СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю ___2__ час.

Плановых контрольных уроков___4_, административных контрольных работ – , проектных работ-3, уроков ВЧ -4, р/р-8



урока

урока в разделе

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Основ

ные направ ления программы воспитания

Календарные сроки

Фактические

сроки

1. Введение (1 ч.)





1

1

Русская литература и история. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

1

1,2,4,5,8

1.09


2. Русская литература (62ч.)





Русский фольклор (2 часа)





2

1

Проект «Русские на­родные песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Частушка как малый песенный жанр»

1

1,2,4,5,8

6.09


3

2

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Особенности содержания и ху­дожественной формы народ­ных преданий

1


8.09


Древнерусская литература (2 часа)


1,2,4,5,8



4

1


Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской лите­ратуры. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1


13.09


5

2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1


15.09


Русская литература 18 века (4 часа)


1,2,4,5,8



6

1

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина

1


20.09


7

2

«Недоросль». Речевые характеристики глав­ных героев как средство со­здания комического

1


22.09


8

3

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении


1


27.09


9

4

Р\р. Подготовка к домашнему со­чинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века»

1


29.09


Литература XIX века (32 ч.)


1,2,4,5,8



10

1

И.А.Крылов. Басни. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Сатирическое изобра­жение человеческих и обще­ственных пороков

1


4.10


11

2

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1


6.10


12

3

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литера­туре.

1


11.10


13

4

А.С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгно­венье...»), «19 октября». «Цветы последние милей…»Их основные темы и мотивы. Осо­бенности поэтической формы

1


13.10









14

5

Контрольная работа по литературе XVIII-XIX века

1


18.10


15

6

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина. «История Пуга­чева». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя

1


20.10


16

7

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Герои и их истори­ческие прототипы. Работа с текстом.

1


25.10


17

8

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1


27.10


18

9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина

1


8.11


19

10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное вос­стание в авторской оценке

1


10.11


20

11

«Капи­танская дочка». Историческая правда и художественный вы­мысел

1


15.11


21

12

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

1


17.11


22

13

Внеклассное чтение.

А. С. Пушкин. «Каменный гость » Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Повесть «Гробовщик» Место повести в контексте А.С.Пушкина. Соотношение случайного и закономерного

1


22.11


23

14

Поэзия пушкинской эпохи

Лирика К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского

1


24.11


24

15

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Осень».Отражение душевного настроя автора. 


1


29.11


25

16

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический ге­рой

1


1.12


26

17

«Мцыри». Анализ эпи­зода из поэмы «Мцыри» Раз­витие представлений о жанре романтической поэмы

1


6.12


27

18

Р/р. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1


8.12


28

19

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью».

1


13.12


29

20

Хлестаков. Понятие о «мираж­ной интриге». Хлестаковщина как общественное явление

1


15.12


30

21

Контрольная работа по литературе XIX века

1


20.12


31

22

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества

1


21.12


32

23

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Приемы са­тирического изображения чи­новников.

1


10.01


33

24

Р/р. Подготовка к домашне­му сочинению «Цели и средства Городничего(Хлестакова)»

1


12.01


34

25

Н.В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повество­вании

1


17.01


35

26

Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Дружба, переросшая во вражду.

1


19.01


36

27

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного го­рода». Художественно-политическая сатира на современные порядки

1


24.01


37

28

Н.С.Лесков «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа

1


26.01


38

29

Л.Н.Толстой. «По­сле бала». Противоречие между сословиями и внутри сословий. Идея разделенности двух Россий

1


31.01


39

30

Л.Н. Толстой. «После бала». Психологизм рассказа

1


2.02


40

31

Поэзия родной природы в творчестве Ф. И. Тютчева («Silentium», «Умом Россию не понять…»,«Осенний вечер»); А. А. Фета ( «Первый ландыш», «Весенние мысли»), А. Н. Майкова («Поле зыблется цветами…»)

1


7.02


41

32

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущен­ном счастье. Психологизм рассказа. « Дом с мезонином»

1


9.02


Проза конца XIX – начала XX века (3 ч)





3,4,7,8







42

1


И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кав­каз». Мастерство

И.А. Буни­на-прозаика


1


14.02


43

2

А.И. Куприн. «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье

1


16.02


44

3

Р/р. Сочинение «Что значит быть счастливым?».

