Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района
Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 4 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
способы изображения Земли, её поверхности – глобус, географическая карта (план местности);
названия океанов и материков;
положение России, своего края на карте;
природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
правила поведения в природе.
должны уметь:
определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
проводить самостоятельные наблюдения в природе;
оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного предмета, курса.
Распределение учебных часов по разделам.
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество проверочных работ | Количество тестов | Количество проектов |
Земля и человечество. | 10 | - | - | 1 | - |
Природа России. | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Родной край –часть большой страны. | 12 | 1 | - | 1 | 1 |
Страницы всемирной истории. | 6 | - | 1 | - | - |
Страница истории Отечества. | 20 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Современная Россия | 9 | 1 | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 4 | 4 | 5 | 3 |
Земля и человечество .
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России .
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны.
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории .
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества .
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия (8 ч).
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Календарно – тематическое планирование учебного предмета, курса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
| 1 четверть Земля и человечество | 10 | | |
1 | Мир глазами астронома | 1 | | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | | |
3 | Звездное небо - великая книга Природы. | 1 | | |
4 | Мир глазами географа. Тест №1 | 1 | | |
5 | Пояса Земли | 1 | | |
6 | Мир глазами историка. | 1 | | |
7 | История - путешествие вглубь времен. Карта – помощница. | 1 | | |
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | 1 | | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | | |
10 | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа №1. | 1 | | |
| Природа России | 11 | | |
11 | Равнины и горы России. | 1 | | |
12 | Моря, озера и реки России. | 1 | | |
13 | Зона арктических пустынь. | 1 | | |
14 | Тундра. Природа тундры | 1 | | |
15 | Леса России. | 1 | | |
16 | Лес и человек. Контрольная работа №1 за 1 четверть. | 1 | | |
17 | Зона степей России | 1 | | |
18 | 2 четверть Пустыни России | 1 | | |
19 | У Черного моря .Тест №2 | 1 | | |
20 | Экологическое равновесие. Проект « Красная книга природы» | 1 | | |
21 | Обобщение по разделу «Природа России». Проверочная работа №2. | 1 | | |
| Родной край-часть большой страны | 12 | | |
22 | Родной край – малая Родина. | 1 | | |
23 | Поверхность нашего края | 1 | | |
24 | Водоемы нашего края | 1 | | |
25 | Наши подземные богатства | 1 | | |
26 | Земля-кормилица. | 1 | | |
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | | |
28 | Жизнь луга. Луг - природное сообщество. | 1 | | |
29 | Жизнь пресного водоема. Контрольная работа №2 за 2 четверть. | 1 | | |
30 | Растениеводство в нашем крае. Проект «Культурные растения в Ртищевского района» 3 четверть | 1 | | |
31 | Незаметные защитники урожая. | 1 | | |
32 | Животноводство в нашем крае | 1 | | |
33 | Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны» Тест №3 | 1 | | |
| Страницы всемирной истории | 6 | | |
34 | Начало истории человечества. | 1 | | |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | | |
36 | Средние века: время рыцарей и замков . | 1 | | |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | | |
39 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» Проверочная работа № 3 | 1 | | |
| Страницы истории Отечества | 20 | | |
40 | История Отечества. Жизнь древних славян. | 1 | | |
41 | Во времена Древней Руси. | 1 | | |
42 | Страна городов | 1 | | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | |
44 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | | |
46 | Куликовская битва. | 1 | | |
47 | Иван Третий. | 1 | | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | | |
49 | Патриоты России. Контрольная работа №3 за 3 четверть. | 1 | | |
50 | Петр Великий . | 1 | | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | | |
52 | 4 четверть Екатерина Великая ИКТ | 1 | | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | | |
56 | Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | | |
57 | Великая война и Великая Победа . Проект «Защитники Родины» | 1 | | |
58 | Страна, открывшая путь в космос. Тест №4. | 1 | | |
59 | Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества» Проверочная работа №4 | 1 | | |
| Современная Россия | 9 | | |
60 | Основной закон России и права человека | 1 | | |
61 | Мы – граждане России. Славные символы России | 1 | | |
62 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 | | |
63 | Такие разные праздники. Тест №5 | 1 | | |
64 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | | |
65 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). Контрольная работа №4 за год. | 1 | | |
66 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | | |
67 -68 | резерв | 2 | | |