СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящая программа по литературе создана на основе программы общеобразовательных учреждений "Литература" под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М:. Просвещение, 2012 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в сответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Комсомольская СОШ»
Рассмотрена на заседании Методического совета школы и рекомендована к утверждению протокол № __ от ___августа 2018 года
Руководитель МС __________ /___________/
| Утверждена Приказ № ____ от ________2018 г.
Директор школы ___________/ ________/
|
Рабочая программа
по литературе
для 8 класса
основного общего образования
2018-2020 год
Пояснительная записка
Литература 8 класс
| Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение,2012год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего . Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, восп итанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». |
| Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе следующих документов: Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897; Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г. и авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 2011 г. |
| Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
|
| Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего . Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в истрию мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни» |
| Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора. |
| Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основной школы усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров. Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником право выбора. |
| В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать/понимать:
уметь:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстиками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 8) формирование экологической культуры на осовее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. 1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; 3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; 7) собственная интерпретация изученных литературных произведений; 8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; 11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; 12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
|
| Программа предусматривает различные формы организации занятий:
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
|
| Формы контроля:
|
| В восьмом классе — 70 ч (__2__ ч в неделю,___35__ учебных недель) 1четверть – 18 ч. 2 четверть – 14 ч. 3 четверть – 20 ч. 4 четверть - 18 ч. |
Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля |
1. | Вводный урок. | 1 |
|
2. | Устное народное творчество. | 2 | тест |
3. | Из Древнерусской литературы. | 2 | итоговая письменная работа |
4. | Из русской литературы 18 века. | 3 | тест, сочинение |
5. | Из русской литературы 19 века. | 32 | сочинение, контрольная работа№1, контрольная работа №2. |
6. | Из русской литературы 19 века. | 21 | проверочная работа, тест |
7. | Из зарубежной литературы. | 5 | тест |
| Итого: | 70 | контрольная работа |
Содержание программы:
Вводный урок. (1 час).
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Из Древнерусской литературы. (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.
Из русской литературы XVIII века (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
Из русской литературы XIX века (32 ч)
Иван .Андреевич Крылов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Сочинение по произведениям А.С. Пушкина.
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Из русской литературы XX века (21 ч)
Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются (4 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка .
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Из зарубежной литературы (5 ч).
Уильям Шекспир Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
К.Р. Контрольное тестирование.
Тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности |
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Вводный урок. (1 час).
| Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос: «Почему литература обращается к истории?» с последующей взаимопроверкой). |
Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. | Устное народное творчество (2 ч) Из Древнерусской литературы. (2 ч)
| Чтение статьи учебника и ответы на вопросы по ее содержанию. Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение. Составление историко-культурных комментариев к текстам. Работа с литературоведческим словарем. Сравнение песни, частушки, предания. преданий. Анализ признаков жанров, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия. |
Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения | Из Древнерусской литературы. (2 ч)
| Выразительное чтение фрагментов произведения и последующее его рецензирование. Составление историко-культурного комментария к тексту. Формулировка вопросов к тексту. Составление характеристики героя и его нравственная оценка. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа с литературоведческим портфолио «Жанр жития в русской литературе». |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века.
Понятие о классицизме. Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина. | Из русской литературы XVIII века (3 ч)
| Выразительное чтение отрывков и его последующее рецензирование. Устные ответы на вопросы по тематике и проблематике произведения. Работа в парах по определению жанровых признаков сатирической повести. Участие в коллективном диалоге. Чтение статьи учебника и ответы на вопросы по ее содержанию. Анализ афиши комедии. Составление историко-культурных комментариев к тексту комедии. Выявление в комедии характерных для русской литературы 18 века тем, образов и приемов изображения человека. Создание словесного портрета эпохи (индивидуальное задание) по произведению Д.И. Фонвизина. Составление речевых характеристик героев. Анализ эпизода комедии (по выбору учителя). Работа с литературоведческим портфолио «Классицизм как художественное направление», «Сатира как вид комического», «Говорящая фамилия». Инсценировка сцен комедии с последующим рецензированием. Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Чем современно звучание комедии «Недоросль»? |
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа.
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении.