1


21.02


Из русской литературы XX века (17ч. )


3,4,7,8



45

1

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве. «На поле Куликовом», «Россия».

1



28.02









46

2

С. А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводи­теля восстания.

1


2.03


47

3

Р/р. Образ Пу­гачева в фольклоре, произве­дениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина

1


7.03


48

4

Контрольная работа по литературе XIX-XX века

1


9.03


Проза русской эмиграции





1,3,4,7,8







49

5


И.С.Шмелёв. «Как я стал писате­лем» — воспоминание о пути к творчеству.

М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пен­сне»

1



14.03


50

6

Внеклассное чтение.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни»

1


16.03


51

7

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тер­кин». Тема честного служения Родине. Проект « Василий Теркин — защитник родной страны»

1


21.03


52

8

Правда о войне в поэме Твардовского Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы

1


23.03


53

9

Р/р. Сочинение «Василий Теркин: крестьянин, солдат, гражданин»

1


4.04


54

10

А. П. Платонов. Изображение негромкого героизма тружеников тыла в рассказе «Воз­вращение». Нравственная проблематика и гуманизм рас­сказа

1


6.04


55

11

Проект «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…» Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных буднейА.Фатьянов «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги»,


1


11.04


56

12

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1


13.04


Проза о Великой Отечественной войне


2,3,8



57

13


Вн. чт.В.П.Астафьев «Пастух и пастушка»Антигуманность и античеловечность войны в произведениях В. Астафьева.

1


18.04


58

14

Вн. чт. В. М. Шукшин. «Боря», «Ноль-ноль целых». «Крепкий мужик», «Волки». Нравственная проблематика рассказов автора


1


20.04


59

15

Р/р. Сочинение « Нравственные проблемы в произведениях о XX века» («Верность и измена», «Смелость и трусость»)


1


25.04


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине


1-4,8



60

16

Внеклассное чтение.

.И.Анненский«Снег».Д.С.Мережковский «Родное», «Не надо звуков…», Н.Оцуп «Мне трудно без России»,

З.Н.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть…», И.А.Бунин «У птицы есть гнездо…»,Дон Аминадо «Бабье лето»

1


27.04


61

17

Вн. Чт. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий

Е.Мурашова «Класс коррекции»



2.05


62

18

Из литературы народов России Творчество М.Карима, («Радость нашего дома» и др.), Г. Айги («Снег» и др.)

1


2.05


Зарубежная литература (8ч.)








63

1

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Сонет как форма лирической поэзии


1


4.05


64

2

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера Сатира на дворянство и буржуа

1


9.05


65

3

Зарубежная романистикаМ.де Сервантес «Дон Кихот» (отд.главы),В.Скотт «Айвенго» (отд.главы). Авторская позиция.

1


11.05


66

4

Зарубежная новелистика. О .Генри «Дары волхвов», А.К.Дойл «Пляшущие человечки»

1


16.05


67.

5

Зарубежная проза о детях и подростках.Б.Кауфман «Крошка Цахес»

1


18.05


68

6

Современная зарубежная проза. У.Старк. «Чудаки и зануды»



23.05


69

7

Промежуточная аттестационная работа/Итоговая контрольная работа


1


25.05


70

8

Анализ контрольной работы. Викторина по изученным произведениям.

1


30.05




Планируемые результаты освоения предмета «Литература»


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Русская литература


осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

воспринимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;

культурной самоидентификации, осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры ;быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способным аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развивать способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., ; формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

сочинять песни, частушки и/или придумывать сюжетные
линии

сравнивать народные песни разных народов, определять чертынационального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия








оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы по друководством учителя

  • создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет

  • осуществлять редактирование и структурирование текста

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированностьактивного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:

1.Гражданского воспитания:

формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

2.Патриотического воспитания:

воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

3.Духовно-нравственного воспитания:

воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

4.Эстетического воспитания:

формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

5.Физического воспитания, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия:

развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

6.Трудового воспитания:

воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

7.Экологического воспитания:

формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

8.Ценности научного познания:

воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей





выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о
русском национальном характере;

адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное;

определять черты
национального характера;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

выявлять особенности языка и стиля писателя;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

анализировать литературные произ- ведения разных жанров;

выявлять и осмыслятьформы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

собирать материал и обрабатывать информацию не- обходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии ;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.



