета в учебном плане

Данная программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР.


10 класс

Базовый уровень

(4 часа в неделю; за год — 136 часов)

Распределение учебного материала

Класс

Всего часов

Урок

развития речи


Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Контрольное сочинение

Литература родного края

Текстуальное

изучение произведений

Резерв

10 класс

136

10

4

4

4

2

78

3



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе


п/п

в

те

ме

Дата


Тема


Примечания

план

факт





Тема № 1.

Введение (1 ч)

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

(12ч)+2Рр+1Кр


1

1

01.09


Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман.


2

2

02.09


Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). «Не то, что мните вы, природа... «Певучесть есть в морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...»


3

3

03.09


Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...»

Наизусть: два стихотво

рения

4

4

04.09


Р/Р. № 1. Обучение анализу лирического произведения


5

5

09.09


Жизнь и творчество. (Обзор)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...»

Наизусть: одно - два стихотво

рения

6

6

10.09


Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...»


7

7

11.09


Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875)

Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…"

Наизусть:

одно стихотво рение


8

8

15.09


Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1877)

Общая характеристика. Место поэта в литературном процессе.

Лирика Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов о поэте и поэзии. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом..." "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк",


9

9

16.09


Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей..." "Внимая ужасам войны...", "Когда из мрака заблужденья...", "Накануне светлого праздника","Памяти Добролюбова"

Наизусть: два стихотво

рения

10


10

17.09



Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова. Изображение разных сторон жизни народа. Многообразие крестьянских типов. Журнальная полемика вокруг поэзии Н.А. Некрасова. "В полном разгаре страда деревенская..." "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Несжатая полоса"


11

11

18.09


Р/Р. № 2. Анализ лирического произведения


12

12

22.09


Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Точность в освещении событий, простота сюжета, роль диалога.


13

13

23.09


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация устного народного творчества.


14

14

24.09


Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Поэтика «Кому на Руси жить хорошо». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Развитие понятия о поэме


15

15

25.09


Проблема счастья в поэме. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства — главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. «Люди холопского звания». Нравственная проблематика поэмы, непреходящее значение этической позиции писателя. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова. Идейная позиция писателя по отношению к «народным заступникам». Поэма Н.А. Некрасова — энциклопедия народной жизни середины XIX века.


16

16

29.09


Контрольная тестовая работа №1






Тема № 2. РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

Тема 2.1. А. Н.ОСТРОВСКИЙ ( 6ч+1Рр+1Кс)


17

1

30.09


Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886)

Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга.

Пьесы: "Доходное место", "На всякого мудреца довольно простоты", "Снегурочка", "Женитьба Бальзаминова". А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга.


18

2

01.10


«Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы.


19

3

02.10


Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

Наизусть:

(монолог одной из главных героинь)

20

4

06.10


Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).


21

5

07.10


Р/Р. № 3. Работа со статьей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Составление тезисов критической статьи


22

6

08.10


«Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы.


23

7

09.10


Система персонажей. Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы.

"Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского.


24

8

13.10


Контрольное сочинение №1по творчеству А.Н.Островского






Тема 2.2. И.А.ГОНЧАРОВ (6 ч+2Рр+1Кр+1Вн чт)


25

1

14.10


Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812-1891)

Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни


26

2

15.10


«Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе.


27

3

16.10


Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения. Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Социально-философский роман. «Говорящая» деталь.


28

4

20.10


Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга).


29

5

21.10


Р/Р. №4. Анкета литературного героя


30

6

22.10


Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации.


31

7

23.10


Контрольная тестовая работа №2.


32

8

03.11


Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть.


33

9

05.11


Р/Р. №5. . Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева).


34

10

06.11


Внеклассное чтение № 1. И.А.Гончаров Повесть «Фрегат «Паллада» – книга путевых очерков, положившая начало «морской» литературе






Тема 2.3. Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (9ч+1Рр+1Кс.)


35

1

10.11


Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883). Жизнь и творчество. (Обзор.) Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике.


36

2

11.11


Герой и эпоха в романах И.С. Тургенева. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская (роман «Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами.


37

3

12.11


«Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Глубина и поэтичность простых, обыденных взаимоотношений


38

4

13.11


«Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).


39

5

17.11


Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Портретные характеристики персонажей.


40

6

18.11


Р/Р. № 6. Письменный ответ на проблемный вопрос


41

7

19.11


Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя.


42

8

20.11


Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя


43

9

24.11


Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора.


44

10

25.11


Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм.

Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева).


45

11

26.11


Контрольное сочинение №2 по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».






Тема 2.4. Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ ( 7+1Рр)



45

1

27.11


Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений.

Повести "Неточка Незванова", "Сон смешного человека", "Записки из подполья" в контексте творчества писателя. Великое «пятикнижие» Достоевского.


46

2

01.12


«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Русская действительность в художественном мире романа. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.


47

3

02.12


Петербург Достоевского — город униженных и оскорблённых.


48

4

03.12


Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности.


