РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
по специальности 35.02.07: Механизация сельского хозяйства
Бохан
2018 г.
Рассмотрена и одобрена на
заседании методической комиссии
«___» __________ 2018 г.
Протокол № ____
Руководитель МК______________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка).
Разработчик:
Комаров Алексей Юрьевич , преподаватель спец. дисциплин
Рецензент:
Администрация начальник отдела
МО «Боханский район» сельского хозяйства А.Г. Александров
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
6
11
12
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 35.02.07 механизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) специалистов в области механизации сельского хозяйства.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо-вательной программы: учебная дисциплина входит профессиональный цикл.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
продукции (услуг) и процессов;
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятияметрологии;
задачи стандартизации, ее экономическуюэффективность;
формы подтверждениякачества;
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -102 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов; самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
лекции | 40 |
лабораторные работы, практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
подготовка конспекта подготовка сообщения выполнение эскизов, чертежей и деталировки выполнение расчетных заданий | |
Итоговая аттестация в форме: диф. зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
Наименование разделов и тем | Номер урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Тип и форма урока | Вид контроля | Уровень освоения |
1 | | 2 | 3 | | | 4 |
Раздел 1. Метрология | 40 | | | |
Тема 1.1 Основные положения в области метрологии | | Содержание учебного материала | 5 | | |
1 | 1. Введение: краткий исторический обзор развития метрологии, стандартизации и сертификации, правовые основы, цели, задачи и объекты. | 1 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
2-3 | 2.Метрология: основные понятия и определения, задачи метрологии, нормативно – правовая основа метрологического обеспечения точности. | 2 | Комбинированный видеоурок Усвоение новых знаний | Устный опрос Фронталь ный опрос | 1 |
4-5 | Международная система единиц, единство измерений, метрологическая служба, основные термины и определения | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных посо-бий составленных преподавателем). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - Подготовка сообщения по теме «Международные организации по метрологии». | (1) | | | |
Тема 1.2 Концевые меры длины, гладкие калибры и щупы | | Содержание учебного материала | 2 | | |
6-7 | 1.Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД): понятие, назначение, классификация гладких калибров и их назначение, щупы и их назначение. | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспекта по теме «Правила составления блока мер требуемого размера». | (1) | | | |
Тема 1.3 Универсальные и специальные средства измерения | | Содержание учебного материала | 4 | | |
8 | 1.Простейшие средства измерения: штангенинструменты (штангенциркуль, штангенглубиномер, штангенрейсмус), нониусы, их назначение и устройство. | 1 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 2 |
9 | 2.Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер, точность, пределы измерения, проверка настройки микрометрического инструмента, чтение показаний, правила измерений. | 1 | Комбинирован ный видеоурок | устный опрос | 2 |
10 | 3.Выбор средств измерения: средств измерения линейных величин, гарантированный допуск и его связь с погрешностью инструмента, допустимая погрешность измерений, выбор средств измерения по погрешности. | 1 | Комбинирован ный видеоурок | устный опрос | 2 |
11 | 4.Специальные средства измерения: измерительные головки приборов для относительных измерений (индикаторы, микрокаторы, миниметры, оптиметры), угломеры. | 1 | Комбинирован ный видеоурок | устный опрос | 2 |
| | Лабораторные работы: | 12 | | | |
| 12-13 | Измерение параметров деталей машин с помощью штангенциркуля, штангенглубиномера, штангенрейсмуса. | 2 | Урок закрепления и совершенств. знаний | устный. опрос. | 2 |
|
|
| 14-15 | Измерение параметров деталей машин с помощью нониусов. | 2 | Урок закрепления и совершенств. знаний | письменный опрос | 2 |
| 16-17 | Измерение параметров деталей машин с помощью микрометра, микрометрического глубиномера, микрометрического нутромера. | 2 | Урок закрепления и совершенств. знаний | письменный опрос | 2 |
| 18-19 | Выбор средств измерения по погрешности. | 2 | Урок закрепления и совершенств. знаний | устный. опрос. | 2 |
