Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»)
I. Содержание образования по предмету
Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и природа (56ч)
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус - модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океан на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины и на территории России (Юго-Восточная и Западно -Сибирская). Особенности поверхности и родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество- это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы)- человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др. ) искусственные тела- предметы. Молекулы и атомы- мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль. Природный газ и др. твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды- твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком , твердом и газообразном состояниях. Вода- растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Круговорот воды в природе.
Воздух- это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха- ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определение направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Почва. Образование почвы и ее состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото- единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек- защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер- шмели- мыши-кошки). Природные сообщества родного края (два- три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество (12ч)
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья Конституции российской Федерации : гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские заповедники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль)- весна (март, апрель, май)- лето (июнь, июль, август)- осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век- отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век- деревянный, XIV век- белокаменный, XV век- из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей- основателей городов (Ярослав Мудрый- Ярославль, Юрий Долгорукий- Кострома, Переславль- Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI -XVII вв., Троице- Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде- XIV в., музей «Ботик» в Переславле- Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме- XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире- XII в.).
Город Санкт- Петербург. План –карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). строительство города. Санкт- Петербург- морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
3 класс
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М. :Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
-человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
-патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
-гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок,
-поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
-семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям,
-личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
-традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
II. Планируемые образовательные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
Планируемые предметные результаты
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
* находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
* сравнивать и различать формы земной поверхности;
* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;
* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, озеро, пруд, болото);
* находить на географической карте разные водоемы и определять их название;
* характеризовать формы земной поверхности;
* ориентироваться на местности при помощи компаса;
* приводить примеры веществ;
* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
* исследовать в группах свойства воздуха;
* сравнивать свойства воды и воздуха;
* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии и других дополнительных источников;
* характеризовать круговорот воды в природе;
* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
* различать изученные полезные ископаемые;
* характеризовать природные сообщества;
* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния человека на природу;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в поле;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
* выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* описывать достопримечательности Московского Кремля;
* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами;
* находить место изучаемого события на ленте времени;
* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
* искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;
* находить на ленте времени место изученного исторического события;
* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простуде;
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдать правила безопасности в гололед;
* сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Планируемые личностные результаты
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научиться, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Задания типа: «Выбери для Миши один из ответов».
Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения общечеловеческих норм
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Планируемые метапредметные результаты
Развитие познавательных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Развитие регулятивных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Использовать в работе простейшие инструменты.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Развитие коммуникативных УУД
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
III. Тематическое планирование
№ п.п. | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Изображение Земли на глобусе | 5 ч. |
2 | О чем рассказала карта | 9 ч. |
3 | Из чего все на свете | 3 ч. |
4 | Вода и ее свойства | 5 ч. |
5 | Чудесные превращения воды в природе | 5 ч. |
6 | Воздух и его свойства | 4 ч. |
