СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни (ОСЖ) "

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы социальной жизни (ОСЖ) "»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район тел/факс 8(30136)53-3-02 с. Новая Брянь ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru




«Рассмотрено»

На заседании методического объединения

протокол№________

от________________


«Согласовано»

Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от_____________

«Утверждено»

Директор школы

_________С.О. Будаев

от_______________




Адаптированная рабочая программа


Предмет: Основы социальной жизни (ОСЖ)

Класс: 6

Учебный год: 2021-2022

Квалификационная категория: нет






Учитель домашнего обучения:

Шагдарова Т.Д











с.Новая Брянь





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни (ОСЖ)»

составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной прогаммой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2021-2022 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант;

Настоящая программа составлена для учащегося 6 класса, обучающегося индивидуально на дому, поэтому несколько отличается от основной программы и рассчитана всего на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта

Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

― овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций; ― формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; ― достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; ― выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

― участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутри школьной социальной среды.

Цель реализации АООП направлена на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Планируемые результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Общая характеристика учебного предмета

Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета «Основы социальной жизни»:

- научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;

- сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

- коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Изучение предмета ОСЖ в школе обеспечивает работу:

• коррекционно – обучающую;

• коррекционно – развивающую;

• коррекционно – воспитательную;

• воспитание положительных качеств личности;

• развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете ОСЖ, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни (ОСЖ)» в 6 классе составлена в соответствии с учебным планом обучающихся на дому ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).



Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс):

Минимальный уровень:

-представления о разных группах продуктов питания;

- знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам, понимание их значения для здорового образа жизни человека;

-умение приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;

-представление о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовление пищи;

-соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

-знание отдельных видов одежды и обуви и некоторых правил ухода за ними;

-знание правил личной гигиены, умение их выполнять под руководством взрослого;

-знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;

-знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

- умения совершать покупки различных видов товара под руководством взрослого;

-представление о статьях семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

-представление о различных видах средств связи;

-знание и соблюдение некоторых правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

-знание названий организаций социального назначения и их назначение.


Достаточный уровень:

-знание о способах хранения и переработки продуктов питания;

-умение составлять меню из предложенных продуктов питания;

-умение самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;

-умения самостоятельно совершать покупки различных видов товара;

-умения ежедневного соблюдения правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

-умения соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;

-усвоение морально-этических норм поведения;

-навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

-умение обращаться в различные медицинские учреждения, вызывать врача на дом, покупать лекарства и т.д.;

-умение пользоваться различными средствами связи, в том числе и Интернет-средствами;

-знание основных статей семейного бюджета, умение вести его расчет;

-составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.


Базовые учебные действия на этапе обучения в VI классе:

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

-активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия.

Коммуникативные учебные действия включают:

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

-использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия.

Регулятивные учебные действия представлены умениями:

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,

- осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; -адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия.

-Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;

-использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,

-установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Содержание учебного предмета

Одежда и обувь(2ч)

Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке. Правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.


Личная гигиена (2ч)

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приёмы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных ванн, физических упражнений.Сезонная одежда, обувь, головной убор. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения.


Транспорт (3ч)

Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната. Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.


Семья (2ч)

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, их продуктивная деятельность. Права и обязанности каждого члена семьи.


Учреждения и организации(2ч)

Дошкольные учреждения – детские сады, школа, Дома культуры и их назначение.


Средства связи (3ч)

Основные средства связи, их назначение. Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.


Питание (7ч)

Гигиена приготовления пищи. Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи. Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления блюд.


Жилище (4ч)

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса. Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.).


Торговля (3ч)

Магазины промышленных товаров и их отделы. Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.


Медицинская помощь (4ч)

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды медицинских учреждений. Работники медицинских учреждений. Виды врачебной помощи. Меры предупреждения глистных заболеваний.


Культура поведения (2ч)

Правила поведения в общественных местах. Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Экскурсия в библиотеку. Обобщение пройденного материала за год. Контрольное тестирование по разделам.


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Одежда и обувь

2

2

Личная гигиена

2

3

Транспорт

3

4

Семья

2

5

Учреждения и организации

2

6

Средства связи

3

7

Питание

7

8

Жилище

4

9

Торговля

3

10

Медицинская помощь

4

11

Культура поведения

2

12

Итого

34


Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность

применявшихся им практических действий (анализ работы).

