Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской»
«Принято» Руководитель МО ________________/Нечаева Н. И./ «___» ____________ 2016 г. | | «Утверждаю» Директор школы ____________/Никонова И. В./ Приказ №________ от «___» ___________ 2016 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Человек»
для начальной ступени обучения
33 часа
1 класс
составлена на основе программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В. Воронковой
Составитель:
Кудина Вера Александровна,
учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
Кудрина С.В. Окружающий мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: ВЛАДОС,2014
Кудрина С.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.:ВЛАДОС,2013
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) требуется специально организованное обучение.
Цель:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
формирование гигиенических навыков;
коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование организационных умений и навыков;
формирование навыков культурой еды;
развитие умений ориентироваться в задании;
развитие самостоятельности в выполнении навыков самообслуживания.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Технологии, используемые в образовательном процессе
игровые,
здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные,
дифференцированного обучения,
ИКТ
Виды деятельности обучающейся на уроке
игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра);
элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);
конструктивная, изобразительная (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.
Место предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часов, 1час в неделю, 33 учебные недели.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
представления о собственном теле;
отнесение себя к определённому полу;
умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
умение следить за своим внешним видом.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Человек» содержит следующие разделы: Представления о себе; Семья.
Представления о себе
Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.
Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).
Семья
Представление о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Раздел учебного курса | Количество часов на изучение раздела |
Семья | 14 |
Представления о себе | 19 |
Всего | 33 |
Тематическое планирование
№ п/п | № в разделе | Тема | Примечания | Дата |
Семья – 3 часа |
1 | 1 | Волшебные слова | | |
2 | 2 | Знакомство. Как вести себя в гостях | | |
3 | 3 | Сюжетно-ролевая игра: мы вежливые | | |
Представления о себе – 19 часов |
4 | 1 | Режим дня школьника | | |
5 | 2 | Прогулка и ее значение | | |
6 | 3 | Утренний и вечерний туалет | | |
7 | 4 | Утренняя зарядка и её значение | | |
8 | 5 | Сон, его значение | | |
9 | 6 | Человек: строение | | |
10 | 7 | Игра – импровизация: что умеет твоё тело | | |
11 | 8 | Лицо в зеркале | | |
12 | 9 | Гигиена полости рта | | |
13 | 10 | Практическое занятие: как правильно чистить зубы | | |
14 | 11 | Чистота рук – залог здоровья | | |
15 | 12 | Практическое занятие: как мыть руки | | |
16 | 13 | Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Мойдодыр» | | |
17 | 14 | Пол, возраст, имя, фамилия | | |
18 | 15 | Внешний облик человека | | |
19 | 16 | Правильная осанка человека | | |
20 | 17 | Кожа, порез, ожог | | |
21 | 18 | Первая помощь при порезах, ожогах | | |
22 | 19 | Лицо человека: глаза, уши, нос | | |
Семья – 11 часов |
23 | 1 | Безопасность в доме | | |
24 | 2 | Пожарная безопасность: огонь | | |
25 | 3 | Режим питания | | |
26 | 4 | Продукты питания | | |
27 | 5 | Хлеб – всему голова | | |
28 | 6 | Самые полезные продукты: овощи, фрукты | | |
29 | 7 | Безопасность при общении с животными | | |
30 | 8 | Правила поведения в лесу | | |
31 | 9 | Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес | | |
32 | 10 | Правила поведения на воде | | |
33 | 11 | Повторение и обобщение. Безопасность дома и на улице | | |
| | Всего часов за год: | 33 | |
Информационно-образовательный ресурс
Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Материально-техническое обеспечение
натуральные объекты (игрушки, одежда, игровые предметы и атрибуты, муляжи, макеты);
предметные, сюжетные картинки;
аудио и видеоматериалы, презентации;
тетради – раскраски с различными объектами окружающего мира.