Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» (далее - ОСЖ) для обучающихся 5 класса составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Положения о рабочей программе ОГБОУ Центр ППМС «Развитие».
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия для специальных (коррекционных) школ 8 вида Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка 5 класс М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, (коррекционная педагогика)
Цель специальных коррекционных занятий по ОСЖ:
практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.
Задачи:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу,
творческого отношения к домашнему труду;
4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни»
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.
Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться
по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
3. Место учебного предмета «Основы социальной жизни» в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. 1 час в неделю (34 учебные недели) 5 класс.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости;
- осознание своей национальности;
- уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину;
- принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;
- определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;
- умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
- уважительное отношение к чужому мнению.
Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:
- знание и соблюдение правил личной гигиены;
- соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;
- соблюдение правил поведения в общественных местах;
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдение правил дорожного движения;
- знание видов и назначения одежды и обуви;
- знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;
- знание и соблюдение правил поведения в магазине;
- знание назначения посуды и столовых приборов;
- умение заваривания чая;
- сервировка стола к завтраку.
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания;
- знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их - значения для здорового образа жизни человека;
- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
- соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение - усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
- знание способов хранения и переработки продуктов питания;
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;
- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.).
5. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни»
5 класс.
Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда.
Личная гигиена. Правила личной гигиены в течение дня. Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за кожей рук, ног и ногтями. Правила ухода за полостью рта; предметы личной гигиены по уходу за полостью рта; правила ухода за ушами. Правила освещенности рабочего места; правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач. Правила ухода за волосами; периодичность мытья головы; средства для мытья головы.
Одежда и обувь. Виды одежды и головных уборов, их назначение. Правила ухода за одеждой. Виды обуви и их назначение; правила ухода за кожаной обувью. Правила повседневного ухода за обувью из замши, текстиля, шерсти. Правила подготовки обуви к хранению посезонно.
Питание. Продукты питания и их значение. Правила составления рациона питания. Виды блюд, не требующих тепловой обработки; виды бутербродов. Значение вторых блюд; использование механических и электробытовых приборов. Правила безопасной работы режущими инструментами; место приготовления пищи и его оборудование. Способы заваривания чая. Посуда и столовые приборы, их назначение. Правила сервировки стола с учетом различных меню.
Семья. Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Взаимоотношение между членами семьи и взаимопомощь. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
Культура поведения. Культура поведения. Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке) и дома. Значение осанки для общего здоровья. Формы исправления осанки. Правила общения.
Жилище. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие; виды отопления в городе и селе; жилой дом, домашние помещения: зал (гостиная), спальня, кухня, ванная, прихожая; их названия, функциональное назначение. Гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, инвентарь и виды моющих средств, используемых при уборке.
Транспорт. Основные виды транспортных средств, имеющихся в городе. Стоимость проезда на всех видах городского транспорта (разовый билет, проездной билет, удостоверение); порядок приобретения билетов. Правила поведения в транспорте и на улице. Транспортный и пешеходный маршрут до школы и обратно. Правила дорожного движения. Правила проезда в транспорте; правила передвижения по улице.
Торговля. Виды торговых предприятий. Их назначение. Продуктовые магазины. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. Срок годности, стоимость. Экскурсия в продуктовый магазин.