Прилежание ученика во время работы.

Степень умственной отсталости.

Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

Уровень физического развития ученика.

Оценивание устного ответа учащихся.

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка выполнения практических работ.

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.



Итоговый контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения. Оценка самостоятельных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

Выполнил практическую работу без ошибок и недочетов.

Допустил не более одной ошибки и одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил практическую работу полностью, но допустил в ней:

Не более двух негрубых ошибок и одного недочета.

Или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 практической работы или допустил:

Не более трёх грубых ошибок.

Или не более двух грубых и одной негрубой ошибки и одного недочета.

Или не более двух-трех негрубых ошибок.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения

каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для

периодического контроля или итогового контроля. При оценивании

используется следующая шкала:

Тест из пяти вопросов:

Отметка «5» ставится, если ученик:

1 .Выполнил работу без ошибок.

2.Допустил не более одной ошибки.

Отметка «4» ставится, если ученик допустил в ней:

1 .Не более двух ошибок.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы

или допустил: ш

1 .Более трёх ошибок.

Тест из десяти-пятнадцати вопросов:

Отметка «5» ставится, если ученик;

1 .Выполнил работу без ошибок;

2.Допустил не более одной (двух) ошибки.

Отметка «4» ставится, если ученик допустил в ней:

1 .Не более трёх (четырёх) ошибок.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1 .Более четырёх (пяти) ошибок.


Описание учебно - методического и материально – технического обеспечения учебного предмета


1. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год – 136 с.

Дополнительный список литературы

1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год.

2. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год – 247 с.

3. Воронкова В.В. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год.

4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 год – 92 с.

5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год.

6. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год.


Компьютерные технологии

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор (интерактивная доска).

Интернет-ресурсы


Список литературы учителя


  1. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида// Под ред. А. М. Щербаковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Издательский центр В ЛАД ОС, 2005 г.

  2. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классов // Под ред. С.А. Львова, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005 г.Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. //Под ред. В.В.Воронковой - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.-Сб. 1.

  3. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида // Под ред. А. М. Щербаковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005 г.

  4. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классов // Под ред. С.А. Львова, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005 г.

  5. Наумов Л.А. За годом год - М. Знание 2008г.

  6. Петровский К.С. Правильно ли вы питаетесь? - М. Знание 2007г.

  7. Лаптев А.П. Закаляйтесь на здоровье - М.; Медицина 2011г.

  8. Дерябина С.П. Социально-бытовая ориентировка 5-9кл.вариативные тестовые задания - Волгоград: Учитель 2013г.

  9. Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка 5-9 классы: развернутое тематическое планирование - Волгоград: Учитель 2013г

  10. Ю.Симоненко В.Д. Технология Учебник для учащихся бкласс - М.; Вентана-Граф, 2004г.

  11. П.Хохрина В.Т. Социально-бытовая ориентировка Кн. для учащихся специальных школ -Иркутск 2002г.

  12. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

  13. Макридина О.И. Технология 6 класс - Волгоград: Учитель - ACT, 2004г.

  14. Соловьев Э. Я. Этикет - М.; ИВФ Антал, 2014г.

  15. Культура питания: энциклопедический справочник/ Под ред. И.А. Чаховского. — Минск.: Белорусская советская энциклопедия, 2013.

  16. Мусская И.А. Домоводство. —Ижевск: РИО «Квест», 2012.

  17. Ковалев, В. М„ Могильный, Н. П. Рецепты русской кухни. - М.: Мир, 2011.

  18. Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. - М.: ОМА-пресс, 2011г.

  19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000.

  20. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Авт.-сост. В. И. Астафьев, А. Ф. Черданцева. - Минск, 2000

  21. Домоводство и обучающий труд: Учебное пособие/Составитель А.П. Тарасова. — С-Пб.: МиМ- Экспресс, 2006.

  22. Коноплёва Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.: Пер. с болгарского. — М.: Легпромбытиздат, 2011.

  23. Мусская И.А. Домоводство. — Ижевск: РИО «Квест», 2012.

  24. Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. - М.: Сов. Россия, 2010


Список литературы учащихся


  1. Поливалина JI.A. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.

  2. Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.- 382 с.

  3. Селинина А.Н. Советы молодой хозяйки - Улан-Удэ, Бурят. кн. изд-во, 2012г.

