ФИЛИАЛ
ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)
в г.Касимове
Утверждаю
Директор ОГБПОУ «РПК»
_____________ М.И. Денисова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК. 03.02 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Касимов, 2019г.
Рабочая программа профессионального модуля МДК.03.02 Организация занятий по основным образовательным программам дошкольного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования гуманитарного профиля (уровень подготовки – углубленный) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 050000 образование и педагогика.
Организация-разработчик: Филиал ОГБПОУ «РПК» в г.Касимове
Разработчик:
Дёмина К.А.. – преподаватель филиала ОГБПОУ «РПК» в г.Касимове
Содержание
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения рабочей программы
1.2. Цель и задачи профессионального модуля
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
4.2. Информационное обеспечение обучения
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 03.02. «Теория и методика развития речи у детей»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050144 «Дошкольное образование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): воспитатель детей дошкольного возраста и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования или высшего непедагогического образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
- организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;
- организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;
- организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;
- организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- составление психолого-педагогической характеристики ребенка;
- наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);
- оформления документации;
уметь:
-определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;
- формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;
- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;
- составлять программу работы с одаренными детьми, в соответствии с индивидуальными особенностями развития определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе; петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;
- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;
- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии; осуществлять самоанализ, контроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;
знать:
- основы организации обучения дошкольников;
- особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
- теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
- особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;
- приемы работы с одаренными детьми; способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;
- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;
- элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу; требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
- диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;
- требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка;
- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;
- виды документации, требования к ее оформлению;
- особенности и методику речевого развития детей;
- развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 210 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 140 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 70 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВДП): воспитатель детей дошкольного возраста, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 3.2 | Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. |
ПК 3.3 | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. |
ПК 3.4 | Анализировать занятия. |
ПК 3.5 | Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. |
ПК 4.1 | Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. |
ПК 4.2 | Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. |
ПК 4.3 | Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. |
ПК 4.4 | Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. |
ПК 4.5 | Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой. |
ПК 5.1 | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.2 | Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
ОК 12 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессиональ- ного модуля | Всего часов (макси-мальная нагрузка и прак- тика) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 3.1-3.5 | Раздел 1. Методика развития речи в системе дошкольного образования | | | | - | | |
ПК 5.1-5.5 | Раздел 2. Методика работы по развитию речи в дошкольном возрасте | | | | - | | |
| Всего | 210 | 140 | 70 | | | |
3.2. Содержание обучения по МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
