- Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
- Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года,
Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобраз. Орг-й. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2 / Ю. В. Лебедев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 367 с.
Планируемые предметные результаты, определенные примерной программой по литературе, предполагают формирование читательской компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о литературе.
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения обучающихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе, возможно, увиденной в театре.
Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.); особое внимание важно обратить на совершенствование речи обучающихся, систематически проводя подобную работу с обучающимися на уроках литературы и связанных с ними уроках развития речи.
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к теме (модулю). На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приёмами и методами анализа текста).
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта.
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Данная программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Седовская школа» Новоазовского района ДНР.
№ п/п | №в те ме | Дата | Тема | Примечания |
план | факт |
| | | | Тема № 1. Введение (1 ч) ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12ч)+2Рр+1Кр | |
1 | 1 | 01.09 | | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман. | |
2 | 2 | 02.09 | | Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). «Не то, что мните вы, природа... «Певучесть есть в морских волнах...», «Умом Россию не понять...», «Silentium!”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной...», «Еще в полях белеет снег...», «Предопределение», «С поляны коршун поднялся...», «Фонтан», «Эти бедные селенья...» | |
3 | 3 | 03.09 | | Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...» | Наизусть: два стихотво рения |
4 | 4 | 04.09 | | Р/Р. № 1. Обучение анализу лирического произведения | |
5 | 5 | 09.09 | | Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Учись у них — у дуба, у березы...» | Наизусть: одно - два стихотво рения |
6 | 6 | 10.09 | | Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Я тебе ничего не скажу...», «На стоге сена ночью южной...», «Одним толчком согнать ладью живую...» | |
7 | 7 | 11.09 | | Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875) Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: "Средь шумного бала, случайно...", "Край ты мой, родимый край...", "Меня, во мраке и в пыли...", "Двух станов не боец, но только гость случайный…" | Наизусть: одно стихотво рение |
8 | 8 | 15.09 | | Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1877) Общая характеристика. Место поэта в литературном процессе. Лирика Н.А. Некрасова. Н.А. Некрасов о поэте и поэзии. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. "Блажен незлобивый поэт...", "В дороге", "Вчерашний день, часу в шестом..." "О Муза! я у двери гроба...", "Поэт и Гражданин", "Пророк", | |
9 | 9 | 16.09 | | Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н.А. Некрасова "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей..." "Внимая ужасам войны...", "Когда из мрака заблужденья...", "Накануне светлого праздника","Памяти Добролюбова" | Наизусть: два стихотво рения |
10 | 10 | 17.09 | | Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова. Изображение разных сторон жизни народа. Многообразие крестьянских типов. Журнальная полемика вокруг поэзии Н.А. Некрасова. "В полном разгаре страда деревенская..." "Родина", "Тройка", "Размышления у парадного подъезда", "Элегия" ("Пускай нам говорит изменчивая мода..."), "Несжатая полоса" | |
11 | 11 | 18.09 | | Р/Р. № 2. Анализ лирического произведения | |
12 | 12 | 22.09 | | Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Точность в освещении событий, простота сюжета, роль диалога. | |
13 | 13 | 23.09 | | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация устного народного творчества. | |
14 | 14 | 24.09 | | Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Поэтика «Кому на Руси жить хорошо». Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Развитие понятия о поэме | |
