Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каенлинская средняя общеобразовательная школа»
Нижнекамского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО: Краснова Ф. Г. _________________ Протокол № 1 от 23.08.2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе: Шарапова А. Р. _______________ 23.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор школы: Сулейманова Л. И. ________________ 23.08.2017 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру в 1 классе
учителя начальных классов
МБОУ «Каенлинская СОШ»
Нижнекамского муниципального района РТ
Атласовой Альбины Дмитриевны
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим
советом МБОУ «Каенлинская СОШ»,
Протокол № 1 от 23.08.2017 года.
Утверждена приказом МБОУ
«Каенлинская СОШ»
№ 106 от23.08.2017 года
2017 – 2018 учебный год
1. Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
-знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям;
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее);
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие;
-спользовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
-развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем;
-уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах);
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры);
-формировать умение работать в группах и парах;
-составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать».
Предметные результаты:
- название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, где живут учащиеся родного города (села);
- государственную символику России: флаг, герб, гимн;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- вести наблюдения в природе.
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;
- вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
- выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
- объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
- группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
- различать овощи и фрукты;
- выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
- правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
- назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
- правила сохранения и укрепления здоровья.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Введение (1 ч) Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Экскурсии: Что такое школа? Задавайте вопросы!
Что и кто? (20 ч)
Что такое Родина? Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина».
Что у нас над головой? Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что у нас под ногами? Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что общего у разных растений? Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за листья? Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Что такое хвоинки? Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Что умеет компьютер? Компьютер, его части и назначение .Что вокруг нас может быть опасным? Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
На что похожа наша планета? Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Кто такие птицы? Кто такие звери?
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Откуда в наш дом приходит электричество? Роль электричества в быту. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Как путешествует письмо? Куда текут реки? Река и море.Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Как сделать Землю чище.
Откуда в снежках грязь?
Практические работы: Откуда в снежках грязь? Как живут растения? Как зимой помочь птицам?
Где и когда? (11 ч)
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Где живут белые медведи? Где живут слоны? Холодные и жаркие районы Земли.
Где зимуют птицы? Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Когда жили динозавры? Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Когда появилась одежда? Одежда людей в прошлом и теперь.
Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (21 ч) Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Цвета радуги. Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь.
Какими могут быть автомобили будущего? Зачем нужны поезда? Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Зачем строят корабли? Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос? Искусственные спутники Земли, их назначение.
Почему мы часто слышим слово «экология»? Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Почему надо чистить зубы и мыть руки?
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Введение | 1 | Учащиеся осваивают первоначальные умения: |
2 | Что и кто? | 20 | Учащиеся осваивают первоначальные умения: задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке |
3 | Как, откуда и куда? | 12 | Выполнять тестовые задания учебника; — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; — обсуждать выступления учащихся; — оценивать свои достижения и достижения других учащихся — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; — оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; — составлять экспозицию выставки; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей |
4 | Где и когда? | 11 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализиро-вать иллюстрации учебника, обсуждать ус-ловия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; |
5 | Почему и зачем? | 21 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: моделировать форму, проводить взаимопро -верку; использовать атлас-определитель для получения нужной информации; работать со взрослыми; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
6 | Заключение | 1 | |
| Итого | 66 | |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Введение. (1 ч). Кереш. (1 с). |
1 | Задавайте вопросы!” Экскурсия «Что такое наша школа? ( Сораулар бирегез! Экскурсия «Нинди ул безнең мәктәп?”) | | | |
«Что и кто?» (20 ч) (“Нәрсә һәм кем” (20 сәг)) | | |
2 | Что такое Родина? (Нәрсә ул Ватан?) | | | |
3 | Что мы знаем о народах России? (Россия халыклары турында без нәрсә беләбез?) | | | |
4 | Что мы знаем о Москве? (Мәскәү турында без нәрсә беләбез?) | | | |
5 | Проект «Моя малая Родина». (“Минем кече ватаным” проекты.) | | | |
6 | Экскурсия “Что у нас над головой?” (Экскурсия “Безнең баш өстендә нәрсә?”) | | | |
