7
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Жадовский сельскохозяйственный техникум»
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Специальность СПО
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
р.п. Жадовка
2018г
Рабочая программа учебной дисциплины 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества разработана в соответствии с ФГОС среднего специального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1564) и примерной основной образовательной программой, зарегистрированной в Федеральном реестре образовательных программ Минобрнауки РФ
РАССМОТРЕНА Цикловой методической комиссией общеобразовательного цикла (Протокол от _2018_г №___) | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ОГБПОУ ЖСХТ _____________ Ю.В.Новикова ___ ________ 2018 г. |
Разработчик- Власова Т.Н. .преподаватель
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.......................... 4
2. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины….. 7
3. Условия реализации программы............................................................. 13 4.Контроль и оценка результатов…………………………………………. 15
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (квалифицированных рабочих, служащих) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Учебная дисциплина связана с МДК профессиональных модулей: ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц;
ПМ.02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники;
ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники, а так же с учебными дисциплинами инженерная графика и материаловедение.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в профессию, с профессиональным модулем
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 | У1 выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования; У2 осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ; У3 указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности; У4 пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации; У5 рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки | З1 основные понятия, термины и определения; З2 средства метрологии, стандартизации и сертификации; З3 профессиональные элементы международной и региональной стандартизации; З4 показатели качества и методы их оценки; З5 системы и схемы сертификации |
Содержание программы направлено на формирование следующих компетенций:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ПК 1.1 Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также оформление документации о приемке новой техники.
ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации.
ПК 1.3. Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с условиями работы.
ПК 1.4. Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных, посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для выполнения технологических операций в соответствии с технологическими картами.
ПК 1.5. Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
ПК 1.6. Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению технологических операций.
ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиком проведения технических обслуживании и ремонтов.
ПК 3.2. Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием.
ПК 3.4. Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта.
ПК 3.5. Осуществлять восстановление работоспособности или замену детали/узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой.
ПК 3.7. Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами.
ПК 3.8. Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часа.
Рабочая программа предусматривает 100% возможность изучения дисциплины в дистанционном формате.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
ОП 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 28 |
лабораторные работы | Не предусмотрено |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
- работа с конспектом лекций - составление опорных конспектов, - сравнительных таблиц и логических схем для систематизации знаний - изучение нормативной и справочной документации - подготовка сообщений - поиск сообщений в сети «Internet» - работа с конспектами лекций при подготовке к контрольной работе | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 05 Основы гидравлики и теплотехники
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Основные понятия, цели и виды стандартизации. | 1 | |
РАЗДЕЛ 1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ | 34 | |
Тема 1.1 Основы стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Задачи стандартизации. Функции и принципы стандартизации. Виды и категории стандартов. Органы и службы стандартизации | 1 |
Практические и лабораторные занятия – не предусмотрены | |
Самостоятельная работа обучающихся: – подготовка сообщений на тему «Роль стандартизации в производстве» | |
Тема 1.2 Межотраслевые комплексы стандартов | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Виды и комплектность конструкторской документации. Текстовые и графические документы, общие требования к их выполнению. Схемы. Единая система технологической документации (ЕСТД). Комплексы стандартов по безопасности жизнедеятельности (ССБТ). Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). | 2 |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
ПЗ 1 Изучение комплексов стандартов ЕСКД, ЕСТД | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - ознакомление стандартами ЕСКД и ЕСТ | |