49

5

04.12


«Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.


50

6

08.12


Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова.


51

7

09.12


Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе


52

8

10.12


Р/Р. № 7. Один из приемов создания образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» - внутренние монологи его, или диалог с самим собой. Сочинение в форме диалога с самим собою по вопросу или вопросам, которые вас волнуют.






Тема 2.5. Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ( 7+1Кр+1ЛРК)


53

1

11.12


Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова).


54

2

15.12


Идейные и психологические двойники Раскольникова.


55

3

16.12


Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции.


56

4

17.12


Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. . Теория литературы. Полифонизм романов Достоевского.


57

5

18.12


Контрольная тестовая работа №3


58

6

22.12


«Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа.


59

7

23.12


«Подросток» – один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия».


60

8

24.12


Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века


61

9

25.12


Литература родного края № 1. Поэты Донбасса о родном крае

Наизусть





Тема 2.6. А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН, В.М.ГАРШИН, Д.В.ГРИГОРОВИЧ, Г.И.УСПЕНСКИЙ, Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (8 ч)


62

1

12.01


Александр Васильевич СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903). "Свадьба Кречинского".

История создания. Сценическая судьба. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии. Объекты критики и традиции «хорошо сделанной пьесы» комедии «Свадьба Кречинского». Изображение семейных отношений через раскрытие социально-исторических процессов, происходивших в России после отмены крепостного права.


63

2

13.01


Всеволод Михайлович ГАРШИН (1855-1888). Жизнь и судьба В.М. Гаршина. «Красный цветок» – произведение о непримиримой борьбе человека со злом. Философский смысл рассказа. Образ — символ в рассказе. Символичность восприятия мира главным героем.


64

4

14.01


Дмитрий Васильевич ГРИГОРОВИЧ (1822-1900). Д.В. Григорович – русский писатель, представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его произведениях.

Рассказ "Гуттаперчевый мальчик" (оригинальный текст). Жанр произведения. Проблематика и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексика в произведении и главная идея. "Прохожий" (святочный рассказ). Интерес к народной жизни, этнографии и фольклору, стремление постичь тайну народного характера, критическое изображение изъянов и пороков представителей чиновничье-бюрократической системы


65

5

15.01


Григорий Иванович УСПЕНСКИЙ (1843-1902). Эссе "Выпрямила". Рассказ "Пятница".

Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. Мнимая «правда», где «все одно унижение, всё попрание в человеке человека».


66

6

19.01


Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества писателя.

Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Значение романа в истории литературы и революционного движения.


67

7

20.01


Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе.


68

8

21.01


Новые люди. «Особенный человек».






Тема 2.7. М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, Н.С. ЛЕСКОВ (7ч+1Вн чт+2Рр)


69

1

22.01


Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Общий очерк творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.

Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок Щедрина от народных сказок


70

2

26.01


Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос. Язык сказок. Художественное мастерство писателя-сатирика. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя


71

3

27.01


Внеклассное чтение № 2. М.Е. Салтыков – Щедрин «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист».


72

4

28.01


Р/Р. № 8. Сочинение-анализ одной из сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина


73

5

29.01


Романы: "История одного города", "Господа Головлевы".

Своеобразие художественной формы, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов


74

6

02.02


Проблема народа в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель о народе историческом и народе как носителе идеи демократизма.

М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Современное звучание его произведений.


75

7

03.02


Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир Н.С. Лескова.

Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя. Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве.

Повести и рассказы: "Человек на часах", "Тупейный художник"


76

8

04.02


"Очарованный странник". Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н.С. Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя.


77

9

05.02


Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.


78

10

09.02


Р/Р. №9. Развёрнутый ответ на вопрос






Тема № 2.8. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (8 ч+1Рр)


79

1

10.02


Общая характеристика творчества Л.Н. Толстого. Связь творчества Л.Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя.

Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир


80

2

11.02


Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната»). Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»).


81


3

12.02



Роман-эпопея "Война и мир"вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея.


82

4

16.02


Соединение народа как «тела» нации с её «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости.


83

5

17.02


Народ и «мысль народная» в изображении писателя.


84

6

18.02


Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий.


85

7

19.02


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.

Наизусть: один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»


86

8

24.02


Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.


87

9

25.02


Р/Р. № 10. Письменный анализ эпизода произведения






Тема № 2.9. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (7 ч+1Кс+1Вн чт)


88

1

26.02


Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен.


89

2

02.03


Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи..


90

3

03.03


Философский смысл образа Платона Каратаева


91

4

04.03


Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления.


92

5

05.03


Патриотизм ложный и патриотизм истинный.Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Теория литературы. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).


93

6

09.03


Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Теория литературы. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).


94

7

10.03


Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.


95

8

11.03


Контрольное сочинение №3 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»


96

9

12.03


Внеклассное чтение №3. Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»






Тема № 2.10. А.П. Чехов, В.А. Гиляровский (11 ч+ 1Кс+1Вн чт.+1ЛРК)


97

1

16.03


Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904). Общая характеристика творчества А.П. Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. Жанровое своеобразие малой формы у А.П. Чехова.