Зарубежная литература
















Содержание учебного предмета

Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Помимо этого в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в 8 классе.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому). В программе указаны произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учащихся 8 класса в школе обязательно; вариативность касается наполнения этих блоков.


А

В

С

Введение (1 час)

Русская литература и история. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.



Русская литература (62часа)




















Русский фольклор:

Русские народные песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…».

Частушки.

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»




Древнерусская литература.

«Повесть о житии Александра Невского», «Повесть о Шемякином суде»





Из русской литературы XVIII века.
Д.И.Фонвизин «Недоросль»


Из русской литературы XIX века.

А.С.Пушкин

«Капитанская дочка»

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье..»

Н.В.Гоголь «Ревизор»


Ф.И.Тютчев«Умом Россию не понять…»

Н.А.Некрасов «Несжатая полоса»




И.А.Крылов «Обоз», «Лягушки, просящие царя»

А.С.Пушкин Стихотворения«Туча», «19 октября», «Цветы последние милей…»

«Маленькие трагедии» «Каменный гость»

Повесть «Гробовщик » Место повести в контексте А.С.Пушкина. Соотношение случайного и закономерного

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Дума», «Пророк», Поэмы «Мцыри»

Н.В.Гоголь Повести «Шинель»

Ф.И.Тютчев «Я встретил вас- все былое.»

А.А.Фет «Первый ландыш», «Весенние мысли»

Н.А.Некрасов «Тройка»

И.С.Тургенев «Ася», «Нищий»

Н.С.Лесков «Старый гений»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»,

Л.Н.Толстой «После бала», «Хаджи Мурат»


А.П.Чехов «О любви», « Дом с мезонином»





Поэзия пушкинской эпохи

Лирика К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского


Поэзия 2-й половины 19 века

А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»


Проза конца XIX – начала XX века

И.А.Бунин «Кавказ»,

А.И.Куприн «Куст сирени»


Поэзия конца XIX – начала XX века

И.Анненский«Снег»,

И.А.Бунин «У птицы есть гнездо…»


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия»

С.Есенин «Пугачев»

А.Ахматова «Я научилась просто, мудро жить»

М.И.Цветаева «Генералам 12 года»

В.В.Маяковский «Послушайте»

О.Мандельштам «Бессоница…..

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

П.Платонов «Возвращение»

А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

А.И.Солженицын «Дыхание»

В.М.Шукшин «Срезал»

Поэзия 20-50-х гг.

Н.А.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…», «Не позволяй душе лениться»

Проза о детях

В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Проза о Великой Отечественной войне

В.П.Астафьев «Пастух и пастушка»

Проза о детях



Поэзия второй половины XX века

Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»,

М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»


Проза русской эмиграции

И.С.Шмелев «Как я стал писателем»,

Тэффи «Жизнь и воротник»,

М.А.Осоргин «Пенсне»


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий

Е.Мурашова «Класс коррекции»

Литература народов России

М.Карим «Радость нашего дома»

Зарубежная литература (5 часов)

У.Шекспир

«Ромео и Джульетта»



Гомер «Илиада» (отрывки)

М.де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору)

У.Шекспир «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»


Современная зарубежная проза

У.Старк «Чудаки и зануды»


Зарубежная новелистика

О.Генри «Дары волхвов»,

А.К.Дойл «Пляшущие человечки»

Зарубежная романистика XIX-XX века

В.Скотт«Айвенго»

Зарубежная проза о детях и подростках

Б.Кауфман « Крошка Цахес»?



Реализация национально-регионального компонента

  1. Урок №3 Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком», «Идегей» (татарское предание)

  2. Урок 12. А.С. Пушкин-историк. «История Пугачёвского бунта». А. Пушкин в Казани

  3. Урок 28. Великий русский актер М.И. Щепкин в роли Городничего на сцене Казанского драматического театра в 1836 году

  4. Урок 38.Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Л.Н. Толстой в Казани

  5. Урок №40Поэзия родной природы в творчестве Пушкина («Цветы последние милей»), Лермонтова («Осень»), Тютчева («Осенний вечер»), А.А.Фета («Первый ландыш»), Г.Тукая «Летняя заря» (Пер. В.Тушновой)

  6. Урок №45 А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». Статья Д.С. Лихачева «Мир на поле Куликовом». Д.С. Лихачев в Казани в годы Великой Отечественной войны.