Тема 1.3 Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Общие сведения о ФЗ РФ «О техническом регулировании». Техническое регулирование. Определение регулирования. Принципы технического регулирования. | 2 |
Технические регламенты. Понятие, виды и содержание технических регламентов. Порядок разработки и принятия технического регламента. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам. Нормоконтроль технической документации. | 2 |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
ПЗ 2 Использование в профессиональной деятельности документации в области технического регулирования. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: – подготовка сообщений на тему: «Использование в профессиональной деятельности документации в области технического регулирования» | |
Тема 1.4. Качество продукции и услуг. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Оценка качества продукции и услуг. Классификация, положения и правила услуг. Контроль качества продукции и услуг. Виды и подвиды контроля качества продукции и услуг. | 2 |
Средства и методы контроля качества продукции и услуг. Идентификация и фальсификация продукции и услуг на транспорте. Виды и методы идентификации качества продукции и услуг сельскохозяйственного производства Фальсификация продукции и услуг транспорта | 2 |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
ПЗ 3 Анализ и проверка подлинности штрих кодов | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: -написание рефератов на темы: « Виды контроля качества продукции», «Идентификация и фальсификация продукции и услуг на транспорте» - составление опорного конспекта для систематизации знаний по ФЗ РФ «О техническом регулировании». | |
Тема 1.5 Взаимозаменяемость гладких цилиндрических деталей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Основные понятия точности и определения. Взаимозаменяемость. Общие положения ЕСДП. Обозначение полей допусков, предельных отклонений и посадок на чертежах. Неуказанные предельные отклонения размеров. Расчет и выбор посадок. | 2 |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
ПЗ 4 Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - выбор посадок по заданным зазорам и натягам в соответствии со стандартом; - решение задач | |
Тема 1.6 Точность формы и расположения поверхностей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Отклонения и допуски формы, расположения. Суммарные допуски. Обозначение на чертежах допусков формы и расположения. Основные понятия и определения шероховатости. Обозначение шероховатости поверхности. | 2 |
Практические и лабораторные занятия | 4 |
ПЗ 5 Допуски формы и расположения поверхностей деталей. | 2 |
ПЗ 6 Измерение параметров шероховатости поверхности | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: -назначение допусков форы и расположения для поверхностей конкретных деталей -расчет параметров шероховатости для конкретных поверхностей; | |
Тема 1.7 Взаимозаменяемость различных соединений | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Общие принципы взаимозаменяемости метрической резьбы. Основные параметры метрической резьбы. Система допусков и посадок для подшипников качения. Допуски угловых размеров. Система допусков и посадок для конических соединений. Взаимозаменяемость шпоночных соединений. Взаимозаменяемость шлицевых соединений. | 1 2 |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
ПЗ 7 Расчет допусков метрических резьб | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: -работа с конспектами лекций при подготовке к контрольной работе | |
| Контрольная работа №1 | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. МЕТРОЛОГИЯ и ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ | 20 | |
Тема 2.1 Основы метрологии. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Предмет и задачи метрологии. Еѐ история. Понятие об измерительных задачах при разработке, испытаниях, производстве и эксплуатации техники. Общие сведения о теории измерений. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их шкалы. | 2 |
Практические и лабораторные занятия – не предусмотрены | |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка сообщений на тему «Метрология, еѐ роль в производстве и эксплуатации техники» | |
Тема 2.2 Средства, методы и погрешность измерения | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Основные понятия, связанные со средствами измерений (СИ). Классификация средств измерений. Общая характеристика методов измерений. Классификация метрологических характеристик. Основные методы определения метрологических характеристик средств измерений. Способы и формы нормирования метрологических характеристик. Классы точности средств измерения. Расчет погрешности измерительной системы. Нормирование динамических погрешностей средств измерений. Метрологические характеристики цифровых средств измерений. | 2 2 |
Практические и лабораторные занятия | 8 |
ПЗ 8,9 Определение годности линейных размеров деталей штангенинструментами | 4 |
ПЗ 10,11 Определение годности линейных размеров деталей микрометрическими инструмент | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся: - подготовка сообщений на тему «Выбор средств измерений и контроля для размеров конкретных деталей»; - изучение принципов работы и метрологических характеристик штанген, микрометрических и индикаторных средств измерений; | |