15 | 15 | 25.09 | | Проблема счастья в поэме. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства — главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. «Люди холопского звания». Нравственная проблематика поэмы, непреходящее значение этической позиции писателя. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова. Идейная позиция писателя по отношению к «народным заступникам». Поэма Н.А. Некрасова — энциклопедия народной жизни середины XIX века. | |
16 | 16 | 29.09 | | Контрольная тестовая работа №1 | |
| | | | Тема № 2. РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА Тема 2.1. А. Н.ОСТРОВСКИЙ ( 6ч+1Рр+1Кс) | |
17 | 1 | 30.09 | | Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Пьесы: "Доходное место", "На всякого мудреца довольно простоты", "Снегурочка", "Женитьба Бальзаминова". А.Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. | |
18 | 2 | 01.10 | | «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. | |
19 | 3 | 02.10 | | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | Наизусть: (монолог одной из главных героинь) |
20 | 4 | 06.10 | | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). | |
21 | 5 | 07.10 | | Р/Р. № 3. Работа со статьей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Составление тезисов критической статьи | |
22 | 6 | 08.10 | | «Бесприданница». Новый вариант темы "горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. | |
23 | 7 | 09.10 | | Система персонажей. Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы. "Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. | |
24 | 8 | 13.10 | | Контрольное сочинение №1по творчеству А.Н.Островского | |
| | | | Тема 2.2. И.А.ГОНЧАРОВ (6 ч+2Рр+1Кр+1Вн чт) | |
25 | 1 | 14.10 | | Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812-1891) Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни | |
26 | 2 | 15.10 | | «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. | |
27 | 3 | 16.10 | | Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения. Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Социально-философский роман. «Говорящая» деталь. | |
28 | 4 | 20.10 | | Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). | |
29 | 5 | 21.10 | | Р/Р. №4. Анкета литературного героя | |
30 | 6 | 22.10 | | Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. | |
31 | 7 | 23.10 | | Контрольная тестовая работа №2. | |
32 | 8 | 03.11 | | Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть. | |
33 | 9 | 05.11 | | Р/Р. №5. . Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» H.А. Добролюбова, «Обломов» Д.И. Писарева). | |
34 | 10 | 06.11 | | Внеклассное чтение № 1. И.А.Гончаров Повесть «Фрегат «Паллада» – книга путевых очерков, положившая начало «морской» литературе | |
| | | | Тема 2.3. Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (9ч+1Рр+1Кс.) | |
35 | 1 | 10.11 | | Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883). Жизнь и творчество. (Обзор.) Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И.С. Тургенева, его участие в журнальной полемике. | |
36 | 2 | 11.11 | | Герой и эпоха в романах И.С. Тургенева. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская (роман «Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами. | |
37 | 3 | 12.11 | | «Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Глубина и поэтичность простых, обыденных взаимоотношений | |
38 | 4 | 13.11 | | «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). | |
39 | 5 | 17.11 | | Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Портретные характеристики персонажей. | |
40 | 6 | 18.11 | | Р/Р. № 6. Письменный ответ на проблемный вопрос | |
41 | 7 | 19.11 | | Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. | |
42 | 8 | 20.11 | | Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя | |
43 | 9 | 24.11 | | Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. | |
44 | 10 | 25.11 | | Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И. Писарева). | |
45 | 11 | 26.11 | | Контрольное сочинение №2 по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». | |
| | | | Тема 2.4. Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ ( 7+1Рр) | |
45 | 1 | 27.11 | | Жизнь и творчество (обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. Повести "Неточка Незванова", "Сон смешного человека", "Записки из подполья" в контексте творчества писателя. Великое «пятикнижие» Достоевского. | |