Тематическое планирование
№ п. п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Вводный урок. Знакомство с предметом. Вводный инструктаж по охране труда. | 1 | | Знакомство с целью и назначением предмета «Основы социальной жизни». Определение правила по охране труда. |
| Личная гигиена | 3 | | |
2 | Правила личной гигиены в течение дня | 1 | | Последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета |
3 | Предметы и средства личной гигиены | 1 | | Знание и соблюдение правил личной гигиены, отработка умений и навыков ухода за предметами личной гигиены. |
4 | Гигиена зрения. Ее значение в жизни и деятельности человека | 1 | | Выработка навыков гигиены зрения. Определение правила по охране зрения. |
| Одежда и обувь | 4 | | |
5 | Виды одежды и головных уборов, их назначение. | 1 | | Уточнение представлений об одежде, головных уборах и способах их использования. Отработка умений и навыков ухода за одеждой и головными уборами. |
6 | Уход за одеждой Практическая работа. Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды. | 1 | |
7 | Виды и назначение обуви. Уход за обувью. | 1 | | Расширение и уточнение представлений об обуви. Отработка умений и навыков ухода за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви). Умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения. |
8 | Обобщение пройденного материала. Практическая работа «Убираем зимние вещи на летнее хранение» | 1 | |
| Питание | 6 | | |
9 | Продукты питания и их значение | 1 | | Уточнение и расширение знаний о продуктах растительного и животного происхождения. Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье. Составление рациона питания. Соблюдение правил техники безопасности на кухне. Уточнение и систематизация представлений о посуде, о видах посуды и ее назначении. Определение правил по уходу за посудой и правил сервировки стола. |
10 | Бутерброды. | 1 | |
11 | Салаты и винегреты | 1 | |
12 | Заваривание чая | 1 | |
13 | Кухонная посуда и уход за ней | 1 | |
14 | Обобщение пройденного материала. Практическая работа «Сервировка стола к завтраку». | 1 | |
| Семья | 2 | | |
15 | Семья, родственные отношения в семье | 1 | | Составление рассказа по рисункам и фотографиям о семейных взаимоотношениях, семейной атмосфере, общих занятиях; определение понятия «культура общения» |
16 | Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь | 1 | |
| Культура поведения | 5 | | |
17 | О культуре поведения | 1 | | Обсуждение формул вежливости, имеющиеся в русском языке, и как они применяются в различных ситуациях общения; моделирование ситуаций общения в различных обстановках; формулирование правила этикета в гостях. Составление рассказа о правилах поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт) Выполнение проверочной работы. |
18 | Правила поведения в общественных местах и дома. Ролевая игра | 1 | |
19 | Значение осанки для общего здоровья. | 1 | |
20 | Правила общения. | 1 | |
21 | Обобщение пройденного материала. Сюжетно - ролевая игра. «В кафе» | 1 | |
| Жилище | 6 | | |
22 | Виды жилых помещений в городе и деревне. | 1 | | Уточнение и расширение представлений о типах домов и квартир, видах отопления. Заполнение таблиц. Выполнение заданий по карточке. |
23 | Варианты квартир и подсобных помещений. Виды отопления. | 1 | |
24 | Гигиена жилища. | 1 | | Уточнение и расширение представлений о гигиене жилища. Определение инвентаря и приспособлений для уборки. Сравнение предметов. Характеристика предметов по их основным свойствам. Определение последовательности уборки детской комнаты. |
25 | Инвентарь и приспособления для уборки. Последовательность уборки детской комнаты. | 1 | |
26 | Почтовый адрес дома, школы | 1 | | Ответы на вопросы. Выполнение практической работы. «Заполнение почтового адреса на открытках» |
27 | Обобщение пройденного материала. | 1 | |
| Транспорт | 3 | | |
28 | Виды транспортных средств. Маршрут и схема проезда | 1 | | Прослушивание текста. Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор). Нахождение объектов на иллюстрациях. Чтение правил поведения в общественном транспорте. Практическая отработка правил поведения в транспорте, общественных местах и на дороге. |
29 | Поведение в транспорте. Стоимость проезда. Правила передвижения на велосипеде. | 1 | |
30 | Правила дорожного движения. | 1 | |
| Торговля | 3 | | |
31 | Виды торговых предприятий. Их назначение. | 1 | | Отработка умения ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями торговли (магазин, рынок) |
32 | Продуктовые магазины. Виды отделов в продуктовых магазинах и правила покупки товаров. Срок годности, стоимость. | 1 | | Отработка умения правильно вести себя в учреждениях, умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках. Определение срока годности и стоимости товаров. Соблюдение правил поведения в магазине. Ответы на вопросы. |
33 | Экскурсия в продуктовый магазин. | 1 | |
34 | Обобщение и повторение пройденного. | 1 | |
| Итого | 34 | | |
Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ 8 вида Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка 5 класс М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, (коррекционная педагогика)
Субчева В.П. Социально -бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, (коррекционная педагогика)
Печатные пособия.
Учебный плакат к разделу «Личная гигиена»: «Гигиена органов дыхания», «Вред курения».
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.
Презентации по темам предмета.
Технические средства.
Персональный компьютер.
Принтер, сканер.
Интернет-ресурсы
Открытый портал образования http://window.edu.ru/
Проект «Инфоурок» http://infourok.ru
Портал по инклюзивному и специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья г. Москва http://еdu-open.ru/
Равные возможности образования http://www.znaem-mozhem.ru/
Электронная библиотека http://biblioteka.ru.