Тема 2.3 Подтверждение соответствия и сертификация продукции и услуг | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 02, ОК 09, ОК 10 ПК 1.1-ПК 1.6 ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.4, ПК 3.5, ПК 3.7, ПК 3.8 |
Цели и принципы подтверждения соответствия. Основные понятия сертификации. Знаки соответствия. | 1 |
Органы по сертификации и порядок ее проведение. Правила заполнения сертификата соответствия. Приказы о сертификации в сельском хозяйстве. Сертификация сервисных услуг в сельском хозяйстве России. Декларация о соответствии. | 2 |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
ПЗ 12 Анализ реального сертификата, заполнение декларации о соответствии | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - проверка правильности заполнения сертификатов и деклараций соответствия - работа с конспектами лекций при подготовке к контрольной работе. | |
| Контрольная работа № 2 | 1 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | |
Всего | | 54 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет. оснащенный оборудованием: персональный компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска, шкалы и физические величины СИ производные единицы СИ множители и приставки классификация физических величин классификация погрешностей измерений классификация методов измерения знаки утверждения и соответствия структура законодательной и нормативной базы сертификации государственный метрологический контроль и надзор виды средств измерений виды измерений организация поверочной деятельности классификация категорий и видов стандартов
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1. Сергеев, А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация.: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2004. – 560 с.: ил. – ISBN 5-94010-053-8 2. Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация.: Учебник. [Текст] / И.М. Лифиц. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт–Издат, 2006. – 350 с. – ISBN 5-94879-340-0.
Дополнительные источники
1. Клаассен, К. Основы измерений. Датчики и электронные приборы [Текст]: учебное пособие / К. Клаассен. – Долгопрудный: Издательский Дом «Интеллект», 2012. – 352 с. – ISBN 978-5-91559-125-6. 3.2.3 2.Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация.: Учебник [Текст] / Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе, Б.И. Лактионов. – М.: Высшая школа, 2004. – 767 с.: ил. – ISBN 978-5-9916-2766-5. Интернет ресурсы:
- официальный сайт Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия, ФГУП ?Стандартин-форм? - http://www.gostinfo.ru
- официальный сайт Ростехрегулирования РФ - http://www.gost.ru сайт, посвященный серии стандартов ISO, вопросам менеджмента качества и сертификации - www.iso.staratel.com/
- справочная правовая система ?Консультант Плюс? - http://www.consultant.ru/
- справочное пособие и практическое руководство в области сертификации - http://progost.ru/
- электронная библиотека доступ лицензия NНИЦ – У 10\0917 от 17.04.17 г., свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2010620724 знаниум, свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-49601 от 02.05.12 г.название: www.znanium. com
- Электронные ресурсы «Метрология, стандартизация и подтверждение качества». Форма доступа: www.gumer.info; ru.wikipedia.org.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерий оценки | Формы и методы оценки |
Умения: У1 выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования; У2 осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ; У3 указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности У4 пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации; У5 рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки. | Измерения выполнены в соответствии с технической характеристикой используемого инструмента Средства и методы измерения выбраны в соответствии с заданными условиями; использование измерительного инструмента соответствует основным правилам их использования Заполнение технической документации соответствует требованиям ГОСТ Использование для поиска технической информации комплексных систем стандартов Выбранные значения при расчете соответствуют нормативным документам | индивидуальные задания контрольные работы практические работы индивидуальные задания контрольные работы практические работы индивидуальные задания контрольные работы практические работы индивидуальные задания контрольные работы практические работы индивидуальные задания контрольные работы практические работы |
Знания: З1 основные понятия, термины и определения; З2 средства метрологии, стандартизации и сертификации; З3 профессиональные элементы международной и региональной стандартизации; З4 показатели качества и методы их оценки; З5 системы и схемы сертификации | Полно и точно перечислены Определяющие черты каждого указанного понятия и термина Средства метрологии стандартизации и сертификации перечислены в полном объеме Знание нормативных документов международной и региональной стандартизации; Показатели качества и методы их оценки выбраны в соответствии с заданными условиями и требованиями ИСО Выбранные системы и схема соответствуют заданным условиям | Устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |