СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Краеведение в 6 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географическому краеведению в 6 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение географических объектов своего региона по авторской программе общеобразовательных школ «Географическое краеведение»  Л.В. Макарцевой, Р.В. Маркиной в 6 классе общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Краеведение в 6 классе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Наумовка»

Балаковского района Саратовской области




« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________ (_____________)

ФИО

Протокол № ____ от

«___» __________ 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ (О.В. Кодола)

ФИО


«___» __________ 2017 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ
с. Наумовка

________ (Н.А. Кинжинова)

ФИО

Приказ № 122 от

«30» августа 2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


__Галиевой Надежды Хабдулмановны,

учителя Ӏ квалификационной категории

Ф.И.О., категория

по предмету _краеведение

в соответствии с ФГОС ООО

6 класс







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«30» августа 2017 г.












2017 – 2018 учебный год




Пояснительная записка

Рабочая программа по географическому краеведению в 6 классе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом регионального компонента, который предусматривает изучение географических объектов своего региона по авторской программе общеобразовательных школ «Географическое краеведение» Л.В. Макарцевой, Р.В. Маркиной в 6 классе общеобразовательной школы.

Срок реализации программы 1 год.

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.

Цель – создание природного образа малой родины.

Главные задачи курса «Географическое краеведение» состоят в следующем:

  1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;

  2. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;

  3. научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

  4. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  5. создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.


Место предмета в учебном плане:

На изучение курса «Географическое краеведение отведено 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Учебно- методический комплект:


Учебник: « Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс. Автор Л.В.Макарцева.- Саратов.: Лицей, 2017.

Рабочая тетрадь.- Саратов.: Лицей, 2017.





Предметными результатами изучения курса «Географическое краеведение» являются следующие умения:

– понимать роль различных источников краеведческой информации;

– знать особенности природы, населения, хозяйства области, района, своего населённого пункта;

– формулировать причины изменений, происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;

– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в области;

– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Саратовской области;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

– определять на карте местоположение объектов области;

– работать со статистическими данными;

– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию своего края.

















Содержание курса «Географическое краеведение»

  1. Введение- 1ч.

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением.


  1. История исследования Саратовской области, методы исследования – 3ч.

Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге.

Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол – Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 – исследование Поволжья – П.С. Паллаом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края).

Практическая работа:

Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.

Определите формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.

  1. Особенности географического положения области, района – 2ч.

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Саратовской области», выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге.

Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта.

Определение координат Саратова, своего пункта.

  1. Строение земной карты. Минералы и горные породы –3ч.

Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.

Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.

V. Рельеф Саратовской области, своего района – 3ч.

Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера.

Практическая работа – на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.

Горючие полезные ископаемые – нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.). Горючие сланцы – торф. Химическое сырьё – каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы – известняки, доломиты, глина, пески.

VI. Воды суши Саратовской области – 4ч.

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.

Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.

Волга – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа: нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.

VII. Атмосфера. Климат области – 5ч.

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.

Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.

Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.

VIII. Природные комплексы Саратовской области – 4ч.

Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.

Экологические проблемы Саратовской области.

Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.

IX. План местности – 5ч.

Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.

Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта.

Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.

X. Население области, своего района – 3ч.

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в музей.

Резерв- 2ч.




















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Наумовка»

Балаковского района Саратовской области




« Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________ (_____________)

ФИО

Протокол № ____ от

«___» __________ 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ (О.В. Кодола)

ФИО


«___» __________ 2017 г.

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ
с. Наумовка

________ (Н.А. Кинжинова)

ФИО

Приказ № 122 от

«30» августа 2017 г.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГА


___Галиевой Надежды Хабдулмановны,

учителя _Ӏ- ой квалификационной категории__

Ф.И.О., категория

по предмету _краеведение _

в соответствии с ФГОС ООО

(9 класс)







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«30» августа 2017 г.