Наименование разделов МДК | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Методика развития речи в системе дошкольного образования | 17 | |
Тема 1.1. Теоретические основы методики развития речи | Содержание | 6 | |
1. | Предмет методики развития речи и задачи курса | 2 | |
2. | Научные основы методики развития речи детей. Связь с другими науками. Методы исследования в методике развития речи | 2 | |
3. | Роль языка в развитии речи ребёнка | 2 | |
Самостоятельная работа | 8 | |
Составить таблицу «Развитие речи в онтогенезе» | 2 | |
Изучив предложенную литературу, составить кроссворд по теме «Теоретические основы методики развития речи» | 2 | |
Заполнить таблицу «Основные категории теории и методики развития речи» | 2 | |
Конспект по теме «Теоретические основы методики развития речи» | 2 | |
Тема 1.2. Из истории развития методики развития речи | Содержание | 3 | |
1. | Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике | 1 | |
2. | Развитие методики развития речи в России | 2 | |
Самостоятельная работа | 6 | |
Подготовка к обсуждению вклада зарубежных учёных в развитие методики развития речи | 2 | |
Подготовка докладов, заполнение таблицы «Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие методики развития речи» | 4 | |
Тема 1.3. Система по развитию речи в детском саду | Содержание | 8 | |
1. | Цель и задачи развития речи детей | 2 | |
2. | Методические принципы развития речи | 1 | |
3. | Средства развития речи | 3 | |
4. | Методы и приёмы развития речи | 2 | |
Самостоятельная работа: | 6 | |
Анализ образовательной программы «От рождения до школы», её сравнение с другими образовательными программами | 4 | |
Конспект на тему: «Словесные приёмы развития речи» | 2 | |
Раздел 2 Методика работы по развитию речи детей | 123 | |
Тема 2.1 Методика развития словаря | Содержание | 22 | |
1. | Понятие словарной работы, её значение | 2 | |
2. | Особенности развития словаря дошкольников | 2 | |
3. | Задачи и содержание словарной работы в детском саду | 3 | |
4. | Общие вопросы методики словарной работы | 3 | |
5. | Методика словарной работы в различных возрастных группах | 12 | |
Самостоятельная работа | 9 | |
1 Разработка конспекта по словарной работе | 3 | |
2 Анализ программы «От рождения до школы» в образовательной области «Развитие речи» по разделу «Развитие словаря». Составить таблицу «Задачи развития словаря в разных группах» | 4 | |
3 Конспект на тему: «Лексические темы по развитию речи для детей разного возраста» | 2 | |
Тема 2.2 Методика формирования грамматического строя речи | Содержание | 18 | |
1. | Грамматический строй, его значение для развития речи. Особенности усвоения детьми грамматического строя речи. | 4 | |
2. | Содержание работы по формированию грамматической стороны речи | 3 | |
3. | Пути формирования грамматической стороны речи у детей | 2 | |
4 | Методика формирования морфологической стороны речи | 3 | |
5. | Методика формирования синтаксической стороны речи | 3 | |
6. | Методика формирования способов словообразования | 3 | |
Самостоятельная работа | 7 | |
1 Разработка конспекта по формированию грамматического строя речи | 3 | |
2 Анализ программы «От рождения до школы» по разделу «Грамматический строй речи». Составить таблицу «Задачи развития грамматического строя речи в разном возрасте» | 4 | |
Тема 2.3 Методика воспитания звуковой культуры речи детей | Содержание | 16 | |
1. | Понятие звуковой культуры речи, особенности усвоения её детьми | 3 | |
2. | Возрастные фонетические особенности речи дошкольников. Типичные ошибки | 3 | |
3. | Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Обучение правильному звукопроизношению. | 3 | |
4. | Методика обучения звукопроизношению на занятиях | 4 | |
5. | Формирование звуковой выразительности речи | 3 | |
Самостоятельная работа | 9 | |
1 Разработка конспекта по развитию звуковой культуры речи | 3 | |
2 Анализ программы «От рождения до школы» по разделу «Звуковая культура речи»». Составить таблицу «Задачи развития звуковой культуры речи в разном возрасте» | 4 | |
3 Конспект на тему: «Онтогенез развития звукопроизношения» | 2 | |
Тема 2.4 Методика развития связной речи | Содержание | 34 | |
1. | Понятие связной речи, её значение для развития речи дошкольников | 2 | |
2. | Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте | 2 | |
3. | Содержание обучения связной речи | 4 | |
4. | Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения | 3 | |
5. | Беседа как метод обучения диалогической речи | 3 | |
6. | Приёмы обучения рассказыванию | 3 | |
7. | Методика обучения пересказу | 3 | |
8. | Рассказывание по игрушкам | 3 | |
9. | Рассказывание по картине | 3 | |
10. | Рассказывание из опыта. Творческое рассказывание | 5 | |
11. | Связные высказывания типа рассуждений | 3 | |