  4. Кулинарная книжка: Мамины советы, Г.М. Балан - М. ИКТ Ростов изд-во 2004г.

  5. Сервировка стола от А до Я - Говорова Д.Д. - М. Эскмо - 2010г.

  6. Оводова О.Д. Ты это помнишь? Изд-во Малыш М. 2016г.

  7. Юдина Е.Н. Правила поведение в обществе М изд-во АСТ-ПРЕСС - 2010г.

  8. Белов А.И. Как стоят дом- Ростов 2003г.

  9. Симоненко В.Д. Технология Учебник для учащихся бкласс - М.; Вентана-Граф, 2004г.

Ю. Макридина О.И. Технология 6 класс - Волгоград: Учитель - ACT, 2004г.


Список литературы родителей

  1. Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2014.-400 с: илл.

  2. Поливалина JI.A. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.-576 с: илл.

  3. Кулинарная книжка: Мамины советы, Г.М. Балан - М. ИКТ Ростов изд-во 2004г.

  4. Сервировка стола от А до Я - Говорова Д.Д. - М. Эскмо - 2010г.

  5. Норенко И.Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий - Волгоград- 2007г.

  6. Еременко Т.И. Книга о вкусной и здоровой пище - М изд-во Колос 2013г.

  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000.

  8. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Авт.-сост. В. И. Астафьев, А. Ф. Черданцева. - Минск, 2000.

  9. Лощинский В. М. Сервировка и этикет стола. - Минск, 2008.

  10. Ю. Соловьев Э. Я. Этикет - М.; ИВФ Антал, 2014г.

  11. Культура питания: энциклопедический справочник/ Под ред. И.А. Чаховского. — Минск.: Белорусская советская энциклопедия, 2013.

  12. Мусская И.А. Домоводство. —Ижевск: РИО «Квест», 2012.

  13. Ковалев, В. М„ Могильный, Н. П. Рецепты русской кухни. - М.: Мир, 2011.

  14. Н.Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. - М.: ОМА-пресс, 2011

  15. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Авт.-сост. В. И. Астафьев, А. Ф. Черданцева. - Минск, 2000

  16. Домоводство и обучающий труд: Учебное пособие/Составитель А.П. Тарасова. — С-Пб.: МиМ- Экспресс, 2015.

  17. Коноплёва Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.

  18. Миладинов Петр. Полезные советы и рецепты для всех: Пер, с болгарского. — М.: Легпромбытиздат, 2014.

  19. Мусская И.А. Домоводство. —Ижевск: РИО «Квест», 2012.

  20. Ковалев, В. М., Могильный, Н. П. Русская кухня: традиции и обычаи. - М.: Сов. Россия, 2010






Контрольная работа по домоводству I четверть 6 класс


Ф.И. ученика(цы) _______________________________

1. Домоводство - это ____________________________________________________

2. Запишите пословицы о труде: ___________________________________________

________________________________________________________________________

3. Осень –это : (выберите правильный вариант)

а) июнь, июль, август б) сентябрь октябрь, ноябрь в) март, апрель, май

4.К сезонной уборке в доме относят:

а) мытьё окон б) уборка кровати в) побелка потолков г) проветривание комнат

5. Соотнесите стрелочками:

Морковь

срезают

Картофель

выдергивают

Помидоры

выкапывают

Капуста

срывают


6.Для утепления деревянных(старых) окон необходимы следующие материалы:

а) вата б) прищепка в) малярный скотч г) сок д) нож е) нитки ж)ножницы

7. Зонирование квартиры - это______________________________________________

_______________________________________________________________________

8.Соотнесите стрелочками:

Зона отдыха

Кухня

Зона питания

Спальня

Зона сна

Ванная

Зона личной гигиены

Гостинная


9. Что может находиться в ванной комнате:

а) мочалка б) конфеты в) эл.плитка г)шампунь д)мыло е) велосипед ж)зубная паста

10. Одиночное размещение растений - это размещение растений, которые располагаются:

а) внутри стеклянного сосуда б) отдельно в) близко друг к другу

Оценка




























Контрольный тест 2 четверть 6 класс

Ф.И.О._____________________

 1.Напишите предметы, изображённые на рисунке.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Платье, шуба, купальник – это _______________________________.