  7. Урок №55 Муса Джалиль «Моабитские тетради»



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе


Календарно-тематическое планирование

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю ___2__ час.

Плановых контрольных уроков___4_, административных контрольных работ – , проектных работ-3, уроков ВЧ -4, р/р-8



урока

урока в разделе

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Основ

ные направ ления программы воспитания

Календарные сроки

Фактические

сроки

1. Введение (1 ч.)





1

1

Русская литература и история. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.

1

1,2,4,5,8

1.09


2. Русская литература (62ч.)





Русский фольклор (2 часа)





2

1

Проект «Русские на­родные песни. «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Частушка как малый песенный жанр»

1

1,2,4,5,8

6.09


3

2

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Особенности содержания и ху­дожественной формы народ­ных преданий

1


8.09


Древнерусская литература (2 часа)


1,2,4,5,8



4

1


Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской лите­ратуры. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития

1


13.09


5

2

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1


15.09


Русская литература 18 века (4 часа)


1,2,4,5,8



6

1

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина

1


20.09


7

2

«Недоросль». Речевые характеристики глав­ных героев как средство со­здания комического

1


22.09


8

3

Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении


1


27.09


9

4

Р\р. Подготовка к домашнему со­чинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века»

1


29.09


Литература XIX века (32 ч.)


1,2,4,5,8



10

1

И.А.Крылов. Басни. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Сатирическое изобра­жение человеческих и обще­ственных пороков

1


4.10


11

2

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

1


6.10


12

3

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литера­туре.

1


11.10


13

4

А.С. Пушкин. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгно­венье...»), «19 октября». «Цветы последние милей…»Их основные темы и мотивы. Осо­бенности поэтической формы

1


13.10









14

5

Контрольная работа по литературе XVIII-XIX века

1


18.10


15

6

А. С. Пушкин и история. Исто­рическая тема в творчестве Пушкина. «История Пуга­чева». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя

1


20.10


16

7

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Герои и их истори­ческие прототипы. Работа с текстом.

1


25.10


17

8

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1


27.10


18

9

Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравствен­ный идеал Пушкина

1


8.11


19

10

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное вос­стание в авторской оценке

1


10.11


20

11

«Капи­танская дочка». Историческая правда и художественный вы­мысел

1


15.11


21

12

Р/р. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

1


17.11


22

13

Внеклассное чтение.

А. С. Пушкин. «Каменный гость » Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. Повесть «Гробовщик» Место повести в контексте А.С.Пушкина. Соотношение случайного и закономерного

1


22.11


23

14

Поэзия пушкинской эпохи

Лирика К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского

1


24.11


24

15

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Осень».Отражение душевного настроя автора. 


1


29.11


25

16

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» Мцыри как романтический ге­рой

1


6.12


26

17

«Мцыри». Анализ эпи­зода из поэмы «Мцыри» Раз­витие представлений о жанре романтической поэмы

1


8.12


27

18

Р/р. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

1


13.12


28

19

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью».

1


15.12


29

20

Хлестаков. Понятие о «мираж­ной интриге». Хлестаковщина как общественное явление

1


20.12


30

21

Контрольная работа по литературе XIX века

1


22.12


31

22

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества

1


27.12


32

23

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Приемы са­тирического изображения чи­новников.

1


10.01


33

24

Р/р. Подготовка к домашне­му сочинению «Цели и средства Городничего(Хлестакова)»

1


12.01


34

25

Н.В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повество­вании

1


17.01


35

26

Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Дружба, переросшая во вражду.

