Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ШМО ________ Э.Э.Менадиева Протокол №____________ от «____»_________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Л.Я.Дерменджи «____»___________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ Л.А.Гончар Приказ №_____ от «____»________2022 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 2.2)
по окружающему миру
3-А КЛАСС
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 2 часа; всего за год 68 часов
УЧИТЕЛЬ: Семенчук Н.И.
КАТЕГОРИЯ: ВЫСШАЯ
СОСТАВЛЕНО в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир 1-4» Плешакова А.А., (М.: Просвещение, 2014) и ориентирована на работу по УМК «Школа России».
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций с прил. на электрон. носителе. в 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, – 13-е изд., стереотипн. – М. : Просвещение, 2022 – 224 с. : ил. –(Школа России). - ISBN 978-5-09-031634-7.
п. Почтовое, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598, зарегистрированный Минюстом России 03 февраля 2015 г., рег. №35847 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 22. 12. 2015 г. № 4/15.
Программа построена с учетом принципов доступности, системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных базовых учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Целями учебного курса являются:
1. Формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми.
2. Воспитание гармонично-развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое отечество.
Данные цели предусматривают решение следующих задач:
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, социализация обучающегося;
- ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
- воспитание любви к природе и своему Отечеству и бережного отношения ко всему живому на земле.
- овладение основными представлениями об окружающем мире;
- формирование знаний о человеке, умений осуществлять жизнедеятельность в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами, представлениями о здоровом образе жизни;
- формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, в том числе как ученика, члена детского коллектива, члена своей семьи, растущего гражданина нашего государства;
- формирование умений выполнять доступные поручения (обязанности) в семье и образовательной организации;
- развитие представлений о коммуникации людей, речевом этикете, умений реализовывать сформированные знания при общении в различных видах деятельности с детьми и взрослыми;
- развитие слухо-зрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, используемой при изучении данного предмета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны — соседи России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи;
обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
|
Как устроен мир (7) |
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности! |
Эта удивительная природа (18) |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни. |
Мы и наше здоровье (9) |
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. |
Наша безопасность (7) |
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. |
Чему учит экономика (12) |
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. |
Путешествия по городам и странам (13) |
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам |
мира. Повторение (2) |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п.п. | Наименование раздела | Учебные часы | Проверочные работы | Практические работы | Проекты |
1. | Как устроен мир | 7 | 1 | - | |
2. | Эта удивительная природа | 18 | 1 | 9 | Проект -1 |
3. | Мы и наше здоровье | 9 | 1 | 2 | Проект - 1 |
4. | Наша безопасность | 7 | 1 | 1 | |
5. | Чему учит экономика | 12 | 1 | 3 | Проект - 1 |
6. | Путешествие по городам и странам | 13 | 1 | | Проект - 1 |
7. | Повторение | 2 | | | |
| Итого | 68 | 6 | 15 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Сроки выполнения | Название раздела, темы, количество часов | Примечания |
план | факт | план | Факт |
Как устроен мир (7 ч) |
| 1. | 01.09 | 01.09 | Природа. Значение природы для людей. | |
| 2. | 06.09 | 06.09 | Человек. | |
| 3. | 08.09 | 08.09 | Общество. | |
| 4. | 13.09 | 13.09 | Российская Федерация. | |
| 5. | 15.09 | 15.09 | О чём расскажет план | |
| | 20.09 | | Что такое экология. | |
| | 22.09 | | Обобщение знаний по разделу «Как устроен мир» Проверочная работа№1 | |
Эта удивительная природа (18 ч) |
