СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 4 классе педагога Вичевой Н. А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 4 классе педагога Вичевой Н. А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" в 4 классе педагога Вичевой Н. А.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района

Саратовской области»

Утверждено

приказом №255-0

от 27 августа 2021г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


«Окружающий мир»


педагога Вичевой Надежды Александровны


в 4 классе


на 2021 – 2022 учебный год




Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от 27. 08. 2021 года






Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • способы изображения Земли, её поверхности – глобус, географическая карта (план местности);

  • названия океанов и материков;

  • положение России, своего края на карте;

  • природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

  • особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

  • правила поведения в природе.

должны уметь:

  • определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

  • различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

  • формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы


Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

  • понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Содержание тем учебного предмета, курса.

Распределение учебных часов по разделам.


Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество проверочных работ

Количество тестов

Количество проектов

Земля и человечество.

10

-

-

1

-

Природа России.

11

1

1

1

1

Родной край –часть большой страны.

12

1

-

1

1

Страницы всемирной истории.

6

-

1

-

-

Страница истории Отечества.

20

1

1

1

1

Современная Россия

9

1

1

1


Итого

68

4

4

5

3

Земля и человечество .

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России .

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны.

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории .

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества .

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (8 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Календарно – тематическое планирование учебного предмета, курса


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения


1 четверть


Земля и человечество


10



1

Мир глазами астронома

1



2

Планеты Солнеч­ной системы.

1



3

Звездное небо - великая книга Природы.

1



4

Мир глазами гео­графа. Тест №1


1



5

Пояса Земли

1



6

Мир глазами ис­торика.

1



7

История - путешествие вглубь вре­мен. Карта – помощница.

1



8

Прошлое и настоящее глазами эколога

1



9

Сокровища Земли под охраной человечества

1



10

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа №1.

1





Природа Рос­сии


11



11

Равнины и горы России.

1



12

Моря, озера и ре­ки России.

1



13

Зона арктических пустынь.

1



14

Тундра. Природа тундры

1



15

Леса России.


1



16

Лес и человек. Контрольная работа №1 за 1 четверть.


1



17

Зона степей России

1






18


2 четверть


Пустыни России





1



19

У Черного моря .Тест №2

1



20

Экологическое равновесие. Проект « Красная книга природы»

1



21

Обобщение по разделу «Природа России». Проверочная работа №2.

1






Родной край-часть боль­шой страны





12



22

Родной край – малая Родина.

1



23

Поверхность нашего края

1



24

Водоемы нашего края

1



25

Наши подземные богатства

1



26

Земля-кормилица.

1



27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1



28

Жизнь луга. Луг - природное сообщество.


1



29

Жизнь пресного водоема. Контрольная работа №2 за 2 четверть.


1



30

Растениеводство в нашем крае. Проект «Культурные растения в Ртищевского района»


3 четверть



1



31

Незаметные защитники урожая.

1



32

Животноводство в нашем крае

1



33

Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны» Тест №3

1





Страницы всемирной истории




6



34

Начало истории человечества.

1



35

Мир древности: далекий и близкий

1



36

Средние века: время рыцарей и замков .

1



37

Новое время: встреча Европы и Америки.

1



38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1



39

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» Проверочная работа № 3

1





Стра­ницы исто­рии Отече­ства

20



40

История Отечества. Жизнь древних славян.

1



41

Во времена Древ­ней Руси.

1



42

Страна городов

1



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1



44

Трудные времена на Русской земле.

1



45

Русь расправляет крылья

1



46

Куликовская битва.

1



47

Иван Третий.

1



48

Мастера печатных дел

1



49

Патриоты России. Контрольная работа №3 за 3 четверть.

1



50

Петр Великий .

1



51

Михаил Васильевич Ломоносов.

1






52


4 четверть


Екатерина Великая ИКТ




1



53

Отечественная война 1812 года

1



54

Страницы истории XIX века

1



55

Россия вступает в XX век

1



56

Страницы исто­рии 1920-1930-х годов

1



57

Великая война и Великая Победа . Проект «Защитники Родины»


1



58

Страна, открыв­шая путь в космос. Тест №4.

1



59

Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества» Проверочная работа №4

1





Совре­менная Россия


9



60

Основной закон России и права человека

1



61

Мы – граждане России. Славные символы России

1



62

«Дети имеют право на особую заботу
и помощь»


1



63

Такие разные праздники. Тест №5

1



64

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1



65

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). Контрольная работа №4 за год.

1



66

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1



67 -68

резерв

2