46 | 2 | 01.12 | | «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Русская действительность в художественном мире романа. Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. | |
47 | 3 | 02.12 | | Петербург Достоевского — город униженных и оскорблённых. | |
48 | 4 | 03.12 | | Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. | |
49 | 5 | 04.12 | | «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | |
50 | 6 | 08.12 | | Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. | |
51 | 7 | 09.12 | | Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе | |
52 | 8 | 10.12 | | Р/Р. № 7. Один из приемов создания образа Раскольникова в романе «Преступление и наказание» - внутренние монологи его, или диалог с самим собой. Сочинение в форме диалога с самим собою по вопросу или вопросам, которые вас волнуют. | |
| | | | Тема 2.5. Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ( 7+1Кр+1ЛРК) | |
53 | 1 | 11.12 | | Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). | |
54 | 2 | 15.12 | | Идейные и психологические двойники Раскольникова. | |
55 | 3 | 16.12 | | Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. | |
56 | 4 | 17.12 | | Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. . Теория литературы. Полифонизм романов Достоевского. | |
57 | 5 | 18.12 | | Контрольная тестовая работа №3 | |
58 | 6 | 22.12 | | «Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. | |
59 | 7 | 23.12 | | «Подросток» – один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия». | |
60 | 8 | 24.12 | | Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века | |
61 | 9 | 25.12 | | Литература родного края № 1. Поэты Донбасса о родном крае | Наизусть |
| | | | Тема 2.6. А.В.СУХОВО-КОБЫЛИН, В.М.ГАРШИН, Д.В.ГРИГОРОВИЧ, Г.И.УСПЕНСКИЙ, Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (8 ч) | |
62 | 1 | 12.01 | | Александр Васильевич СУХОВО-КОБЫЛИН (1817-1903). "Свадьба Кречинского". История создания. Сценическая судьба. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина — новое слово в русской драматургии. Объекты критики и традиции «хорошо сделанной пьесы» комедии «Свадьба Кречинского». Изображение семейных отношений через раскрытие социально-исторических процессов, происходивших в России после отмены крепостного права. | |
63 | 2 | 13.01 | | Всеволод Михайлович ГАРШИН (1855-1888). Жизнь и судьба В.М. Гаршина. «Красный цветок» – произведение о непримиримой борьбе человека со злом. Философский смысл рассказа. Образ — символ в рассказе. Символичность восприятия мира главным героем. | |
64 | 4 | 14.01 | | Дмитрий Васильевич ГРИГОРОВИЧ (1822-1900). Д.В. Григорович – русский писатель, представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Горькая судьба крестьянства и городской бедноты в его произведениях. Рассказ "Гуттаперчевый мальчик" (оригинальный текст). Жанр произведения. Проблематика и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. Лексика в произведении и главная идея. "Прохожий" (святочный рассказ). Интерес к народной жизни, этнографии и фольклору, стремление постичь тайну народного характера, критическое изображение изъянов и пороков представителей чиновничье-бюрократической системы | |
65 | 5 | 15.01 | | Григорий Иванович УСПЕНСКИЙ (1843-1902). Эссе "Выпрямила". Рассказ "Пятница". Мистический рассказ о людях, «скомканных» как русской действительностью, так и западноевропейским капиталистическим строем. Мнимая «правда», где «все одно унижение, всё попрание в человеке человека». | |
66 | 6 | 19.01 | | Николай Гаврилович ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889) Очерк жизни и творчества писателя. Роман «Что делать?». Творческая история романа. Жанровое своеобразие. Значение романа в истории литературы и революционного движения. | |
67 | 7 | 20.01 | | Диалоги с «проницательным читателем». Композиция романа. Мир старых пошлых людей в романе. | |
68 | 8 | 21.01 | | Новые люди. «Особенный человек». | |
| | | | Тема 2.7. М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, Н.С. ЛЕСКОВ (7ч+1Вн чт+2Рр) | |