Самостоятельная работа | 11 | |
1 Разработка конспекта занятия по развитию связной речи | 3 | |
2 Анализ программы «От рождения до школы» по разделу «Связная речь». Составить таблицу «Задачи развития связной речи в разном возрасте» | 4 | |
3 Конспект по теме «Список картин для работы по составлению рассказа» | 2 | |
4 Конспект по теме «Темы бесед с детьми по возрастам» | 2 | |
Тема 2.5 Методика работы с художественной литературой | Содержание | 15 | |
1. | Роль художественной литературы в формировании личности ребёнка. Особенности восприятия детьми литературных произведений | 4 | |
2. | Содержание работы по ознакомлению с художественной литературой | 2 | |
3. | Методика художественного чтения и рассказывания детям | 3 | |
4. | Методика заучивания стихотворений | 3 | |
5. | Использование художественной литературы вне занятий | 3 | |
Самостоятельная работа | 8 | |
1 Разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой | 3 | |
2 Анализ примерного списка литературы из программы «От рождения до школы» | 3 | |
3 Подготовка к художественному чтению произведения по выбору из списка литературы | 2 | |
Тема 2.6 Подготовка детей к обучению грамоте | Содержание | 18 | |
1. | Сущность, задачи и содержание подготовки к обучению грамоте | 3 | |
2. | Ознакомление со словом, предложением, составом предложений | 3 | |
3. | Ознакомление со словесным составом предложений | 3 | |
4. | Ознакомление со слоговым строением слова | 3 | |
5. | Ознакомление со звуковым строением слова | 3 | |
6. | Подготовка к обучению письму | 3 | |
Самостоятельная работа | 6 | |
1 Разработать конспект по подготовке к обучению грамоте | 3 | |
2 Анализ дидактических игр, направленных на подготовку к обучению грамоте | 3 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ3 | 70 |
Составить таблицу «Развитие речи в онтогенезе» | 2 |
Изучив предложенную литературу, составить кроссворд по теме «Теоретические основы методики развития речи» | 2 |
Заполнить таблицу «Основные категории теории и методики развития речи» | 2 |
Конспект по теме «Теоретические основы методики развития речи» | 2 |
Подготовка к обсуждению вклада зарубежных учёных в развитие методики развития речи | 2 |
Подготовка докладов, заполнение таблицы «Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развитие методики развития речи» | 2 |
Анализ образовательной программы «От рождения до школы», её сравнение с другими образовательными программами | 4 |
Конспект на тему: «Словесные приёмы развития речи» | 2 |
Разработка конспекта по словарной работе | 3 |
Анализ программы «От рождения до школы» в образовательной области «Развитие речи» по разделу «Развитие словаря». Составить таблицу «Задачи развития словаря в разных группах» | 4 |
Конспект на тему: «Лексические темы по развитию речи для детей разного возраста» | 2 |
Разработка конспекта по формированию грамматического строя речи | 3 |
Анализ программы «От рождения до школы» в образовательной области «Развитие речи» по разделу «Развитие словаря». Составить таблицу «Задачи развития словаря в разных группах» | 4 |
Конспект на тему: «Лексические темы по развитию речи для детей разного возраста» | 2 |
Разработка конспекта по формированию грамматического строя речи | 3 |
Анализ программы «От рождения до школы» по разделу «Грамматический строй речи». Составить таблицу «Задачи развития грамматического строя речи в разном возрасте» | 4 |
Разработка конспекта по развитию звуковой культуры речи | 3 |
Анализ программы «От рождения до школы» по разделу «Звуковая культура речи»». Составить таблицу «Задачи развития звуковой культуры речи в разном возрасте» | 4 |
Конспект на тему: «Онтогенез развития звукопроизношения» | 2 |
Разработка конспекта занятия по развитию связной речи | 3 |
Анализ программы «От рождения до школы» по разделу «Связная речь». Составить таблицу «Задачи развития связной речи в разном возрасте» | 4 |
Конспект по теме «Список картин для работы по составлению рассказа» | 2 |
Конспект по теме «Темы бесед с детьми по возрастам» | 2 |
Разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературе | 3 |
Анализ примерного списка литературы из программы «От рождения до школы» | 3 |
Подготовка к художественному чтению произведения по выбору из списка литературы | 2 |
Разработать конспект по подготовке к обучению грамоте | 3 |
Анализ дидактических игр, направленных на подготовку к обучению грамоте | 3 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете литературы.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методические комплексы по программам дошкольного образования;
- методические рекомендации и разработки для воспитателя ДОУ;
- технические средства обучения: автоматизированное рабочее место учителя.
