МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДРУЖБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
4 класс
Составитель: учитель начальных классов
Курбанова Заният Ашурбейковна
Пояснительная записка
Целями обучения окружающему миру в 4 классе являются:
Формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и профессионального многообразия российского общества.
Изучение окружающего мира направлено на реализацию основных задач:
Формировать уважительные отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
Осознавать ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
Формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
Формировать психологические культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Характеристика учебной дисциплины (курса)
Окружающий мир входит в предметную область «Обществознание и естествознание»
Результаты освоения предмета:
К концу обучения в четвертом классе учащиеся смогут научиться:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
знать (понимать):
• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
уметь:
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);
• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями;
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе: ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу,
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Календарно – тематическое планирование
№ | тема урока | количество часов | дата | домашнее задание | корректировка |
первая четверть - 17 часов Земля и человечество – 9 часов |
1 | Мир глазами астронома. | 1 | | с.3-8 | |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1 | | с.9-15 | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа «Знакомство с картой звёздного мира» | 1 | | с.16-21 | |
4 | Мир глазами географа. Практическая работа «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1 | | с.22-28 | |
5 | Мир глазами историка | 1 | | с.29-35 | |
6 | Когда и где? Практическая работа «Знакомство с историческими картами» | 1 | | с.36-40 | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | | с.41-47 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | 1 | | с.48-53 | |
9 | Международная Красная книга. Тест «Земля и человечество» | 1 | | с.54-56 | |
Природа России - 10 часов |
10 | Равнины и горы России | 1 | | с.57-65 | |
11 | Моря, озёра и реки России. Практическая работа «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 | | с.66-70 | |
12 | Природные зоны России. | 1 | | с.71-75 | |
13 | Зона арктических пустынь. Практическая работа «Рассматривание карты природных зон России» | 1 | | с.76-83 | |
14 | Тундра. | 1 | | с.84-94 | |
15 | Леса России. | 1 | | с.95-102 | |
16 | Лес и человек. Контрольная работа №1 по разделу «Природа России» | 1 | | с.103-109 | |
17 | Зона степей. | 1 | | с.111-117 | |
2 четверть- 16 часов |
18 | Пустыни. | 1 | | с.118-125 | |
19 | У Чёрного моря. Тест «Природные зоны» | 1 | | с.126-134 | |
| Родной край – часть большой страны – 14 часов |
2 | Родной край – часть большой страны. Экскурсия | 1 | | с.135 | |
3 | Наш край. | 1 | | с.136-138 | |
4 | Поверхность нашего края | 1 | | с.139-144 | |
5 | Водные богатства нашего края | 1 | | с.145-148 | |
6 | Наши подземные богатства. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1 | | с.149-159 | |
7 | Земля - кормилица | 1 | | с.160-163 | |
8 | Жизнь леса. | 1 | | с.164-169 | |
9 | Жизнь луга. | 1 | | с.170-177 | |
10 | Жизнь в пресных водах. | 1 | | с.178-186 | |
11 | Природное сообщество «Водоем». | 1 | | сообщения | |
12 | Растения и животные леса. | 1 | | сообщения | |
13 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | | с.187-194 | |
14 | Проект «Всемирное наследие России» | 1 | | с.195-203 | |
1 | Животноводство в нашем крае | 1 | | с.195-203 | |
3 четверть- 19часов |
2 | Презентация проектов. Тест по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1 | | сообщение | |
Страницы Всемирной истории – 5 часов |
3 | Начало истории человечества | 1 | | с.3-7 | |
4 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | | с.8-14 | |
5 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | | с.15-21 | |
6 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | | с.22-27 | |
7 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест по разделу «Страницы Всемирной истории» | 1 | | с.28-32 | |
страницы истории России – 20 часов |
8 | Жизнь древних славян | 1 | | с.33-39 | |
9 | Во времена Древней Руси | 1 | | с.40-45 | |
10 | Страна городов | 1 | | с.46-53 | |
11 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | с.54-58 | |
12 | Трудные времена на Русской земле | 1 | | с.59-64 | |
13 | Русь расправляет крылья | 1 | | с.65-69 | |
14 | Куликовская битва | 1 | | с.70-74 | |
15 | Иван Третий | 1 | | с.75-81 | |
16 | Мастера печатных дел | 1 | | с.82-86 | |
17 | Патриоты России | 1 | | с.87-93 | |
18 | Пётр Великий Контрольная работа№2 по теме: «Страницы истории России» | 1 | | с.94-100 | |
19 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | с.101-104 | |
20 | Екатерина Великая. | 1 | | с.105-111 | |
4 четверть-18 часов |
1 | Отечественная война 1812 года | 1 | | с.112-121 | |
2 | Страницы истории XIX века | 1 | | с.122-26 | |
3 | Россия вступает в XX век | 1 | | с.127-135 | |
4 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 | | с.136-139 | |
5 | Великая война и великая Победа | 1 | | с.140-146 | |
6 | Великая война и великая Победа Тест по разделу «Страницы истории России» | 1 | | с.140-146 | |
7 | ВПР Страна, открывшая путь в космос. | 1 | | с.147-152 | |
Современная Россия – 11 часов |
8 | Основной закон России и права человека | 1 | | с.153-163 | |
9 | Мы – граждане России | 1 | | с.164-167 | |
10 | Славные символы России | 1 | | с.168-174 | |
11 | Такие разные праздники | 1 | | с.175-179 | |
12 | Тест по разделу «Современная Россия» | 1 | | с.216-219 | |
13 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | | с.180-185 | |
14 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 | | с.186-196 | |
15 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | | с.197-203 | |
16 | Проект «Путешествие по городам мира» | 1 | | с.204-205 | |
17 | Защита проектов | 1 | | подготовить защиту | |
18 | Защита проектов | 1 | | подготовить защиту | |