69 | 1 | 22.01 | | Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) Общий очерк творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Русская действительность в художественном мире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя. Цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Своеобразие фантастики в сказках. Отличие сказок Щедрина от народных сказок | |
70 | 2 | 26.01 | | Иносказательная образность, гротеск, аллегория, символика в сказках. «Опрокинутый» мир сказок писателя. Социально-политическая и нравственная проблематика, сатирический пафос. Язык сказок. Художественное мастерство писателя-сатирика. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя | |
71 | 3 | 27.01 | | Внеклассное чтение № 2. М.Е. Салтыков – Щедрин «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист». | |
72 | 4 | 28.01 | | Р/Р. № 8. Сочинение-анализ одной из сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | |
73 | 5 | 29.01 | | Романы: "История одного города", "Господа Головлевы". Своеобразие художественной формы, особенности их фантастики и психологизма. Широкое обобщающее значение щедринских образов | |
74 | 6 | 02.02 | | Проблема народа в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель о народе историческом и народе как носителе идеи демократизма. М.Е. Салтыков-Щедрин как сатирик. Объекты сатиры, средства и приемы сатирической типизации. Образы «литературных негодяев» в произведениях писателя. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Современное звучание его произведений. | |
75 | 7 | 03.02 | | Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831-1895) Художественный мир Н.С. Лескова. Русская действительность в художественном мире Н.С. Лескова. Художественное своеобразие творчества писателя. Жанр новеллы как ведущий жанр в его творчестве. Повести и рассказы: "Человек на часах", "Тупейный художник" | |
76 | 8 | 04.02 | | "Очарованный странник". Особенности повествования, ориентация на сказ, на устную форму народной речи. Особенности сюжетосложения у Н.С. Лескова. Содержательный смысл поэтики писателя. | |
77 | 9 | 05.02 | | Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. | |
78 | 10 | 09.02 | | Р/Р. №9. Развёрнутый ответ на вопрос | |
| | | | Тема № 2.8. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (8 ч+1Рр) | |
79 | 1 | 10.02 | | Общая характеристика творчества Л.Н. Толстого. Связь творчества Л.Н. Толстого с его эпохой (1861-1905), отражение русской действительности в художественном мире произведений писателя. Религиозные и нравственные искания писателя. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир | |
80 | 2 | 11.02 | | Правда о войне в «Севастопольских рассказах». Взгляды и настроения писателя в 70-80-е годы («Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната»). Ощущение необходимости воскрешения национальной жизни («Воскресение», «Живой труп»). | |
81 | 3 | 12.02 | | Роман-эпопея "Война и мир" — вершина творчества Л.Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. | |
82 | 4 | 16.02 | | Соединение народа как «тела» нации с её «умом» —просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. | |
83 | 5 | 17.02 | | Народ и «мысль народная» в изображении писателя. | |
84 | 6 | 18.02 | | Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. | |
85 | 7 | 19.02 | | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. | Наизусть: один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу» |
86 | 8 | 24.02 | | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. | |
87 | 9 | 25.02 | | Р/Р. № 10. Письменный анализ эпизода произведения | |
| | | | Тема № 2.9. Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (7 ч+1Кс+1Вн чт) | |
88 | 1 | 26.02 | | Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. | |
89 | 2 | 02.03 | | Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.. | |
90 | 3 | 03.03 | | Философский смысл образа Платона Каратаева | |
91 | 4 | 04.03 | | Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | |
92 | 5 | 05.03 | | Патриотизм ложный и патриотизм истинный.Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Теория литературы. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). | |
93 | 6 | 09.03 | | Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Теория литературы. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия). | |
94 | 7 | 10.03 | | Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. | |
95 | 8 | 11.03 | | Контрольное сочинение №3 по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | |
96 | 9 | 12.03 | | Внеклассное чтение №3. Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат» | |
| | | | Тема № 2.10. А.П. Чехов, В.А. Гиляровский (11 ч+ 1Кс+1Вн чт.+1ЛРК) | |
97 | 1 | 16.03 | | Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904). Общая характеристика творчества А.П. Чехова, своеобразие воспроизведения русской действительности в его произведениях. Жанровое своеобразие малой формы у А.П. Чехова. | |
98 | 2 | 17.03 | | Рассказы А.П. Чехова: "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "Дама с собачкой", "Попрыгунья. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова; воспроизведение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова. | |
99 | 3 | 18.03 | | Проблема истинных и ложных ценностей. «Восходящее» и «нисходящее» развитие личности в произведениях писателя; осознание истинных ценностей и отход от них. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах А.П. Чехова. Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь | |
100 | 4 | 19.03 | | Проблема нравственной ответственности в прозе А.П. Чехова. Особенности поэтики писателя, связанные с использованием малых прозаических жанров. Роль художественной детали. Своеобразие чеховского психологизма. Юмор, способы создания комического эффекта. Смешное и серьезное в новеллах А.П. Чехова. | |
101 | 5 | 30.03 | | Драматургия А.П. Чехова. Пьесы "Чайка", "Три сестры", «Дядя Ваня». Новаторство чеховской драматургии. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Значение подтекста. Роль ремарок и художественных деталей. Особенности конфликта и развития сюжетного действия. Споры о жанровой природе драматургии писателя, своеобразие его комедий. Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. | |
102 | 6 | 31.03 | | Пьеса «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы | |
103 | 7 | 01.04 | | «Несостоявшиеся судьбы» героев пьесы. Проблема соотношения старых и нового владельцев сада. Теория литературы. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. | |
104 | 8 | 02.04 | | Эмоциональный смысл финала. Значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Неоднозначное прочтение пьесы критикой. | |
105 | 9 | 06.04 | | Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр. Современные трактовки чеховских пьес. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. | |
106 | 10 | 07.04 | | Контрольное сочинение №4 по творчеству А.П. Чехова | |
107 | 11 | 08.04 | | Внеклассное чтение №4. А.П. Чехов «Учитель словесности», «Палата №6». | |
108 | 12 | 09.04 | | Владимир Алексеевич ГИЛЯРОВСКИЙ (1855-1935) Книга "Москва и москвичи". Произведение о родном городе, крае. | |
109 | 13 | 13.04 | | Литература родного края № 2. Поэты Донбасса о ВОВ | Наизусть |
110 | 14 | 14.04 | | Мировое значение русской литературы. Русская литература как составная часть мирового литературного процесса, ее своеобразие и самобытность, тесная взаимосвязь с литературами других народов. Гуманизм, народность, глубина постановки важных вопросов современности в произведениях русских писателей | |
| | | | Тема № 3. Мировая литература Тема № 3.1. О БАЛЬЗАК, Ч. ДИККЕНС, Г. ИБСЕН, М. МЕТЕРЛИ́НК (9 ч) | |
111 | 1 | 15.04 | | Оноре де БАЛЬЗАК (1799-1850) Сведения о жизни и творчестве О. Де Бальзака. Автор «Человеческой комедии» – знаток человеческой души и движущих сил общественного развития. Романы "Гобсек", "Шагреневая кожа". | |
112 | 2 | 16.04 | | Изображение губительной власти денег, разрушающей человеческие души и семьи, противопоставляющей детей и родителей. Проблема мнимых и подлинных жизненных ценностей. Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта. Теория литературы. Художественная деталь (закрепление знаний). | |
113 | 3 | 20.04 | | Художественное совершенство произведений французского писателя-реалиста: мастерство портрета, значение деталей быта. | |
114 | 4 | 21.04 | | Чарльз ДИККЕНС (1812-1870) Чарлз Диккенс — крупнейший английский романист XIX века. Юмор Диккенса. «Лавка древностей». Вечная борьба между добром и злом. Смех как выражение оптимизма писателя. | |
115 | 5 | 22.04 | | Реальное и сказочное в «Рождественской истории» Диккенса. Скряга Скрудж, его холодный дом, встреча с духами прошлого, настоящего и будущего и его превращение в доброго Скруджа. Образ Скруджа и галерея образов скупцов в мировой литературе. Теория литературы. Святочная повесть. | |