| 20-21 | Измерение параметров деталей машин с помощью индикаторов, микрокаторов, миниметров, оптиметров. | 2 | Урок закрепления и совершенств. знаний | устный. опрос. отч | 2 |
| 22-23 | Измерение параметров деталей машин с помощью угломеров. | 2 | Урок закрепления и совершенств. знаний | устный. опрос. | 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составление конспекта по теме «Современные измерительные инструменты, применяемые в машиностроении». 2. Оформление лабораторных работ. | (8) | | | |
| Раздел 2. Стандартизация | | | | |
|
Тема 2.1 Основные понятия в области стандартизации | | Содержание учебного материала | 2 | | | |
| 24-25 | Стандартизация и стандарт: стандартизация и ее разновидности, цели и задачи стандартизации, комплексная и опережающая стандартизация, международная организации по стандартизации (ИСО), внедрение международных стандартов в отечественную нормативную документацию, принципы стандартизации, основные методы стандартизации. | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| | Самостоятельная работа: 1. Подготовка сообщения о порядке утверждения и внедрения стандартов. | (1) | | | 1 |
Тема 2.2. Организация работ по стандартизации | | Содержание учебного материала | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| 26-27 | 1.Органы и службы стандартизации в Российской Федерации: их функции, осуществление государственного контроля и надзора, информационное обеспечение в области, цели, принципы создания, структура стандартов. | 2 | 1Усвоение новых знаний | Устный опрос | |
| Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление конспекта по теме «Понятие об экономической эффективности стандартизации». | (1) | | | |
Тема 2.3. Общие принципы взаимозаменяемости | | Содержание учебного материала | 2 | | | |
28-29 | Принципы взаимозаменяемости: точность в технике, термины (точность, погрешность), причины появления погрешностей геометрических параметров элементов деталей; взаимозаменяемость, виды взаимозаменяемости (полная и неполная, геометрическая и функциональная, внешняя и внутренняя), основные принципы взаимозаменяемости и ее связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства. | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовить сообщение по теме «Роль взаимозаменяемости в рациональном производстве и ее эффективность». | (1) | | | |
Тема 2.4. Основные понятия и определения по допускам и посадкам | | Содержание учебного материала | 4 | | | |
30-31 | Понятия и определения по допускам и посадкам: классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру контакта, по степени подвиж-ности, основные определения (номинальный, действительный и предельный раз- меры); отклонения размера (действительное, предельное верхнее или нижнее, среднее), допуск размера; | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | |
| 32-33 | определение посадки, понятие о зазоре и натяге, пре- дельные зазоры и натяги, допуск посадки(зазора и натяга);связь предельных зазоров и натягов с допусками на обработку, графическое изображение полей до- пусков; расстановка размеров с отклонениями на чертежах. | 2 | Комбинирован ный видеоурок | устный опрос | |
| | Практическое занятие: | 4 | | | |
| 34 | Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов. | 1 | Закрепление и совершенст. знаний | Письмен ный опрос | 1 |
| 35 | Решение примеров и задач на определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов. | 1 | Закрепление и совершенст. знаний | Письмен ный опрос | 1 |
| 36 | Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения. | 1 | Закрепление и совершенст. знаний | письмен ный опрос | 1 |
| 37 | Определение допуска размера и посадки. Графическое изображение полей допусков деталей соединения. | 1 | Закрепление и совершенст. знаний | письмен ный опрос | 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебныхпособий составленных преподавателем). Оформление практических работ. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - Выполнение эскиза полей допуска деталей соединения. | (3) | | | |
Тема 2.5. Точность формы деталей и шероховатость по-верхностей | | Содержание учебного материала | 4 | | | |
38-39 | Точность формы деталей: поверхности (профили) прилегающие и реальные, отклонения и допуски формы и расположения поверхностей, терминология, виды, условные детали. | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
