Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 6 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
Знать :
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе решения различных музыкально-творческих задач.
Содержание тем учебного предмета, курса.
Распределение учебных часов по разделам.
Тема | Количество часов | Количество тестов |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 2 |
Мир образов камернойи симфонической музыки | 18 | 1 |
Итого | 35 | 3 |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
А вторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Мир образов камернойи симфонической музыки
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
| 1 четверть | | | |
| Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. Песни о России. | 1 | | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | | |
3 | Старинный русский романс. | 1 | | |
4 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. | 1 | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…».С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо». | 1 | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя.. Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» | 1 | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Тест №1 | 1 | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. 2 четверть | 1 | | |
9 | Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». | 1 | | |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. | 1 | | |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть. Б.Окуджава «Молитва» | 1 | | |
12 | «Фрески Софии Киевской». Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | 1 | | |
13 | «Перезвоны» Молитва. | 1 | | |
14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал. | 1 | | |
15 | Образы духовной музыки Западной Европы. . И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал | 1 | | |
16 | Авторская музыка: прошлое и настоящее. Тест №2 | 1 | | |
17 | Джаз – искусство 20 века. И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» | 1 | | |
| Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | | |
18 | Вечные темы искусства и жизни. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». | 1 | | |
19 | Образы камерной музыки. Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. | 1 | | |
20 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. ИКТ | 1 | | |
21 | Инструментальый концерт. «Итальянский концерт». | 1 | | |
22 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. ИКТ | 1 | | |
23 | Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. | 1 | | |
24 | Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: ИКТ | 1 | | |
25 | Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. В. А. Моцарт «Симфония № 40». В.А.Моцарт «Авэверум». | 1 | | |
26 | Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. ПИ.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. | 1 | | |
27 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | | |
28 | Увертюра-фантазия П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | | |
29 | Увертюра-фантазия Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | 1 | | |
30 | Мир музыкального театра.Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»Тест №3 | 1 | | |
31 | Мир музыкального театра. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | | |
32 | Мир музыкального театра. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика» | 1 | | |
33 | Образы киномузыки. | 1 | | |
34 | Образы кино-музыки. Обобщающий урок. | 1 | | |
15