116 | 6 | 23.04 | | Генрик ИБСЕН (1828-1906) Генрик Ибсен — выдающийся норвежский писатель, основоположник европейской «новой драматургии». Три этапа его творчества: романтический, реалистический и символический. Пьеса «Нора». Аналитическое построение пьесы. | |
117 | 7 | 27.04 | | Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини. | |
118 | 8 | 28.04 | | Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини. Новаторство Ибсена-драматурга, его значение в мировой литературе. | |
119 | 9 | 29.04 | | Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р МЕТЕРЛИ́НК (1862-1949) М. Метерлинк — бельгийский драматург-символист. Символика образов, созданных драматургом в пьесе «Слепые» | |
| | | | Тема № 3.2. МОПАССАН, Ф. СТЕНДАЛЬ, Г. ФЛОБЕР, Б. ШОУ. Символизм. Литература народов России (14 ч+1Кр) | |
120 | 1 | 30.04 | | Ги де МОПАССАН (1850-1893) Слово о писателе. «Милый друг». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета | |
121 | 2 | 05.05 | | Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы. Теория литературы. Развитие понятий о новелле, композиции. | |
122 | 3 | 06.05 | | Фредерик СТЕНДАЛЬ (1783-1842) Жизненный путь и личность Ф. Стендаля. Становление писателя, активное участие в романтическом русле. Синтез романтизма и реализма в его зрелом творчестве. Роман «Пармская обитель». Италия в жизни и творчестве писателя. | |
123 | 4 | 07.05 | | Изображение современной действительности и «миф Италии»; социально-политический и поэтический миры романа. | |
124 | 5 | 12.05 | | Фабрицио дель Донго как характерный романтический герой Ф. Стендаля. Ренессансные реминисценции и колорит в произведении. | |
125 | 6 | 13.05 | | Гюстав ФЛОБЕР (1821-1880) Романы Г. Флобера. Реалистический показ в них жизни общества, мастерство в раскрытии характеров героев | |
126 | 7 | 14.05 | | Роман «Мадам Бовари». Эмма Бовари, ее судьба. Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью. Использование несобственной прямой речи как особого способа в раскрытии психологии героев. | |
127 | 8 | 18.05 | | Джордж Бернард ШОУ (1856-1950) Вера драматурга в человека, возможность его творческого развития и совершенствования. Переосмысление автором мифа о Пигмалионе. Значение и место Б. Шоу в мировой драматургии. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. | |
128 | 9 | 19.05 | | Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы. Теория литературы. Парадокс как художественный прием. | |
129 | 10 | 20.05 | | Контрольная тестовая работа №4 по творчеству зарубежных писателей | |
130 | 11 | 21.05 | | Символизм — литературное течение конца XIX века Понятие «символ» в искусстве. Строение символистского образа, его многозначность. Эмиль Верхарн. Музыкальность поэзии символистов, передача тончайших оттенков настроений и чувств, мгновенных впечатлений. Шарль Бодлер — родоначальник французского символизма в поэзии. Стихотворения Бодлера «Альбатрос», «Соответствия» и «Лебедь». Образы-символы в этих стихотворениях. Поль Верлен и Артюр Рембо. Стихотворения Верлена «Марина», «Среди необозримой равнины», «Впечатления ночи». Музыкальность их звучания. «Спящий в ложбине» - одно из ранних стихотворений Рембо. Сонет Рембо «Гласные». Выявление соответствий между звуками и цветом, сопоставление их с возникающими в памяти видениями и образами. | |
131 | 12 | 25.05 | | Литература народов России. Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор.) Стихотворения: «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор.) Стихотворение из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. | |
132 | 13 | 26.05 | | Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей | |
133 | 14 | 27.05 | | Обобщающий урок | |
134 | 15 | 28.05 | | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения | |
А.Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница» (монолог одного из главных героев).
Ф. Тютчев. Два стихотворения.
А.А. Фет. Одно-два стихотворения.
А.К. Толстой. Одно стихотворение.
Н.А. Некрасов. Два стихотворения.
Л.Н. Толстой. «Война и мир» (один из отрывков: «У дядюшки», «Небо Аустерлица», «Старый дуб в весеннем лесу»).
Одно стихотворение поэта-современника о родном крае или отрывок из прозаического произведения (по выбору обучающихся).