40-41 | Шероховатость поверхностей: параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости и простановка их на чертежах, понятие о волнистости поверхностей, точность обработки, основные причины возникновение погрешностей, влияние геометрических параметров на эксплуатационные показатели машин. | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных по-собий составленных преподавателем). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение эскиза сборочного узла, в котором были бы резьбовые, шпоночные, шлицевые соединения, подшипниковыесоединения. Выполнение деталировки узла и назначение способ обработки, обозначение на поверхностях деталей шероховатости, отклонения и допусков расположения поверхностей. | (1) | | | |
Тема 2.6. Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений | | Содержание учебного материала | 1 | | | |
42 | Гладкие цилиндрические соединения: общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений, посадки в системе вала, графическое изображение. | 1 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных по-собий составленных преподавателем). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - Уточнение расчетных предельных зазоров при выборе посадки для соединений, под-вергающихся стендовой обкатке. | (1) | | | |
Тема 2.7. Выбор посадок и назначение допусков глад- ких цилиндрических соединений | | Содержание учебного материала | 3 | | | |
43-44 | 1.Выбор посадок: расчетные предельные зазоры (натяги), выбор посадок соединений с зазором по расчетным зазорам с использованием таблиц допусков и основных отклонений, обоснование выбора системы отверстия или системы вала, пре- имущества и недостатки системы отверстия, применение посадок с зазором, изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации, расчет и выбор посадок с гарантированным натягом. | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
45 | 2.Выбор и назначение переходных посадок: выбор и назначение посадок по аналогии, область применения посадок в сельскохозяйственном машиностроении и автомобилестроение. | 1 | Комбинирован ный урок | устный опрос | 2 |
| | Практическое занятие: | 10 | | | |
| 46-47 | 1.Определение предельных отклонений и выбор посадок по предельным зазорам или натягам. | 2 | Закрепление и совершенст. знаний | Письменный опрос | 2 |
| 48-51 | 2.Решение задач по выбору посадок расчетным путем. | 4 | Закрепление и совершенст. знаний | Письменный опрос | 2 |
| 52-55 | 2.Решение задач по выбору посадок расчетным путем. | 4 | Закрепление и совершенст. знаний | Письменный опрос | 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: 4 1. Составление конспектов по темам: «Анализ зависимости срока службы соединения от начального зазора», «Приработка (стендовая обкатка) как способ увеличения зазора сопряжений». 2. Оформление практических работ. | 4. | | | |
Тема 2.8. Система допусков и посадок подшипников качения | | Содержание учебного материала | 1 | | | |
56 | Допуски и посадки подшипников качения: классы точностиподшипников, зазоры в подшипниках (начальные, монтажные, рабочие), виды нагружения колец (циркуляционное, местное и колебательное), степень подвижности колец подшип-ников в зависимости от характера их нагружения, особенности системы допусков и посадок для подшипников; выбор и назначение посадок для циркуляционного и местнонагруженного колец подшипников, требования к точности формы шерохо- ватости поверхностей деталей, сопрягаемых с подшипниками качения. | 1 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся: Составление опорных конспектов по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленных преподавателем). | (1) | | | |
| | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Расчет интенсивности нагрузки на посадочные поверхности, выбрать поля допусков для посадочных поверхностей и обозначить их на сборочном чертеже. | | | | |
Тема 2.9. Допуски и посадки угловых размеров | | Содержание учебного материала | 1 | | | |
57 | Допуски и посадки угловых размеров: зависимые и независимые углы, степени точности угловых размеров, допуски угловых размеров, способы выражения иобозначения допусков углов. | 1 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| Самостоятельная работаобучающихся:Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленных преподавателем). | (2) | | | |
| | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - Выполнение эскиза с обозначением углов допуска. | 2 | | | |
Тема 2.10. Допуски и посадки резьбовых, шпоночных и шлицевых соединений | | Содержаниеучебногоматериала | 4 | | | |
58-59 | Резьбовые, шпоночные и шлицевые соединения: квалификация резьбы и её применение, крепежные резьбы и их основные параметры, допуски, | 2 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
60 | основные отклонения, степени точности, классы точности, обозначение требований к точности резьбы на рабочих и сборочных чертежах; | 1 | Комбинирован ный урок | устный опрос | 1 |