овощи, одежда, фрукты, обувь

3. Одежда бывает

А) красивая,

Б) зимняя,

В) осенняя,

Г) грязная,

Д) летняя,

Е) весенняя,

Ё) удобная

3.Сезонная одежда зависит от ________________________________.

дождя, человека, времени года

4. Летняя сезонная одежда – это

А) шуба, сарафан, валенки, шорты,

Б) футболка, плащ, сапоги, кепка

5. Осенняя сезонная одежда – это

А) тёплая юбка, куртка, сапоги,

Б) купальник, шорты, майка

6. Зимняя сезонная одежда – это

А) платье, шуба, свитер, сандалии,

Б) кофта, тёплые брюки, сарафан

7. Одежду шьют из

А) травы,

Б) меха,

В) кожи,

Г) веток,

Д ) ткани

8. Одежда, сшитая из меха, называется

А) заячья,

Б) меховая,

В) деревянная

9. Ухаживать за одеждой – это значит (подчеркните верное)

мять, рвать, стирать, чистить, пачкать, гладить

10. Красивая чистая одежда

А) портит человека,

Б) украшает человека

11. Каково назначение стирки______________________________________

_________________________________________________________________

12. Выберите виды стирки

А) Мокрая

Б) Ручная

В) Холодная

Г) Машинная

Д) ультразвуковая

13. Выберите этапы стирке на стиральной машине

А) Стирка

Б) Замачивание

В) Полоскание

Г) отбеливание

Д) Отжим

Е) кипячение

Ё) Сушка



1 4. Поставьте цифры в соответствии с рисунком

__Сливной шланг __ Камер

__Люк ___Дозатор

__Шнур с вилкой __ Крышка

__Ручки программного управления стиральной машины


15. Прачечная - это

А) предприятие, где шьют одежду

Б) предприятие службы быта, куда сдают белье для стирки и утюжки.

16. Какие вещи можно сдавать в прачечную?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

17. Правила сдачи белья в прачечную (поставить цифры)

_____Рваные вещи отремонтировать.

_____Заполнить квитанцию, проверить запись: наименование и количество.

_____При получении заказа сравни количество полученного белья с записью в квитанции.

_____Пришить метки.

_____Вытряхнуть грязь из углов постельного белья.





Контрольная работа по домоводству за III четверть 6 класс

Ф.И.О, дата рождения________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Заполни пропуски нужными словами:

-На стуле нужно сидеть______не класть локти на ___________.

Есть и пить следует бесшумно, жевать _______________ртом.

-Не ешьте__________________то, что можно есть вилкой.

  1. Соотнесите порядок мытья посуды:




Высушить


Вымыть и прополаскать


Рассортировать посуду по видам и очередности мытья


Очистить посуду от остатков пищи

  1. Как называется яйцо, снесенное курицей 5-7 дней назад_____________________

  2. Сколько минут необходимо варить яйцо «всмятку» _________________________

  3. Перечислите продукты, необходимые для приготовления блинов:_________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Перечислите правила техники безопасности при приготовлении макарон:

Учитель__________________________ оценка______________







Контрольный тест по предмету «Домоводство»

4 четверть 6 класс

  1. Выберите продукты длительного хранения

А) Мука и сухие изделия из муки

Б) Полуфабрикаты

В) Засушенные овощи и фрукты

Г) Молочные продукты

Д ) Консервы баночные

Е) Пряности, специи, уксус

Ё) Колбасные, мясные изделия

Ж) Сахар, соль, чай

  1. Выберите способы консервирования:

1. Маринование.

2. Варение

3. Сушка

4. Желе

5. Замораживание

6. Соление и квашение.

  1. Выберите правильное определение, что такое варение

А) продукт, полученный увариванием различных фруктовых пюре с сахаром.

Б) продукт, полученный из цельных или разрезанных на дольки плодов или ягод, сваренных в сахарном сиропе или с добавлением сахара.


В) продукт, который вариться в один прием, для него характерна желеобразная консистенция сиропа.

  1. Технология приготовления быстрого варения: (поставить цифры)

____ Положить сахар

____ Перебрать ягоду

____ варить на медленном огне

____ довести до кипения

_____Промыть ягоду

  1. Какие овощи растут в огороде?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где выращивает человек растения?

