СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1 класс. ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для надомного обучения в 1 классе по предмету "Человек" для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Человек» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1 класс. ФГОС ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сычевская средняя общеобразовательная школа имени К. Ф. Лебединской»


«Принято»

Руководитель МО

________________/Нечаева Н. И./ «___» ____________ 2016 г.




«Утверждаю»

Директор школы

____________/Никонова И. В./ Приказ №________ от «___» ___________ 2016 г.


Рабочая программа

учебного предмета «Человек»

для начальной ступени обучения

33 часа

1 класс

составлена на основе программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

под редакцией В.В. Воронковой



Составитель:

Кудина Вера Александровна,

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории




2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Человек» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).


Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

  • Кудрина С.В. Окружающий мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: ВЛАДОС,2014

  • Кудрина С.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.:ВЛАДОС,2013


Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе, с формирования навыков самообслуживания – это важные направления обучения ребенка с нарушениями развития, так как способность обслуживать себя необходима для независимой жизни любого человека. Для освоения навыков самообслуживания ребенком с умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) требуется специально организованное обучение.


Цель:

формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.


Задачи:

  • формирование гигиенических навыков;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук;

  • обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;

  • формирование организационных умений и навыков;

  • формирование навыков культурой еды;

  • развитие умений ориентироваться в задании;

  • развитие самостоятельности в выполнении навыков самообслуживания.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).

Основной формой организации процесса обучения является урок. На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно – гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многооб­разием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком от­дельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные уп­ражнения и игры.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.



Технологии, используемые в образовательном процессе

  • игровые,

  • здоровьесберегающие,

  • личностно-ориентированные,

  • дифференцированного обучения,

  • ИКТ

Виды деятельности обучающейся на уроке

  • игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра);

  • элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);

  • конструктивная, изобразительная (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.


Место предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 33 часов, 1час в неделю, 33 учебные недели.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Личностные:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:

  • представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • представления о собственном теле;

  • отнесение себя к определённому полу;

  • умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;

  • умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;

  • умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

  • умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;

  • умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);

  • умение следить за своим внешним видом.

Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Человек» содержит следующие разделы: Представления о себе; Семья.


Представления о себе

Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Навыки, связанные с гигиеной тела. части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги, пальцы);предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, ванна, полотенце; действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.

Закреплять навыки одевания и обувания под присмотром учителя (родителя).


Семья

Представление о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок с ТМНР учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлись доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.



Раздел учебного курса

Количество часов на изучение раздела

Семья

14

Представления о себе

19

Всего

33






Тематическое планирование


№ п/п

№ в разделе

Тема

Примечания

Дата

Семья 3 часа

1

1

Волшебные слова



2

2

Знакомство. Как вести себя в гостях



3

3

Сюжетно-ролевая игра: мы вежливые



Представления о себе19 часов

4

1

Режим дня школьника



5

2

Прогулка и ее значение



6

3

Утренний и вечерний туалет



7

4

Утренняя зарядка и её значение



8

5

Сон, его значение



9

6

Человек: строение



10

7

Игра – импровизация: что умеет твоё тело



11

8

Лицо в зеркале



12

9

Гигиена полости рта



13

10

Практическое занятие: как правильно чистить зубы



14

11

Чистота рук – залог здоровья



15

12

Практическое занятие: как мыть руки



16

13

Просмотр мультфильма по произведению К. Чуковского «Мойдодыр»



17

14

Пол, возраст, имя, фамилия



18

15

Внешний облик человека



19

16

Правильная осанка человека



20

17

Кожа, порез, ожог



21

18

Первая помощь при порезах, ожогах



22

19

Лицо человека: глаза, уши, нос



Семья – 11 часов

23

1

Безопасность в доме



24

2

Пожарная безопасность: огонь



25

3

Режим питания



26

4

Продукты питания



27

5

Хлеб – всему голова



28

6

Самые полезные продукты: овощи, фрукты



29

7

Безопасность при общении с животными



30

8

Правила поведения в лесу



31

9

Сюжетно-ролевая игра: прогулка в лес



32

10

Правила поведения на воде



33

11

Повторение и обобщение. Безопасность дома и на улице





Всего часов за год:

33



Информационно-образовательный ресурс

  • Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой – 8-ое изд. – М.; Просвещение, 2013.

  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).


Материально-техническое обеспечение

  • натуральные объекты (игрушки, одежда, игровые предметы и атрибуты, муляжи, макеты);

  • предметные, сюжетные картинки;

  • аудио и видеоматериалы, презентации;

  • тетради – раскраски с различными объектами окружающего мира.