- учебная, методическая, справочная литература, раздаточный материал, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов, материалы для контроля (тесты, электронные тесты, тексты с заданиями и др.).
Технические средства обучения: интерактивная доска.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2007.
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников[Текст] / Н.А. Стародубова. – М., 2008.
3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова.– М., 2001.
Основные общеобразовательные программы дошкольного образования
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.-4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Л.А. Парамоновой.- М., ТЦ Сфера, 2011.-320 с.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
4. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. - М. : Просвещение, 2011.
5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов/ (Н.О.Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. Рук. А.Г.Асмолов; рук. Авт.коллектива Н.В.Федина).-М.: Просвещение, 2011.-240С.
Дополнительные источники:
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. [Текст] – Воронеж: Учитель, 2005.- 270с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. [Текст] —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. [Текст] - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст] — М.: Мозаика- Синтез, 2008-2010.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. [Текст] -М.: Мозаика- Синтез, 2007-2010.
7. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
8. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. [Текст] — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.
9. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников. [Текст]— М.; Мозаика- Синтез, 2005-2010.
10. Занятия по обучению грамоте в ДОУ/ сост. Л.А. Кулешова.- Воронеж: Учитель, 2005.- 127с.
11. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. [Текст] – М.: Сфера, 1998.- 224с.
12. Шумаева Д.Т. Как хорошо уметь читать. [Текст] - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 188с.
13. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. [Текст] — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
14. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года[Текст] / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
15. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет[Текст] / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
Периодические издания: «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитатель».
Интернет-ресурсы
1. Сайт библиотеки для детей и юношества Альберта Лиханова - http://www.lihanov.xost.ru/gnezdo.htm
2. Детская электронная библиотека - www.deti-book.info/
3. Детские писатели - www.kid-author.ru/
4. О детской литературе - http://bibliogid.ru/
5. Региональный сайт детских библиотек - http://www.deti.spb.ru/
6. Сайт «Педагогическая библиотека»- http://www.pedlib.ru/
7. Сайт «Развитие речи»- http://www.r-rech.ru/
8. Сайт «Раннее развитие детей»- http://www.razumniki.ru/
9. Сайт «Наши детки»- http://www.ourkids.ru/Logopedia/triz.shtml
10. Технология составления творческих текстов по картине- http://www.triz.natm.ru/articles/sid003/01.htm
11. Сайт «Детский сад.РУ»- http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html
12. Сайт «Интернет Гномик i-gnom.ru» - http://www.i-gnom.ru/project.html
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата (степень проявления) | Формы и методы контроля и оценки |
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста | Определены цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста | Комплексная оценка отчётов проведённых занятий |
Проводить занятия с детьми дошкольного возраста | Конспекты занятий по развитию речи | Комплексная оценка планов занятий педагогом по указанным показателям |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов | Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов | Комплексная оценка планов работы с родителями педагогом по указанным показателям |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | Отчеты, рефераты, выступления | Комплексная оценка отчётов проведённой работы |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) освоенные умения | Формируемые компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
-обследовать и выявлять особенности речевого развития дошкольников | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Презентация диагностических методик |
- определять общие и конкретные задачи речевой работы с детьми | Использование информационных технологий на занятиях |
- создавать развивающую речевую среду, условия для практического овладения детьми словарем, фонетикой, грамматическим строем родного языка, связной речью | Защита конспектов занятий |
- отбирать содержание, методы и приемы работы в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития | Презентация дидактических пособий для занятий |
- планировать работу по развитию речи, составлять конспекты занятий, сценариев, и др. | Устный опрос |
- создавать атмосферу сотрудничества и сотворчества с детьми | Презентация эскизов книжного уголка. Защита сценариев литературного досуга |
- владеть речью и невербальными средствами общения | Обыгрывание технологий |
- осуществлять речевую работу с группой и отдельными детьми | Проведение фрагмента занятия |
- ориентироваться в психолого-педагогической литературе по проблемам методики развития речи детей | Экспертная оценка самостоятельной работы. Проверка презентаций |