А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее изученного). Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его характер и трагическая судьба. Отношение автора к герою. Прославление свободы в поэме как абсолютной ценности романтизма. Реальное и идеальное в поэме. Роль описаний природы в произведении.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой постановки. Русская действительность в картинах города N. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Хлестаков: тайна превращения «фитюльки» в «значительное лицо». Понятие о миражной интриге. Характер главного героя и средства его создания. Хлестаковщина как нравственное явление. Роль и смысл финальной сцены комедии Н.В. Гоголя.
Н.В. Гоголь. «Шинель». История создания повести. Образ маленького человека в повести. Гуманистическое звучание произведения. Смысл названия и финала повести Н.В. Гоголя «Шинель».
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Историческая и философская основа рассказа. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа. | Из русской литературы XIX века (32 ч)
| Чтение статьи учебника и ответы на вопросы по ее содержанию. Выразительное чтение басен (инсценировка) и устное его рецензирование. Характеристика сюжета басен, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Создание презентации «История и исторические лица в баснях И.А. Крылова» (индивидуальное задание). Устный рассказ о писателе на основе статьи учебника и поиска самостоятельных материалов. Составление словаря к тексту думы. Деление текста на смысловые части и составление плана. Ответы на проблемные вопросы учебника. Анализ образа главного героя, его поступков. Работа в парах над художественными элементами жанра думы. Составление плана к теме выступления «А.С. Пушкин и история». Повторение изученного материала по теме. Формирование начальных представлений об историзме художественной литературы, реализме и романе. Характеристика сюжета романа, его тематики и проблематики. Анализ эпиграфов к тексту романа. Участие в коллективном диалоге. Создание характеристики отдельного персонажа и анализ средств создания его образа. Составление сравнительной характеристики героев. Анализ фрагментов эпического произведения. Выявление различных форм выражения авторской позиции. Составление примерного плана сочинения. Анализ отдельных сцен и эпизодов произведения. Подбор цитат из текста для аргументации собственной позиции. Составление плана по теме «История в творчестве М.Ю. Лермонтова». Обобщение изученного по теме во фронтальной беседе. Создание презентации «Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова» (индивидуальное задание). Чтение, составление плана и подготовка к пересказу статьи учебника о М.Ю. Лермонтове. Работа с литературоведческим портфолио «Романтическая поэма». Составление историко-культурного комментария к поэме. Анализ ключевых эпизодов поэмы. Создание плана характеристики главного героя. Выявление художественно -изобразительных средств в поэме (групповая работа). Заучивание наизусть отрывка из поэмы. Создание презентации «Кавказские пейзажи в рисунках М.Ю. Лермонтова и их литературное воплощение в поэме «Мцыри» (по выбору). Чтение, составление плана и подготовка к пересказу статьи учебника о Гоголе-драматурге. Составление исторического портрета эпохи, изображенной Н.В. Гоголем. Знакомство с творческой и сценической историей пьесы. Создание историко-культурного и языкового комментария к произведению. Знакомство с афишей комедии. Анализ сцен комедии. Составление плана групповой характеристики героев. Работа над авторскими средствами создания социальной среды. Беседа об идейно-художественном своеобразии пьесы. Работа с литературоведческим портфолио «Средства создания монолога и диалога». Выразительное чтение сцен произведения. Выразительное чтение по ролям. Составление цитатного плана характеристики героя. Анализ этапов развития конфликта в комедии. Выявление связи эпиграфа и финальной сценой комедии. Анализ сюжета повести, ее тематики и проблематики, идейно-художественного своеобразия. Определение художественных особенностей повести (по группам): портрет в повести, художественная деталь в повести, интерьер в повести, пейзаж в повести. Различные виды чтения и пересказа текста. Составление сатирического портрета персонажа (устно). Работа с литературоведческим портфолио «Гротеск», «Сарказм». Поиск исторических реалий и выявление вневременных проблем в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Создание презентации (по выбору). Чтение статьи учебника и составление плана, беседа по вопросам. Составление историко-культурного комментария. Различные виды чтения и пересказа текста. Аналитическая беседа и устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Создание презентации (по выбору). Чтение статьи учебника и составление плана, беседа по вопросам. Различные виды чтения и пересказа текста. Анализ композиции рассказа. Сопоставление картин «на балу» и «после бала» Составление устной характеристики героев. Выявление авторской оценки героев. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Создание презентации «Трилогия А.П. Чехова «О любви», «Человек в футляре», «Крыжовник» (индивидуальное задание). Поиск афоризмов в чеховских текстах (групповая работа). Чтение статьи учебника и фронтальная беседа. Выразительное чтение фрагментов рассказа (в том числе и по ролям). Различные виды пересказа. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев. |
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Нравственный смысл рассказа.