7 | Движение воздуха | 4 ч. |
8 | Тайны недр Земли | 7 ч. |
9 | Почва | 5 ч. |
10 | Природные сообщества | 7 ч. |
11 | Человек и природные сообщества | 6 ч. |
12 | Путешествие в прошлое | 8 ч. |
| Всего: | 68 ч |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование с основными видами деятельности обучающихся
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности |
По плану | По факту |
1 | | | Наш мир, знакомый и загадочный | Коллективная, индивидуальная |
2 | | | Глобус – модель земного шара | Коллективная, работа в парах |
3 | | | Материки и океаны на глобусе | Работа в группах |
4 | | | Формы поверхности Земли | Коллективная, индивидуальная |
5 | | | Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе» | Индивидуальная |
6 | | | Географическая карта . Учимся читать карту | Коллективная, работа в парах |
7 | | | План местности. Практическая работа: «Элементарные приемы чтения плана местности» | Работа в группах |
8 | | | Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги | Коллективная, работа в парах |
9 | | | Стороны горизонта | Коллективная, индивидуальная |
10 | | | Ориентирование на местности. Компас | Коллективная, работа в группах |
11 | | | Проверочная работа по разделу «О чём рассказала карта» | Коллективная, индивидуальная |
12 | | | Тела, вещества, частицы | Работа в группах |
13 | | | Твердые вещества, жидкости и газы | Коллективная, работа в парах |
14 | | | Вода – необыкновенное вещество | Индивидуальная |
15 | | | Обобщение по теме «Из чего всё на свете». Готовимся к школьной олимпиаде | Коллективная, индивидуальная |
16 | | 2 ч. | Свойства воды в жидком состоянии | Коллективная, работа в парах |
17 | | | Термометр и его устройство. | Коллективная, работа в парах |
18 | | | Практическая работа «Свойства воды в твёрдом состоянии» | Работа в группах |
19 | | | Свойства воды в газообразном состоянии | Коллективная, индивидуальная |
20 | | | Готовимся к школьной олимпиаде | Коллективная, индивидуальная |
21 | | | Круговорот воды в природе. | Работа в группах |
22 | | | Туман, облака, осадки | Индивидуальная |
23 | | | Вода как растворитель. | Коллективная, индивидуальная |
24 | | | Природные растворы и их значение | Коллективная, работа в парах |
25 | | | Почему воду надо беречь? | Работа в группах |
26 | | | Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе» | Коллективная, индивидуальная |
27 | | | Океан, которого нет на карте и глобусе | Индивидуальная |
28 | | | Воздух – это смесь газов | Коллективная, работа в парах |
29 | | | Практическая работа «Свойства воздуха» | Коллективная, индивидуальная |
30 | | | Проверочная работа по разделу «Воздух и его свойства» | Работа в группах |
31 | | | Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра | Индивидуальная |
32 | | | Ветер. Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли | Коллективная |
33 | | | Погода и причины её изменения | Коллективная, работа в парах |
34 | | | Заключительный урок. Вода и воздух | Коллективная, индивидуальная |
35 | | | Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха» | Индивидуальная |
36 | | 3 ч. | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение | Работа в группах |
37 | | | Разрушение горных пород | Коллективная, работа в парах |
38 | | | Минералы. | Коллективная, индивидуальная |
39 | | | Полезные ископаемые. | Коллективная, работа в парах |
40 | | | Свойства полезных ископаемых | Коллективная, работа в парах |
41 | | | Почему надо беречь полезные ископаемые | Коллективная |
42 | | | Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли» | Индивидуальная |
43 | | | Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы | Работа в группах |
44 | | | Почва и её состав | Коллективная, индивидуальная |
45 | | | Зачем и как люди заботятся о почве | Коллективная, работа в парах |
46 | | | Лес как природное сообщество и его обитатели | Коллективная, индивидуальная |
47 | | | Луг как природное сообщество и его обитатели | Индивидуальная |
48 | | | Поле как природное сообщество и его обитатели | Коллективная, работа в парах |
49 | | | Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели | Коллективная, индивидуальная |
50 | | | Болото как природное сообщество и его обитатели | Работа в группах |
51 | | | Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели» | Коллективная, работа в парах |
52 | | | Проверочная работа по разделу «Природные сообщества» | Работа в группах |
53 | | | Значение лесов. Необходимость бережного отношения к лесным богатствам | Коллективная, работа в парах |
54 | | | Безопасное поведение в лесу | Индивидуальная |
55 | | | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране | Коллективная, индивидуальная |
56 | | 4ч. | Надо ли охранять болота? | Коллективная, работа в парах |
57 | | | Дары рек и озёр | Коллективная |
58 | | | Безопасное поведение у водоёмов | Работа в группах |
59 | | | Человек – защитник природы. Охрана природных богатств | Коллективная, работа в парах |
60 | | | Природа будет жить | Индивидуальная |
61 | | | Обобщение по разделу «Человек и природные сообщества» | Коллективная, индивидуальная |
62 | | | Лента времени. | Работа в группах |
63 | | | Золотое кольцо России | Коллективная, индивидуальная |
64 | | | Коллективный проект «Путешествие по Золотому кольцу России» | Коллективная, индивидуальная |
65 | | | Путешествие по Санкт-Петербургу | Работа в группах |
66 | | | Путешествие по Санкт-Петербургу | Коллективная, индивидуальная |
67 | | | Экскурсия «Достопримечательности родного края» | Работа в группах |
68 | | | Обобщение «Мы и окружающий мир» | Работа в группах |
Приложение 2
Система оценивания
"5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочёт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки:
Ошибки:
неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
преобладание при описании объекта несущественных признаков;
неточности в определении назначения прибора, его использование;
неточности при нахождении объектов на карте.
15