Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Наумовка»
Балаковского района Саратовской области
« Рассмотрено» Руководитель ШМО _________ (_____________) ФИО Протокол № ____ от «___» __________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ (О.В. Кодола) ФИО «___» __________ 2017 г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ с. Наумовка ________ (Н.А. Кинжинова) ФИО Приказ № 122 от «30» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
__Галиевой Надежды Хабдулмановны,
учителя Ӏ квалификационной категории
Ф.И.О., категория
по предмету _краеведение
в соответствии с ФГОС ООО
6 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географическому краеведению в 6 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение географических объектов своего региона по авторской программе общеобразовательных школ «Географическое краеведение» Л.В. Макарцевой, Р.В. Маркиной в 6 классе общеобразовательной школы.
Срок реализации программы 1 год.
Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.
Цель – создание природного образа малой родины.
Главные задачи курса «Географическое краеведение» состоят в следующем:
сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;
показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;
продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;
создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.
Место предмета в учебном плане:
На изучение курса «Географическое краеведение отведено 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Учебно- методический комплект:
Учебник: « Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс. Автор Л.В.Макарцева.- Саратов.: Лицей, 2017.
Рабочая тетрадь.- Саратов.: Лицей, 2017.
Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение» являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства области, района, своего населённого пункта;
– формулировать причины изменений, происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в области;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Саратовской области;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов области;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию своего края.
Содержание курса «Географическое краеведение»
Введение- 1ч.
Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением.
История исследования Саратовской области, методы исследования – 3ч.
Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге.
Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол – Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 – исследование Поволжья – П.С. Паллаом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края).
Практическая работа:
Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.
Определите формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.
Особенности географического положения области, района – 2ч.
Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.
Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Саратовской области», выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге.
Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта.
Определение координат Саратова, своего пункта.
Строение земной карты. Минералы и горные породы –3ч.
Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.
Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.
V. Рельеф Саратовской области, своего района – 3ч.
Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.
Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).
Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.
Горючие полезные ископаемые – нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы – торф. Химическое сырьё – каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы – известняки, доломиты, глина, пески.
VI. Воды суши Саратовской области – 4ч.
Воды суши: подземные и поверхностные.
Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.
Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.
Волга – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.
Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа: нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.
VII. Атмосфера. Климат области – 5ч.
Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.
Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.
Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.
Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.
VIII. Природные комплексы Саратовской области – 4ч.
Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.
Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.
Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.
Экологические проблемы Саратовской области.
Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.
IX. План местности – 5ч.
Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.
Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта.
Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.
X. Население области, своего района – 3ч.
История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в музей.
Резерв- 2ч.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Наумовка»
Балаковского района Саратовской области
« Рассмотрено» Руководитель ШМО _________ (_____________) ФИО Протокол № ____ от «___» __________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ (О.В. Кодола) ФИО «___» __________ 2017 г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ с. Наумовка ________ (Н.А. Кинжинова) ФИО Приказ № 122 от «30» августа 2017 г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА
___Галиевой Надежды Хабдулмановны,
учителя _Ӏ- ой квалификационной категории__
Ф.И.О., категория
по предмету _краеведение _
в соответствии с ФГОС ООО
(9 класс)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«30» августа 2017 г.
2017 – 2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по краеведению
Класс _6_
Учитель _Галиева Н.Х_
Количество часов:
Всего _35__ часов; в неделю __1_ час.
Плановых контрольных работ __1__, практических работ - _8__, итоговых тестирований - 1 2_, проектов - _1_;
Планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ «Географическое краеведение» Л.В.Макарцевой, Р.В.Маркиной.
Учебник: _« Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс. Автор Л.В.Макарцева.- Саратов.: Лицей, 2015.
Дополнительная литература:
А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
Палькин Н.Е. О, Волга! – М., Молодая гвардия, 1985.
Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.
Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.
№ п\п | Наименование разделов и тем | ИКТ | Календарные сроки | Корректировка |
Ӏ. Введение – 1 ч. |
1. | Введение. Что изучает географическое краеведение. | | 04.09 | |
ӀӀ. История исследования Саратовской области, методы исследования – 3 ч. |
2. | Изучение природы края со ӀӀ века нашей эры. | | 11.09 | |
3. | Изучение природы края со ӀӀ века нашей эры. | Презентация | 18.09 | |
4. | Практическая работа №1 «Наблюдение за погодой. Определение форм рельефа» | | 25.09 | |
ӀӀӀ. Особенности географического положения области, района – 2 ч. |
5. | Особенности географического положения Саратовской области. | | 02.10 | |
6. | Практическая работа №2 «Определение географического положения своего района, села» | | 09.10 | |
ӀV. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 3 ч. |
7. | Изменение территории области по геологическим эпохам. | | 16.10 | |
8. | Различия в геологическом строении правобережья и левобережья. | Презентация. | 23.10 | |
9. | Практическая работа №3 «Определение горных пород по образцам». | | 07.11 | |
V. Рельеф Саратовской области, своего района – 3 ч. |
10. | Особенности и основные формы рельефа области. | Презентация | 13.11 | |
11. | Практическая работа №4 «Рельеф Саратовской области». | | 20.11 | |
12. | Полезные ископаемые области и их значение. | | 27.11 | |
VӀ. Воды суши Саратовской области – 4 ч. |
13. | Воды суши. Речные системы области. | Проект. | 04.12 | |
14. | Бассейны рек. Волга- главная река области. | Презентация | 11.12 | |
15. | Озёра Саратовского края. | | 18.12 | |
16. | Практическая работа №5 «Описание реки или озера Саратовской области». | Презентация проекта | 25.12 | |
VӀӀ. Атмосфера. Климат области – 5 ч. |
17. | Методы исследования. Метеорология. Местные признаки погоды. | Презентация | 15.01 | |
18. | Изменение климата по сезонам. Годовой ход температуры. | | 22.01 | |
19. | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. Осадки. Климат района. | | 29.01 | |
20. | Практическая работа №6 «Обработка и анализ данных метеорологических наблюдений» | | 05.02 | |
21. | Контрольная работа по теме «Географическое положение и особенности природы области». | | 12.02 | |
VӀӀӀ. Природные комплексы Саратовской области – 4ч. |
22. | Типы почв Саратовской области. | | 19.02 | |
23. | Растительный и животный мир области, района. | Проект | 26.02 | |
24. | Природные зоны края. | Презентация | 05.03 | |
25. | Экскурсия. Практическая работа №7 «Описание природного комплекса». | | 12.03 | |
ӀХ. План местности – 5 ч |
26. | Условные знаки. Способы определения направлений и расстояний . | Презентация | 19.03 | |
27. | Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. | | 09.04 | |
28. | Съёмка местности. | | 16.04 | |
29. | Топонимика Саратовского края. | Проект | 23.04 | |
30. | Практическая работа №7 «Описание маршрута по плану местности». | | 30.04 | |
Х. Население области, своего района – 3 ч |
31. | История заселения Саратовского края, района, села. | | 07.05 | |
32. | Численность населения. Национальный состав населения края. | | 14.05 | |
33. | Крупные города области. Город Балаково. | Презентация | 21.05 | |
Повторение – 2 ч. |
34. | Повторение курса «Географическое краеведение» | | 28.05 | |
35. | Итоговое тестирование по темам курса. | | 28.05 | |