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Всепобеждающая сила любви как основа бытия. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и художественные средства его создания. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания и средства его создания. И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству. История и современность через призму смешного. Журнал «Сатирикон» и его авторы. Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник», М.М. Зощенко «История болезни». А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
| Из русской литературы XX века (21 ч)
| Выборочное чтение отрывков из рассказа. Чтение по ролям и комментированное чтение Аналитическая беседа. Работа с литературоведческим портфолио: «Фабула и сюжет». Анализ образа рассказчика. Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительное чтение отрывков из рассказа и устное рецензирование чтения. Учебный диспут «Поговорим о превратностях любви». Участие в коллективном диалоге, подбор аргументов из текста для подтверждения своей позиции. Выявление смысла названия рассказа.
Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и других источников информации. Создание презентации «Тема истории в лирике А.А. Блока» (индивидуальное задание). Рецензирование актерского чтения стихотворения. Анализ проблематики и художественных особенностей произведения. Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и других источников информации. Создание презентации «История и современность в лирике С.А. Есенина» (индивидуальное задание). Работа с литературоведческим портфолио «Драматическая поэма». Анализ отрывков из поэмы и особенностей создания образа главного героя. Письменный ответ на проблемный вопрос «В чем общность и различие образа Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина». Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Анализ эпизода «Получение гонорара за рассказ». Работа с литературоведческим портфолио «Эпизод», «Автобиографизм». Чтение и анализ отрывков из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Характеристика сюжетов и героев рассказов, их идейного содержания и авторской позиции. Исследование средств создания комического. Письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем заключены большие проблемы «маленьких людей»? Рассказ о поэте по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Чтение отрывков из поэмы и их анализ. Работа с литературоведческим портфолио «Авторские отступления». Выразительное чтение фрагментов поэмы. Составление плана характеристики героя (в том числе и цитатного). Анализ различных форм выражения авторской позиции и отношения автора к герою. Обзор лирики по теме (групповая работа). Создание презентации «Стихи и песни, приближавшие Победу» (индивидуальное задание). Выразительное чтение стихотворений М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», А. Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги». Прослушивание песен и составление отзыва. Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительное чтение рассказа (в том числе и по ролям). Выделение ключевых эпизодов и их анализ (по выбору). Анализ различных форм выражения авторской позиции. Интерпретация названия рассказа. Рассказ о писателе по материалам статьи учебника и другим источникам информации. Выразительное чтение рассказа (в том числе и по ролям). Различные виды пересказа. Выделение ключевых эпизодов и их анализ (по выбору). Анализ различных форм выражения авторской позиции.
|
У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Скотт «Айвенго». (Изучение одного из произведений по выбору учителя.) | Из зарубежной литературы (5 ч).
| Поиск материалов о биографии писателя в разных информационных источниках. Выразительное чтение фрагментов текста. Различные виды пересказа. Анализ эпизодов (по выбору учителя). Характеристика героев и их нравственная оценка. Рассказ о понравившемся герое. Создание презентации «Художественное воплощение вечных образов в искусстве». |
Литература и средства обучения.
« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2010 г
Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
«Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
«.Программа по литературе для 5-11 классов» .Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.
Н.В.Беляева. «Уроки литературы в 8 классе.» Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2014.
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
В.Я. Коровина, И.С. Збарский. « Литература. 8 класс. Методические советы.» М.: «Просвещение», 2003
М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.
В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
Интернет-ресурсы:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по литературе 8 класс (учебники). Примерная программа по литературе 8 класс. | К
Д | Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ |
Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал (картинки, предметные таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения. Тестовые задания по литературе для 8 класса. Раздаточный материал по темам курса.
| Д
П Д |
|
Технические средства обучения | ||
Классная доска | Д | С диагональю не менее 72 см |
Демонстрационные пособия | ||
Репродукции картин художников. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
| Д Д
|
|