7 | Экскурсия “Что у нас под ногами?” (Экскурсия “Безнең аяк астында нәрсә?”) | | | |
8 | Практическая работа “Что общего у разных растений?” (Практик эш “Төрле үсемлекләрнең уртак ягы нәрсәдә?”) | | | |
9 | Практическая работа “Что растёт на подоконнике?” (Практик эш “Тәрәзә төбендә нәрсә үсә?”) | | | |
10 | Экскурсия “Что растёт на клумбе?” (Экскурсия “Чәчәклектә нәрсә үсә?”) | | | |
11 | Практическая работа “Что это за листья?” (Практик эш “Болар нәрсә яфраклары?”) | | | |
12 | Практическая работа “Что такое хвоинки?” (Практик эш “Нәрсә ул ылыс?”) | | | |
13 | Кто такие насекомые? (Нәрсә ул бөҗәкләр.) | | | |
14 | Практическая работа “Кто такие рыбы?” (Практик эш “Нәрсә ул балыклар?”) | | | |
15 | Практическая работа “Кто такие птицы?” (Практик эш “Нәрсә ул кошлар?”) | | | |
16 | Экскурсия “Что такое зоопарк? Кто такие звери?” (Экскурсия “Нәрсә ул зоопарк?Нәрсә ул җәнлекләр) | | | |
17 | Что окружает нас дома? (Өйдщ безне нәрсәләр чолгап алган?) |
18 | Что умеет компьютер? (Компьютер нәрсәләр эшли ала?) | | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? (Әйләнә-тирәбездә нәрсәләр куркыныч тудырырга мөмкин?) | | | |
20 | На что похожа наша планета? (Безнең планетабыз нәрсәгә охшаган?) | | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» (Үзебезне тикшерәбез һәм уңышла- рыбызны бәялибез “Нәрсә һәм кем?”) | | | |
Как, откуда и куда? (12 ч) Ничек? Кайдан һәм кая? (12 сәг) |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» (Гаилә ничек яши. “Минем гаиләм” проекты.) | | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Безнең өйгә су кайдан килә һәм кая китә?) | | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? (Безнең өйгә электр кайдан килә?) | | | |
25 | Как путешествует письмо? (Хат ничек сәяхәт итә?) | | | |
26 | Откуда текут реки? (Елгалар кая ага?) | | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? (Кар һәм боз кайдан алына?) | | | |
28 | Практическая работа «Как живут растения?» (Практик эш “Үсемлекләр ничек яши?”) | | | |
29 | Как живут животные? (Хайваннар ничек яши?) | | | |
30 | Практическая работа «Как зимой помочь птицам?» (Практик эш “Кышын кошларга ничек ярдәм итәргә?”) | | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? (Чүп-чар кайдан килеп чыга һәм кая китә?) | | | |
32 | Практическая работа «Откуда в снежках грязь?» (Практик эш “Кардагы пычрак кайдан килә?”) | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу “Как? Откуда и куда?» (Үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез “Ничек? Кайдан һәм кая?”) | | | |
«Где и когда?» (11ч) (“Кайда һәм кайчан?” (11 сәг) | |
34 | Когда учиться интересно? (Укырга кайчан кызык?) | | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» (“Минем сыйныфым һәм минем мәктәбем” проекты.) | | | |
36 | Когда придёт суббота? (Шимбә кайчан җитәр?) | | | |
37 | Когда наступит лето? (Җәй кайчан җитәр?) | | | |
38 | Где живут белые медведи? (Ак аюлар кайда яши?) | | | |
39 | Где живут слоны? (Филләр кайда яши?) | | | |
40 | Где зимуют птицы? (Кошлар кайда кышлый?) | | | |
41 | Когда появилась одежда? (Киемнәр кайчан барлыкка килгән?) | | | |
42 | Когда изобрели велосипед? (Велосипедны кайчан уйлап тапканнар?) | | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? (Без кайчан олы кешеләр булырбыз?) | | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достиже-ния по разделу «Где и когда?» Презента- ция проекта «Мой класс и моя школа». (Үзебезне тикшерәбез һәм уңышлары- бызны бәялибез. “Кайдан һәм кайчан?” “Минем сыйныф һәм минем мәктәбем” дигән проектны презентацияләү.) | | | |
«Почему и зачем?» (22 ч) (“Ни өчен һәм нәрсә өчен” 22 сәг) | |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? (Ни өчен Кояш көндез , ә йолдызлар төнлә яктырта.) | | | |
46 | Почему луна бывает разной? (Ни өчен ай төрлечә була?) | | | |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? (Ни өчен яңгыр ява һәм җил исә?) | | | |
48 | Почему звенит звонок? (Кыңгырау ни өчен чылтырый?) | | | |
49 | Почему радуга разноцветная? (Ни өчен салават күпере төрле төстә?) | | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? (Без песиләрне һәм этләрне ни өчен яратабыз.) | | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы». (“Минем дүрт аяклы дусларым” проекты.) | | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (Без ни өчен чәчәкләрне өзмибез һәм күбәләкләрне тотмыйбыз?) | | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? (Ни өчен урманда тынлыкны сакларга кирәк?) | | | |
54 | Зачем мы спим ночью? (Без ни өчен төнлә йоклыйбыз?) | | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Ни өчен яшелчә һәм җиләк-җимешләрне күп ашарга кирәк?) | | | |
56 | Практическая работа «Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (“Практик эш “Ни өчен тешләрне чистартырга һәм кулларны юарга кирәк?”) | | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? (Безгә телефон һәм телевизор нәрсә өчен кирәк?) | | | |
58 | Зачем нужны автомобили? Почему в автомобиле нужно соблюдать правила безопасности? (Автомобильләр ни өчен кирәк? Ни өчен автомобильләрдә куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәргә кирәк?) | | | |
59 | Зачем нужны поезда? Почему в поезде нужно соблюдать правила безопасности? (Поездлар ни өчен кирәк? Ни өчен поезда куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәргә кирәк?) | | | |
60 | Зачем строят корабли? Почему в корабле нужно соблюдать правила безопасности? (Корабларны ни өчен төзиләр? Ни өчен корабльдә куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәргә кирәк?) | | | |
61 | Зачеи строят самолеты? Почему в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? (Самолетларны ни өчен төзиләр? Ни өчен самолётта куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәргә кирәк?) | | | |
62 | Зачем люди осваивают космос? (Ни өчен кешеләр космосны үзләштерәләр?) | | | |
63 | Почему мы часто слышим слово «экология»? (Без ни өчен «экология» сүзен еш ишетәбез?) | | | |
64 | Экскурсия “Наше село” | | | |
65 | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» (“Минем йорт хайваннары” дигән проектны презентацияләү.) | | | |
66 | Поверка знаний. (Белемнәрне тикшеү) | | | |