98

2

17.03


Рассказы А.П. Чехова: "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "Дама с собачкой", "Попрыгунья. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова; воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова.


99

3

18.03


Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь


100

4

19.03


Проблема нравственной ответственности в прозе А.П. Чехова.

Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор, способы создания комического эффекта. Смешное и серьезное в новеллах А.П. Чехова.


101

5

30.03


Драматургия А.П. Чехова. Пьесы "Чайка", "Три сестры", «Дядя Ваня». Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного действия. Споры о жанровой природе драматургии писателя, своеобразие его комедий.

Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе.


102

6

31.03


Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы


103

7

01.04


«Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельцев сада. Теория литературы. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.


104

8

02.04


Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой.


105

9

06.04


Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр. Современные трактовки чеховских пьес.

Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.


106

10

07.04


Контрольное сочинение №4 по творчеству А.П. Чехова


107

11

08.04


Внеклассное чтение №4. А.П. Чехов «Учитель словесности», «Палата №6».


108

12

09.04


Владимир Алексеевич ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935)

Книга "Москва и москвичи". Произведение о родном городе, крае.


109

13

13.04


Литература родного края № 2. Поэты Донбасса о ВОВ

Наизусть

110

14

14.04


Мировое значение русской литературы.

Русская литература как составная часть мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с литературами других народов. Гуманизм, народность, глубина постановки важных вопросов современности в произведениях русских писателей






Тема № 3. Мировая литература

Тема № 3.1. О БАЛЬЗАК, Ч. ДИККЕНС, Г. ИБСЕН, М. МЕТЕРЛИ́НК (9 ч)

111

1

15.04


Оноре де БАЛЬЗАК (1799-1850)

Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. Романы "Гобсек", "Шагреневая кожа".


112

2

16.04


Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.

Теория литературы. Художественная деталь (закрепление знаний).


113

3

20.04


Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта.


114

4

21.04


Чарльз ДИККЕНС (1812-1870)

Чарлз Диккенс — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка древностей». Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение оптимизма писателя.


115

5

22.04


Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа. Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе.

Теория литературы. Святочная повесть.


116

6

23.04


Генрик ИБСЕН (1828-1906) Генрик Ибсен — выдающийся норвежский писатель, основоположник европейской «новой драматургии». Три этапа его творчества: романтический, реалистический и символический.

Пьеса «Нора». Аналитическое построение пьесы.


117

7

27.04


Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини.


118

8

28.04


Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини.

Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе.


119

9

29.04


Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р МЕТЕРЛИ́НК (1862-1949)

М. Метерлинк — бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые»






Тема № 3.2. МОПАССАН, Ф. СТЕНДАЛЬ, Г. ФЛОБЕР, Б. ШОУ. Символизм.

Литература народов России (14 ч+1Кр)


120

1

30.04


Ги де МОПАССАН (1850-1893) Слово о писателе.

«Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета


121

2

05.05


Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. Теория литературы. Развитие понятий о новелле, композиции.


122

3

06.05


Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783-1842) Жизненный путь и личность Ф. Стендаля. Становление писателя, активное участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве. Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя.


123

4

07.05


Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа.


124

5

12.05


Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Ф. Стендаля. Ренессансные реминисценции и колорит в произведении.


125

6

13.05


Гюстав ФЛОБЕР (1821-1880)

Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в раскрытии характеров героев


126

7

14.05


Роман «Мадам Бовари». Эмма Бовари, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев.


127

8

18.05


Джордж Бернард ШОУ (1856-1950) Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования. Переосмысление автором мифа о Пигмалионе. Значение и место Б. Шоу в мировой драматургии.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации.


128

9

19.05


Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художественный прием.


129

10

20.05


Контрольная тестовая работа №4 по творчеству зарубежных писателей


130

11

21.05


Символизм — литературное течение конца XIX века

Понятие «символ» в искусстве. Строение символистского образа, его многозначность. Эмиль Верхарн. Музыкальность поэзии символистов, передача тончайших оттенков настроений и чувств, мгновенных впечатлений. Шарль Бодлер — родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях.

Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные». Выявление соответствий между звуками и цветом, сопоставление их с возникающими в памяти видениями и образами.


131

12

25.05


Литература народов России. Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор.) Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор.) Стихотворение из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.


132

13

26.05


Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей


133

14

27.05


Обобщающий урок


134

15

28.05


Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения



Для заучивания наизусть

А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одного из главных героев).

Ф. Тютчев. Два стихотворения.

А.А. Фет. Одно-два стихотворения.

А.К. Толстой. Одно стихотворение.

Н.А. Некрасов. Два стихотворения.

Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»).

Одно стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

Одно стихотворение поэта-современника о родном крае или отрывок из прозаического произведения (по выбору обучающихся).


9