7
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 4 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание тем учебного предмета, курса.
Распределение учебных часов по разделам.
Название темы | Кол-во часов | Количество самостоятельных работ | Количество тестов | Количество проектов. |
Россия — Родина моя | 4 | - | - | - |
День, полный событий | 4 | - | 1 | - |
В музыкальном театре | 4 | - | 1 | - |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | 1 | - | - |
В концертном зале. | 6 | - | 1 | - |
В музыкальном театре. | 2 | - | - | - |
О России петь — что стремиться в храм | 4 | - | - | 1 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 6 | 1 | - | - |
Итого | 34 | 2 | 3 | 1 |
Содержание тем учебного курса.
«Россия — Родина моя»
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
«О России петь — что стремиться в храм»
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
«День, полный событий»
«В краю великих вдохновений...». Один день с А.С.Пушкиным. Музыкально – поэтические образы.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды,
предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов, Вариации в народной и композиторской музыке.Праздники русского народа.Троицын день.
«В концертном зале»
Различные жанры вокальной ,фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
«В музыкальном театре»
Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов – классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная).Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Календарно - тематическое планирование учебного предмета, курса.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
| 1 четверть Россия - Родина моя | 4 | | |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».«Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | 1 | | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. Русская народная песня «Ты река ль моя, реченька» | 1 | | |
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев-фрагмент. | 1 | | |
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 1 | | |
| День, полный событий. | 4 | | |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»Чайковский «Осенняя песнь», «Октябрь» | 1 | | |
6 | Зимнее утро, зимний вечер. Чайковский из «Детского альбома» «Зимний вечер» Яковлев, стихи Пушкина. | 1 | | |
7 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» | 1 | | |
8 | Ярмарочное Чайковского «Евгений Онегин» . Тест №1гулянье. Святогорский монастырь. Хор из оперы | 1 | | |
| В музыкальном театре. | 4 | | |
9 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 1 | | |
10 | «Приют, сияньем муз одетый…». М. Глинка «Венецианская ночь» | 1 | | |
11 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | 1 | | |
12 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Тест №2 | 1 | | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 | | |
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России . | 1 | | |
14 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | | |
15 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. Самостоятельная работа. | 1 | | |
| В концертном зале. | 6 | | |
16 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | | |
17 | Старый замок. . Мусоргский «Картинки с выставки» | 1 | | |
18 | Счастье в сирени живет…С. Рахманинов «Сирень» | 1 | | |
19 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 | | |
20 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 | | |
21 | Царит гармония оркестра. «Арагонская хота» М. Глинка. Тест №3 | 1 | | |
| В музыкальном театре. | 2 | | |
22 | Театр музыкальной комедии. Вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса | 1 | | |
23 | Балет «Петрушка». «Первая картина» из балета Стравинского. | 1 | | |
| «О России петь – что стремиться в храм». | 4 | | |
24 | Святые земли Русской. Илья Муромец Былинный напев сказителей Рябининых | 1 | | |
25 | Кирилл и Мефодий. Гимн Кириллу и Мефодию» композитора П. Пипкова Слова Михайловского. | 1 | | |
26 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Проект «Праздников праздник. Пасха» | 1 | | |
27 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | | |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 1 | | |
28 | Народные праздники. Троица. | 1 | | |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | | |
29 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | | |
30 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 | | |
31 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 | | |
32 | Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке. Самостоятельная работа. | 1 | | |
33 | Обобщающий урок. | 1 | | |
34 | Урок – концерт. | 1 | | |
7