1


19.01


36

27

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного го­рода». Художественно-политическая сатира на современные порядки

1


24.01


37

28

Н.С.Лесков «Старый гений». Нравственные проблемы рассказа

1


26.01


38

29

Л.Н.Толстой. «По­сле бала». Противоречие между сословиями и внутри сословий. Идея разделенности двух Россий

1


3.01


39

30

Л.Н. Толстой. «После бала». Психологизм рассказа

1


2.02


40

31

Поэзия родной природы в творчестве Ф. И. Тютчева («Silentium», «Умом Россию не понять…»,«Осенний вечер»); А. А. Фета ( «Первый ландыш», «Весенние мысли»), А. Н. Майкова («Поле зыблется цветами…»)

1


7.02


41

32

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущен­ном счастье. Психологизм рассказа. « Дом с мезонином»

1


9.02


Проза конца XIX – начала XX века (3 ч)





3,4,7,8







42

1


И.А.Бунин. Проблема рассказа «Кав­каз». Мастерство

И.А. Буни­на-прозаика


1


14.02


43

2

А.И. Куприн. «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье

1


16.02


44

3

Р/р. Сочинение «Что значит быть счастливым?».

1


21.02


Из русской литературы XX века (17ч. )


3,4,7,8



45

1

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве. «На поле Куликовом», «Россия».

1



28.02









46

2

С. А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводи­теля восстания.

1


2.03


47

3

Р/р. Образ Пу­гачева в фольклоре, произве­дениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина

1


7.03


48

4

Контрольная работа по литературе XIX-XX века

1


9.03


Проза русской эмиграции





1,3,4,7,8







49

5


И.С.Шмелёв. «Как я стал писате­лем» — воспоминание о пути к творчеству.

М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пен­сне»

1



14.03


50

6

Внеклассное чтение.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни»

1


16.03


51

7

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тер­кин». Тема честного служения Родине. Проект « Василий Теркин — защитник родной страны»

1


21.03


52

8

Правда о войне в поэме Твардовского Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы

1


23.03


53

9

Р/р. Сочинение «Василий Теркин: крестьянин, солдат, гражданин»

1


4.04


54

10

А. П. Платонов. Изображение негромкого героизма тружеников тыла в рассказе «Воз­вращение». Нравственная проблематика и гуманизм рас­сказа

1


6.04


55

11

Проект «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Б.Ш.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату…» Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных буднейА.Фатьянов «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги»,


1


11.04


56

12

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе.

1


13.04


Проза о Великой Отечественной войне


2,3,8



57

13


Вн. чт.В.П.Астафьев «Пастух и пастушка»Антигуманность и античеловечность войны в произведениях В. Астафьева.

1


18.04


58

14

Вн. чт. В. М. Шукшин. «Боря», «Ноль-ноль целых». «Крепкий мужик», «Волки». Нравственная проблематика рассказов автора


1


20.04


59

15

Р/р. Сочинение « Нравственные проблемы в произведениях о XX века» («Верность и измена», «Смелость и трусость»)


1


25.04


Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине


1-4,8



60

16

Внеклассное чтение.

.И.Анненский«Снег».Д.С.Мережковский «Родное», «Не надо звуков…», Н.Оцуп «Мне трудно без России»,

З.Н.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть…», И.А.Бунин «У птицы есть гнездо…»,Дон Аминадо «Бабье лето»

1


27.04


61

17

Вн. Чт. Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий

Е.Мурашова «Класс коррекции»



2.05


62

18

Из литературы народов России Творчество М.Карима, («Радость нашего дома» и др.), Г. Айги («Снег» и др.)

1


2.05


Зарубежная литература (8ч.)








63

1

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Сонет как форма лирической поэзии


1


4.05


64

2

Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера Сатира на дворянство и буржуа

1


9.05


65

3

Зарубежная романистикаМ.де Сервантес «Дон Кихот» (отд.главы),В.Скотт «Айвенго» (отд.главы). Авторская позиция.

1


11.05


66

4

Зарубежная новелистика. О .Генри «Дары волхвов», А.К.Дойл «Пляшущие человечки»

1


16.05


67.

5

Зарубежная проза о детях и подростках.Б.Кауфман «Крошка Цахес»

1


18.05


68

6

Современная зарубежная проза. У.Старк. «Чудаки и зануды»



23.05


69

7

Промежуточная аттестационная работа/Итоговая контрольная работа


1


25.05


70

8

Анализ контрольной работы. Викторина по изученным произведениям.

1


30.05








ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

Дата проведения.

































































1