___________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое пищевая ценность?

А) обширный класс органических соединений, среди них встречаются вещества с сильно различающимися свойствами

Б) понятие, отражающее всю полноту полезных свойств пищевого продукта,

  1. Напишите рецепт фруктового салата

____________________________________________________________________________________________________________________________



ОЦЕНКА ______________




















Календарно – тематическое планирование по предмету «Основы социальной жизни»

в 6 классе на 2021-2022 учебный год.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности


Одежда и обувь



1

Значение опрятного вида человека.

Практическая работа. Пришивание пуговиц.

Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

1

Беседа, работа с учебником

Практическая работа.

2

Практическая работа. Стирка изделий из х/б тканей.

Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.

Практическая работа. Глажение фартуков, косынок.

1

Беседа

Практическая работа.


Личная гигиена



3

Значение закаливания организма для здоровья человека.

Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур.

1

Беседа, работа с учебником


4


Правила и приемы ухода за органами зрения.

Практическая работа. Уход за глазами(промывание и протирание).

Губительное влияние вредных привычек на организм.

1

Практическая работа.

Составление тезисов к лекции


Транспорт



5

Основные транспортные средства.

Оплата проезда на всех видах транспорта. Маршруты передвижения.

1

Беседа, работа с учебником

6

Пригородные автобусы. Расписание, направления, зоны.

Способы заказа и приобретения билетов через интернет.

1

Беседа

7

Экскурсия автовокзал. Наблюдение за приобретением билетов

1

Экскурсия


Семья



8

Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность.

Права и обязанности каждого члена семьи.

1

Беседа, ролевая игра:

9

Практическая работа. Запись сведений о членах семьи

1

Практическая работа


Учреждения и организации



10

Дошкольные учреждения, их назначение.

Школьные учреждения, их назначение.

Дом культуры, его назначение для жителей.

1

Беседа, составление тезисов к лекции

11

Экскурсия Дом культуры

1

Экскурсия


Средства связи



12

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер).

Почта. Виды почтовых отправлений.

1

Беседа

13

Виды писем. Порядок отправления письма различного вида.

Практическая работа. Написание адреса на почтовом конверте.

1

Практическая работа

14

Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Экскурсия на почту

1

Экскурсия


Питание



15

Гигиена приготовления пищи.

Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи.

Способы выбора доброкачественных продуктов.

1

Беседа, работа с учебником


16

Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.

1

Экскурсия

17

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки.

Практическая работа. Чтение рецептов.

Блюда из круп. Практическая работа. Приготовление каши на воде.

1

Практическая работа.

18

Блюда из овощей.

Практическая работа. Приготовление картофельного пюре.

Блюда из яиц.

Практическая работа. Приготовление омлета.

1

Практическая работа.

19

Приготовление чая.

Практическая работа. Заварка чая.

Правила и приёмы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

1

Практическая работа.

20

Практическая работа. Мытье кухонной посуды с применением моющих средств

1

Практическая работа.

21

Составление рецепта приготовления собственного блюда.

1

Эксперимент


Жилище



22 -23

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии.

Повседневная сухая и влажная уборка помещения.

2

Беседа, работа с учебником



24- 25

Пылесос. Использование в уборке пылесоса.

Практическая работа. Уборка спальной комнаты с использованием пылесоса.

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

Практическая работа. Уход за мебелью в классе.

2



Беседа



Практическая работа



Торговля



26

Специализированные продовольственные магазины. Виды товаров.

Экскурсия в продовольственный супермаркет «Магнит».

1

Экскурсия

27 - 28

Виды товаров, стоимость, порядок приобретения.

Правила выбора доброкачественных продуктов питания.

Практическая работа. Определение срока годности товара на упаковке.

2

Беседа


Практическая работа.


Медицинская помощь



29-30

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи.

Экскурсия в аптеку.

2

Беседа

Экскурсия

31 -32

Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.

Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация.

Сюжетно-ролевая игра: «Вызов скорой помощи».

Меры предупреждения глистных заболеваний.

2


Беседа



Сюжетно-ролевая игра


Культура поведения



33

Правила поведения в театре, кинотеатре.

Ролевая игра: «Посещение кинотеатра».

1

Ролевая игра:

34

Правила поведения в музее, библиотеке.

Повторение. Правила поведения в школе во время занятий и на перемене.

Повторение. Правила безопасного поведения во время летнего отдыха

1

Экскурсия

Беседа

Ролевая игра