РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру на 2020 -2021 учебный год
Уровень общего образования: начальное общее образование 2 класс
Количество часов в год: 65 часов
Учитель:
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования»;
- Рабочей программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014 г.
- основной образовательной программы МБОУ-СОШ№22 х. Кривой Лиман;
- ориентирована на учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс Москва «Просвещение» 2017г.
Изменения и дополнения, внесённые в рабочую программу в течение учебного года.
Основание (дата и номер приказа) | Дата |
| |
| |
| |
| |
| |
1. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении,
при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их
с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водные объекты, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
2. Содержание учебного предмета.
Где мы живем
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Перечень разделов и последовательность их изучения | Кол-во часов на изучение каждого раздела | Сроки изучения разделов | Сроки контроля |
1 | Где мы живем | 4 ч. | 04.09.20 – 14.09.20 | |
2 | Природа | 20 ч. | 18.09.20 -30.11.20 | |
3 | Жизнь города и села | 10 ч. | 04.12.20 – 15.01.21 | 25.12.2020 К.Р |
4 | Здоровье и безопасность | 9 ч. | 18.01.21 – 15.02.21 | |
5 | Общение | 7 ч. | 19.02.21– 15.03.21 | |
6. | Путешествия | 15ч. | 19.03.21 – 21.05.21 | 12.04.2021 Компл. 17.05.20201К.Р. |
| Итого: | 65ч. | | |
№№ | Дата | Тема урока | Стр Д/З |
| | Раздел «Где мы живем?» (4 ч) |
1 | 04.09 | Родная страна | 4-7Р/Т с.7, з.5 |
2 | 07.09 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 8-11Р/Т с.10, з.3,4 |
3 | 11.09 | Природа и рукотворный мир | 14-17, Р/Т с.15,з.3,4 |
4 | 14.09 | Проверочная работа по разделу «Где мы живем» | 18-22 |
Раздел «Природа» (20 ч) |
5 | 18.09 | Неживая и живая природа | 24-27 Р/Тс.19, з.6 |
6 | 21.09 | Явления природы | 28-31Р/Т с.24, з.7 |
7 | 25.09 | Что такое погода | 32-35Р/Т с.26, з.5,6 |
8 | 28.09 | В гости к осени (экскурсия) | |
9 | 02.10 | В гости к осени (урок) | 36-39 Р/Т с.29-30, з.4,5 |
10 | 05.10 | Звездное небо | 40-43 Р/Т с.32, з.4 |
11 | 09.10 | Заглянем в кладовые Земли | 44-47 Р/Т с.33-34, з.3,4 |
12 | 12.10 | Про воздух … | 48-51, Р/Т с.36,з.3 |
13 | 16.10 | … И про воду. | 52-55 Р/Т с.38,з.4 |
14 | 19.10 | Какие бывают растения | 56-59 Р/Т с.40-41, з.5,6 |
15 | 23.10 | Какие бывают животные | 60-63 Р/Т с.43. з.4, с.45, з.8 |
16 | 26.10 | Невидимые нити | 64-67Р/Т с.47, з.4 |
17 | 30.10 | Дикорастущие и культурные растения | 68-71 Р/Т с.49-50, з.3,4 |
18 | 09.11 | Дикие и домашние животные | 72-75 Р/Т с.52-53, з.6,7 |
19 | 13.11 | Комнатные растения | 76-79 Р/Т с.54-55 з.2,3,5 |
20 | 16.11 | Животные живого уголка | 80-83 Р/Т с.56-57 з.2,5 |
21 | 20.11 | Про кошек и собак | 84-87 Р/Т с.58-59, з.2-5 |
22 | 23.11 | Красная книга | 88-91 Р/Т с.61, з.5 |
23 | 27.11 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 92-97 подготовить проект |
24 | 30.11 | Проверочная работа по разделу «Природа» | 98-102 |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
25 | 04.12 | Что такое экономика | 104-107 Р/Т с.68-69, з.3,5,6 |
26 | 07.12 | Из чего что сделано | 108-111 Р/Т с.71, з.4 |
27 | 11.12 | Как построить дом | 112-115 Р/Т с.72, з.1 |
28 | 14.12 | Какой бывает транспорт | 116-119 Р/Т с. |
29 | 18.12 | Культура и образование | 120-123 Р/Т с.80, з.5 |
30 | 21.12 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 124-129 подготовить проект |
31 | 25.12 | Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села» | 134-139 |
32 | 28.12 | В гости к зиме (экскурсия) | |
33 | 11.01 | В гости к зиме (урок) | 130-133 Р/Т с.86-87 з.4,5 |
34 | 15.01 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | |
| | Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
35 | 18.01 | Строение тела человека | 4-7 Р/Т с.5, з.4 |
36 | 22.01 | Если хочешь быть здоров | 8-11 Р/Т с.5, з.2 |
37 | 25.01 | Берегись автомобиля! | 12-17 Р/Т с.11, з.5 |
38 | 29.01 | Школа пешехода | |
39 | 01.02 | Домашние опасности | 18-21 Р/Т с.14, з.4 |
40 | 05.02 | Пожар | 22-25 Р/Т с.16-17, з.3,5 |
41 | 08.02 | На воде и в лесу | 26-29, Р/Т с.19-20, з.5,6,7 |
42 | 12.02 | Опасные незнакомцы | 30-35, |
43 | 15.02 | Проверочная работапо разделу «Здоровье и безопасность» | 36-40 |
| | Раздел «Общение» (7 ч) |
44 | 19.02 | Наша дружная семья | 42-45Р/Т с.25, з.5 |
45 | 22.02 | Проект «Родословная» | |
46 | 26.02 | В школе | 48-51 |
47 | 01.03 | Правила вежливости | 52-55 |
48 | 05.03 | Ты и твои друзья | 56-59, Р/Т с.40, з.5 |
49 | 12.03 | Мы – зрители и пассажиры | 60-63 |
50 | 15.03 | Проверочная работа по разделу «Общение» | 64-68 |
| | Раздел «Путешествия» (15 ч) |
51/1 | 19.03 | Посмотри вокруг | 70-73, Р/Т с.44, з.5 |
52/2 | 29.03 | Ориентирование на местности | 74-77, Р/Т с.45-48 |
53/3 | 02.04 | Ориентирование на местности | |
54/4 | 05.04 | Формы земной поверхности | 78-81, Р/Т с.50\ з.5 |
55/5 | 09.04 | Водные богатства | 82-85, Р/Т с.53, з.6 |
56/6 | 12.04 | Комплексная работа | |
57/7 | 16.04 | В гости к весне (урок - экскурсия) | 86-89, Р/Т с.56, з.5 |
58/8 | 19.04 | Россия на карте | 90-95 |
59/9 | 23.04 | Проект «Города России» | Р/Т с.62-63 |
60/10 | 26.04 | Путешествие по Москве | 98-101, Р/Т с.64-66, з.2,5 |
61/11 | 30.04 | Московский Кремль | 102-105, Р/Т с. 70, з.4 |
62/12 | 07.05 | Город на Неве | 108-113, Р/Т с.72, з.5,6 |
63/13 | 14.05 | Путешествие по планете | 114-117 |
64/14 | 17.05 | Итоговая проверочная работа | 118-123, Р/Т с.78, з.3 |
65/15 | 21.05 | Путешествие по материкам. | |