Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Математика» автора Моро М.И (М.: Просвещение, 2018г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год» ;
Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»
Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МОУ СОШ №15.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 15 предмет "математика" изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Данная программа составлена на 136 часов. С учетом Годового календарного графика МОУ СОШ № 15 и календаря праздничничных дат на 2019-2020 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.
Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Уравнение. Решение уравнения Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х ׃ 4 = 9, 27 ׃ х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а ∙ b, c ׃ d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Раздел 1. Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 9 | 1 |
2 | Раздел 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 55 | 3 |
3 | Раздел 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 29 | 2 |
4 | Раздел 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | 1 |
5 | Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 12 | 1 |
6 | Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 5 | 1 |
Литература
1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. М., «Просвещение», 2018 год.
2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 2-х частях. М., «Просвещение», 2019 год.
3. С.И.Волкова. Математика Контрольные работы 1-4 классы «Просвещение», 2017 год
4. В.Т.Голубь, Тематический контроль знаний учащихся, математика 3 класс «М-книга Воронеж». 2019 год
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по математике
в 3 классе на 2019-2020 уч. г.
(136 часов, 4 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт. |
Раздел 1. Повторение. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч) |
1 | Устные и письменные приемы сложения и вычитания | | |
2 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания | | |
3 | Выражение с переменной | | |
4 | Решение уравнений | | |
5 | Решение уравнений | | |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами | | |
7 | «Страничка для любознательных». «Что узнали. Чему научились» | | |
8 | Контрольная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» | | |
9 | Анализ контрольной работы | | |
Раздел 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление |
10 | Связь умножения и сложения | | |
11 | Связь между компонентом и результатом умножения. Четные и нечетные числа | | |
12 | Таблица умножения и деления с числом 3 | | |
13 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | | |
14 | Решение задач с понятиями «масса» и количество» | | |
15 | Порядок выполнения действий | | |
16 | Порядок выполнения действий | | |
17 | Порядок выполнения действий | | |
18 | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. | | |
19 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа 2 и 3» | | |
20 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Таблица умножения и деления с числом 4 | | |
21 | Закрепление изученного материала | | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | | |
25 | Решение задач | | |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5 | | |
27 | Задачи на кратное сравнение | | |
28 | Задачи на кратное сравнение | | |
29 | Решение задач | | |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6 | | |
31 | Решение задач | | |
32 | Решение задач | | |
33 | Решение задач | | |
34 | Таблица умножения и деления с числом 7 | | |
35 | Страничка для любознательных. Наши проекты | | |
36 | Что узнали. Чему научились | | |
37 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» | | |
38 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | | |
39 | Площадь. Сравнение площадей фигур | | |
40 | Площадь. Сравнение площадей фигур | | |
41 | Квадратный сантиметр | | |
42 | Площадь прямоугольника | | |
43 | Таблица умножения и деления с числом 8 | | |
44 | Закрепление изученного материала | | |
45 | Решение задач | | |
46 | Таблица умножения и деления с числом 9 | | |
47 | Квадратный дециметр | | |
48 | Табличное умножение. Закрепление изученного материала | | |
49 | Закрепление изученного материала | | |
50 | Квадратный метр | | |
51 | Закрепление изученного материала | | |
52 | Страничка для любознательных | | |
53 | Что узнали. Чему научились | | |
54 | Что узнали. Чему научились | | |
55 | Умножение на 1 | | |
56 | Умножение на 0 | | |
57 | Умножение и деление с числами 1, 0. Деление нуля на число | | |
58 | Закрепление изученного материала | | |
59 | Контрольная работа за первое полугодие | | |
62 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Страничка для любознательных | | |
63 | Доли | | |
64 | Окружность. Круг | | |
65 | Диаметр круга. Решение задач | | |
64 | Единицы времени | | |
Раздел 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (29 ч) |
65 | Умножение и деление круглых чисел | | |
66 | Деление вида 80:20 | | |
67 | Умножение суммы на число | | |
68 | Умножение суммы на число | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное | | |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное | | |
71 | Закрепление изученного материала | | |
72 | Деление суммы на число | | |
73 | Деление суммы на число | | |
74 | Деление двузначного числа на однозначное | | |
75 | Делимое. Делитель | | |
76 | Проверка деления | | |
77 | Случай деления вида 87:29 | | |
78 | Проверка умножения | | |
79 | Решение уравнений | | |
80 | Решение уравнений | | |
81 | Закрепление изученного материала | | |
82 | Закрепление изученного материала | | |
83 | Деление с остатком | | |
84 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | | |
85 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Деление с остатком | | |
86 | Деление с остатком | | |
87 | Деление с остатком | | |
88 | Решение задач на деление с остатком | | |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого | | |
90 | Проверка деления с остатком | | |
91 | Что узнали. Чему научились. Наши проекты | | |
92 | Наши проекты | | |
93 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | | |
|
94 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Тысяча | | |
95 | Образование и название трехзначных чисел | | |
96 | Запись трехзначных чисел | | |
97 | Письменная нумерация в пределах 1000 | | |
98 | Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, 100 раз | | |
99 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | | |
100 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений | | |
101 | Сравнение трехзначных чисел | | |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000 | | |
103 | Единицы массы. Грамм | | |
104 | Закрепление изученного материала | | |
105 | Закрепление изученного материала | | |
106 | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» | | |
Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (12 ч) |
107 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Приемы устных вычислений | | |
108 | Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | | |
109 | Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | | |
110 | Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140 | | |
111 | Приемы письменных вычислений | | |
112 | Алгоритм сложения трехзначных чисел | | |
113 | Алгоритм вычитания трехзначных чисел | | |
114 | Виды треугольников | | |
115 | Закрепление изученного материала | | |
116 | Что узнали. Чему научились | | |
117 | Что узнали. Чему научились | | |
118 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000» | | |
Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (5 ч) |
119 | Анализ ошибок допущенных в контрольной работе. Приемы устных вычислений | | |
120 | Приемы устных вычислений | | |
121 | Приемы устных вычислений | | |
122 | Виды треугольников | | |
123 | Закрепление изученного материала | | |
124 | Приемы письменного умножения в пределах 1000 | | |
125 | Алгоритм письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное | | |
126 | Закрепление изученного материала | | |
127 | Закрепление изученного материала | | |
128 | Приемы письменного деления в пределах 1000 | | |
129 | Алгоритм письменного приема деления трехзначных чисел на однозначные | | |
130 | Проверка деления | | |
131 | Закрепление изученного материала | | |
132 | Закрепление изученного материала. Знакомство с калькулятором | | |
133 | Закрепление изученного материала | | |
134 | Итоговая контрольная работа | | |
135 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного материала | | |
136 | Обобщающий урок. Игра «По океану материки» | | |
1