| | 27.09 | | Звёздное небо – Великая книга Природы. | |
| | 29.09 | | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | |
| | 04.10 | | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Умение определять наличие крахмала в продуктах». | |
| | 06.10 | | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». Опыт «Расширение воздуха» | |
| | 11.10 | | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». | |
| | 13.10 | | Превращения и круговорот воды в природе. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | |
| | 18.10 | | Берегите воду! | |
| | 20.10 | | Что такое почва. Практическая работа № 6 «Свойства почвы» | |
| | 25.10 | | Разнообразие растений. Практическая работа № 7 «Рассматривание живых и гербарных растений». | |
| | 27.10 | | Солнце, растения и мы с вами. | |
| | 08.11 | | Размножение и развитие растений | |
| | 10.11 | | Охрана растений. Практическая работа №8 «Размножение и развитие растений» | |
| | 15.11 | | Разнообразие животных. Практическая работа№9 | |
| | 17.11 | | Кто что есть. Проект «Разнообразие природы родного края». | |
| | 22.11 | | Размножение и развитие животных. | |
| | 24.11 | | Охрана животных. | |
| | 29.11 | | В царстве грибов. | |
| | 01.12 | | Обобщение знаний по разделу «Эта удивительная природа!» Проверочная работа № 2 | |
Мы и наше здоровье (9 ч) |
| | 06.12 | | Организм человека | |
| | 08.12 | | Органы чувств | |
| | 13.12 | | Надёжная защита организма. Практическая работа № 10 «Знакомство с внешним строением кожи». | |
| | 15.12 | | Опора тела и движение. | |
| | 22.12 | | Наше питание. Проект на тему: «Школа кулинаров» | |
| | 27.12 | | Дыхательная и кровообращение. Практическая работа №11 «Подсчет ударов пульса». | |
| | 29.12 | | Умей предупреждать болезни. | |
| | 10.01 | | Здоровый образ жизни. | |
| | 12.01 | | Обобщение знаний по разделу: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа № 3 | |
Наша безопасность (7 ч) |
| | 10.01 | | Огонь, вода и газ. | |
| | 12.01 | | Чтобы путь был счастливым. | |
| | 17.01 | | Дорожные знаки. | |
| | 19.01 | | Опасные места | |
| | 24.01 | | Природа и наша безопасность | |
| | 26.01 | | Экологическая безопасность. Практическая работа № 12 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». | |
| | 31.01 | | Обобщение знаний по разделу: «Наша безопасность» Проверочная работа № 4 | |
Чему учит экономика (12 ч) |
| | 02.02 | | Для чего нужна экономика | |
| | 07.02 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |
| | 09.02 | | Полезные ископаемые. Практическая работа № 13 «Полезные ископаемые» | |
| | 14.02 | | Растениеводство. Практическая работа № 14 «Знакомство с культурными растениями». | |
| | 16.02 | | Животноводство. | |
| | 21.02 | | Какая бывает промышленность. | |
| | 28.02 | | Что такое деньги. Практическая работа № 15 «Знакомство с различными монетами» | |
| | 02.03 | | Государственный бюджет. | |
| | 07.03 | | Семейный бюджет. | |
| | 09.03 | | Экономика и экология. | |
| | 14.03 | | Проект на тему: «Экономика родного края» | |
| | 16.03 | | Обобщение знаний по разделу «Чему учит экономика» Проверочная работа № 5 | |
Путешествие по городам и странам (13 ч) |
| | 28.03 | | Золотое кольцо России | |
| | 30.03 | | Золотое кольцо России | |
| | 03.04 | | Проект на тему: «Музей путешествий» | |
| | 06.04 | | Наши ближайшие соседи. | |
| | 11.04 | | Страны севера Европы. | |
| | 13.04 | | Страны Бенилюкса. | |
| | 18.04 | | Страны центра Европы. | |
| | 20.04 | | Франция и Великобритания | |
| | 25.04 | | Франция и Великобритания | |
| | 27.05 | | Страны юга Европы. | |
| | 02.05 | | Всемирное наследие. | |
| | 04.05 | | Обобщение знаний по разделу «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа № 6 | |
| | 11.05 | | Урок викторина по разделу «Путешествие по городам и странам». | |
Повторение (2) |
| | 16.05 | | Повторение. Мы и наше здоровье. | |
| | 18.05 | | Повторение. Путешествие по городам и странам. | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Почтовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
рабочей программы учителя ____________________________
по __________________________________________________
в ___________________________________________________
(класс)
№ | Название раздела, темы урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Выводы о выполнении программы: |
Учитель __________/________________________________________________