61 | применение шлицевых соединений, понятие о центрировании, допуски и посадки, обозначение посадок шлицевых соединений на чертеже; применение шпоночных соединений, основные параметры призматических и сегментных шпонок, допуски шпоночных соединений и ихобозначение.на чертежах. | 1 | Комбинирован ный урок | устный опрос | 1 |
| | Практическое занятие: | 4 | | | |
| 62-65 | Обозначение посадки резьбовых соединений, гладкого цилиндрического, шпоночного, шлицевого соединения, подшипниковых узлов. | 4 | Закрепление и совершенст. знаний | письмен ный опрос | 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление опорных конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий составленных преподавателем). 2. Оформление практических работ. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: - Обозначение шероховатостей, допусков и отклонений расположения поверхностей, размеров с полями допусков посадочных поверхностей. | (5) | | | |
Раздел 3.Подтверждение качества | | | | | | |
Тема 3.1. Сертификация продукции, услуг и систем-ное управление качеством | | Содержание учебного материала | 3 | | | |
66 | Сертификация продукции и услуг: система показателей качества продукции, оценка и методы оценки качества продукции, контроль и методы контроля качества, цели и обязательная сертификация, продукция (услуги), подлежащая (подлежащие) обязательной сертификации, | 1 | Усвоение новых знаний | Устный опрос | 1 |
| 67 | нормативные документы по сертификации, система сертификации, добровольная сертификация; | 1 | Комбинирован ный видеоурок | устный опрос | 1 |
| 68 | единая система государственного управления качества продукции, основные понятия и определения в области качества продукции, классификация и номенклатура показателей качества. | 1 | Комбинирован ный видеоурок | устный опрос | 1 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление конспектов по темам: «Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции», «Стандарты СТИСО». | (4) | | | |
| | | 68 | | | |
Планирование учебного времени по учебной
дисциплине : «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества».
№ п/п | Профессия | Курс | Полугодие | Итого |
1 | 2 | Год |
1 | механизация сельского хозяйства | 1 | - | - | - |
2 | механизация сельского хозяйства | 2 | 68 | - | 68 |
3 | механизация сельского хозяйства | 3 | - | - | - |
4 | механизация сельского хозяйства | 4 | - | - | - |
| ВСЕГО: | | 68 | - | 68 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества».
Оборудование лаборатории «Метрологии, стандартизации и подтверждения качества» и рабочих мест лаборатории: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно- наглядных пособий; измерительный инструмент; изношенные детали ДВС; учебно-методические материалы: инструкционные карты, комплекты контрольных вопросов, заданий.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: Лабораторно-практические работы, Маргвелашвили Л.В. 2018
Антонюк Е.М., Антонюк П.Е., Бишард Е.Г. и др. Сборник задач по метрологии и измерительной технике. Учебное пособие – СПб,2015.
Дубовой Н. Д., Портнов Е. М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. – М.: Инфра-М,2014.
Дополнительные источники:
Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации. Учебное пособие. – М.: ГОУ УМЦ ЖДТ,2007.
Кузнецов В.А., Ялунина Г.В. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.: Инфра-М, 2009.
Кошевая И.П, Канке А.А..Метрология, стандартизация и сертификация.– М.: Инфра-М,2009.
РадченкоЛ.А.Основыметрологии,стандартизацииисертификациивоб-щественном питании. – М.: «Феникс», 2009.
Интернет-ресурсы:
Портал Лисбусек Техническиенауки Н.В.Демидова В.А.Бисерова А. С. Якорева Метрология, стандартизация и сертификация. Форма доступа http://lib.rus.ec/b/165774
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИ- ПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
- применять требования нормативных доку- ментов к основным видам продукции (услуг) и процессов; | |
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | |
- использовать в профессиональной деятельно-сти документацию систем качества; | |
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; | - наблюдение и оценка выполнения лабо-раторных работ |
Знать: | |
- основные понятия метрологии; | |
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; | оценка решения задач, |
- формы подтверждения качества; | |
- основные положения Государственной систе- мы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и орга- низационно-методических стандартов; | |
- терминологии и единиц измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ. | |