2017 – 2018 учебный год


Календарно-тематическое планирование

по краеведению


Класс _6_


Учитель _Галиева Н.Х_


Количество часов:

Всего _35__ часов; в неделю __1_ час.


Плановых контрольных работ __1__, практических работ - _8__, итоговых тестирований - 1 2_, проектов - _1_;



Планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных школ «Географическое краеведение» Л.В.Макарцевой, Р.В.Маркиной.



Учебник: _« Географическое краеведение. Саратовская область», 6 класс. Автор Л.В.Макарцева.- Саратов.: Лицей, 2015.


Дополнительная литература:

  1. А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. – Саратов. Издательство «Лицей», 2005.

  2. Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.

  3. Палькин Н.Е. О, Волга! – М., Молодая гвардия, 1985.

  4. Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. – Саратов. Издательство СГУ, 1989.

  5. Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.

  6. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. – Саратов. Приволжское издательство, 1980.
























№ п\п

Наименование разделов и тем

ИКТ

Календарные сроки

Корректировка

Ӏ. Введение – 1 ч.

1.

Введение. Что изучает географическое краеведение.


04.09


ӀӀ. История исследования Саратовской области, методы исследования – 3 ч.

2.

Изучение природы края со ӀӀ века нашей эры.


11.09


3.

Изучение природы края со ӀӀ века нашей эры.

Презентация

18.09


4.

Практическая работа №1 «Наблюдение за погодой. Определение форм рельефа»


25.09


ӀӀӀ. Особенности географического положения области, района – 2 ч.

5.

Особенности географического положения Саратовской области.


02.10


6.

Практическая работа №2 «Определение географического положения своего района, села»


09.10


ӀV. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 3 ч.

7.

Изменение территории области по геологическим эпохам.


16.10


8.

Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

Презентация.

23.10


9.

Практическая работа №3 «Определение горных пород по образцам».


07.11


V. Рельеф Саратовской области, своего района – 3 ч.

10.

Особенности и основные формы рельефа области.

Презентация

13.11


11.

Практическая работа №4 «Рельеф Саратовской области».


20.11


12.

Полезные ископаемые области и их значение.


27.11


VӀ. Воды суши Саратовской области – 4 ч.

13.

Воды суши. Речные системы области.

Проект.

04.12


14.

Бассейны рек. Волга- главная река области.

Презентация

11.12


15.

Озёра Саратовского края.


18.12


16.

Практическая работа №5 «Описание реки или озера Саратовской области».

Презентация проекта

25.12


VӀӀ. Атмосфера. Климат области – 5 ч.

17.

Методы исследования. Метеорология. Местные признаки погоды.

Презентация

15.01


18.

Изменение климата по сезонам. Годовой ход температуры.


22.01


19.

Ветры, господствующие в области. Роза ветров. Осадки. Климат района.


29.01


20.

Практическая работа №6 «Обработка и анализ данных метеорологических наблюдений»


05.02


21.

Контрольная работа по теме «Географическое положение и особенности природы области».


12.02


VӀӀӀ. Природные комплексы Саратовской области – 4ч.

22.

Типы почв Саратовской области.


19.02


23.

Растительный и животный мир области, района.

Проект

26.02


24.

Природные зоны края.

Презентация

05.03


25.

Экскурсия. Практическая работа №7 «Описание природного комплекса».


12.03


ӀХ. План местности – 5 ч

26.

Условные знаки. Способы определения направлений и расстояний .

Презентация

19.03


27.

Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту.


09.04


28.

Съёмка местности.


16.04


29.

Топонимика Саратовского края.

Проект

23.04


30.

Практическая работа №7 «Описание маршрута по плану местности».


30.04


Х. Население области, своего района – 3 ч

31.

История заселения Саратовского края, района, села.


07.05


32.

Численность населения. Национальный состав населения края.


14.05


33.

Крупные города области. Город Балаково.

Презентация

21.05


Повторение – 2 ч.

34.

Повторение курса «Географическое краеведение»


28.05


35.

Итоговое тестирование по темам курса.


28.05